МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ
- 20.08.2019
- 0
Методические рекомендации по предмету «Химия»
Перед школой стоит важная задача подготовки будущих образованных, всесторонне развитых, воспитанных членов общества. В современных условиях, когда развитие образовательного пространства Кыргызстана рассматривается в контексте потребностей регионов и задач цифровизации, данная проблема может быть решена путем творческого и системного усвоения знаний, а также методов деятельности, формирующих творческое мышление обучаемого. Важными из типов творческого мышления – научное и абстрактное мышление – формируются в процессе обучения химии на базе научных знаний. Содержание школьного курса химии – это дидактический эквивалент науки химии. Другими словами, построение и организация обучения в общих чертах повторяют систему изучаемой науки. Под системой обучения понимается целостное дидактическое образование взаимосвязанных элементов: целей, предметного содержания, методов обучения, средств и организационных форм обучения, методов контроля за усвоением пройденного материала, а также приемов диагностики достижения поставленных целей обучения.
Ведущая роль в воспитывающем обучении отводится формированию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. На основе курса химии можно доказать диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность химических фактов, раскрыть причинно-следственные связи. Примером может служить взаимосвязь между строением атома и свойствами элемента, строением неорганических, органических веществ и их свойствами. Причиной в обоих случаях является строение, а свойства – следствием. Все это укрепляет убежденность учащихся в истинности их знаний.
Необходимо придавать особое значение формированию убеждений в познаваемости мира: микромира, макромира, мегомира. В результате формируется целостная картина мира.
На изучение предмета химии по базисному учебному плану для общеобразовательных школ Кыргызской Республики на 2019-2020 учебного года предусмотрено в 8-11 классах по 2 часа в неделю в каждом классе. Годичная нагрузка в каждом классе 68 часов, из которых по 3 часа являются резервными.
В школьном курсе химии – пять основных теоретических концепций:
— атомно-молекулярное учение;
— периодический закон, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и теория строения вещества;
— теория электролитической диссоциации;
— закономерности возникновения и протекания химических реакций;
— современная теория строения органических веществ.
Первые четыре концепции изучается индуктивно, от частного к общему, современная теория строения органических веществ изучается дедуктивно, от общего к частному.
Каждая из этих концепций представляет собой своеобразный рубеж, проходя через который важнейшие понятия претерпевают качественные изменения, развиваются и совершенствуются. Это может быть выражено схемой 1., из которой видно, что теории связываются между собой через понятия.
Схема 1. Структура содержания школьного курса химии
Основные химические понятия — «вещество», «химический элемент», «химическая реакция», «химическое производство» – также связаны между собой. Необходимо учитывать, что ведущими являются понятия «вещество» и «химическая реакция». Именно этим понятиям принадлежит решающая роль при построении содержания различных курсов химии (схема 2.).
Схема 2. Взаимосвязь систем важнейших химических понятий в курсе химии средней школы.
Эти понятии вошли и в системообразующие блоки предметного стандарта, переход к обучению по которым предстоит через определенное время. Содержательными линиями предметного стандарта по химии являются: «методы познания», «вещество», «химическая реакция», «использование веществ и химических реакций».
Компетентность учителя – основа успешного развития компетенций учащихся. Компетентность – это целостный опыт личности в решении жизненных проблем, освоенные способы выполнения ключевых функций, относящихся ко многим социальным сферам и социальным ролям. Компетентность можно определить как меру включенности человека в деятельность. Можно выделить некоторые компетенции, которую условно называют «общая способность к деятельности», и можно говорить об ее основных аспектах:
— готовность к целеполаганию,
— готовность к оценке,
— готовность к действию,
— готовность к рефлексии.
Профессиональная компетентность является индивидуальной характеристикой степени соответствия данного человека требованиям профессии. Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм учителя. Профессиональная компетентность педагога означает его личные возможности, позволяющие самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи.
Профессионально-педагогическая компетентность включает следующих элементов или видов компетентности:
— Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
— Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.
— Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
— Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.
— Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Определены семь ключевых компетентностей школьников: умение учиться, общекультурное, гражданская, предпринимательская, социальная, применять информационно-коммуникативные технологии в обучении и повседневной жизни, сохранение собственного физического, социального, психического и духовного здоровья и здоровья своего окружения. Ребенок, который умеет самостоятельно учиться, в будущем сможет самостоятельно и творчески работать и жить. Ученик:
— сам определяет цели учебно-познавательной деятельности;
— планирует, программирует свою деятельность;
— организует свой труд для достижения цели;
— находит нужные знания, способы для решения задачи;
— выполняет в определенной последовательности сенсорные, умственные или практические действия, приемы, операции;
— осознает свою деятельность и практически ее совершенствует;
— имеет умения и навыки самоконтроля и самооценки.
