КАК ВЕСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • 02.12.2022
  • 0

Увидела свет новая книга «Введение в образовательные исследования: теория, методы и практики». Это коллективная монография, авторами которой стали сотрудники, бывшие сотрудники и выпускники NUGSE — Аида Сагинтаева, Асель Камбатырова, Лаура Карабасова, Гүлмира Қанай, Айнур Альмухамбетова.

Монография издана на казахском и русском языках. Она будет полезна не только для магистрантов и докторантов, но и для учителей школ и колледжей, заинтересованных в проведении исследований. Книги по методологии исследований в сфере образования написаны, в основном, западными учеными. Поэтому для тех, кто не владеет английским языком, данное издание станет хорошим подспорьем в изучении материала.

Другая особенность монографии заключается в том, что авторы сохранили баланс между теорией и практикой. Труд содержит примеры исследований, проведенных и опубликованных казахстанскими и зарубежными учеными.

Ранее Высшая школа образования Назарбаев Университета опубликовала другие значимые для сферы образования труды. Среди них: монография «Разработка образовательных программ: локальные ответы на глобальные вызовы высшего образования», методическое пособие «Разработка силлабуса: от качества силлабуса к качеству обучения», «Этический кодекс исследователей образования Казахстана». Этический кодекс был разработан совместно с KERA — Казахстанским обществом исследователей в образовании.

Монографию «Введение в образовательные исследования: теория, методы и практики» и предыдущие труды можно найти на сайте NU GSE.

Нашим читателям предлагаем отрывок из этой книги.

Формулирование исследовательских вопросов

Определившись с проблемой и целью исследования, необходимо сформулировать исследовательские вопросы, что является достаточно сложной задачей. С одной стороны, исследовательские вопросы не должны быть банальными, ответы на которые можно легко найти в научной литературе. С другой стороны, они не должны иметь слишком обширный фокус, так как поиск и нахождение ответов на исследовательские вопросы должны быть выполнимы. Максуэлл дает следующие советы по составлению исследовательских вопросов:

Не позволяйте себе застрять на попытках точно сформулировать свои исследовательские вопросы или подробно описать, как измерить явления или получить доступ к данным, которые на них ответят.

Постарайтесь сформулировать несколько значимых и важных вопросов, на которые стоит ответить. Осуществимость исследования, очевидно, важна, но сосредоточение внимания на этом в начале работы может прервать потенциально ценное исследование.

Поделитесь своими исследовательскими вопросами и размышлениями с небольшой группой коллег. Спросите их, понимают ли они вопросы и почему на них стоит ответить; какие проблемы они видят, пытаясь на них ответить; какие еще вопросы или изменения в вопросах они могли бы предложить. По возможности, сделайте аудиозапись ваших бесед с коллегами, чтобы потом можно было учесть их мнения при разработке вопросов (Maxwell, 2013, с. 248-249).

Алвессон и Сандберг отмечают, что обнаружение пробела в научной литературе является распространенной основой составления исследовательских вопросов. В таблице 1.3 представлены разработанные данными авторами три ключевых способа обнаружения пробела в литературе (Alvesson & Sandberg, 2013).

Рассмотрим вкратце каждый из данных способов. Первый из них – определение неясности – заклю-
чается в выявлении путаницы в исследованиях определенной проблемы. До того, как вы начали изучать проблему, существовали и другие ее исследования, но доказательства, приведенные в них, противоречивы. Ваш исследовательский вопрос направлен на определение и обнаружение неясности при изучении данного явления.

Второй способ обнаружения пробела в исследуемой области – отсутствие исследований по данной теме – заключается в выявлении неисследованной территории на карте знаний по данному социальному явлению (Alvesson & Sandberg, 2013). Как отмечено в таблице 1.3, отсутствие исследований по данной теме может объясняться тем, что предмет исследования многие годы был обделен вниманием исследователей, эмпирическая база по данному явлению отсутствует или недостаточно разработана (например, не проводились опросы, нет качественных данных на основе проведенных интервью, не анализировались соответствующие документы и т.д.).

Третий способ обнаружения пробела – определение дополнений в теорию – заключается в выявлении недостаточной теоретической базы по данному социальному явлению. Как отмечают Алвессон и Сандберг, «задача исследования состоит в том, чтобы предложить альтернативную перспективу для дальнейшего понимания конкретного предмета, о котором идет речь» (Alvesson & Sandberg, 2013, с. 33). В качестве примера данного способа обнаружения пробела в исследуемой области, Алвессон и Сандберг приводят работу Оливер и О’Рейли по изучению проблемы иммиграции: авторы заметили, что в исследованиях по данной тематике редко затрагивается роль социального класса в иммиграции. Чтобы исправить данную ситуацию, Оливер и О’Рейли в своих исследованиях связали принадлежность к социальному классу и иммиграцию, предложив тем самым свежий взгляд на проблему (Alvesson & Sandberg,
2013).

Три основных способа обнаружения пробела в исследуемой области и их версии
Способ обнаружения пробелаЧто можно познать? Какова сущность реальности?
Определение неясностиНаличие конкурирующих объяснений одного и того же явления
Отсутствие исследований по данной теме исследованияНедооцененная область исследования; недостаток исследований; отсутствие эмпирической базы исследования или отсутствие исследований по конкретному аспекту в данной области
Определение дополнений в теориюРасширение и дополнение существующей литературы

Алвессон и Сандберг предлагают также два дополнительных способа обнаружения пробела в исследованиях: 1) критическая конфронтация уже имеющихся теорий и исследовательских работ по данному предмету и 2) новая идея при рассмотрении социального явления.

При первом способе исследователь с критической позиции подходит к изучению текущего состояния
теории по данной проблеме. Например, исследователь может опровергнуть аргументы образовательных исследований, основанных на теории человеческого капитала (развитие знаний, навыков, способностей человека является источником будущих доходов и возможностью присвоения экономических благ), утверждая, что понятие «капитал» может быть расширено и исследовано не только с точки зрения экономики, но и в форме «социального капитала» и «культурного капитала» (например, теория культурного капитала Пьера Бурдье).

Второй дополнительный способ распознавания пробела в исследованиях заключается в нахождении новых идей в изучении явления. Это означает, что исследователь может посмотреть на явление, минуя рассмотрение уже имеющихся теорий и работ других авторов. Данный способ определения пробела в исследованиях требует оригинальности мышления и уверенности в своих суждениях.

Несмотря на то, что данный подход в разработке исследовательских вопросов является инновационным, он не нашел всеобщего признания среди исследователей (Alvesson & Sandberg, 2013).

Поделиться

Комментарии