МИНОБРАЗОВАНИЯ: Аттестация вузов должна быть качественной
- 20.05.2013
- 0
Министерство образования и науки КР аттестовало отдельные вузы. Произошло это 7 мая на заседании коллегии министерства. Во время заседания были рассмотрены итоги государственной аттестации среднего и высшего профессионального образования.
«Вузы, их филиалы и колледжи должны иметь собственные здания»
Во время аттестации Ошского технологического университета члены коллегии предложили обновить в университете компьютерную базу, заменить ее на более современную, внедрить виртуальные лаборатории. Все это также имеет большое значение в связи с тем, что ОшТУ является представителем Кыргызской Республики в сетевых университетах Шанхайской Организации сотрудничества. По решению коллегии университет был аттестован.
Последней обсуждалась аттестация Академии ОБСЕ в Бишкеке. Были высказаны замечания и к этому учебному заведению. В частности, необходимо увеличить количество штатных преподавателей профессорско-преподавательского состава имеющих ученые степени и звания. В академии преподают в основном, только международные преподаватели, имеющие степень PhD, необходимо чтобы в учебном заведении работали и кыргызские преподаватели.
Еще одно замечание: нужно открыть в академии еще одно – третье направление, чтобы это учреждение образования соответствовало званию академии.
В целом, на коллегии было отмечено, что аттестация вузов и их структурных подразделений должна быть качественной, а аттестационные требования более жесткими. Это связано с тем, что есть некоторые нарекания на предмет того, что даже в районном центре открываются вузы или их филиалы.
На заседании внимание уделялось не только качеству и «остепененности» профессорско-преподавательского состава, но и материально-технической базе, оснащенности компьютерами, количеству необходимых аудиторий. Было также отмечено, что различные филиалы, колледжи и другие структурные подразделения высших учебных заведений должны иметь собственные, принадлежащие им здания, а не ютиться в корпусе главного вуза. В этом отношении было отмечено, что Академия ОБСЕ имеет собственное здание, которое было предоставлено кыргызской стороной, в соответствии с Меморандумом между Правительством КР и ОБСЕ. Было предложено аттестовать вуз, но с поправками и изменениями, уточняющими срок обучения в магистратуре.
Международный университет Кыргызстана и его структуры прошли аттестацию
В частности, был рассмотрен вопрос аттестации Международной академии образования, которая входит в состав Учебно-научно- промышленного комплекса Международный университет Кыргызстана (УНПК МУК). Как сообщил президент МУК и учредитель МАО Асылбек Айдаралиев, МАО это некоммерческое образовательное учреждение. Академия специализируется на реализации совместных международных проектов, это собственно и есть основное назначение академии – этим и объясняется название учреждения – Международная академия образования. Так, в частности в МАО функционируют: кыргызско-индийский, кыргызско-арабский центры.
«Начинается работа по созданию и кыргызско-американского центра, также ведется серьезная работа с турками», — сказал А.Айдаралиев.
Председатель аттестационной комиссии, проверявшей вышеназванный вуз, академик Алтай Борубаев проинформировал членов коллегии:«Аттестационная комиссия установила, что содержание и уровень образования, материально- техническая база МАО, качество профессорско-преподавательского состава в целом соответствует всем необходимым требованиям. Вместе с тем, имеются некоторые недостатки, которые, впрочем типичны для многих вузов. В частности, нет хорошо оборудованных кабинетов по отдельным предметам, необходимо проводить регулярный мониторинг качества успеваемости студентов и др». Было предложено аттестовать МАО с условием устранения всех вышеназванных недостатков. На коллегии также была рассмотрена аттестация самого Международного университета Кыргызстана. Как отметил советник министра образования и науки КР Бактыбек Исмаилов МУК ведет самую активную международную деятельность.
«Так, МУК самым первым из кыргызских вузов подписал Болонскую декларацию, ввел в учебную программу систему кредит-часов, в вузе развитая дистанционная система обучения», — отметил Б.Исмаилов.
В качестве замечания он предложил вузу усилить работу по выпуску учебных пособий под грифом Министерства образования и науки КР – в этом плане работа вуза – недостаточна, а также усилить работу по повышению квалификации преподавателей образовательного учреждения. В целом, комиссия рекомендовала аттестовать МУК, с чем члены коллегии Минобразования КР согласились.
Далее рассматривался вопрос об аттестации Международной высшей школы медицины МУК. Было сказано, что если в некоторых других вузах дисциплины, которые преподаются иностранными профессорами с переводчиком, то в высшей школе медицины дисциплины читаются на английском языке без переводчика. Кроме того, проведенный срез знаний подтвердил достаточно высокий уровень высшей школы МУК.
