МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ

  • 20.08.2019
  • 0

Методические рекомендации по предмету «Химия»

Перед школой стоит важная задача подготовки будущих образованных, всесторонне развитых, воспитанных членов общества. В современных условиях, когда развитие образовательного пространства Кыргызстана рассматривается в контексте потребностей регионов и задач цифровизации, данная проблема может быть решена путем творческого и системного усвоения знаний, а также методов деятельности, формирующих творческое мышление обучаемого. Важными из типов творческого мышления – научное и абстрактное мышление – формируются в процессе обучения химии на базе научных знаний. Содержание школьного курса химии – это дидактический эквивалент науки химии. Другими словами, построение и организация обучения в общих чертах повторяют систему изучаемой науки. Под системой обучения понимается целостное дидактическое образование взаимосвязанных элементов: целей, предметного содержания, методов обучения, средств и организационных форм обучения, методов контроля за усвоением пройденного материала, а также приемов диагностики достижения поставленных целей обучения.

Ведущая роль в воспитывающем обучении отводится формированию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. На основе курса химии можно доказать диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность химических фактов, раскрыть причинно-следственные связи. Примером может служить взаимосвязь между строением атома и свойствами элемента, строением неорганических, органических веществ и их свойствами. Причиной в обоих случаях является строение, а свойства – следствием. Все это укрепляет убежденность учащихся в истинности их знаний.

Необходимо придавать особое значение формированию убеждений в познаваемости мира: микромира, макромира, мегомира. В результате формируется целостная картина мира.

На изучение предмета химии по базисному учебному плану для общеобразовательных школ Кыргызской Республики на 2019-2020 учебного года предусмотрено в 8-11 классах по 2 часа в неделю в каждом классе. Годичная нагрузка в каждом классе 68 часов, из которых по 3 часа являются резервными.

В школьном курсе химии – пять основных теоретических концепций:

— атомно-молекулярное учение;

— периодический закон, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и теория строения вещества;

— теория электролитической диссоциации;

— закономерности возникновения и протекания химических реакций;

— современная теория строения органических веществ.

Первые четыре концепции изучается индуктивно, от частного к общему, современная теория строения органических веществ изучается дедуктивно, от общего к частному.

Каждая из этих концепций представляет собой своеобразный рубеж, проходя через который важнейшие понятия претерпевают качественные изменения, развиваются и совершенствуются. Это может быть выражено схемой 1., из которой видно, что теории связываются между собой через понятия.

Схема 1. Структура содержания школьного курса химии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ

Основные химические понятия — «вещество», «химический элемент», «химическая реакция», «химическое производство» – также связаны между собой. Необходимо учитывать, что ведущими являются понятия «вещество» и «химическая реакция». Именно этим понятиям принадлежит решающая роль при построении содержания различных курсов химии (схема 2.).

Схема 2. Взаимосвязь систем важнейших химических понятий в курсе химии средней школы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ

Эти понятии вошли и в системообразующие блоки предметного стандарта, переход к обучению по которым предстоит через определенное время. Содержательными линиями предметного стандарта по химии являются: «методы познания», «вещество», «химическая реакция», «использование веществ и химических реакций».

Компетентность учителя – основа успешного развития компетенций учащихся. Компетентность – это целостный опыт личности в решении жизненных проблем, освоенные способы выполнения ключевых функций, относящихся ко многим социальным сферам и социальным ролям. Компетентность можно определить как меру включенности человека в деятельность. Можно выделить некоторые компетенции, которую условно называют «общая способность к деятельности», и можно говорить об ее основных аспектах:

— готовность к целеполаганию,

— готовность к оценке,

— готовность к действию,

— готовность к рефлексии.

Профессиональная компетентность является индивидуальной характеристикой степени соответствия данного человека требованиям профессии. Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм учителя. Профессиональная компетентность педагога означает его личные возможности, позволяющие самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи.

Профессионально-педагогическая компетентность включает следующих элементов или видов компетентности:

— Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

— Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.

— Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

— Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.

— Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Определены семь ключевых компетентностей школьников: умение учиться, общекультурное, гражданская, предпринимательская, социальная, применять информационно-коммуникативные технологии в обучении и повседневной жизни, сохранение собственного физического, социального, психического и духовного здоровья и здоровья своего окружения. Ребенок, который умеет самостоятельно учиться, в будущем сможет самостоятельно и творчески работать и жить. Ученик:

— сам определяет цели учебно-познавательной деятельности;

— планирует, программирует свою деятельность;

— организует свой труд для достижения цели;

— находит нужные знания, способы для решения задачи;

— выполняет в определенной последовательности сенсорные, умственные или практические действия, приемы, операции;

— осознает свою деятельность и практически ее совершенствует;

— имеет умения и навыки самоконтроля и самооценки.

