О ПРОГРАММЕ МИНИСТРА КУПЕШЕВА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2021-2024 ГОДЫ

  • 09.08.2021
  • 0

В 2015 году на Генеральной Ассамблее ООН были определены Цели устойчивого развития до 2030 года, где четвертая цель заключается в предоставлении  качественного образования и гарантий возможности получения образования на протяжении всей жизни каждого человека. Устойчивое развитие Кыргызской Республики (КР) зависит, прежде всего, от качества человеческих ресурсов, что, в свою очередь, настоятельно требует создания в стране современной системы образования.

В целях развития образования в соответствии с современными требованиями в Кыргызской Республике был разработан и принят целый ряд нормативных правовых документов: «Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года», «Стратегия развития образования в Кыргызской Республике в 2012-2020 годы», «Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг.» и др.

На данный момент КР не демонстрирует высокие показатели развития образования относительно мировых тенденций и достижений. Например, по программе PISA, оценивающей качество школьного образования, Кыргызстан занял последние места в 2006 и 2009 годах. Профессиональные лицеи и колледжи ни разу не приняли участие в чемпионат мира по профессиональным компетенциям World Skills Championat, хотя он проводится уже более 50 лет. В авторитетных международных рейтингах университетов нет ни одного вуза КР. Все это свидетельствует об относительно низком качестве образования в КР.

 Предлагаемая Программа министра образования и науки Кыргызской Республики Купешева Б.Д. на 2021- 2024 годы создана на основе Закона КР «Об образовании» и вышеуказанных документов. Программа была разработана рабочей группой, созданной приказом министра образования и науки КР №890\1 от 31.05.2021.

Цель Программы: определение путей развития целостной, гибкой, открытой и динамично развивающейся национальной системы образования, обеспечивающей:

— сохранение и трансляцию духовных и культурных ценностей народов Кыргызстана, их национальной идентичности и самобытности;

— создание эффективных механизмов управления, гибко реагирующих на внутренние и внешние вызовы;

— качественное удовлетворение образовательных запросов и потребностей поликультурного общества;

— успешное развитие экономики и повышение качества жизни граждан Кыргызстана.

Приоритетными направлениями развития системы  образования  в Кыргызской Республике являются:

  1. Достижение всеми выпускниками ожидаемых результатов обучения. На всех ступенях системы образования следует чётко прописать ожидаемые результаты обучения на основе принципов непрерывности, последовательности и соответствия требованиям рынка труда и общества. Основной обязанностью каждого педагога должно стать достижение ожидаемых результатов обучения обучающихся.
  2. Формирование навыков 21 века. Современный обучающийся должен не только знать, но и уметь применять знания для решения практических задач, возникающих в его жизни и владеть навыками самообразования.
  3. Полный охват обучающихся основными учебниками, направленными на достижение ожидаемых результатов обучения и навыков 21 века. В первую очередь, обучащийся должен иметь все основные учебники. Без этого, не может быть и речи о качественном образовании!
  4. Воспитание, направленное на формирование у учащихся гармоничной системы общечеловеческих и национальных ценностей. Глобализация может уничтожить национальные ценности и самобытность. Поэтому важно сохранить, приумножить и передать обучающимся гармоничную систему общечеловеческих и национальных ценностей.
  5. Введение единых онлайн выпускных экзаменов в школах республики. Это позволит получить объективные оценки выпускников школ независимо от места нахождения школ и сравнивать их по результатам.
  6. Повышение эффективности научных исследований в высших учебных заведениях в соответствии с приоритетами развития Кыргызской Республики. Результаты научных исследований должны вести к устойчивому экономическому и социальному развитию страны.
  7. Обязательное трёхъязычное образование. Обучающиеся должны владеть государственным языком, как основным в стране, официальным, как основным языком общения в постсоветском пространстве и английским, как основным мировым языком и главным источником новой информации в мире.
  8. Развитие инклюзивного образования. Создать условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, чтобы гарантировать достижение ими ожидаемых результатов обучения.
  9. Создание личностно-ориентированной, дружественной и безопасной среды обучения. Только такая среда обучения гарантирует наилучшие условия для достижения ожидаемых результатов обучения.
  10. Создание системы стимулов для работников системы образования, в том числе работников МОиН КР и обучающихся для ускоренного и успешного развития системы образования в КР. Только эффективная система стимулирования и мотивации работников образования и обучающихся может гарантировать успешное развитие системы образования.
  11. Привлечение, мотивация и координация усилий всех заинтересованных сторон в развитии системы образования КР. Участие и вклад всех заинтересованных сторон может существенно ускорить развитие системы образования КР.
  12. Создание эффективной системы обеспечения качества на всех уровнях образования. Обеспечение качества образования должно вестись системно, последовательно и эффективно на всех уровнях образования с участием всех заинтересованных сторон.
  13. Максимальная цифровизация образования для обеспечения доступа всех желающих к качественному образованию на всех его уровнях. Цифровизация предоставляет большие возможности для всех желающих получить качественное образование независимо от места проживания.
  14. Ускоренное развитие экспорта образования.

