ИССЛЕДОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ И ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ ПО ЧТЕНИЮ И ПОНИМАНИЮ
- 24.08.2022
- 0
В данной статье представлен краткий обзор основных результатов оценки навыков чтения учащихся 2х и 4х классов (EGRA). Исследование проведено весной 2021 года проектом USAID «Окуу керемет!» в сотрудничестве с Министерством образования и науки Кыргызской Республики.
Данное исследование является исходным для проекта «Окуу керемет!», финальное исследование будет проведено в 2024 году для оценки результативности проекта. Но результаты исследования также могут быть использованы для планирования подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов, методической поддержки и разработки методических материалов.
Выборка
В исходном исследовании приняли участие более 5 000 учащихся 2х и 4х классов из 276 школ, отобранных методом случайной выборки по всей стране. Стоит отметить, что в исследование были включены три таджикские и 26 узбекские школы, которые обучают на этих языках. Их результаты будут сравниваться отдельно в разные периоды времени (исходная оценка в 2021 году, итоговая оценка в 2024 году), поскольку они впервые участвуют в программе по чтению. Подробная информация о выборке учащихся представлена в Таблице 1.
Инструмент EGRA, использованный в рамках проекта «Окуу керемет!» представляет собой адаптированный инструмент предыдущего оценивания навыков чтения в начальных классах в Кыргызской Республике, финансируемого USAID.
EGRA измеряет базовые навыки, которыми должен обладать ребенок, чтобы научиться читать бегло и с пониманием, что является конечной целью чтения. Эти навыки включают знание букв и звуков, декодирование, беглость и понимание прочитанного. Навыки высшего уровня (например, беглое чтение и понимание) основаны на навыках низкого уровня (например, знание звуков и букв, декодирование). Развитие навыков низкого уровня предсказывает развитие более поздних навыков чтения. Таким образом, даже если ребенок еще не может прочитать отрывок с пониманием, EGRA, тем не менее, может измерить его прогресс в освоении навыков низкого уровня, которые являются шагами на пути к этой цели.
При адаптации инструмента для 2021 года проект «Окуу керемет!» исключил разделы, измеряющие более простые навыки, такие как «определение названия буквы», «определение начального звука» и «чтение знакомых слов», поскольку результаты 2018 года по этим разделам теста уже были достаточно высокими для обоих классов (School-to-School & Chemonics, 2018). Вместо этого был включен раздел на понимание текста, прочитанного «про себя», чтобы дополнительно измерить понимание учащимися текста, прочитанного ими самостоятельно. Разделы, включенные в EGRA исходного уровня 2021 года, представлены в Таблице 2.
Результаты по чтению
![ИССЛЕДОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ И ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ ПО ЧТЕНИЮ И ПОНИМАНИЮ](https://kutbilim.kg/wp-content/uploads/2022/08/okuu-keremet-poltavka-250x167.jpg)
Учащиеся 3 класса, СШ Полтавка, Жайыльский район, Чуйская область. Фото: Проект USAID «Окуу керемет!»
Результаты EGRA 2021 года свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития навыков чтения у учащихся 2х классов по всем четырем языкам обучения (кыргызскому, русскому, узбекскому и таджикскому). Во 2 классе учащиеся почти всех школ в среднем читали более 40 правильных слов в минуту, что соответствует стандарту по чтению.
Среди учащихся 4х классов, норматив по чтению был выполнен учащимися школ с русским языком обучения , которые сумели прочитать 85 правильных слов/мин. Средние баллы учащихся 2-х и 4-х классов по беглому чтению по языкам показаны в Таблице 3.
К сожалению, второклассники показали более низкие результаты по навыку понимания прочитанного и смогли в среднем ответить правильно всего на 2 вопроса на понимание прочитанного текста из пяти. У четвероклассников результаты чуть лучше; они ответили в среднем на 3 вопроса правильно. В Таблице 4 представлены средние баллы учащихся по навыку понимания прочитанного по классам и языкам обучения в процентах.
Девочки опередили мальчиков по навыкам чтения независимо от класса и языка почти по всем разделам теста, особенно по беглому чтению.
Учащиеся городских школ превзошли своих сверстников, обучающихся в сельских школах по всем разделам, классам и языкам. Особенно значителен разрыв между учащимися 2го класса школ с русским языком обучения в сельских и городских школах, по всем разделам теста. К 4 классу этот разрыв немного сокращается.
