ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, ТЕХНОЛОГИЯ

  • 02.08.2013
  • 0

(Трудовое обучение, черчение)

«Изобразительно-художественное творчество» (искусство) в рамках образовательной системы и эстетического воспитания  направлено на усвоение общечеловеческих и национальных ценностей. Как известно, изобразительно-художественное творчество, как школьный предмет является средством обогащения внутреннего мира, эстетического образования и воспитания, а также определения жизненного пути учащихся. Язык искусства является универсальным. Разрушая временные и пространственные границы, создавая условия для пробуждения чувств, оно играет важную роль в развитии коммуникативных и компетентностных навыков. Изобразительно-художественное творчество способствует усвоению учащимися общечеловеческих ценностей, а также национального культурного наследия. Учитывая задачи, стоящие перед учащимися в ознакомлении с основными видами художественно-изобразительного творчества, искусство на каждой ступени школьного образования раскрывает их художественные способности, реализует творческие возможности. Изучая  и анализируя общечеловеческую и национальную художественную культуру, учащиеся в дальнейшем могут дать объективную оценку своему художественному творчеству. Анализ художественно-изобразительного наследия способствует развитию эстетического вкуса и обогащению внутреннего мира  детей.

Учащиеся первого класса наших школ уже обеспечены учебным комплексом «Художественно-изобразительное искусство».  В настоящем году планируется обеспечить учащихся вторых классов. Данный учебный комплекс, отвечающий требованиям современной жизни, содержит материалы, которые явились результатом многолетнего труда авторов. Учитывая разные художественные способности учащихся, в учебнике по каждой теме разработаны вариативные уроки.

Предмет трудового обучения в рамках новой образовательной программы называется «Технология». В школах с кыргызским языком обучения в 2013-2014 учебном году по базисному учебному плану на изучение предмета «Трудовое обучение/Технология» в 5-6-7 классах дается  один час в неделю, а в 8-9 классах трудовое обучение интегрировано с предметом «Черчение», в результате на их изучение дается 2 часа в неделю, а в русских школах – 1 час в неделю.

В настоящей программе устранено деление на группы мальчиков и девочек. Если количество учащихся превышает 30 человек, возможно деление на группы по выбранному ими трудовому направлению.

В соответствии с учебными программами 2002-2004 гг. для изучения интегрированного курса могут быть использованы учебники А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского, С.И. Дембинского, а также методические разработки для обучения учащихся 8-9 классов. В настоящее время для уменьшения учебной нагрузки учащихся сокращено количество изучаемых предметов. Учитывая современные жизненные условия, усвоенный опыт развитых государств, интеграцию предметов, возникает необходимость в пересмотре учебной нагрузки. Так как черчение является языком техники, нельзя оттягивать его изучение до 8-9 классов, а возможно изучение в 5-9 классах в качестве интегрированного предмета, следовательно, в 10-11 классе те, кто выбирает профессию инженера, архитектора, а также дизайнера и модельера  могут продолжить изучение предмета «Черчение» по двум направлениям.

До настоящего времени предметы «Музыка» и «Художественно-изобразительное творчество», способствующие эстетическому воспитанию и выявлению талантов среди учащихся, заканчивали обучение учащихся в 7 классе. Предметы «Музыка», «Художественно-изобразительное творчество» и «Литература» планируется интегрировать в 8-9-10-11-х классах в новый учебный курс, который носит название «Мировая и отечественная художественная культура».

В данное время в республике в условиях подушевого финансирования в школах трех областей проводится эксперимент по интеграции предметов «Черчение» и «Трудовое обучение». Новый предмет под названием «Технология» по учебной программе преподается 1 час в неделю. Раньше предмет «Рисование» и «Трудовое обучение» изучались раздельно, позднее эти предметы были интегрированы в один предмет – «Художественно-изобразительное творчество». Так как не учитывались цели и задачи интеграции данных курсов, при разработке учебной программы был утерян 1 час на изучение данного предмета, что имеет место и в настоящее время. Данный опыт необходимо учитывать при составлении учебного плана по интегрированному курсу «Технология».  По результатам эксперимента по внедрению интегрированного курса «Технология» был проведен мониторинг. Выяснилось, что учащиеся не могли ответить на элементарные вопросы и показали низкий уровень знаний. Так как указанный предмет не заполнял одну ставку, многие опытные преподаватели были вынуждены уйти из школы. Остались без присмотра кабинеты трудового обучения, мастерские до сих пор не оснащены различными механизмами для развития трудовых навыков учащихся. В течение 20 лет не было издано ни одного учебника по предмету «Трудовое обучение». После распада Советского Союза и обретения независимости нашей республикой никто на государственном уровне не был заинтересован в судьбе данного предмета, в результате чего ему не уделялось должного внимания. Низкий социально-экономический уровень способствовал ослаблению внимания к данному предмету. В современном мире новейших технологий в сравнении с другими развитыми государствами мы намного отстали в освоении данного предмета и результатов научно-технического прогресса. В связи с тем, что в вузах были ликвидированы факультеты, которые готовили учителей по предмету «Трудовое обучение», в школах ощущается острая нехватка дипломированных специалистов в этой области. В связи с научно-техническим прогрессом и развитием глобализации во всем мире меняется система образования. Особенно это ощущается в области технологии, что в свою очередь оказывает влияние на систему образования. В общеобразовательных школах основной задачей является подготовка подрастающего поколения к будущей взрослой жизни. Это, во-первых, связано с формированием личности в условиях быстро меняющихся технологий. Во-вторых, народное хозяйство нуждается в высококвалифицированных специалистах. Для решения данного вопроса можно считать основой системы образования усовершенствование преподавания предмета «Технология».