В Кыргызстане, в отличие от других стран Центральной Азии, довольно успешно идет процесс экспорта медицинского образования в Индию и Пакистан. Накоплен достаточный положительный опыт в этой области. Этот процесс необходимо максимально ускорить, так как это прямой источник прямых валютных инвестиций в экономику страны. Кроме того, имеются предпосылки для экспорта образования в области информационных технологий, так как в этой области успешно работает Парк высоких технологий, выполняющий заказы на программное обеспечение для зарубежных стран.

Среди приоритетных направлений развития есть традиционные, которые всегда рассматривались раньше. В Программе направления 2,3,5,7,10-14 являются новыми, которые раньше не рассматривались. Программа министра состоит из 11 разделов, каждый из которых посвящен либо решению одной проблемы, либо одному из уровней образования. Рассмотрим наиболее интересные и новые решения в каждом разделе.

Первый и новый раздел называется «Статус и авторитет учителя».  Его появление связано с тем, что к сожалению, на сегодня, статус и авторитет учителя в обществе невысок, что усиливает уход из школ высокопрофессиональных педагогов и не стимулирует приход молодых кадров.

Предлагается выявлять авторитет учителей путем общественного опроса учащихся, выпускников и их родителей в каждой школе. На основе результатов опроса и достижений учителей составлять рейтинги, что увеличит состязательность учителей. Ввести в действие ясную, понятную и прозрачную систему поощрений и наград. Ввести бесплатное амбулаторное медицинское обследование в государственных лечебно-профилактических учреждениях, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство, на санаторно-курортное лечение. Предлагается установить базовую ставку зарплаты учителя равной средней зарплате в стране с ежегодным повышением ее на 10 %. Установить надбавки: — за 2 категорию к базовой ставке — 15 %, за 1 категорию -30%, за высшую категорию-45%. Разработать и реализовать государственную программу по повышению статуса и авторитета учителя. Ввести депозит молодого учителя для ликвидации дефицита учителей. Реализация всех этих мер позволит существенно поднять статус и авторитет учителя в нашем обществе.

Следующий раздел — дополнительное образование детей, проводимое в свободное от школьных или дошкольных занятий время, которое формирует их характер, волю, воспитывает толерантность, уважение к сверстникам и старшим, закаляет физически, дает простор творчеству, помогает раскрыть свои сильные стороны, интересы и таланты, а также получить раннюю профессиональную ориентацию.

Пути развития дополнительного образования детей:

— поэтапно увеличить охват детей дополнительным образованием в государственных и муниципальных внешколныхторганизаций дополнительного образования (ВОДО) до возможного максимума, стимулировать открытие альтернативных ВОДО;

— поэтапно увеличить охват детей техническим творчеством и программами в области сельского хозяйства в государственных ВОДО до возможного максимума. Стимулировать открытие альтернативных ВОДО;

— создать эффективную систему стимулов для развития дополнительного образования детей за счет:

— постоянного поощрения лучших ВОДО и лучших кадров в этой области;

— постоянной методической помощи ВОДО;

— приравнивание статуса работника ВОДО к статусу учителя;

— направление части помощи международных организаций на развитие дополнительного образования детей;

— организовать на базе продвинутых ВОДО цифровые площадки доступа к дополнительному образованию всех желающих  детей.

Учебники

Главная цель — за 3 года достичь 100 % обеспечения основными учебниками всех школьников.

            Пути достижения цели:

            — к учебникам предъявляются такие обязательные требования, как содержание на основе компетентностного подхода, их преемственность, конкурентоспособность, интегрированность и вариативность;

            — учебники и УМК обязаны пройти независимую экспертизу и  апробацию в школах;

            — создать и ввести в действие систему по обучению и повышению квалификации действующих и будущих авторов учебников;

            — пересмотреть механизм аренды учебников с целью повышения его эффективности;

            — разработать и ввести в действие новую систему написания и издания учебников;

            — создать издательство при МОиН КР для выпуска учебников.

            Ставится цель обеспечить учебниками:

2022 – 60 %;

2023 – 80 %;

2024 – 100 %.

