ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ ЛИДЕРСТВА ДВИЖЕНИЯ 1916 г. НА ТЕРРИТОРИИ ТОРГАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

  • 28.09.2018
  • 0

Поднимая проблемы связанные с событиями 1916 г. в Казахстане и Центральной Азии, необходимо отметить, что в современных условиях появилась возможность рассмотреть их объективно. В рамках участия в проекте по исследованию восстания 1916 г. в Центральной Азии, организованным культурно-историческим центром «Айгине» я в своем научном исследовании фокусируюсь на вопросах лидерства восстания. В проекте участвуют не только мои коллеги из Центральной Азии, но и ведущие исследователи из Франции, Швеции, Америки, Англии, Японии. Консультантом по моей теме, посвященной проблеме лидерства стал японский исследователь, знаток центрально-азиатской истории профессор Томохико Уяма.

Моя тема весьма актуальна, поскольку еще в советской историографии длительное время искусственно сужалась социальная база восстания, с позиции классового подхода руководство восстания, его лидеры определялись как выходцы из социальных низов. При этом в сферу исследовательского внимания включались лишь те деятели, которые своими подвижническими биографиями «вписывались» в новую советскую героико-эпическую традицию. Подчас в формировавшийся пропагандой пантеон коммунистических вождей и героев включались люди, факты биографий которых были либо малоизвестны, либо намеренно фальсифицировались.

Понятно, что предельно жестко идеологизированная селекция не оставляла шансов занять свою достойную нишу в панораме исторического действия многим действительно выдающимся персонажам прошлого. Это касается и событий 1916 года в Казахстане.

В соответствии с духом идеологии большевизма в Торгайском регионе Амангельды Иманов считался предводителем бедных слоев населения, а баи и духовенство, интеллигенция предателями интересов народа. Советская историческая наука целенаправленно внедряла культ А. Иманова (Удербаева). Его имя стояло в одном ряду с такими героями, как В. Чапаев, Л. Щорс, С. Лазо, В. Блюхер и др.

На всем протяжении советской историографии именно Амангельды Иманов рассматривался как единственный лидер событий 1916 года в Торгайской степи. В то время, когда архивные документы и свидетельства очевидцев указывают на лидерство Абдулгафара Жанбосынова, потомка знаменитого Нияз-бия, пользовавшегося авторитетом среди народа. 21 ноября 1916 г. на курултае он был избран ханом восставшего Тургайского уезда. Его жизнедеятельность до сих пор не подвергалась научному исследованию.

Как известно целью изучения истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, и если этот опыт искажен, освещен недостоверно, то вырастет и соответствующее поколение. Такие цели ставит перед собой мое исследование данной темы и деятельность всего проекта в целом.

Майсара Бекмагамбетова, к.и.н., доцент кафедры истории Казазстана Костанайского Государственного Педагогического Института.

Поделиться

Комментарии