По предметному стандарту еще не все учебники подготовлены. В связи с этим в школах Кыргызской Республики, до перехода на предметный стандарт по химии, обучение химии будет продолжено по Государственному стандарту.
Наряду с традиционными ме-тодами обучения необходимо использовать технологии обучения. Технология обучения химии – особый вид методики обучения, который предусматривает: тщательно продуманную модель учебного процесса, отражающую четко сформулированный методический замысел и спланированный конечный результат; специально методически обработанное (преобразованное), в соответствии с замыслом, химическое содержание; систему методов и средств обучения химии, ориентированную на реализацию содержания с целью развития мышления обучаемых, учета их интересов и потребностей, обладающую свойством инвариантности, т.е. воспроизводимую в сходных условиях школьной действительности, минимально зависимую от индивидуальности учителя. При всем этом важно, чтобы организация обучения создавала ситуацию успеха; достаточно точный временный режим; диагностику достигнутости промежуточных и конечного результатов. Например, технология естественного обучения (ТЕО) – это способ организации учебной деятельности при ее использовании, основан на общении как естественном средстве обучения, причем общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами деятельности. В данной технологии наряду с естественным общением применяются парное, опосредованное и групповое. Технология естественного обучения позволяет организовать многократную проработку изучаемого материала, продвижение вперед в соответствии со способностями и возможностями каждого учащегося, т.е. служит одним из способов реализации личностно-ориентированной концепции обучения.
Применение «технологии системного усвоения знаний» на уроках химии приводит к хорошим результатам. Технология системного усвоения знаний, основана на системно-структурном подходе к обучению и усвоение знаний.
С целью усиления практической направленности обучения химии можно использовать метод SEA (стартовый эксперимент), микронаучный эксперимент, самостоятельную работу в мультимедийной библиотеке, виртуальной лаборатории.
Контроль результатов обучения – важная часть процесса обучения. Его задачи заключаются в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Контроль результатов выполняет все три функции, имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение. Обучающее значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений, вырабатывается стремление добиться лучших результатов. Главное требование к контролю – его систематичность. Контроль результатов обучения важен и для учителя, т.к. позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс, и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей. Контроль помогает учителю управлять учебным процессом.
При изучении основ химической науки контролю подлежит усвоение понятий, законов, теорий, фактов, связи между ними, а также связи теории с практикой. Контролю подлежит также умение пользоваться химической символикой и терминологией, умение наблюдать за химическим экспериментом, решать химические задачи, экспериментальные умения. Особое внимание должно быть уделено контролю общих интеллектуальных умений – развития мыслительных приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации. Должно контролироваться умение читать учебную литературу, навыки устной и письменной речи, умение выделять главное. Во всех случаях контроль результатов обучения должен определяться важным критерием – уровнем усвоения.
- Уровень узнавания и воспроизведения объекта изучения (репродуктивный уровень).
- Уровень, характеризующийся умением найти необходимый путь решения познавательной задачи (продуктивный уровень).
- Высший уровень – умение ставить перед собой задачу и решить ее, используя необходимые мыслительные приемы (креативный уровень).
В процессе контроля учитель должен твердо знать, каким должен быть уровень усвоения, и соответственно давать задания либо на воспроизведение, либо на применение знаний в сходной ситуации, либо на применение знаний в новой ситуации.
Рекомендуемые проблемы на августовских совещаниях учителей химии:
— Концепция естественно – научного образования в общеобразовательных школах КР», опубликованная на страницах журнала «Эл агартуу» (№3-4, 2014) и Вестнике КНУ им.Ж.Баласагына (2014);
— применение цифровизации в учебно-воспитательной работе школы;
— новые тенденции в обучении в общеобразовательных школах;
— формирование и развитие компетентности учителя химии;
— компетенции учителя – основа формирования компетенций обучающихся;
— тематическое планирование системы уроков по химии;
— новые подходы к проверке и оцениванию учебных достижений учащихся.
Кособаева Б.М.,
д.п.н. , проф., заведующая кафедрой естественно-научного и математического образования Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при МОН КР
Методические рекомендации по предмету «Биология»
Процесс обучения биологии в 2019-2020 учебному году необходимо организовать на основе «Государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики», утвержденного Постановлением Правительства Кыргызской Республики №403, от 21.07.2014 года, предметного стандарта «Биология» и учебной программы по биологии на 2019-2020 г.