Дошкольное образование

            Дошкольное образование закладывает общие психологические, физиологические и когнитивные навыки, служащие фундаментом для последующего образования.

Пути развития дошкольного образования:

— увеличить охват детей организациями дошкольного образования до 50 % за счет увеличения контингента действующих ОДО и открытия альтернативных форм дошкольного образования;

— разработать и ввести в действие упрощенную процедуру  независимой аккредитации организаций дошкольного образования. Процедура осуществляет дифференцированный подход к оценке в зависимости от размеров и видов организаций дошкольного образования;

— разработать и ввести в действие современную систему постоянного повышения квалификации работников дошкольного образования;

— разработать и ввести в действие полный набор учебно-методических комплексов, основанных на современных технологиях, способствующих социализации детей, их адаптации к культурному разнообразию, формированию эстетических чувств и экологических навыков;

— разработать и ввести в действие Примерную программу участия семьи в дошкольном образовании и формирования безопасной образовательной среды;

— разработать и ввести в действие профессиональные квалификационные стандарты дошкольных педагогов и систему независимой их сертификации.

Школьное образование

Пути развития школьного образования:

— создать благоприятную среду для воспитания культурных, честных, дисциплинированных, добросовестных, саморазвивающихся детей, умеющих решать свои проблемы в разных условиях жизни, способных работать с коллективом. Осуществить целенаправленное, тесное сотрудничество школы с родителями. Ввести данные вопросы в школьную программу;

— вести постоянную системную работу по снижению преступности среди учащихся, снижению количества детей, подвергшихся физическому, психологическому и сексуальному насилию. Вести постоянную работу по освоению ​общечеловеческих и национальных ценностей, культурного наследия народа, начиная с эпоса «Манас» (7 заповедей);

— классным руководителям вести постоянную системную работу по повышению увлеченности и культуры чтения книг. Организовать комплексные мероприятия, ориентированные на театрализацию, диспуты на основе того или иного изучаемого литературного произведения и других книг;

— создать условия для минимизации ухода учащихся в различные религиозные течения путем увлечения учащихся чтением книг, занятий в кружках, ВОДО, встреч с интересными светскими людьми и т.п. Активизировать сотрудничество классных руководителей, социальных педагогов, психологов и религиоведов. Постоянно вести работу по формированию культа знаний;

— разработать и внедрить сквозную Программу трудового воспитания учащихся;

— повысить оплату труда классного руководителя. Пересмотреть Программы подготовки будущих учителей, путем введения современных форм, методов и технологий воспитания.

Начальное и среднее профессиональное образование

Основная цель начального и среднего профессионального образования — обеспечение страны квалифицированными кадрами начального и среднего звена, соответствующих требованиям рынка труда и способствующих устойчивому развитию страны.

Пути развития среднего и начального профессионального образования:

            — резко активизировать взаимовыгодное сотрудничество с работодателями с целью улучшения трудоустройства выпускников колледжей и профессиональных лицеев;

            — ввести во всех колледжах обязательную защиту дипломных проектов, темы которых согласованы с работодателями;

            — ежегодно отслеживать и проводить анализ качества НПО и СПО с помощью независимой сертификации и трудоустройства выпускников с последующими корректирующими действиями;

— улучшить практическую подготовку выпускников за счет резкой активизации сотрудничества НПО и СПО с работодателями на договорной основе. Реализовать пилотные проекты по внедрению дуальной системы в НПО  и СПО;

— во всех УЗ НПО и СПО разработать и ввести в действие системы менеджмента качества, отвечающие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015;

— выбрать и подготовить отдельные профессиональные лицеи и колледжи для участия во всемирном чемпионате рабочих профессий World Skills Championat.

Высшее профессиональное образование

является одним из основных факторов социального и экономического развития страны.

Пути решения проблем ВПО:

— разработать и утвердить новое Положение о лицензировании, в котором лицензионные требования переработаны в соответствии с новыми образовательными технологиями и цифровизацией, коррупционные зоны устранены и обеспечена полная прозрачность процедуры лицензирования;

— внести изменения в НПА, позволяющие государственным вузам использовать помещения и земельные участки для совместной работы с бизнес структурами и предприятиями на цели научно-инновационного развития;

— внести изменения в НПА, позволяющие внедрить эффективные механизмы сотрудничества с работодателями (регулярное обсуждение ООП, улучшение практики студентов, внедрение элементов дуального обучения, формирование тем ВКР и проектов по потребностям работодателей и т.п.);