По предметному стандарту еще не все учебники подготовлены. В связи с этим в школах Кыргызской Республики, до перехода на предметный стандарт по химии, обучение химии будет продолжено по Государственному стандарту.

Наряду с традиционными ме-тодами обучения необходимо использовать технологии обучения. Технология обучения химии – особый вид методики обучения, который предусматривает: тщательно продуманную модель учебного процесса, отражающую четко сформулированный методический замысел и спланированный конечный результат; специально методически обработанное (преобразованное), в соответствии с замыслом, химическое содержание; систему методов и средств обучения химии, ориентированную на реализацию содержания с целью развития мышления обучаемых, учета их интересов и потребностей, обладающую свойством инвариантности, т.е. воспроизводимую в сходных условиях школьной действительности, минимально зависимую от индивидуальности учителя. При всем этом важно, чтобы организация обучения создавала ситуацию успеха; достаточно точный временный режим; диагностику достигнутости промежуточных и конечного результатов. Например, технология естественного обучения (ТЕО) – это способ организации учебной деятельности при ее использовании, основан на общении как естественном средстве обучения, причем общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами деятельности. В данной технологии наряду с естественным общением применяются парное, опосредованное и групповое. Технология естественного обучения позволяет организовать многократную проработку изучаемого материала, продвижение вперед в соответствии со способностями и возможностями каждого учащегося, т.е. служит одним из способов реализации личностно-ориентированной концепции обучения.

Применение «технологии системного усвоения знаний» на уроках химии приводит к хорошим результатам. Технология системного усвоения знаний, основана на системно-структурном подходе к обучению и усвоение знаний.

С целью усиления практической направленности обучения химии можно использовать метод SEA (стартовый эксперимент), микронаучный эксперимент, самостоятельную работу в мультимедийной библиотеке, виртуальной лаборатории.

Контроль результатов обучения – важная часть процесса обучения. Его задачи заключаются в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Контроль результатов выполняет все три функции, имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение. Обучающее значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений, вырабатывается стремление добиться лучших результатов. Главное требование к контролю – его систематичность. Контроль результатов обучения важен и для учителя, т.к. позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс, и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей. Контроль помогает учителю управлять учебным процессом.

При изучении основ химической науки контролю подлежит усвоение понятий, законов, теорий, фактов, связи между ними, а также связи теории с практикой. Контролю подлежит также умение пользоваться химической символикой и терминологией, умение наблюдать за химическим экспериментом, решать химические задачи, экспериментальные умения. Особое внимание должно быть уделено контролю общих интеллектуальных умений – развития мыслительных приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации. Должно контролироваться умение читать учебную литературу, навыки устной и письменной речи, умение выделять главное. Во всех случаях контроль результатов обучения должен определяться важным критерием – уровнем усвоения.

  1. Уровень узнавания и воспроизведения объекта изучения (репродуктивный уровень).
  2. Уровень, характеризующийся умением найти необходимый путь решения познавательной задачи (продуктивный уровень).
  3. Высший уровень – умение ставить перед собой задачу и решить ее, используя необходимые мыслительные приемы (креативный уровень).

В процессе контроля учитель должен твердо знать, каким должен быть уровень усвоения, и соответственно давать задания либо на воспроизведение, либо на применение знаний в сходной ситуации, либо на применение знаний в новой ситуации.

Рекомендуемые проблемы на августовских совещаниях учителей химии:

— Концепция естественно – научного образования в общеобразовательных школах КР», опубликованная на страницах журнала «Эл агартуу» (№3-4, 2014) и Вестнике КНУ им.Ж.Баласагына (2014);

— применение цифровизации в учебно-воспитательной работе школы;

— новые тенденции в обучении в общеобразовательных школах;

— формирование и развитие компетентности учителя химии;

— компетенции учителя – основа формирования компетенций обучающихся;

— тематическое планирование системы уроков по химии;

— новые подходы к проверке и оцениванию учебных достижений учащихся.

Кособаева Б.М.,
д.п.н. , проф., заведующая кафедрой естественно-научного и математического образования Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при МОН КР

 

Методические рекомендации по предмету «Биология»

Процесс обучения биологии в 2019-2020 учебному году необходимо организовать на основе «Государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики», утвержденного Постановлением Правительства Кыргызской Республики №403, от 21.07.2014 года, предметного стандарта «Биология» и учебной программы по биологии на 2019-2020 г.

