НЕЗАВИСИМАЯ АККРЕДИТАЦИЯ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
- 26.04.2018
- 0
Как сообщает пресс-служба Минобразования КР, Национальным аккредитационным советом, с включением в Национальный реестр признаны 4 аккредитационных агентства:
- Общественный фонд «Агентство по гарантии качества в сфере образования «EdNet» в сфере ВПО;
- Агентство по аккредитации образовательных программ и организаций (ААОПО) ;
- Аккредитационное агентство «Эл баасы»;
- Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР).
Этими аккредитационными агентствами (точнее двумя из них) проведены аккредитации в 37 образовательных организациях (17 вузах, 15 колледжах и 5 ПЛ):
— 17 вузов по 58 программам, которые аккредитованы на 5 лет по 53 программам, на 1 год – по 5 программам;
— 13 спузов и 5 вузов по 49 программам СПО, из которых 42 программы аккредитованы на 5 лет, 4 программы — на 1 год, по 3 программам отказано в аккредитации;
— 5 профессиональных лицеев по 42 программам, из которых 4 программы аккредитованы на 1 год, 38 – на 5 лет. Министерством ведется реестр аккредитованных образовательных организаций.
Что касается ранжирования вузов, то Министерством с конца 2017 года ведется работа по определению Рейтинга востребованности вузов Кыргызской Республики по программам.
Вузам была представлена технология рейтинга востребованности вузов Кыргызской Республики по направлениям и уровням подготовки специалистов, обсуждены критерии и показатели ранжирования.
Методология ранжирования разработана Независимым агентством аккредитации и рейтинга (Казахстан) для вузов Кыргызстана. На первом этапе будет проведена работа по ранжированию программ бакалавриата, специалитета, магистратуры вузов.
При ранжировании образовательной программы будут учитываться показатели, такие как входные данные вуза, сведения об институциональной/ программной аккредитации и т.д..Также рассматривается высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей, Академическая мобильность, конкурентноспособность научных публикаций преподавателей по ранжируемому направлению.
«Независимый рейтинг вузов Кыргызской Республики — 2018 года» будет проводиться НААР. По итогам мы получим информацию о том, какая программа бакалавриата/магистратуры наиболее конкурентоспособна и тем самым имеет высокую уровень качества. Это будет одним из способов проведения независимой оценки качества образования в стране. На данном этапе 17 вузов республики по различным программам прошли регистрацию на проведение рейтинга.
Агентство по аккредитации образовательных программ и организаций (ААОПО) в 2017 году провело независимую программную аккредитацию в учебных заведениях Кыргызстана по 134 образовательным программам. Как известно, независимая аккредитация проводится для повышения качества образования и для того, чтобы учреждения образования соответствовали всем необходимым требованиям
Как сообщил газете «Кут Билим» директор Агентства по аккредитации образовательных программ и организаций Бактыбек ИСМАИЛОВ, в целом, процесс проведения независимой аккредитации состоит из 3-х этапов: самооценка, которое проводит учебное заведение. Далее проходит внешняя оценка экспертной комиссией Аккредитационного агентства. И наконец, Аккредитационным советом при агентстве выносится аккредитационное решение.
Следует отметить, что для проведения независимой аккредитации Агентством были привлечены национальные эксперты, а также международные эксперты из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. В состав экспертных комиссий вошли представители из академической среды по соответствующим направлениям, представители экономического сектора и гражданского сообщества.
По словам Б. Исмаилова, всего за 2017 год было проведено 4 заседания Аккредитационного совета при агентстве по принятию аккредитационных решений по 7 учебным заведениям — 22-мая, 10 – 5июня, 8 – 27июня, 5 -27-декабря 2017 года.
По итогам проведенных заседаний Аккредитационным советом при ААОПО были приняты решения по аккредитации 42программ начального профессионального образования (НПО) 5 профессиональных лицеев, 49 программ среднего профессионального образования (СПО)15колледжей и43 программ высшего профессионального образования 10вузов.