Предметный стандарт по «Биологии» – это основной документ, регламентирующий образовательные результаты учащихся, способы их достижения и измерения в рамках предмета «Биология».
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу по биологии. Одной из важных задач образования является формирования современными средствами обучения свободной всесторонне развитой личности, успешно участвующей в развитие регионов и владеющей в совершенстве ИКТ.
Стандарт по предмету «Биология» вносит свой вклад в обеспечение качества образования через обучение, оценивание и определенные специфические для предмета компетентности. Именно эти компетентности позволяют выпускнику активно интегрироваться в социальную жизнь, легче адаптироваться к реальным изменчивым условиям жизни.
Оценивание результатов обучения на уроках биологии необходимо тесно связывать целями и задачами предметного стандарта биологии (Предметный стандарт по предмету “Биология” Раздел 2, стр. 7-10. 2018 г.):
Цели обучения биологии: Учащиеся применяют знания о свойствах и принципах функционирования живых организмов и систем в разнообразии способов их заимодействия и сохранения естественных экосистем и устойчивого развития природы и общества.
Задачи: Когнитивные – учащийся объясняет строение и принципы функционирования живых систем на молекулярном, клеточном, тканевом, организменном и экосистемном уровнях и понимает средообразующую роль живых организмов. Оценивает последствия своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей и окружающей среде.
Поведенческие – учащийся владеет приемами про-ведения биологических исследований и применяет знания о строении и принципах функционирования организмов и экосистем в практической деятельности.
Ценностные – учащийся следует принципам устойчивого развития, базового образа жизни, осознает риски и предупреждает негативные последствия нерационального природопользования.
Достижения целями биологического образования, предусмотренного предметным стандартом «Биология» должно быть обеспечено следующими задачами:
1) Формирование у школьников представлений о живой природе в единой научной картине мира, основанной на понимании взаимосвязи и взаимовлиянии элементов живой и неживой природы, об общих закономерностях развития живой материи;
2) Понимание учащимися роли и места биологии в современной научной картине мира;
3) Овладение учащимися такими основополагающими понятиями, как уровневой организации и эволюции органического мира;
4) Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и лабораторные работы с использованием приборов, применяемых в практической жизни;
5) Гигиеническое воспитание учащихся и формирование у них здорового образа жизни;
6) Формирование личной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников;
7) Воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, инициативы учащихся через включение на позитивную созидательную экологическую деятельность;
8) Формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования.
Решение задач предмета «Биология» обеспечивается реализацией компетентностного подхода: предметных и ключевых компетентностей:
Компетентность – интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний, умений и способы деятельности в определенной ситуации – учебной, личностной, профессиональной.
Предметные компетентности тесно связаны с образовательными результатами: при формировании предметной компетентности «Распознание и описание живых объектов», учащийся 7-го класса могут по признакам систематизировать живые организмы, различать животных различных типов, составлять сравнительную характеристику, применять полученные знания о животных при описании животного мира, обитающего на определенной територии.
Предметные компетентности | Ключевые компетентности | |
1. | Распознание и описание живых объектов | Информационная компетентность |
2. | Научные объяснения биологических процессов и явлений | Социально-коммуникативная компетентность |
3. | Решение различных изменений и явлений в природе с использованием научных доказательств | Компетентность «Самоорганизации и разрешения проблем |
При календарно-тематическом и поурочном планировании необходимо распределить материал по содержательным линиям и классам с учетом количества часов, указанных в учебной программе по биологии.
Содержательные линии предмета – это системообразующее фундаментальное ядро предмета, вокруг которого генерализуются все учебные материалы, технологические подходы к формированию биологических компетентностей.
Фундаментальное ядро предмета состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, в которых фиксируется следующее:
- Основополагающие научные знания, имеющие методологический системообразующий характер;
- Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в разных предметных областях;
- Система оценки результатов освоения основ учебной программы по биологии.
На основе вышесказанных систем биологических знаний в стандарте сгруппированы 4 содержательные линии:
- Организм как биологическая система.
- Надорганизменные системы.
- Многообразие органического мира и эволюция.
- Человек и окружающая среда.
Распределение материала по классам: | Количество недельных часов: |
Биология (Ботаника) – 6 кл | 2 ч. |
Биология (Зоология) – 7 кл. | 1 ч. |
Биология (Человек и его здоровье) – 8 кл | 2 ч. |
Закономерности развитие жизни на Земле – 9 кл. | 2 ч. |
Общая биология – 10-11 кл. | 1 ч. |
При планировании уроков биологии необходимо обеспечивать межпредметные связи, предполагающие взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой предмета биологии (Предметный стандарт по предмету “Биология” Раздел 2, таблицы 5, 6. Стр.22-23. 2018 г.)
