КАК НАМ БЫТЬ С ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ  В НОВОЕ ВРЕМЯ?

  • 09.12.2022
  • 0
КАК НАМ БЫТЬ С ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ  В НОВОЕ ВРЕМЯ?

Ишенгуль Болджурова, профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный работник образования Кыргызской Республики

Мы сталкиваемся с зыбкостью мира, предчувствием изменений, многих охватывает тревожное беспокойство… И масса вопросов: как наши дети, внуки будут жить на этой неспокойной Планете? Что делать? Какими должны быть образование и воспитание нового информационного поколения? А сами наши дети – какие они?

В контексте резких перемен

В ХХI веке человечество вступило в сложный мир изменчивости, неопределенности, неоднозначности, как обозначают ученые в мир – VUCA. Если в начале прошлого века общий объем знаний удваивался в среднем за пятьдесят лет, то к концу столетия – за каждые пять лет. А в нашем веке развитые страны вступили в четвертое постиндустриальное общество. И информационно-коммуникационные технологии, роботизация, искусственный интеллект, выдающиеся достижения в медицине, биотехнологии и другие стали важнейшим фактором развития жизнедеятельности людей. На всех уровнях государственного управления во многих странах активно используются цифровые технологии, происходит становление сетевого общества. Именно сейчас происходит существенный разрыв между поколениями людей третьего индустриального общества и четвертого постиндустриального. Сегодняшний ребенок получает большую часть информации не в школе и от родителей, а через интернет и сетевые связи. Изменяются субъектно-объектные отношения. Актуализируются вопросы социальной ответственности, особенно молодого поколения и их социального закаливания.

В современном веке человечество сталкивается со множествами вызовами и угрозами: рост населения планеты; загрязнение окружающей среды, в том числе атмосферы и морей; глобальное потепление и природные катаклизмы; снижение биоразнообразия; постепенное исчерпывание пресной воды, нефти, газа, древесины, цветных металлов и глобальная битва за альтернативные источники энергии; расслоение между богатыми и бедными странами и людьми. Более того, весь мир пережил тяжелое психоэмоциональное состояние во время и после пандемии коронавируса, которая привела к карантину, онлайн обучению, резко снизила качество на всех ступенях образовании. Эти пятнадцать месяцев covid-19 привели к резкому падению экономики, торговли; показали социальную незащищенность населения развивающихся стран; мировое движение к самоизоляции и автономии; падение уровня жизни народов; массовой миграции беднейших слоев населения, нарастание во всех странах безработицы, бедности; резкому увеличению смертности населения. И в то же время, как мы видим, фундаментальная конфликтная природа мировой политики не изменилась, а более ужесточилась: санкционные войны, войны за геополитическое и экономическое влияние; за истощающиеся природные ресурсы…

Технологические новшества ХХI века, ведущие к развитию робототехники, сенсоров, уже вытесняют труд человека из сферы услуг и производства, порождая массовую безработицу. Как предсказывают ученые, к 2030 году лишатся работы около одного миллиарда людей, около 60 специальностей потеряют свое назначение…Мыслить по-новому, не растеряв себя. Получится ли?..

Я об этом не раз писала, и еще хочу напомнить: Национальное детское бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей, проводило лонгитюдное исследование. То есть, многолетнее исследование (это научный метод в социологии, психологии и педагогике, когда изучается одна и та же группа объектов в течение долгого времени). Результаты оказались весьма интересными и требуют дальнейшего анализа и корректировки системы образования и воспитательных технологий. Эти исследования были направлены на изучение дивергентного мышления детей. Дивергентное мышление – это наиболее яркий тип творческого мышления, применяемый для решения проблем и задач, смысл которых – поиск множества путей решения одной и той же задачи или проблемы. Но есть и конвергентное мышление – это мышление, основанное на точном исполнении усвоенных алгоритмов решения определенной задачи в заданной последовательности и с применением элементарных операций, заученных или приобретенных в ходе обучения. К сожалению, сегодня большинство наших школьников подвержены именно такому типу мышления, и школа требует именно репродуктивного мышления.

