КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЗДЕСЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НОВОЕ ОТКРЫТИЕ

  • 21.12.2023
  • 0

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЗДЕСЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НОВОЕ ОТКРЫТИЕ

 «Собеседник» – так будет называться наша новая рубрика, в которой редакция будет знакомить вас, дорогие читатели, с педагогами, работниками образования, чиновниками, общественными деятелями и представителями неправительственных и международных организаций, работающими в системе образования нашей страны и вносящими свой посильный вклад в его развитие.

Сегодня наш собеседник Алина Александровна Толмачева – учитель русского языка и литературы. Она прибыла в Кыргызстан в рамках проекта «Российский учитель за рубежом». С разговора с ней мы и начинаем наш новый проект. – Алина Александровна, с какого времени Вы в Кыргызстане? Вы оказались здесь по зову сердца, по воле рока, чувства долга или просто решили выйти из зоны комфорта и испытать свои знания, открыть для себя что-то новое в новой стране, в новой обстановке, окружении, либо что-то другое…?

– В Кыргызстане я нахожусь уже почти год. Знакомство с этой гостеприимной страной началось с ее юга – города Джала-Абад, куда я переехала из холодного и ветреного Петербурга прошлой зимой. Оказалась я здесь по воле случая – меня пригласили работать в международный гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом», который реализуется Министерством Просвещения Российской Федерации совместно с национальными министерствами образования стран-партнёров.

Прожив большую часть своей жизни в Хакасии, республике на просторах Сибири, я не осознавала глубоких исторических и этнических связей, объединяющих мою родную землю и Кыргызстан. Оказывается, мои корни тянутся глубже, чем я предполагала. Мой дедушка, служивший военным, проходил службу в городе Фрунзе, а мой дядя по отцовской линии, Виктор Бутанаев, внес значительный вклад в науку Кыргызской Республики, удостоившись звания заслуженного деятеля исследований и награды орденом Манаса. Таким образом, каждый день здесь превращается в новое открытие, а связь между моим прошлым и настоящим становится все более очевидной и значимой.

– Каковы были Ваши первые впечатления о Кыргызстане, о людях, школе, коллегах, учениках? Насколько они оказались верны по прошествии времени после общения с людьми и знакомства с реальным положением дел?

– Мои первые впечатления о Кыргызстане были, безусловно, положительными. Я была поражена красотой природы, разнообразием культурных традиций и гостеприимством местных жителей. Нас (российских учителей) встретили радушно, с горячей чашкой ароматного чая и боорсоком. Первоначально я работала в селе Достук, что в переводе с кыргызского означает “дружба”. Многонациональный коллектив деревенской школы действительно соответствовал данному названию. Местные коллеги приняли меня как часть команды, поддержали и делились своим опытом, который делало мое взаимодействие с ними не только продуктивным, но и вдохновляющим.

Благодаря усилиям депутата Юлии Лилиенталь, школы Сузакского района впервые присоединились к проекту “Российский учитель за рубежом”. Для учеников это событие было полной неожиданностью и приятным сюрпризом. С первого дня мне удалось найти контакт с ребятами и впоследствии стать не только учителем, но и другом, к которому можно обратиться за помощью и поддержкой.

Говоря о менталитете кыргызстанцев, хотелось бы отметить их простоту и непосредственность. Например, мне часто задают неудобные вопросы, которые поначалу воспринимались мною как нарушение личных границ по типу: “почему я не замужем, когда планирую заводить детей, мусульманка ли я и т. п.”. Сейчас я понимаю, насколько семья, семейные ценности и некая клановость формируют основу кыргызского общества, способствуя единству, взаимопомощи и укреплению общественной структуры. Поэтому подобные личные вопросы теперь кажутся для меня неким проявлением заботы и обеспокоенности.