Высшие профессиональные учебные заведения, которые прошли аккредитацию:
Кыргызский национальный аграрный университет им. К.И.Скрябина по 4 программам ВПО,
Кыргызско-Tурецкий университет «Манас» по 9 программам ВПО,
Нарынскийгосударственный университет им.С. Нааматовапо 2 программам ВПО,
Иссык-Кульский государственный университет им. К.Тыныстановапо 7 программам ВПО и 3 СПО;
Институт социального развития и предпринимательства по 5 программам ВПО;
Кыргызский государственный университет им. И.Арабаевапо 1 программе ВПО;
Ошский технологический университет им. М.Адышева по 5 программам ВПО;
Ошский государственный юридический институт по 2 программам ВПО и 1 СПО;
Таш-Кумырский инженерно-педагогический факультет Жалал-Абадского государственного университета по 3 программам ВПО;
Международный университет «Ала-Тоо» по 4 программам ВПО.
Средние профессиональные учебные заведения:
Араванский «ДулдулТоо» колледж по 1 программе СПО;
Узгенский колледж технологии и образования имени академика Б.Мурзуибраимова при ОшТУпо 6 программам СПО;
Бишкекский колледж архитектуры и менеджмента в строительстве по 1 программе СПО;
Финансово-юридический колледж при ОшГУпо 6 программам СПО;
Колледж экономики, дизайна и информационных систем по 2 программам СПО;
Колледж Кыргызско-Казахского университета по 3 программам СПО;
Бишкекский технический колледж по 3 программам СПО;
Гуманитарно-экономический колледж «АБАЙ» г. Кара-Балта по 1 программе СПО;
Кыргызское государственное художественное училище им.С.А.Чуйкова по 2 программам СПО;
Государственное музыкальное училище им. Ы.Туманова по 6 программам СПО;
Ошский строительный колледж по 4 программам СПО;
Ошский сельскохозяйственный техникум по 3 программам СПО;
Международный институт КЕЙИН по 1 программе СПО;
Международный колледж управления и информационных технологий г. Кара-Балта по 3 программам СПО;
Отделение СПО Кыргызско-Узбекского университета по 3 программам СПО.
Начальные профессиональные учебные заведения
Профессиональный лицей при Кыргызско-Узбекском университете по 4 программам НПО,
Профессиональный лицей №22 г. Балыкчыпо 12 программам НПО,
Профессиональный лицей №14 г. Каракол по 15 программам НПО,
Профессиональный лицей №16 г. Ош по 7 программам НПО,
Профессиональный лицей №8 с. Караван по 4 программам НПО.
Как отметил Бактыбек Исмаилов: «Из 10 высших учебных заведений все вузы прошли аккредитацию на пять лет по всем программам. Из 15 колледжей прошли аккредитацию по всем программам на пять лет 11 учебных заведений.3 колледжа прошли условную аккредитацию на 1 год по одной программе с требованием выполнения рекомендаций экспертной комиссии. 1колледж не прошел аккредитацию.
Из 5 профессиональных лицеев 3 учебных заведения прошли аккредитацию на пять лет. 2 профессиональных лицея прошли условную аккредитацию на 1 год по одной и двум образовательным программам с требованием выполнения рекомендаций экспертной комиссии».
По итогам независимой аккредитации экспертными комиссиями ААОПО были предложены наиболее существенные рекомендации по улучшению качества образования с конкретными сроками выполнения рекомендаций.
В частности, учебным заведениям начального профессионального образования рекомендуется, опубликовать на сайте профессионального лицея миссию, стратегический план, образовательные цели и ожидаемые результаты обучения.
Также предлагается разработать и ввести в действие документированную систему менеджмента качества профессионального лицея, разработать и ввести в действие систему информирования учащихся об использовании процедуры их оценивания, об ожидаемых видах контроля, о применяемых критериях оценивания и опубликовать на сайте профессионального лицея.
Провести инвентаризацию, имеющихся методических пособий и учебников на соответствие требованиям рынка труда.
Создать систему периодического мониторинга эффективности процедур оценивания, ожиданий, потребностей и удовлетворенности учащихся и работодателей, а также образовательной среды и служб поддержки с целью улучшения образовательной программы.
Пересмотреть прописанные требования (паспорт) к учебно-методическому и материально-техническому оснащению лабораторий, мастерских и аудиторий с участием заинтересованных сторон.
Доработать материалы электронных ресурсов и обеспечить доступ к ним преподавателям и обучающимся.