Мораторий на изменение Базисного учебного плана принят к сведению
На коллегии также был рассмотрен вопрос о реализации второго этапа Базисного учебного плана (БУП). Министр образования и науки КР Канат Садыков проинформировал, что в Аппарат Правительства КР было внесено письмо о гармонизации Базисного учебного плана. Предлагалось поэтапное сокращение в течение 2 лет.
«Реформы в системе образования должны быть подкреплены изданием учебников и соответствующим финансированием», — подчеркнул глава Минобразования.
Однако, в настоящий момент БУП для второго класса – новый, а учебники старые из-за того, что средства на издание учебников были секвестированы. Вот такие неравномерные шаги, затрудняют второй этап сокращения Базисного учебного плана.
Напомним, что в аналитической части Стратегии развития образования до 2020 года, отмечена «Низкая успеваемость учащихся, связанная с недостатком необходимых учебных компетентностей при перегруженности учебной программы. Уровень нагрузки 10-летних детей в школах Кыргызстана составляет 1088 часов, а в Российской Федерации – 893, в большинстве передовых стран, например в Японии, около 750 часов. То есть высокая учебная нагрузка не обеспечивает высокие показатели учебных достижений.
Кроме того, учебный план несбалансирован, образовательные области представлены неравномерно, остается большое количество – до трети от всего плана – одночасовых предметов. Поэтому в Концепции развития образования, в разделе «Содержание образования» отмечено, что необходима «структурная перестройка Базисного учебного плана, который должен обеспечивать возможность за счет наличия государственного и регионального школьного компонентов гибкого построения процесса обучения в школах с учетом потребностей самих детей, школы и региона».
Иными словами, СРО 2020 и план действий по ее достижению связывают новый формат БУПа с разработкой новых стандартов и необходимостью изменения структуры учебного плана для перехода к личностно- ориентированному образованию.
Согласно Постановлению, сокращение учебной школьной нагрузки должно было проходить в два этапа: 1-й этап в 2012-2013 учебном году, 2-й этап – в 2013- 2014 учебном году. Экономия денежных средств на 2-х этапах составит около 400,0 млн. сомов.
Соответственно, Министерством образования и науки КР разработаны базисные учебные планы для школ с кыргызским, русским, узбекским, таджикским языками обучения на 2012-2013 учебный год. В соответствии с этими учебными планами, по сравнению с прошлым учебным годом, сокращение составит 714 часов в год или 21 час недельной нагрузки на второй ступени (5-9 кл.) и третьей ступени (10-11 кл.) обучения.
По начальной школе часы не сокращены в связи с тем, что сокращение было проведено ранее. В августе 2012 года подготовлены проекты Базисных учебных планов на 2013-2014 учебный год (2 этап) для школ с кыргызским, русским, узбекским, таджикским языками обучения».
Министерство образования и науки КР, в течение учебного года проводило консультации с педагогами и администрацией школ для оценки ситуации с учебным планом. Также вопросы учебного плана стали предметом обсуждения на заседании Совета по образованию при Президенте Кыргызской Республики.
В результате Министерство образования приняло решение о необходимости моратория на изменение учебного плана, и, как и записано в Стратегии, соотнесение его с изменениями в стандартах.
На рассмотрение членов коллегии также были предложены стандарты и критерии аккредитации учреждений и программ среднего и высшего профессионального образования. Было предложено изучить вышеназванные стандарты и внести свои замечания и предложения.
Аграрный университет имени Скрябина аттестован, а Жалал-Абадский колледж закрыт
Члены коллегии также поддержали аттестацию Кыргызского Национального аграрного университета имени Константина Скрябина. При рассмотрении аттестации Гуманитарного экономического колледжа Университета экономики и предпринимательства были названы некоторые замечания к этому учреждению образования, которые носили общий характер. В частности, было отмечено, что в вузе маловато компьютеров, качество профессорско-преподавательского состава надо повысить. В целом, университет также был аттестован.
Между тем, Жалал- Абадский средний профессиональный колледж было предложено закрыть как неэффективное учебное заведение.
Не совсем ясная ситуация сложилась с колледжем Кыргызско-Российской академии образования. Было отмечено, что имеется отдельное здание у колледжа. В колледже читают лекции преподаватели из Кыргызско (Российского) Славянского университета, Кыргызского Национального университета. Было предложено оставить аттестацию этого учебного заведения на следующую коллегию с предложением привести показатели в соответствие со всеми необходимыми требованиями.
Айнура КАНИМЕТОВА
Комментарии