В целом, учащиеся обоих классов на всех языках лучше справились с разделами по аудированию и чтению «про себя», чем по пониманию прочитанного текста устно, но разница была незначительной. Такие результаты могут быть связаны с возникающим у некоторых детей напряжением во время контролируемого процесса на скорость и правильное чтение. По разделу «Несуществующие слова» учащиеся обоих классов на всех языках показали почти одинаковые результаты.. Средние баллы учащихся по чтению во 2 и 4 классах по всем разделам теста представлены в Таблице 5. Отметим, что баллы таджикских школ не являются репрезентативными, так как выборка была очень маленькой (60 учащихся), что и объясняет высокие баллы.
Средний балл (максимальный балл = 100)
Школьная среда
Для понимания контекстуальных факторов, которые потенциально могут влиять на результаты учащихся по чтению, был проведен обзор эффективности школьного управления (SSME) одновременно с EGRA. Для SSME были разработаны анкета учителя, руководителя ШМО/завуча, библиотекаря и визуальная оценка оснащенности классных кабинетов (форма наблюдения класса). В общей сложности было опрошено 511 учителей, 263 завуча и 234 библиотекаря; проведено 508 визуальных оценок оснащенности классных кабинетов для понимания многогранной картины среды обучения. Опросы SSME позволили получить информацию, касающуюся учебной среды.
- На уровне учащихся можно выделить несколько положительных факторов, включая совместное чтение дома, доступ книг в школьной библиотеке для чтения дома и наличие дополнительных книг в классе. Например, более половины учащихся, прошедших оценку по всем классам и языкам, сказали, что они берут книги из школьной библиотеки для чтения дома. Мы также смогли получить представление о том, на каких языках говорят учащиеся дома. Например, 50% учащихся, обучающихся в школах с русским языком обучения, говорят дома на кыргызском языке, а 23% — на узбекском.
- На уровне школы учителя почти 62% учащихся по всем школам считают, что дети учатся читать только во 2 классе. Примерно у 25% учащихся школ с кыргызским языком обучения, учителя имеют среднее специальное образование, а наиболее часто упоминаемыми ресурсами, которыми учителя пользовались для планирования уроков, были учебники, интернет-ресурсы и пособия для учителей в прошлом учебном году.
Подавляющее большинство опрошенных учащихся заявили о наличии дома телевизора и смартфонов; чуть меньше сообщили, что у них дома есть Интернет.
Выводы
Результаты исходного EGRA 2021 года позволили сделать несколько ключевых выводов.
- Показатели по беглому чтению ухудшились со 2 класса на 4 во всех языках, кроме русского, а по пониманию прочитанного наоборот улучшились от 2 к 4. Это говорит о том, что понимание со временем улучшается.
- Девочки продолжают опережать мальчиков почти по всем разделам EGRA — как по классам, так и по языкам обучения.
- Учащиеся городских школ превосходят своих сельских сверстников по всем разделам во всех классах и языках обучения. Следует отметить, что разрыв между навыками чтения городских и сельских школ значителен среди учащихся 2х классов в русских школах.
Рекомендации
Ниже представлены рекомендации, основанные на данных анализа результатов оценки чтения учащихся в Кыргызской Республике.
- Важно фокусироваться на развитии понимания учителями того, как сформировать у учащихся навыки понимания прочитанного текста с помощью различных стратегий (словарный запас, понимание на слух, использование множественных вопросов и различных типов повествования и др)
- Обучение учителей стратегиям использования различных вопросов, не только фактологических, во время урока имеет важное значение для улучшения понимания.
- Использование формативной оценки как диагностического инструмента в классе поможет учителю лучше понимать и выявлять проблемы с чтением на ранних стадиях, а также отслеживать индивидуальный прогресс для корректировки и адаптации обучения.
- Обучение учителей должно предусматривать стратегии сокращения гендерного разрыва в успеваемости, поскольку результаты чтения между мальчиками и девочками сильно различаются.
- Учащимся школ с кыргызским языком обучения может потребоваться более целенаправленная поддержка, поскольку их успеваемость по чтению и пониманию снижается со 2 к 4 классу, независимо от того, где они учатся.
- Дополнительная поддержка учителей и школ в сельской местности помогла бы отстающим детям в этих школах улучшить результаты обучения.
- Особое внимание следует уделить сельским школам с русским языком обучения. Обучение должно включать стратегии учета родного языка учащихся и использование дополнительных материалов для чтения на языке обучения.
- Нужна направленная работа с библиотекарями по организации внеклассных мероприятий по чтению и по расширению доступности книг учащимся начальных классов, в том числе для домашнего чтения.
Более подробную информацию о результатах исследования можно получить в офисе проекта USAID «Окуу керемет!» по адресу: г. Бишкек, 720040 Бульвар Эркиндик 30/1
Айзада Мамытова, Директор по МиО и коммуникациям
Адрес э-почты: [email protected]
Комментарии