Предметный стандарт по «Биологии» – это основной документ, регламентирующий образовательные результаты учащихся, способы их достижения и измерения в рамках предмета «Биология».

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу по биологии. Одной из важных задач образования является формирования современными средствами обучения свободной всесторонне развитой личности,  успешно участвующей в развитие регионов и владеющей в совершенстве ИКТ.

Стандарт по предмету «Биология» вносит свой вклад в обеспечение качества образования через обучение, оценивание и определенные специфические для предмета компетентности. Именно эти компетентности позволяют выпускнику активно интегрироваться в социальную жизнь, легче адаптироваться к реальным изменчивым условиям жизни.

Оценивание результатов обучения на уроках биологии необходимо тесно связывать целями и задачами предметного стандарта биологии (Предметный стандарт по предмету “Биология” Раздел 2, стр. 7-10. 2018 г.):

Цели обучения биологии:  Учащиеся применяют знания о свойствах и принципах функционирования живых организмов и систем в разнообразии способов их заимодействия и сохранения естественных экосистем и устойчивого развития природы и общества.

Задачи: Когнитивные – учащийся объясняет строение и принципы функционирования живых систем на молекулярном, клеточном, тканевом, организменном и экосистемном уровнях и понимает средообразующую роль живых организмов. Оценивает последствия своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей и окружающей среде.

Поведенческие – учащийся владеет приемами про-ведения биологических исследований и применяет знания о строении и принципах функционирования организмов и экосистем в практической деятельности.

Ценностные – учащийся следует принципам устойчивого развития, базового образа жизни, осознает риски и предупреждает негативные последствия нерационального природопользования.

Достижения целями биологического образования, предусмотренного предметным стандартом «Биология» должно быть обеспечено следующими задачами:

1) Формирование у школьников представлений о живой природе в единой научной картине мира, основанной на понимании взаимосвязи и взаимовлиянии элементов живой и неживой природы, об общих закономерностях развития живой материи;

2) Понимание учащимися роли и места биологии в современной научной картине мира;

3) Овладение учащимися такими основополагающими понятиями, как уровневой организации и эволюции органического мира;

4) Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и лабораторные работы с использованием приборов, применяемых в практической жизни;

5) Гигиеническое воспитание учащихся и формирование у них здорового образа жизни;

6) Формирование личной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников;

7) Воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, инициативы учащихся через включение на позитивную созидательную экологическую деятельность;

8) Формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования.

Решение задач предмета «Биология» обеспечивается реализацией компетентностного подхода: предметных и ключевых компетентностей:

Компетентность – интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний, умений и способы деятельности в определенной ситуации – учебной, личностной, профессиональной.

Предметные компетентности тесно связаны с образовательными результатами: при формировании предметной компетентности «Распознание и описание живых объектов», учащийся 7-го класса могут по признакам систематизировать живые организмы, различать животных различных типов, составлять сравнительную характеристику, применять полученные знания о животных при описании животного мира, обитающего на определенной територии.

Предметные компетентностиКлючевые компетентности
1.Распознание и описание живых объектовИнформационная компетентность
2.Научные объяснения биологических процессов и явленийСоциально-коммуникативная компетентность
3.Решение различных изменений и явлений в природе с использованием научных доказательствКомпетентность «Самоорганизации и разрешения проблем

При календарно-тематическом и поурочном планировании необходимо распределить материал по содержательным линиям и классам с учетом количества часов, указанных в учебной программе по биологии.

Содержательные линии предмета – это системообразующее фундаментальное ядро предмета, вокруг которого генерализуются все учебные материалы, технологические подходы к формированию биологических компетентностей.

Фундаментальное ядро предмета состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, в которых фиксируется следующее:

  1. Основополагающие научные знания, имеющие методологический системообразующий характер;
  2. Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в разных предметных областях;
  3. Система оценки результатов освоения основ учебной программы по биологии.

На основе вышесказанных систем биологических знаний в стандарте сгруппированы 4 содержательные линии:

  1. Организм как биологическая система.
  2. Надорганизменные системы.
  3. Многообразие органического мира и эволюция.
  4. Человек и окружающая среда.
Распределение материала по классам:Количество недельных часов:
Биология (Ботаника) – 6 кл2 ч.
Биология (Зоология) – 7 кл.1 ч.
Биология (Человек и его здоровье) – 8 кл2 ч.
Закономерности развитие жизни на Земле  – 9 кл.2 ч.
Общая биология – 10-11 кл.1 ч.

При планировании уроков биологии необходимо обеспечивать межпредметные связи, предполагающие взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой предмета биологии (Предметный стандарт по предмету “Биология” Раздел 2, таблицы 5, 6. Стр.22-23. 2018 г.)

