КНИГА, ОПРЕДЕЛИВШАЯ ПУТИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭТНОГЕНЕЗА КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА

  • 10.01.2018
  • 0

О монографии Э.Ж.Маанаева «Этногенез и этническая история кыргызов

Одним из важнейших аспектов истории человечества являются процессы возникновения, развития, трансформации этнических общностей. Исследование процессов этногенеза, этнической истории ученые-этнологи относят к одному из самых сложных и мало изученных разделов своей науки. Обусловлено это тем, что этническая история различных народов детерминирована сложным, порой противоречивым взаимодействием, взаимовлиянием не только антропологических, исторических, лингвистических, но и демографических, хозяйственных, социальных, культурных и других

факторов.

Все это в полной мере относится и к этногенезу кыргызского народа. За годы становления, развития исторической, этнологической науки в Кыргызстане учеными разных поколений достигнуты определенные успехи в изучении теории этноса, этнической общности, ее признаков, возник ряд гипотез об этногенезе, этапах этнической истории кыргызского народа. Помимо несомненного познавательного, научного значения, разработка этнической истории имеет, что не менее’ важно, и немалое практическое значение, так как оно способствует объективному пониманию межэтнических коллизий, перипетий, которые возникают сегодня и, вероятно, еще долго будут возникать. Однако, на фоне выявленного и проанализированного материала по данной проблеме, все более отчетливо обнаруживается недостаточность, односторонность имеющихся знаний о конкретных обстоятельствах, и механизмах формирования кыргызского этноса.

В этом плане отрадным является тот факт, что за последние 15 лет по данной проблеме изданы три монографии об этнической истории кыргызов, вышедшие из-под пера известного ученого, доктора исторических наук, профессора Э.Ж. Маанаева.

Впервые автор обратился к этой проблеме еще в начале 60-х годов прошлого века. В те годы Эгемберди Жумагулович одним из первых высказал мысль о том, что часть кыргызского народа проживала на территории Тянь-Шаня задолго до XV–ХVI веков (в 1тыс.н.э.). Впоследствии эта мысль нашла свое подтверждение в трудах ряда зарубежных и отечественных историков спустя почти 20 лет- в 80-90-х годах XX века.

В 2003 году в соавторстве с О.К.Каратаевым Эгемберди Жумагулович издает монографию «Кыргыз элинин этникалык ѳнүгүүсү», в которой был высказан ряд весьма смелых и новаторских идей, конкретизированных и дополненных в опубликованной им в 2008 году книге «Этническая история кыргызского народа». Труд был удостоен положительных откликов, изданных в научных сборниках, в периодической печати. В них была дана высокая оценка монографии, заключавшаяся в том, что она «вносит весомый вклад в изучение одной из самых сложных страниц истории кыргызского этноса и представляет собой теоретическую и практическую значимость в двух важных аспектах: с одной стороны — в ней представлены дополнительные, важные факты, материалы, характеризующие исследуемые процессы, а с другой, в ней автором предлагаются ориентиры , направления, на которые стоит обратить внимание ученым, исследующим этническую историю кыргызского народа.»

Наконец, в 2017 году вышел в свет новый труд Эгемберди Жумагуловича «Этногенез и этническая история кыргызов (новое осмысление проблемы)», который, с одной стороны, стал своеобразным итогом многолетних изысканий автора по исследуемой проблеме, а с другой стороны- он стал катализатором, способствующим не только повышению интереса к проблеме этногенеза кыргызского народа, но и определившим новые ориентиры по ее решению.

Каковы же эти ориентиры-направления, на которые стоит обратить внимание ученым? Э.Ж.Маанаев отмечает, что на сегодняшний день существуют более десяти гипотез, авторы которых пытаются определить этапы и обстоятельства этнической истории кыргызов, однако эти гипотезы грешат одни недостатком: во-первых, ученые, выдвинувшие их, пытаются обосновать свои гипотезы наличием или отсутствием этнонима «кыргыз», а во-вторых, они искали данный этноним в ареале обитания оседлого населения. Очень важным является вывод автора о том, что если в письменных источниках и отсутствует упоминание этнонима «Кыргыз», то это не означает, что кыргызы не проживали на исследуемой территории.

Вторая гипотеза, также заслуживающая внимания: анализ различных источников свидетельствует о том, что кыргызы, проживавшие в восточном регионе, известны под названием «кыргыз», а в западном регионе, то есть в горных районах Центрального Тянь-Шаня и до Восточного Памира -под названием «бурут». Автор считает, что буруты являются этнокомпонентом кыргызского народа автохтонного происхождения.