Это исследование на наличие и развитие дивергентного мышления у детей, велось на протяжении десяти лет – с детского сада и учебы в школе, в одной и той же группе детей. Учеными было выявлено следующее: в трех – пятилетнем возрасте уровень дивергентности составлял 98%, через пять лет у этих же детей дивергентное мышление снизилось до 50%, а еще через пять лет число одаренных детей упало наполовину. Многие исследователи, связывают это явление с формальным обучением, т.е. школьным образованием, когда дети становятся стандартно образованными, но теряют дар одаренности. Также, видимо, этот процесс связан с социальной адаптацией детей к окружающему миру, обществу, с его условностями и нормами, а также взаимосвязям и взаимозависимостям. Это плохо или хорошо? Вопрос достаточно серьезный, как одаренному ребенку приспособится к этой непредсказуемой, сложной жизни с изменяющимися ценностями? Стать как все или сохранить индивидуальность? Что должно измениться в системе образования как дошкольного, так и школьного, чтобы сохранить креативность детей?

Возможно, именно дивергентность детей – лучший путь решения современных проблем в этом усложняющемся мире, с множеством нарастающих вызовов и угроз. Многие практики-педагоги отмечают наличие у современных школьников, особенно младшего возраста, информационной открытости, очень активного и быстрого восприятия каналов и потоков информации, креативных способностей в создании неведомых форм, смыслов, картин. Наличие некого клипового языка из смеси английских, русских, кыргызских слов. И в то же время современные дети менее эмоциональны, прагматичны, спокойно воспринимают смерть, менее романтичны…

Как работать с новым поколением школьников?

Сегодня перед обществом встает вопрос: какие изменения, творческие поиски должны быть в самой сис-теме образования в целом? Во-первых, чтобы не растерять творческий потенциал подрастающего поколения. Во-вторых, передать молодому поколению фундаментальные знания и навыки. В-третьих, привить духовно-нравственные ценности семьи, народа. Как воспитать в них созидательное начало, социализацию, ведущую к открытости и толерантному восприятию различных культур и традиций – к межнациональному сотрудничеству? Как найти прививку от религиозного фанатизма и экстремизма?

Какими должны быть современная школа, современный педагог? Какие возможности и условия необходимо создать для адаптации детей к происходящим преобразованиям? И, самое главное, как научить детей адаптироваться к быстро меняющемуся миру?

Отвечая на поставленные вопросы, мы считаем, что без больших вложений в образование, достойную оплату труда учителям, оснащение школ современными технико-технологическим, информационным оборудованием; учебно-методическими, электронными носителями знаний, направленных на закрепление у детей навыков и умений целенаправленно и творчески использовать знания; формирования «умной, безопасной школы», — многие наши пожелания останутся «благими». Это касается финансирования образования, об этом говорят все эксперты, население нашей страны.

Но кроме материальной стороны подготовки молодого поколения к новым вызовам, необходимо, чтобы педагоги, родители нацеливали детей на непрерывное обучение. Особенно, к постоянному стремлению к новым знаниям, умениям, навыкам. Жесткие навыки ХХ века сменяются мягкими навыками, в которых будут преобладать навыки обработки большого количества информации; умение адаптироваться к разным условиям; быстро и гибко принимать эффективное решение. Навыки проектной работы; знание языков; развитие воображения и фантазии, преодоление социо-культурного давления. Навыки, основанные на большем творчестве, большей свободе, большем смысле и ценности; на критическом мышлении. Сочетание рационализма и эмоционального интеллекта, открытость к новациям и инновациям. Узкотехнические навыки будут уступать место социально-личностным навыкам. Это предполагает переход от формального образования к творческому образованию.

Что касается педагогов, то поддерживая необходимость изменения формы и технологий преподавания, обучения, участия тьюторов и ассистентов в образовательном процессе, налаживания проектной деятельности школьников, на наш взгляд, в новых условиях особо важно следующее. В педагогической деятельности следует отойти от субъектно-объектного процесса к субъектно-субъектному процессу. Иначе говоря, проповедуемый в педагогике «индивидуальный подход» к каждому ребенку, где все же главенство и руководство отдается педагогу – субъекту, а ребенок остается в роли объекта, уже теряет актуальность.

Учитывая, способности и возможности современного ребенка, необходимо менять парадигму, модель отношений педагога и ученика. Представляется, необходимым перейти к «личностному подходу» в образовании и воспитании. Это целенаправленное и последовательное отношение учителя, педагога к ученику как к Личности, с его особенностями, качествами, способного ответственно и сознательно относиться к собственному развитию. В этих отношениях педагогу необходимо выявление, раскрытие заложенных в ребенке способностей и развитие его интеллекта. Способствовать осознанию учеником себя Личностью, мотивировать его на самореализацию, самообучение, самоопределение.

Поделиться

Комментарии