Оценивание результатов обучения на уроках биологии тесно связано с целями (ожидаемыми результатами), методами и формами обучения. Цель оценивания – определить соответствие фактических результатов обучения ожидаемым.

При оценивании учебной деятельности учащихся учитель использует различные методы оценивания в соответствии с выбранными методами и формами обучения.

Диагностическое оценивание – это определение начального уровня сформированности знаний, умений и навыков (ЗУН) и компетентностей учащегося. Диагностическое оценивание обычно проводится в начале учебного года или на первом занятии изучения темы, учебного раздела, главы биологии. Необходимость диагностического оценивания определяется необходимостью предвидеть процесс обучения и учения, адекватным возможностям и потребностям учащегося в соответствии с «зоной ближайшего развития».

Формативное оценивание – определение успешности и индивидуальных особенностей усвоения учащимися материала, а также выработка рекомендаций для достижения учащимися ожидаемых результатов. Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. По своей форме оно может быть, как вводным (в начале изучаемой темы), так и текущим (в процессе обучения). Учитель использует формативное оценивание для своевременной корректировки обучения, внесения изменений в планирование, а учащийся – для улучшения качества выполняемой им работы. Оценивается конкретная работа, выполненная учащимися, а не уровень его способностей.

Суммативное оценивание учащихся служит для определения степени достижения учащимся результатов, планируемых для каждой ступени обучения, и складывается из текущего, промежуточного и итогового оценивания.

Итоговое оценивание проводится в соответствии со школьным календарем (четверть, полугодие, учебный год), учебно-тематическим планом (оценивание по темам) и выполняется в форме:  зачета, контрольной работы, подготовки реферата по выбранной теме, проектная работа, подготовки презентации, слайдов; — выставления оценок.

Уровни усвоения биологических знаний на основе компетентностного подхода:

  1. Репродуктивный уровень характеризует действия ученика по заданному образцу или алгоритму.
  2. Продуктивный уровень характеризует выполнение учащимся простых учебных действий, использование алгоритмов в незнакомых ситуациях.
  3. Креативный уровень объясняется умением учащегося конструировать свою деятельность при выполнении сложных учебно-практических действий. (Предметный стандарт по предмету “Биология” Раздел 3, таблицы 7,8. Стр.30-32. 2018 г.)

Рекомендуемые темы и вопросы для обсуждения на секциях августовских совещаниях учителей биологии:

  1. Место и значение биологии в естественнонаучной образовательной области.
  2. Обсуждение структуры и содержания предметного стандарта по биологии на компетентностной основе.
  3. Обсудить организацию самостоятельной учебно-исследовательской работы учащихся, привлечение их к проектному исследованию, к участию в естественнонаучных декадах, семинарах, конференциях с учетам экологических проблем и потребностей в охранных мероприятиях в регионе.
  4. Использование в учебном процессе биологии мультимедийных средств и новых информационно-коммуникационных технологии.
  5. Оборудования школьной лаборатории биологии в соответствие и с требованиями ресурсному обеспечению предметного стандарта «Биология» (Предметный стандарт по предмету “Биологии” Раздел 4, стр 41. 2018)

Марышева В.Ф.,
учитель биологии Новониколаевская инновационная средняя школа-гимназии

т.: 0552747871

Кекеева Ч.О.,
ст. преподаватель каф.
ЕНМО РИПК и ППР при МОН КР
т.: 0709146722

 

Методические рекомендации по предмету «География»

Географическое образование в системе общего среднего образования является основой научного миропонимания, которое основывается на знании и понимании географических процессов, объектов, взаимодействия общества и природы в различных регионах и странах целостного мира. Географическое образование учит человека объяснять основные процессы и  явления происходящие в главных природных и социально-экономических системах Земли, понимать характер социально-экономического, технологического и политического развития конкретных территорий, особенности их материальной и духовной культуры. Это необходимо для повышения эффективности экономики, улучшения качества жизни населения, поддержания состояния окружающей природной среды. Географическая культура  — составная часть общечеловеческой культуры.

Область географических знаний интегрирует биологические, геологические, экономические, социальные, политические и другие науки. Исходя из этого, целесообразно усилить в преподавании географии такие акценты, как комплексно-географический, историко-культурный, эколого-экономический и практический.

Сквозными направлениями в школьной географии является следующие:

Во первых, это гуманизация, которая в географии, как и всей науке, связана с поворотом к человеку и всем сферам и циклам его жизнедеятельности. Здесь на первый план выходят связки «человек-природа», «человек-хозяйство», «человек-территория», «человек-окружающая среда».