Анализируя ряд мнений ученых о происхождении названия «кыргыз», Эгемберди Жумагулович высказывает свою точку зрения, что этноним «кыргыз» происходит от слово «кыр-огуздары – кыргызы» племена живущие в горных хребтах (в горах), мотивируя свое мнение тем, что у народов Центральной Азии очень часто встречаются этнонимы, связанные с географическими, топонимическими названиями гор, рек, озер и т.д. При этом Эгемберди Жумагулович убежден, что встречающийся у отдельных народов и племен как в Центральной Азии, так и вне ее, этноним «кыргыз» распространился в силу политической обстановки, связанной с огузами.Так, известно, что этот этноним встречается в составе народов Манчжурии, Тувы, Хакассии, Алтаях, Монголии, западно-китайских родов лакай, катаган и конуратов, у башкиров, астраханских ногоев, крымских татар и т.д.Термин «кыргыз» отразился также в топонимике территорий Саяно-Алтая, Китая, Монголии, Узбекистана, Таджикистана, Крымского полуострова, Молдовы. Все это свидетельствует в пользу того факта, что этногенез кыргызского народа связан с огузами. Таким образом, исследование их истории могло бы пролить определенный свет на этнические процессы кыргызов.

Заслуживает внимания, а также дополнительных исследований также и следующая мысль автора, касающаяся деления кыргызов на левое, правое крылья и ичкилик. Так, в академической кыргызской истории прочно закрепилось мнение, что подобное деление окончательно сформировалось примерно в конце XV — начале ХУ1веков. Однако, Эгемберди Жумагулович, приводя в своей книге четкие свидетельства из письменных источников, подчеркивает, что система деления кыргызов на левое и правое крыло существовала еще в государственной системе кыргызского народа на Енисее.

Интересна также точка зрения Эгемберди Жумагуловича об этногенетических связях енисейских и тянь-шанских кыргызов.Он неоднократно подчеркивает, что енисейские кыргызы по целому ряду особенностей этнокультурных признаков отличались от тянь-шанских кыргызов. Более того — были различными также материальная, духовная культура, этноструктура обоих народов.Он убежден, что кыргызы, кроме Енисея, обитали в Восточном Туркестане и на Памире еще до монгольского нашествия, причем они жили изолированно друг от друга. При этом, рассматривая этнические процессы, ряд ученых связывает их с переселением, последовавшим только с Енисея и Алтая. Между тем, Э.Ж.Маанаев убежден, что еще до этих переселений кыргызы жили не только на Енисее, Алтае, но и в горных районах Восточного Туркестана, Тянь-Шаня, Памира.

Подчеркивая, что часть кыргызов жила на Тянь-Шане, Э.Ж.Маанаев связывает этот факт с историей усуней, рассматривая их как этнокомпонент, вошедший в состав кыргызского народа. Подробно освещая точку зрения Н.А.Аристова о том, что усуни есть прямые предки кыргызов и первоначально они составляли часть обитавшего на Енисее кыргызского народа, он высказывает очень правильную мысль о том, что сегодня необходим пересмотр многих моментов их истории, их социально- экономического развития.

Усуни впоследствии вошли в состав кыргызского и казахского народов.В связи с этим Э.Ж.Маанаев предлагает изучить труды наших коллег из Казахстана и других стран, тем более, что история сакских, усуньских, тюркских государственных образований трактуется казахскими учеными несколько в ином русле, чем в трудах кыргызских исследователей.

Одной из слабо изученных проблем отечественной истории является изучение истории и социально-экономического положения этнических групп кыргызов, компактно проживающих за пределами Кыргызстана. Особую важность представляет этот вопрос в связи с тем, что он дает возможность проследить и конкретизировать отдельные аспекты этногенеза, этапы этнической истории кыргызов периода древности и средневековья. В своей монографии Эгемберди Жумагулович обрисовал лишь общие моменты данной проблемы, но он дает четкие ориентиры, вопросы, на которые следует обратить внимание исследователям при их дальнейшем изучении.

Подытоживая, автор отмечает, что при исследовании проблем этногенеза кыргызского народа необходим объективный, беспристрастный подход к нему. При этом нужно принять во внимание разные мнения, точки зрения и окончательно выработать одну, наиболее приемлемую научную гипотезу.

Таким образом, ценность данной монографии заключается не только в том, что автор предпринял попытку, используя ряд исторических источников, по- новому осветить важные аспекты этнической истории кыргызского народа, а в том, что он обрисовал направления, требующие более пристального изучения. Тем самым монография Эгемберди Жумагуловича, будет способствовать возрождению интереса к одному из самых сложных, но в то же время увлекательных научных направлений кыргызоведения — этногенезу кыргызского народа. Данный труд представляет собой значительное научное достижение, на наш взгляд, он на много лет вперед определил будущий облик этнологии, исследующей проблемы этногенеза, этнической истории кыргызского народа.

Плоских В.М. д.и.н. проф., академик АН КР

 Усупова Н.С. д.и.н., профессор.

Поделиться

Комментарии