Оценивание результатов обучения на уроках биологии тесно связано с целями (ожидаемыми результатами), методами и формами обучения. Цель оценивания – определить соответствие фактических результатов обучения ожидаемым.
При оценивании учебной деятельности учащихся учитель использует различные методы оценивания в соответствии с выбранными методами и формами обучения.
Диагностическое оценивание – это определение начального уровня сформированности знаний, умений и навыков (ЗУН) и компетентностей учащегося. Диагностическое оценивание обычно проводится в начале учебного года или на первом занятии изучения темы, учебного раздела, главы биологии. Необходимость диагностического оценивания определяется необходимостью предвидеть процесс обучения и учения, адекватным возможностям и потребностям учащегося в соответствии с «зоной ближайшего развития».
Формативное оценивание – определение успешности и индивидуальных особенностей усвоения учащимися материала, а также выработка рекомендаций для достижения учащимися ожидаемых результатов. Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. По своей форме оно может быть, как вводным (в начале изучаемой темы), так и текущим (в процессе обучения). Учитель использует формативное оценивание для своевременной корректировки обучения, внесения изменений в планирование, а учащийся – для улучшения качества выполняемой им работы. Оценивается конкретная работа, выполненная учащимися, а не уровень его способностей.
Суммативное оценивание учащихся служит для определения степени достижения учащимся результатов, планируемых для каждой ступени обучения, и складывается из текущего, промежуточного и итогового оценивания.
Итоговое оценивание проводится в соответствии со школьным календарем (четверть, полугодие, учебный год), учебно-тематическим планом (оценивание по темам) и выполняется в форме: зачета, контрольной работы, подготовки реферата по выбранной теме, проектная работа, подготовки презентации, слайдов; — выставления оценок.
Уровни усвоения биологических знаний на основе компетентностного подхода:
- Репродуктивный уровень характеризует действия ученика по заданному образцу или алгоритму.
- Продуктивный уровень характеризует выполнение учащимся простых учебных действий, использование алгоритмов в незнакомых ситуациях.
- Креативный уровень объясняется умением учащегося конструировать свою деятельность при выполнении сложных учебно-практических действий. (Предметный стандарт по предмету “Биология” Раздел 3, таблицы 7,8. Стр.30-32. 2018 г.)
Рекомендуемые темы и вопросы для обсуждения на секциях августовских совещаниях учителей биологии:
- Место и значение биологии в естественнонаучной образовательной области.
- Обсуждение структуры и содержания предметного стандарта по биологии на компетентностной основе.
- Обсудить организацию самостоятельной учебно-исследовательской работы учащихся, привлечение их к проектному исследованию, к участию в естественнонаучных декадах, семинарах, конференциях с учетам экологических проблем и потребностей в охранных мероприятиях в регионе.
- Использование в учебном процессе биологии мультимедийных средств и новых информационно-коммуникационных технологии.
- Оборудования школьной лаборатории биологии в соответствие и с требованиями ресурсному обеспечению предметного стандарта «Биология» (Предметный стандарт по предмету “Биологии” Раздел 4, стр 41. 2018)
Марышева В.Ф.,
учитель биологии Новониколаевская инновационная средняя школа-гимназии
т.: 0552747871
Кекеева Ч.О.,
ст. преподаватель каф.
ЕНМО РИПК и ППР при МОН КРт.: 0709146722
Методические рекомендации по предмету «География»
Географическое образование в системе общего среднего образования является основой научного миропонимания, которое основывается на знании и понимании географических процессов, объектов, взаимодействия общества и природы в различных регионах и странах целостного мира. Географическое образование учит человека объяснять основные процессы и явления происходящие в главных природных и социально-экономических системах Земли, понимать характер социально-экономического, технологического и политического развития конкретных территорий, особенности их материальной и духовной культуры. Это необходимо для повышения эффективности экономики, улучшения качества жизни населения, поддержания состояния окружающей природной среды. Географическая культура — составная часть общечеловеческой культуры.
Область географических знаний интегрирует биологические, геологические, экономические, социальные, политические и другие науки. Исходя из этого, целесообразно усилить в преподавании географии такие акценты, как комплексно-географический, историко-культурный, эколого-экономический и практический.
Сквозными направлениями в школьной географии является следующие:
Во первых, это гуманизация, которая в географии, как и всей науке, связана с поворотом к человеку и всем сферам и циклам его жизнедеятельности. Здесь на первый план выходят связки «человек-природа», «человек-хозяйство», «человек-территория», «человек-окружающая среда».
