МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ КР ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

  • 01.09.2022
  • 0

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ КР ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Введение

Методические рекомендации об использовании государственных символов Кыргызской Республики при обучении и воспитании детей и молодежи в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Кыргызской Республики (далее – Методические рекомендации) адресованы руководящим и педагогическим работникам дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций Кыргызской Республики для использования в работе.

Государственные символы Кыргызской Республики являются важнейшими атрибутами суверенитета государства. Уважение к государственным символам, владение основами их правильного использования служат показателями как общей, так и политической культуры в обществе. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» приоритетным стратегическим направлением государственной политики Кыргызской Республики является образование. Одним из важных принципов государственной политики в области образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей в сочетании с национальным культурным богатством, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к семье, Родине и окружающей среде, патриотизма и уважения к правам и свободам человека. В условиях глобальных вызовов современного мира, демократических свобод и открытого информационного пространства высокую степень актуальности приобретают задачи укрепления единства, сохранения общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития.

Важнейшим показателем сформированности у обучающихся гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Кыргызской Республики, понимание ее роли и значения.

Воспитание уважения и любви к символам государства, их корректного использования составляет важнейшее направление в формировании патриотического сознания граждан.

Государственные символы — консолидирующая основа формирования национальной гражданской идентичности для подрастающего поколения, является неотъемлемой составной частью образовательного процесса, включается в изучение на всех уровнях образования при реализации основных и дополнительных образовательных программ, программ воспитания.

Государственный Герб, Государственный флаг и Государственный Гимн  Кыргызской Республики — символы государственного суверенитета

В соответствии со статьей 14 Конституции Кыргызской Республики государственными символами как суверенного государства являются ее Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн.

Описание и порядок официального использования государственных символов Кыргызской Республики, определяется Законом Кыргызской Республики от 17 июля 2004 года № 91 «О государственных символах Кыргызской Республики» (далее – Закон).

Законом.определено,.что.граждане.Кыргызской Республики, а  также лица,.находящиеся   на  территории Кыргызской  Республики,  обязаны      чтить государственные символы Кыргызской Республики.

Лица, виновные  в  надругательстве  над  Государственным  Флагом,

Гербом, Гимном Кыргызской Республики, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глубокое уважение к государственным символам Кыргызской Республики — патриотический долг каждого гражданина Кыргызской Республики.

Государственный Флаг Кыргызской Республики является символом государственного суверенитета Кыргызской Республики, представляет собой красное прямоугольное полотнище, в центре которого размещено изображение круглого солнечного диска, с сорока равномерно расходящимися лучами золотистого цвета, с помещенным внутри солнечного диска изображением тюндюка — кыргызской юрты красного цвета. Ширина флага составляет три пятых его длины. Диаметр лучистого диска составляет три пятых ширины флага. Соотношение диаметров солнечного и лучистого дисков — три к пяти. Диаметр тюндюка составляет половину диаметра лучистого диска.

Государственный Флаг Кыргызской Республики и его изображение независимо от их размеров, должны в точности соответствовать цветному и   схематическому   изображениям   эталона   Государственного Флага Кыргызской Республики, хранящегося в резиденции Президента Кыргызской Республики.

Государственный Флаг Кыргызской Республики утвержден 3 марта 1992 года постановлением Верховного Совета Кыргызской Республики. Авторский коллектив: Э.Айдарбеков, Б.Жайчыбеков, С.Иптаров,                          Ж.Матаев, М.Сыдыков.

Государственный Герб Кыргызской Республики является символом государственного суверенитета Кыргызской Республики, представляет собой изображение белого сокола с распростертыми  крыльями, помещенного в центре синего круга в белом обрамлении,  и  расположенных на заднем плане озера отрогов гор Ала-Тоо и восходящего солнца  с  лучами золотистого цвета, помещенных по обе  стороны стеблей  хлопчатника и пшеничных колосьев, с надписью «Кыргыз», расположенной в верхней части круга, и надписью «Республикасы», расположенной  в нижней части круга.         Воспроизводимое   изображение  Государственного Герба  Кыргызской Республики,  независимо   от   его   размеров,   должно   в   точности
соответствовать цветному   или  черно — белому   изображению  эталона Государственного Герба Кыргызской Республики, хранящегося в резиденции Президента Кыргызской Республики.