В 2003-2006 гг. в Баткене Германским техническим сообществом (GТZ) была реализована программа «Улучшение жизни в сельской местности». В рамках этой программы для учащихся 9-10-11-х классов было издано дополнительное учебное пособие «Мое процветающее хозяйство».  Данный учебник в основном предназначен для школ южного региона республики, поэтому в настоящее время мы предлагаем его использовать при изучении предмета «Технология» только в этом регионе. Сейчас идет работа по подготовке учебных пособий по предмету «Технология», которые позволят не только дать учащимся необходимые технические знания, но и направить их в выборе будущей профессии. Благодаря помощи германского сообщества (GIZ) в семи пилотных школах проводится эксперимент по внедрению предмета «Технология» с использованием новейшего оборудования.

На августовском совещании  в секции «Изобразительно-художественное творчество», «Технология» будут обсуждаться следующие задачи:

— составление календарного плана с учетом современных требований к учебному материалу и местных возможностей;

— обеспечение тесной связи обучения с жизнью, изучение предметов, способствующих претворению необходимых в повседневной жизни навыков;

— осуществление межпредметной связи  в преподавании дисциплин «Технология», «Художественное-изобразительное творчество» и других школьных предметов;

— обмен опытом по широкому использованию национального, а также мирового культурного наследия;

— обмен опытом учителей пилотных школ по предмету «Технология» с учителями других школ; распространение передового опыта с учетом направлений по выбору профессии;

— использование в обучении аудиовизуальных средств и компьютерных технологий в соответствии с учебной программой.

 

Предлагаемые учителям нормативно-правовые документы:

1. Концепции обновления обучения предметов в школах Кыргызской Республики. Концепция эстетического воспитания. Кыргызский институт образования Типография КСХМ. Бишкек – 1995.

2. Государственные стандарты по обучению предметов в школах Кыргызской Республики – Бишкек — 2006

3. Общеобразовательный Национально — региональный куррикулум – Бишкек.2008.

4. Общеобразовательные учреждения Кыргызской Республики «Базовый учебный план 2012/2013 учебного плана».

5. Общеобразовательная программа для средних школ для 1-7 классов по предмету «Изобразительное творчество» — 2012.

6. Общеобразовательная программа для средних школ для 5-9 классов по предмету «Технология» Бишкек – 2012 г

Учебники по Изобразительно-художественному  творчеству

3. Д.А. Акматов, А.А. Багдасарян, Изобразительно-художественное  творчество. Учебник для учащихся 2 класса (на кыргызском, русском, узбекском языках). «Билим-компьютер», «Зангак». 2012 г.

4. Д.А. Акматов, А.А. Багдасарян, Изобразительно-художественное  творчество. Учебник для учащихся 3 класса (на кыргызском , русском, узбекском языках ). «Билим-компьютер», «Зангак». 2013 г.

 

Методическая  литература для учителей  по предметам  “Изобразительно-художественное творчество” и “Технология”

1. Д.А.Акматов, Н.Ө.Дөөлөтбаева, А.З.Бөлөкбаева. Методическое пособие для учителей 1класса. (на кыргызском , русском, узбекском, таджикском языках )–И.: «Учкун» 2011г.

2. А.А. Багдасарян, А.Д. Акматов — Изобразительно-художественное творчество. Тетрадь-альбом (на кыргызском, русском, узбекском, таджикском языках )–И.: «Учкун» 2011г.

3. Ж.М.Момбеталиев, Д.А.Акматов, А.А.Багдасарян, Методическое пособие для учителей 3 класса. (на кыргызском, русском, узбекском, таджикском языках ) «Билим-компьютер», «Зангак». 2013-ж.

4. Энциклопедия  «Домоводство». – Издательство «Советская Энциклопедия».1984.

5. Акматалиев  Амантур Сейтаалы уулу.  Кыргыздардын көөнөрбөс дөөлөттөрү.-Б.: Шам, 2000.

4. Современная киргизская кухня: Сб. рецептур  /Сост. С.Ш.   Ибрагимовой, С.А.Штанчиковой. – Ф.: Гл. ред. КСЭ, 1991.

5. Ральф ванн Гелдер,  Адриен ванн Гелдер.  “Моё процветающее хозяйство”  для 9 – 10 – 11 – классов  дополнительное учебное  пособие. Издательство «М-Мaxima», – 2010.

 

Д.Акматов.

Поделиться

Комментарии