Что качается учреждений среднего профессионального образования , то они должны опубликовать на сайте колледжа миссию, стратегический план, образовательные цели и ожидаемые результаты обучения.
Переформулировать с участием всех заинтересованных сторон образовательные цели и ожидаемые результаты обучения всех образовательных программ с ежегодным их уточнением.
Пополнить электронную библиотеку достаточным количеством электронных учебных ресурсов, доработать с участием всех заинтересованных сторон и ввести в действие систему менеджмента качества образовательных программ.
Создать и ввести в действие постоянно действующую систему информирования студентов об используемых процедурах их оценивания, ожидаемых видах контроля, применяемых критериях оценивания с размещением и ежегодным обновлением их на сайте колледжа;
Ввести в состав педсовета представителей всех заинтересованных сторон и обеспечить их постоянную, активную работу в течение последующих 5 лет;
Доработать и ежегодно обновлять прописанные требования (паспорт) к учебно-методическому и материально-техническому оснащению лабораторий, мастерских и аудиторий с участием заинтересованных сторон.
Для вузов предлагается улучшить веб-сайт университета для предоставления общественности всей необходимой информацией на постоянной основе;
Разместить критерии и методы оценивания знаний студентов на сайте университета, разработать и ввести в действие систему мотивации преподавателей за их успехи в научной и учебной работе.
Пополнить электронную библиотеку достаточным количеством электронных учебных ресурсов. ввести в состав Ученого Совета, УМС представителей всех заинтересованных сторон и обеспечить их постоянную активную работу в течение последующих 5 лет;
Доработать материалы электронных ресурсов, разместив их на специальный сервер и обеспечить доступ преподавателям и студентам улучшить, веб-сайт университета, добавив к нему информацию на других языках и, в первую очередь, на государственном языке.
Получить международный сертификат на систему менеджмента качества образования (СМК) университета.
Создать диссертационный совет в университете или совместно с другими учебными заведениями или с научно-исследовательскими институтами.
В целях дальнейшего повышения академической репутации университета провести подготовительную работу и принять участие в одном из международных престижных рейтингов(QS) или других рейтингах(Европейской торгово-промышленной палаты и т.п.).
Учебные заведения, проходившие аккредитацию, отметили положительные стороны независимой аккредитации.
Учебными заведениями было отмечено, что независимая аккредитация проходит открыто и прозрачно. Независимая аккредитация дает хороший импульс для развития учебного заведения посредством выполнения рекомендаций экспертной комиссии по улучшению образовательных программ;
Любопытно, что была отмечена большая разница в аккредитации и государственной аттестации, которая заключается в том, что в аккредитации детальные правила игры известны заранее, чего нет в государственной аттестации;
Всеми родителями, учащимися, студентами, выпускниками, преподавателями и социальными партнерами учебных заведений отмечена важность их вовлечения в процесс аккредитации, так как это не только обеспечивает объективность и прозрачность прохождения аккредитации, но и повышает качество образования;
Учебными заведениями было принято во внимание, что активное сотрудничество с социальными партнерами обеспечивает им прозрачную и объективную оценку программ и дает возможности для успешного развития учебного заведения;
Проведение самооценки по установленным стандартам и критериям укрепляет командную работу всего коллектива учебного заведения и приводит к дисциплинированности и ответственности каждого сотрудника, — считают руководители учреждений образования.
Некоторые учебные заведения планируют проводить ежегодную самооценку в целях подготовки к следующей аккредитации.
Между тем, есть и трудности в процессе независимой аккредитации:
В частности, это несвоевременное предоставление отчета со стороны учебных заведений по самооценке учебных заведений,
Некачественное написание отчета по самооценке учебными заведениями (без результатов анализа выполнения стандартов и критериев);
Низкий уровень культуры качества образования в большинстве учебных заведений, что приводит к несистемной работе в области качества образования.
В связи с чем, есть предложения по улучшению порядка независимой аккредитации:
Повышение уровня культуры качества учебных заведений посредством внедрения системы менеджмента качества образования.
Постоянное обучение и консультирование учебных заведений по вопросам аккредитации и качества образования и ряд других предложений.
Айнура КАНИМЕТОВА
Комментарии