Герб утвержден постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 14 января 1994 года. Авторы: А. Абдраев и С. Дубанаев.

Государственный Гимн Кыргызской Республики представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом.

Государственный Гимн Кыргызской Республики может   исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте.  При этом могут использоваться средства звуко-видеозаписи, а также средства теле-радиотрансляции. В случаях вокально-инструментального исполнения Государственный Гимн Кыргызской Республики исполняется полностью, а в случае инструментального исполнения допускается частичное исполнение Гимна — проигрывается запев и припев один раз.

Государственный Гимн Кыргызской.Республики, .должен исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией и текстом.

При.официальном.исполнении  Государственного Гимна Кыргызской Республики присутствующие слушают его стоя (мужчины —  без  головных уборов, за исключением национального головного убора  специального головного убора лиц, религиозные убеждения  которых рассматривают обнажение головы как акт неуважения), при этом граждане   Кыргызской
Республики поют Государственный   Гимн   Кыргызской   Республики   и
прикладывают правую руку к левой стороне груди.
В случае если исполнение Государственного Гимна Кыргызской
Республики сопровождается поднятием Государственного Флага Кыргызской Республики, присутствующие поворачиваются к нему лицом. Гимн утвержден постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 18 декабря 1992 года. Слова: Ж. Садыкова, Ш. Кулуева
Музыка: Н. Давлесова, К. Молдобасанова, Перевод с кыргызского:                    К. Акматова и М.А. Рудова

Формы и методы работы по изучению государственной символики Кыргызской Республики в дошкольных и общеобразовательных организациях Кыргызской Республики

Формирование понимания сущности и значения государственных символов Кыргызской Республики, воспитание уважения к ним в образовательных организациях направлено на постепенное и поэтапное приобщение обучающихся к основам идеологии государства, на формирование активной гражданской позиции, чувства любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, ответственности за развитие и процветание.

Изучение государственной символики в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях осуществляется с учетом возрастных познавательных особенностей обучающихся.

Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в организациях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Кыргызской Республики.

Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к государственным символам Кыргызской Республики рекомендуется осуществлять как в рамках учебного плана дошкольного образования (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:

— рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага и Государственного Герба Кыргызской Республики, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении дошкольников с государственными символами Кыргызской Республики, можно использовать прием сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный Флаг (Государственный Герб) Кыргызской Республики с Флагом (Гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;

— рассматривание предметов, на которых изображен Государственный Герб Кыргызской Республики;

— привлечение внимания детей к изображениям символов государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение граждан к государственным символам Кыргызской Республики;

— объяснение детям содержания Государственного Гимна Кыргызской Республики; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы, прикладывать правую руку к левой стороне груди);

— беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный Гимн и поднимают Государственный Флаг Кыргызской Республики и др.);

— наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений детей;

— чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственным символам Кыргызской Республики и др.

В работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой и формированию уважительного отношения к ней главная роль отводится педагогическим работникам и родителям (законным представителям), которые своим примером должны показывать уважительное и бережное отношение к государственным символам Кыргызской Республики. Целесообразно организовать сотрудничество и взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи, включение законных представителей в образовательный процесс учреждения дошкольного образования. Формами такого взаимодействия могут быть проведение консультаций для родителей по вопросам патриотического воспитания детей в семье, совместных праздников, подготовка и размещение информационных стендов соответствующей тематики в помещениях учреждения дошкольного образования и другие.

В общеобразовательных организациях работу по формированию у учащихся знаний о государственных символах Кыргызской Республики и уважительного отношения к ним целесообразно начинать с первого урока в первом классе. Целесообразно организовать с учащимися беседу, в ходе которой объяснить элементы государственных символов, обратить особое внимание на необходимость уважительного отношения к государственным символам, прослушать Государственный Гимн Кыргызской Республики, объяснить правила поведения при звучании Государственного Гимна.

