НЕ СТАТУСОМ ЕДИНЫМ ЖИВЕТ ШКОЛА

  • 16.02.2024
  • 0

НЕ СТАТУСОМ ЕДИНЫМ ЖИВЕТ ШКОЛА

Сегодня среди педагогической общественности бушуют нешуточные страсти по поводу деятельности школ-гимназий и школ – лицеев, которых в перечне типов образовательных организаций в новом Законе Кыргызской Республики «Об образовании» не оказалось. Мнения  разделились: одни считают, что коль мы живем в правовом государстве, то нужно действовать по принципу «закон суров, но это закон и его нужно исполнять». Другие, считают, что это пагубно отразится на деятельности успешных школ, имеющих статус школ-гимназий и школ – лицеев, причем, негативно отразится на качестве образования. Истина, как это часто бывает, находится где–то посередине. Чтобы узнать есть ли «золотая середина» в этом вопросе мы обратились к директору школы-гимназии №24 Анаре Хабибовне Абдураимовой.

-Анара Хабибовна, законодательные новеллы в законодательстве, регулирующем сферу образования, напрямую коснулись деятельности образовательной организации, которой вы руководите.  Однако, еще каких — то пару десятков лет назад, она имела статус обычной городской школы. С принятием Закона КР «Об образовании» от 2003 года, в котором, в рамках новых общественных ожиданий и требований времени, школам была дана возможность повысить свой статус до школ-гимназий и школ – лицеев.  Школа-гимназия №24 прошла эти ступени и, сегодня по праву считается одной из лучших государственных школ города Бишкек. Теперь, согласно новому закону она теряет свой статус школы-гимназии. Но это же не значит, что она теряет свой авторитет и статус одной из лучших городских школ? Или теряет?  И если что-то теряет, то как потом это нужно будет реанимировать, наверстать упущенное?

 –Да, новый Закон КР «Об образовании»  принят и надо жить по- новому, по установленным в нем нормам, и при этом я знаю и верю, что №24 школа не потеряет ни авторитета, ни профессионализма, ни собранного годами своего имиджа.

Родители или учителя должны понимат, что новый Закон КР «Об образовании» не запрещает реализовывать гимназический или лицейный компоненты, а наоборот дают академическую свободу, т.е. школа должна доказать , что обучают детей сверх стандарта, в ногу со временем, сейчас это называется 4К: — критическое мышление, коммуникативное, компетентное, креативное обучение.

 В общеобразовательной школе можно открывать гимназический или лицейные классы, родители могут обучать своих детей бесплатно, а учителя  за свой труд будут получать повышенную заработную плату.  Поэтому не стоит переживать, особенно родителям. Руководителям  же образовательных организаций надо  правильно расставить приоритеты, измерить свои ресурсы и продолжать работать.

— И следующий вопрос, как бы в продолжение предыдущего, но теперь затрагивающие вопросы всего школьного образования. Каковы минусы и плюсы, на ваш взгляд, от исключения из перечня типов образовательных организаций школ-гимназий и школ – лицеев?

 –Безусловно, есть плюсы и минусы в снятии статусов, но больше минусов школе и педколлективу, чем родительской общественности . Дети не пострадают ни в коем случае. Спросите, почему школа? Потому что надо будет искать  альтернативу, писать программы, хотя гимназии умеют и имеют свою концепцию развития .

 Школа же, которая «заработала» авторитет и доверие родителей, хоть как ее называй,  будет в большей степени ценится обществом. Такая школа всегда найдет новые подходы к обучению и, возможно, еще качественнее будет работать.

 В стране есть школы, которые носят статус гимназий и лицеев, но не оправдывают затраты государства и очереди желающих учиться там только из — за статуса нет.

Дело в другом, но это  долгая, серьезная и отдельная тема для разговора.

-Насколько болезненно будут восприниматься эти новшества родителями? Не станут ли они причиной общественного недовольства и что нужно делать, чтобы был найден некий общественный консенсус? Ведь, пока эта проблема волнует только педагогическую общественность и то преимущественно тех, кто работает в  образовательных организациях со статусом школ-гимназий и школ – лицеев. Но, как говорится, при желании лица, готовые «слепить из мухи слона» и тем самым саботировать закон и создать уже большой клубок проблем,  могут найтись. Вообще, что дает этот статус школы-гимназии и школы – лицея, кроме  надбавки к зарплате?

– У нашего народа, как показывает наша новейшая история, очень обостренное чувство справедливости. Если, новшества будут недостаточно разъяснены или неправильно ими истолкованы, то это может послужить причиной общественного недовольства.   Поэтому очень важно знать, что конкретно их не устраивает? Если дело только в качестве образования, то оно не зависит только лишь от статуса школы.  К примеру,  в простой школе есть сильный учитель — математики, то ученики получат сильные  знания по математике,  а в лицее только  из-за того что он имеет статус  лицея, знаний по математике не прибавится, если слабый специалист. Тут дело в кадровом вопросе. Разница в количестве часов. В общеобразовательной организации нет вариативного компонента, т.е. дополнительных часов на изучение того или иного предмета. Вот и вся разница.