Во вторых, это социологизация, тесно связанная с гуманизацией и заключающаяся в повышении внимания к социальным аспектам развития.

В третьих, это экологизация, предполагающая рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями воспроизводства жизни.

В четвертых, эта практическая направленность обучения.

Важнейшей задачей в обучении географии является овладение учащимися умениями самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей человека среды.

В 2019-2020 учебном году в 7-11 классах изучение географии будет осуществляться на основе действующей учебной программы и учебников, а в 6 классе – по новому предметному стандарту и учебной программе.

Для повышения качества знаний учащихся главным является планирование урока, ориентированного на конечный результат, который зависит от поставленных целей. Выделяются несколько основных требований к формулировке целей урока: 1) цели урока должны отвечать на вопросы: «Какие знания будут усвоены учащимися?» — образовательная цель, «Какие воспитывающие и развивающие функции будут реализованы? — воспитывающая цель и цель развития учащихся; 2) цели формулируются конкретно, реалистично, достижимо, измеряемо с тем, чтобы можно было учесть насколько они реализуются на уроке, т.е. в них должно быть зафиксировано, какие именно компетенции будут сформированы на уроке.

Цели урока «от учащегося» требуют показать, что именно учащийся

— сможет понять

— сможет сделать

— сможет оценить и.т.д. – в конце урока.

«Какие компетентности у них будут сформированы» – это цель «от учителя». Кроме того, на одном уроке невозможно сформировать компетентность – в лучшем случае, будет достигнут образовательный результат, а, скорее всего – его элемент/элементы. Это зависит от материала урока и способов деятельности учащихся на уроке.

Оценивание образовательных достижений учащихся на уроках должно иметь свои цели, типы, критерии и показатели (индикаторы), методы и средства, в соответствии с указанным предметным стандартом (раздел 3). Оно позволяет планировать оценивание сформированность географических  компетентностей учащихся. При оценивании образовательных достижений учащихся следует отметить, что чтение и заучивание текста из учебника не может быть показателем географических компетентностей учащихся. Для этого учитель должен определять результаты обучения каждого урока и уметь оценивать их по разработанным критериям. При использовании критериев оценивания для всех участников учебного процесса оно должно быть прозрачным и понятным, обеспечивающим объективную оценку.

При оценивании учебных достижений учащихся рекомендуется применение трех видов оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.

Из этих трех видов оценивания основное внимание должно уделяться формативному виду оценивания. Формативное оценивание проводится на любом этапе урока, с целью определения первоначальных географических компетентностей учащихся, оно позволяет в зависимости от ситуации менять цели обучения и стратегии, формировать представления о кругозоре, интересах, среде, в которой живет учащийся.

Результаты формативного оценивания используют для улучшения текущих результатов обучения.

Диагностическое оценивание проводится на начальном этапе изучения темы. Суммативное оценивание – оценивание достижений учащихся на определенном этапе обучения (в конце изучения раздела, полугодия, в конце года) и является показателем сформированности географических компетентностей.

При оценивании сформированности тех или иных географических компетентностей учителю нужно знать о трех уровнях оценивания: репродуктивный (уровень I), продуктивный (уровень II), творческий Уровень III).

Актуальные вопросы для обсуждения на августовских совещаниях учителей в соответствии с темой: «Развитие образовательного пространства Кыргызстана в контексте потребностей регионов и задач цифровизации».

  1. Календарно-тематическое и поурочное планирование географии на 2019-2020 учебный год.
  2. Современные технологии обучения географии.
  3. Интерактивные методы обучения при формировании предметных компетентностей (проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках географии).
  4. Интернет-ресурсы в обучении географии и экологии Кыргызстана (с использованием статистического материала).
  5. Применение мультимедийных ресурсов на уроках географии.
  6. Создание, разработка, применение географической электронной учебной информации на уроках географии (УМК).
  7. Обмен передовым опытом метод преподавания географии по регионам Кыргызской Республики.

Рекомендуемые интернет-ресурсы по географии:

  1. www. Stat. kg;

— Социально-экономическое положение Кыргызской Республики. 2017 г.

— Промышленность  Кыргызской Рес-публики. 2013-2017 гг.

— Сельское хозяйство Кыргызской Рес-публики. 2013-2017 гг.

— Демографический ежегодник Кыргызс-кой Республики. 2013-2017 гг.

— Окружающая среда в  Кыргызской Республике. 2013-2017 гг.

Подготовила: ст. преподаватель Умбетова Эльвира Джолдошпековна.

 

Поделиться

Комментарии