На уроке кыргызского языка целесообразно, опираясь на иллюстрации, актуализировать уже известные учащимся сведения о государственных символах Кыргызской Республики организовать беседу о роли и значении государственных символов с опорой на жизненный опыт и наблюдения учащихся (где используются государственные символы и для чего).

Перед заучиванием учащимися фрагмента Государственного Гимна Кыргызской Республики целесообразно провести с ними беседу, направленную на понимание смысла текста и отдельных слов.

Для закрепления знаний, учащихся о государственных символах можно организовать викторины.

При проведении с учащимися беседы о гимне как одном из важнейших государственных символов, следует уделить внимание истории его создания, охарактеризовать особенности музыкальной и текстовой составляющих гимна, обратить внимание на торжественную музыку гимна, объяснить, что гимн исполняется на торжественных мероприятиях, что его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главному музыкально-поэтическому произведению страны.

Необходимо объяснить учащимся, что надругательство над государственными символами влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Изучение исторических, политических, правовых, художественных аспектов государственных символов Кыргызской Республики может являться предметом исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Для формирования у учащихся уважительного отношения к государственным символам следует активно задействовать потенциал туристско-экскурсионной работы, работы на базе музеев образовательных организаций, встреч и бесед с людьми, пользующимися уважением окружающих (государственными и общественными деятелями, военнослужащими, известными спортсменами и др.). В содержание проводимых воспитательных мероприятий рекомендуется включать вопросы, связанные с содержанием и смыслом государственных символов, их ролью и значением в жизни отдельного человека, общества.

Вопросы, связанные с государственными символами, их значением в жизни общества могут обсуждаться с учащимися на занятиях объединений по интересам.

В канун Дня Государственного Герба, Флага и Гимна Кыргызской Республики в организациях образования необходимо организовать тематические мероприятия (информационные, классные часы, беседы, конкурсы, викторины и др.), включив в их содержание факты, которые характеризуют отношение наших граждан, военнослужащих, спортсменов к флагу, гербу и гимну страны.

В организации данной работы следует взаимодействовать с молодежными общественными объединениями.

Особая роль в организации работы по изучению государственной символики Кыргызской Республики принадлежит библиотекам общеобразовательных организаций. Они должны осуществлять подбор художественной, документальной литературы и публикаций из периодической печати о государственной символике нашей страны и примерах уважительного отношения к ней.

В библиотеках рекомендуется создать тематические выставки.

Использование государственных символов в общеобразовательных организациях, должно быть направлено на формирование у обучающихся уважения к государственным символам.

В общеобразовательных организациях оформляются уголки государственной символики (фойе, актовый зал или музей).

Государственная символика должна присутствовать в кабинетах руководителей общеобразовательных организаций, в учебных кабинетах, классах.

В дошкольных и общеобразовательных организациях Кыргызской Республики государственные символы используются при проведении мероприятий республиканских патриотических акций, других торжественных мероприятий, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, тематических воспитательных мероприятий, посвященных государственной символике.

Исполнение Государственного Гимна Кыргызской Республики является обязательным при проведении следующих мероприятий:

— в дни начала и окончания учебного года в общеобразовательных организациях (торжественная линейка, приуроченная к началу учебного года, последний звонок);

— при проведении торжественных мероприятий, на которых выпускникам вручаются   аттестат о среднем образовании, свидетельство об основном школьном образовании;

— при проведении мероприятий, приуроченных к государственным праздникам и праздничным дням Кыргызской Республики;

— при открытии и закрытии спортивных соревнований в общеобразовательных организациях и за его пределами в соответствии с правилами организации этих соревнований;

— при проведении торжественных мероприятий, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам;

В общеобразовательных организациях Государственный Гимн Кыргызской Республики может исполняться педагогами и учащимися в хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокально-инструментальных вариантах. Также могут использоваться аудио-видеозаписи.

Целесообразно популяризировать у учащейся молодежи и педагогических работников пение Государственного Гимна в вокально-инструментальном исполнении на торжественных мероприятиях.

Государственный Флаг Кыргызской Республики используется во время проведения всех мероприятий, указанных выше.

Государственный Флаг Кыргызской Республики устанавливается на зданиях общеобразовательных организаций.

Поделиться

Комментарии