—  в вузах в своих программах развития предусмотреть создание условий для вхождения в международные рейтинги (публикации в Scopus и Web of Science, увеличение количества иностранных студентов и программ на английском языке, эффективность работы аспирантуры и докторантуры, подготовку PhD докторов, улучшение материально-технической базы);

— ввести в действие систему независимой сертификации профессиональных компетенций выпускников вузов;

— увеличить экспорт медицинского образования в Индию и Пакистан в ведущих вузах КР на 50 % на основе накопленного положительного опыта в этой области. Провести анализ предпосылок и возможностей с разработкой и реализацией плана для экспорта образования в области информационных технологий с учетом опыта работы Парка высоких технологий и других IT компаний. Необходимо также выявить области, в которых возможен экспорт образования с дальнейшим планированием и реализацией плана.

Дополнительное профессиональное образование

— это непрерывное повышение квалификации и переподготовка лиц с профессиональным образованием.

Пути решения проблем дополнительного профессионального образования:

— программы дополнительного образования необходимо создавать и модернизировать на основе требований рынка труда, в том числе, и по практической направленности обучения;

            — поэтапно наращивать уровень материально-технического, учебно-методического обеспечения и информационной инфраструктуры до достаточного для реализации программ дополнительного образования и использовать для этого цифровые платформы образования в городах и районах;

— повысить уровень мотивации педагогов дополнительного профессионального   обучения за счет зависимости их зарплаты от степени востребованности и популярности программ дополнительного образования рынком труда;

— осуществить мониторинг результативности, качества и востребованности программ дополнительного  профессионального образования за счет добровольной независимой аккредитации программ и независимой сертификации профессиональных компетенций.

Система оценки и обеспечения качества образования

Данный новый раздел появился в связи с относительно низким качеством образования в Кыргызстане. Для радикального повышения качества образования в КР необходима современная система обеспечения качества образования.

Пути решения проблем системы оценки и обеспечения качества образования в КР:

            — разработать и внедрить в учебных заведениях системы менеджмента качества, отвечающие международному стандарту ISO 9001: 2015;

— утвердить и ввести в действие новое Положение о лицензировании, в котором лицензионные требования переработаны в соответствии с новыми образовательными технологиями и цифровизацией, коррупционные зоны устранены и обеспечена полная прозрачность процедуры лицензирования;

— разработать и ввести в действие единые онлайн выпускные экзамены в школах и системы независимой сертификации профессиональных компетенций выпускников НПО, СПО и ВПО;

— улучшить процедуру независимой аккредитации УЗ и ОП, создать независимые центры тестирования и сертификации;

— ввести в действие систему независимой сертификации профессиональных компетенций выпускников НПО, СПО и ВПО;

— создать центры цифрового образования по всей республике, где любой обучающийся мог бы получить доступ к любой образовательной информации и ресурсам;

— финансировать работу Национального совета по качеству образования за счет взносов аккредитационных агентств, центров тестирования и сертификации. Совет должен проводить реальный мониторинга качества работы оценивающих организаций.

Финансирование образования

Пути решения проблем финансирования образования:

— увеличить базовую ставку зарплаты учителя до величины средней зарплаты в стране и ежегодно повышать ее на 10 %. Надбавку за 2 категорию к базовой ставке сделать равной 15 %, за 1 категорию -30%, за высшую категорию -45%;

— использовать все возможные источники финансирования для доведения обеспеченности школьников учебниками до 100 %. Особенно координировать с этой целью все финансовые потоки от международных организаций;

— использовать все возможные источники финансирования для доведения обеспеченности педагогов учебно-методической литературой до 100 %;

— внести изменения в НПА для того, чтобы оплата за электрическую и тепловую энергию в государственных и муниципальных учебных заведениях осуществлялась по льготным ценам;

            — создать в каждом учебном заведении ассоциации выпускников, которые постоянно помогают в оснащении, закупке литературы и т.п.;

            — открыть общественные фонды, специальные счета за оказываемые платные услуги, репетиторство и т.п. для получения дополнительных источников финансирования;

            —  определить перечень услуг, оказываемых государством, для которых не хватает средств для их качественного предложения с дальнейшей передачей их на аутсорсинг.

            Таким образом, Программа министра предлагает комплекс мер, которые позволят существенно повысить качество образования в КР и достойно выйти на международную арену. Для реализации Программы министра сейчас завершается работа над Планом действий, где все пункты программы максимально конкретизированы, указаны сроки и исполнители, индикаторы, ожидаемые результаты и источники финансирования. Далее будут разработаны изменения и дополнения в НПА для эффективной реализации Плана действий.

Поделиться

Комментарии