Во вторых, это социологизация, тесно связанная с гуманизацией и заключающаяся в повышении внимания к социальным аспектам развития.
В третьих, это экологизация, предполагающая рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями воспроизводства жизни.
В четвертых, эта практическая направленность обучения.
Важнейшей задачей в обучении географии является овладение учащимися умениями самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей человека среды.
В 2019-2020 учебном году в 7-11 классах изучение географии будет осуществляться на основе действующей учебной программы и учебников, а в 6 классе – по новому предметному стандарту и учебной программе.
Для повышения качества знаний учащихся главным является планирование урока, ориентированного на конечный результат, который зависит от поставленных целей. Выделяются несколько основных требований к формулировке целей урока: 1) цели урока должны отвечать на вопросы: «Какие знания будут усвоены учащимися?» — образовательная цель, «Какие воспитывающие и развивающие функции будут реализованы? — воспитывающая цель и цель развития учащихся; 2) цели формулируются конкретно, реалистично, достижимо, измеряемо с тем, чтобы можно было учесть насколько они реализуются на уроке, т.е. в них должно быть зафиксировано, какие именно компетенции будут сформированы на уроке.
Цели урока «от учащегося» требуют показать, что именно учащийся
— сможет понять
— сможет сделать
— сможет оценить и.т.д. – в конце урока.
«Какие компетентности у них будут сформированы» – это цель «от учителя». Кроме того, на одном уроке невозможно сформировать компетентность – в лучшем случае, будет достигнут образовательный результат, а, скорее всего – его элемент/элементы. Это зависит от материала урока и способов деятельности учащихся на уроке.
Оценивание образовательных достижений учащихся на уроках должно иметь свои цели, типы, критерии и показатели (индикаторы), методы и средства, в соответствии с указанным предметным стандартом (раздел 3). Оно позволяет планировать оценивание сформированность географических компетентностей учащихся. При оценивании образовательных достижений учащихся следует отметить, что чтение и заучивание текста из учебника не может быть показателем географических компетентностей учащихся. Для этого учитель должен определять результаты обучения каждого урока и уметь оценивать их по разработанным критериям. При использовании критериев оценивания для всех участников учебного процесса оно должно быть прозрачным и понятным, обеспечивающим объективную оценку.
При оценивании учебных достижений учащихся рекомендуется применение трех видов оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.
Из этих трех видов оценивания основное внимание должно уделяться формативному виду оценивания. Формативное оценивание проводится на любом этапе урока, с целью определения первоначальных географических компетентностей учащихся, оно позволяет в зависимости от ситуации менять цели обучения и стратегии, формировать представления о кругозоре, интересах, среде, в которой живет учащийся.
Результаты формативного оценивания используют для улучшения текущих результатов обучения.
Диагностическое оценивание проводится на начальном этапе изучения темы. Суммативное оценивание – оценивание достижений учащихся на определенном этапе обучения (в конце изучения раздела, полугодия, в конце года) и является показателем сформированности географических компетентностей.
При оценивании сформированности тех или иных географических компетентностей учителю нужно знать о трех уровнях оценивания: репродуктивный (уровень I), продуктивный (уровень II), творческий Уровень III).
Актуальные вопросы для обсуждения на августовских совещаниях учителей в соответствии с темой: «Развитие образовательного пространства Кыргызстана в контексте потребностей регионов и задач цифровизации».
- Календарно-тематическое и поурочное планирование географии на 2019-2020 учебный год.
- Современные технологии обучения географии.
- Интерактивные методы обучения при формировании предметных компетентностей (проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках географии).
- Интернет-ресурсы в обучении географии и экологии Кыргызстана (с использованием статистического материала).
- Применение мультимедийных ресурсов на уроках географии.
- Создание, разработка, применение географической электронной учебной информации на уроках географии (УМК).
- Обмен передовым опытом метод преподавания географии по регионам Кыргызской Республики.
Рекомендуемые интернет-ресурсы по географии:
- www. Stat. kg;
— Социально-экономическое положение Кыргызской Республики. 2017 г.
— Промышленность Кыргызской Рес-публики. 2013-2017 гг.
— Сельское хозяйство Кыргызской Рес-публики. 2013-2017 гг.
— Демографический ежегодник Кыргызс-кой Республики. 2013-2017 гг.
— Окружающая среда в Кыргызской Республике. 2013-2017 гг.
Подготовила: ст. преподаватель Умбетова Эльвира Джолдошпековна.
Комментарии