Грамотные родители, которые хотят обучить детей своих по требованию времени, не будут саботировать, потому что они понимают, что не только название учебного  учреждения ребенка делает умным. В гимназиях очень много двоечников неспособных и нежелающих  интеллектуально трудиться. Родители должны понимать, что школа только  дает направление и учит учиться, остальное зависит: от природы ребенка, от вложения сил и времени родителей, а потом только школа сыграет свою роль.

— Гимназист, лицеист и выпускник обычной государственной или муниципальной школы — в чем их различие?  Не секрет, что есть обычные, даже не городские, а провинциальные сельские школы, которые дают своим ученикам знания не хуже чем в школах-гимназиях и школах – лицеях. Победителями олимпиад разного уровня нередко становятся  школьники из регионов. Так, в чем их различие?

 –  Как я уже сказала различие общеобразовательной школы и лицея или гимназии в количестве часов т.е. учебной нагрузки.  В этом и преимущество — с ребенком больше занимаются, программа углубляется, индивидуализируется, формат и форма занятий расширяется, но  если родитель хочет высокого результата знаний, умений и навыков  и этих гимназических  компонентов, приемов недостаточно… Я к тому, что разницы нет: лицеист, гимназист или выпускник общеобразовательной школы. К примеру в 61 физико -математической школе 10 часов математики в неделю .  По замыслу золотой сертификат должны получить все выпускники или хотя бы 50% учащихся . На самом деле   от 8-ми и выше  учеников являются обладателями золота. В то же время выпускники обычных школ, где нагрузка составляет  4 часа в неделю, получают золотые сертификаты.

— В обществе, где главная ценность деньги, материальный интерес берет всегда вверх. Такова реальность наших дней. Да статус школы-гимназии и школы – лицея дает возможность учителям получать надбавки за дополнительную работу в кружках. Однако, согласно новому Закону «Об образовании» вводится понятие абилитация в образовании — процесс, направленный на оказание поддержки обучающемуся в приобретении определенных новых навыков, способностей или знаний. Представляется это тоже будет делаться не бесплатно?

– Новый Закон КР  «Об образовании» не гласит о том, что   все старое убирается и делайте что хотите и как хотите, нет, он дает право выбора школе думать самостоятельно, учителям – если хотят  свою заработную плату поднять -учить качественнее и интереснее на волне со временем, доказывать и показывать результат, а родителям подумать и ориентировать ребенка своего на будущий выбор профессии, помочь найти себя и за это платить деньги специалистам.  При всем при этом нужен индивидуальный подход к каждому ученику. Допустим если ребенок одаренный, трудолюбивый,  но семья социально-незащищенная, такому ребенку каждая школа, каждый учитель найдет возможность бесплатно дополнительно обучить ученика и гордиться  им.

— Существует мнение, что новый закон дает широкие возможности частным образовательным организациям. В обществе где заправляет делами новая буржуазия, может получится так, что все  средства  уйдут в частные школы. По принципу деньги идут за учеником.  Буржуа и средний класс будут отдавать детей в  школы, где есть все условия и учителям платят большие деньги. Государственные и муниципальные школы останутся с детьми из малообеспеченных слоев населения. Насколько обоснованы эти опасения и предположения?

– Да такое мнение существует. Я сама не пойму почему деньги государственные должны идти в частные школы?  Хорошо устроились частные школы!?  А взамен государству, что дадут частные школы?  Ведь ни для кого не секрет, что в частных школах руководители — не педагоги и ничего не понимают в учебном процессе.  Они заточены только на зарабатывании денег: и родители — то в частные школы ведут своих детей состоятельные,  которые создают комфортные условия своему чаду, так зачем им нужна поддержка государства?  Не понимаю,  где логика?

— Давайте посмотрим на вопрос с точки зрения социальной справедливости или скажем так с другого угла — приживется ли у нас финская и эстонская система образования у нас. Ведь это зависит от многих факторов — экономических, социальных, культурных, ментальных и других … Не так ли?  Отечественная система образования, почти три десятка лет находится в процессе постоянного реформирования. Какие только формы и модели образования не примеряли.   Может настала пора выработать свою собственную модель?

– Естественно!  Давно пора — надо создать свою национальную модель. Исходя из менталитета, культурных и национальных особенностей, состояния экономики страны и т.д., а  не следовать чьим то корыстным целям: например, чтобы деньги шли за ребенком и в частные образовательные организации. Деньги государственные, прежде всего,  должны — служить государственным образовательным организациям!

Конечно, перенять лучший опыт другой страны —  частично что-то,  никому не повредит. Обидно, что   образование  КР отстает от других стран   и все время переливаем из пустого  порожнее…

Сейитжан Апышев

Поделиться

Комментарии