– Говорят всё познается в сравнении. У Вас открылась прекрасная возможность сравнить российскую систему образования, российскую школу с кыргызской, а также сравнить качество образования в этих странах с позиции рядового учителя. Что говорят эксперты, чиновники, исследователи основываясь на официальную статистику и бумаги всем давно известно. Но вот мнение учителя –практика, поработавшего в обеих странах, думается, будет очень интересно, ново. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением по этому поводу. Ведь, насколько мне известно, Вам довелось поработать в сельской школе одного из южных регионов страны, а сегодня Вы преподаете в одной из частных столичных школ. Более того, у Вас был опыт преподавания в школах Китая…

– Да, действительно, мой опыт предоставил мне возможность сравнить системы образования и поделиться своим мнением, основанным на практическом опыте.

Начнем с сельской школы в южном регионе Кыргызстана. Там я столкнулась с рядом уникальных ситуаций, таких как недостаток учебных ресурсов, ограниченный доступ к современным технологиям, иные социокультурные особенности. Однако, что меня поразило, так это теплое и дружелюбное отношение местных жителей, их стремление к образованию и готовность преодолевать трудности.

Переход в частную столичную школу в Кыргызстане означал более широкий доступ к образовательным ресурсам, использование современных методик и технологий в обучении. Здесь больший акцент делается на индивидуализацию обучения и разнообразие в подходах к ученикам, так как каждый ученик является “клиентом”,  а его родители заказчиками образовательных услуг.

По сравнению с образовательной системой России, я отмечаю общие подходы, но также выявляю различия в структуре учебного процесса и приоритетах. Как в российских, так и в кыргызских школах существуют схожие вызовы, такие как необходимость адаптации к новым образовательным стандартам и эффективное интегрирование современных технологий. Однако в обеих системах наблюдается недостаток акцента на практико-ориентированных методах обучения.

Опыт преподавания в Китае также привнес свои особенности в сравнении. Китайская система образования обладает своими уникальными характеристиками, включая фокус на традиционные базовые предметы, особенности подходов к оценке и большую ответственность учеников за свое обучение ввиду очень высокой конкуренции.

– Вы молоды, красивы, образованы, владеете несколькими языками в совершенстве… и работаете учителем. Как правило, обладатели таких качеств и знаний ищут применение в более, скажем так, престижных сферах, так как профессия учителя спряжена с выгоранием, депрессией, отнимает много времени и сил. Проверки тетрадей, сочинений, подготовка к следующим урокам может занять все личное время. Выбирая профессию учителя, Вы знали о трудностях профессии? Почему все же выбрали эту профессию? Не жалеете о своем выборе? Может вы продолжаете династию учителей?

– Благодарю за теплые слова и интересные вопросы. Действительно, профессия учителя требует не только знаний и навыков, но и значительного вложения времени и энергии. Я полностью осознавала вызовы этой профессии, когда принимала решение о построении карьеры в данной сфере. Я считаю, что знание нескольких иностранных языков должно стать некой базой и абсолютной нормой. Современный учитель должен быть всесторонне развитым человеком, что называется “и швецом, и жнецом, и в дуду игрецом”.

На втором курсе университета я стала финалистом международной программы обмена и получила стипендию на обучение в университете США. В своем мотивационном письме о планах на будущее я писала о том, что хочу работать с молодежью и менять этот мир к лучшему посредством образования. Дихотомия «Восток-Запад» была, есть и будет, поэтому необходимы люди, которые понимают, как работают эти цивилизации и могут строить культурные мосты между ними. И я отношу себя к этим людям.

Несмотря на сложности, такие как проверка работ, подготовка к урокам и организация учебного процесса, я получаю огромное удовлетворение от взаимодействия с учениками, видя, как они растут и развиваются. Увидеть, как светится глаз ребенка, когда он освоил новый материал, — это для меня настоящая награда.

– С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе и что самое интересное в Вашей работе?

– В моей работе учителя я сталкиваюсь с рядом трудностей, которые ежедневно бросают мне вызов. Во-первых, нахождение баланса между обязанностями, такими как подготовка к урокам, проверка работ, и личной жизнью. Необходимо быть организованным и эффективным в распределении времени. Во-вторых, стимулирование интереса и мотивации учеников к учебному процессу, очень важно создавать увлекательные и интерактивные уроки, чтобы поддерживать их учебный интерес. В-третьих, cохранение дисциплины и эффективное управление классом требует навыков коммуникации, понимания индивидуальных потребностей учеников и способности решать конфликты.

Тем не менее, самое интересное в моей работе – это наблюдение за мыслями, ростом и развитием учеников, а также способность влиять на молодые умы. Более того, у своих учеников я тоже учусь, иду в ногу со временем и не старею душой. Каждый день преподавания – это возможность вдохновить и быть вдохновленным учениками, что делает мою профессию увлекательной и значимой.

– За довольно короткий срок пребывания в нашей стране и работая в сельской школе, Вы сумели подготовить победителя олимпиады по русскому языку. Считаете ли это показателем качества работы учителя?

– Да, считаю, что успех ученика в олимпиаде по русскому языку может рассматриваться как показатель качества работы учителя. Подготовка ученика к олимпиадам требует систематической и эффективной работы, как ученика, так и его учителя. Успех ученика свидетельствует о высокой компетентности и квалификации учителя в предметной области. Это также указывает на способность учителя эффективно передавать свои знания и навыки ученику.

– Как сказывается Ваша работа на Вашем физическом и психологическом здоровье? Устраивает ли Вас зарплата труда педагога? Сколько, по-Вашему, должен зарабатывать учитель, чтобы не думать о хлебе насущном и полностью отдаться работе?

– Работа учителя может оказывать влияние на физическое и психологическое здоровье в зависимости от различных факторов, таких как объем рабочих обязанностей, подготовка к урокам, управление классом и взаимодействие с учениками.

Зарплата учителя – это сложный вопрос, поскольку он зависит от многих факторов, таких как уровень образования, стаж работы, регион, тип школы и другие факторы. В различных странах и регионах уровень заработной платы учителей может значительно различаться.

Чтобы учитель мог полностью отдаться своей работе и не беспокоиться о финансовых вопросах, важно, чтобы уровень заработной платы покрывал базовые потребности и предоставлял достойное вознаграждение за профессиональные усилия. В любом случае, я считаю, что хорошие специалисты всегда найдут место, где его оценят по достоинству.

– На самом деле, от цифровизации нам никуда не деться. Это реалии сегодняшнего дня и будущего уж точно. Есть ли у вас секрет, как заинтересовать современных подростков литературой, чтением, как оторвать их от гаджетов? Нет у вас ощущения, что сейчас растет поколение нечитающих?

– Цифровизация и широкое распространение гаджетов, безусловно, вносят свои изменения в чтение и интересы подростков. Однако, есть несколько стратегий, которые учителя и родители могут использовать, чтобы заинтересовать подростков литературой и привить им любовь к чтению: выбор книг и статей, соответствующие интересам и хобби ребенка, система поощрения за каждую прочитанную книгу и использование современных технологий и электронных ресурсов.

Современные педагоги стремятся находить новые подходы и инновационные методы для привлечения внимания подростков к литературе. На своих уроках я прибегаю к помощи искусственного интеллекта, вовлекаю ребят в проектную и исследовательскую деятельность. Это безусловно делает уроки интересными и увлекательными.

– Согласны ли Вы с утверждением: «Учитель учится всю жизнь?» Каким Вы видите свою профессию в будущем?

– Да, я полностью согласна с данным утверждением ведь образование постоянно эволюционирует, появляются новые методики, технологии, исследования в области педагогики. Для того чтобы оставаться эффективными и вдохновлять своих учеников, учителя должны постоянно обновлять свои знания, развивать профессиональные навыки и отслеживать последние тенденции в образовании.

Что касается будущего профессии учителя, я вижу несколько важных тенденций; интеграция технологий, искусственного интеллекта, а также более персонализированный подход в обучении. Более того, учитель будет акцентировать внимание не только на предметных знаниях, но и на развитии комплекса универсальных навыков, такие как навыки межкультурной коммуникации, базовые знания по психологии и нейролингвистическому программированию.

– Благодарю Вас за глубокое содержательное интервью и желаю Вам приятных встреч, прилежных учеников и творческого вдохновения на всех уроках.

Сейитжан Апышев

Поделиться

Комментарии