ГУЛЬМИРА КУДАЙБЕРДИЕВА: «СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОЛЖНЫ СОЗДАТЬ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

  • 21.12.2017
  • 0

ГУЛЬМИРА КУДАЙБЕРДИЕВА: «СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОЛЖНЫ СОЗДАТЬ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

 

В настоящее время Министерство образования и науки КР вплотную  работает над проектом «Безопасная школа». Министерство уже приступило к разработке Комплексного стандарта безопасности образовательных организаций в рамках реализации задач программы правительства «Таза коом». Так, 18 декабря министр образования и науки КР Гульмира Кудайбердиева, эксперты Министерства здравоохранения, а также международных и общественных организаций совместно с журналистами посетили ряд школ и детских садов Чуйской и Иссык-Кульской областей, чтобы провести мониторинг безопасности школьной среды. Главной целью пресс-тура было ознакомиться непосредственно на местах с тем,  как реализуется проект «Безопасная школа», как руководители школ и детских садов организуют безопасную среду в школах. Участники поездки ознакомились с такими инициативами как энергоэффективность школ, экологическое озеленение, горячее питание, безопасное освещение, санитария и гигиена, установка системы видеонаблюдения и др.

Поездка была организована Министерством образования и науки КР врамках проекта Европейского союза «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в КР», реализуемого Минобразования КР, Фондом имени К. Адэнаура и экологическим движением «БИОМ» при финансовой поддержке Европейского Союза.

В ходе пресс-тура, Глава Минобразования КР Гульмира КУДАЙБЕРДИЕВА посетила Новопокровскую школу№2 Чуйской области. Здесь были обсуждены  вопросы правильного освещения, вентиляции, температурного режима в школе. В этой связи экспертами были проведены замеры температуры, освещенности, углекислого газа и т.д. При замерах выяснилось, что в отдельных кабинетах превышены количество углекислого газа, влажность – что говорит о том, что кабинеты нужно чаще проветривать. Что касается освещения, то в отдельных кабинетах освещение соответствовало норме — свыше 300 люминий, а, к примеру, в кабинете Географии, освещение составляло 81-82 люминия на 1 квадратный метр, при норме -300. В этой связи эксперты констатировали неудовлетворительное состояние освещенности кабинетов во время учебного процесса. В то же время в школе установлен солнечный коллектор – устройство работает при помощи энергии солнца для нагревания воды, установлены энергосберегающие окна – с особым стеклопакетом.

Выступая перед журналистами Гульмира Кудайбердиева отметила, что в рамках проекта «Безопасная школа» разрабатывается  Комплексный стандарт безопасности образовательных организаций в рамках реализации задач программы правительства «Таза коом».

«Государством уделяется очень много внимания развитию сферы образования. Достаточно сказать, что за последние 6 лет в два раза выросло финансирование системы образования. Сегодня министерством ведется большая работа и по содержанию образования, главное внимание уделяется Базисному учебному плану. Нашим министерством подготовлен проект наиболее оптимального Базисного учебного плана, презентация которого скоро состоится. Проект Базисного учебного плана разработан в соответствии со страновыми приоритетами»,- отметила Гульмира Кудайбердиева.

По ее словам очень много делается министерством и в плане применения информационных технологий, оснащение компьютерами и обеспечение Интернетом. В этом году 775 школ были подключены к Интернету – это достаточно серьезная цифра. Есть поручение премьер-министра КР Минфину КР изыскать средства и уже в 2018 году подключить все школы к Интернету. Начиная с 2013 года, введены в эксплуатацию более 300 новых школ.

Глава образовательного ведомства отметила, что в рамках проекта «Безопасная школа» сегодня стоит вопрос и о стандартах безопасности, это правильное освещение, правильный температурный режим, нормы влажности и др. Согласно статистике 50% выпускников при выходе из школы имеют определенные проблемы со здоровьем. Стандарты безопасности должны  создать все возможности и условия для эффективного обучения школьников.

Отдельно Гульмира Кудайбердиева остановилась и на проблеме тиражирования учебников. По ее словам, зачастую тиражирование отдельных учебников не имеет под собой правовой основы и это большая проблема. Минобразования работает над этим, если нет права тиражировать учебники, то это незаконно. Этот вопрос надо решать незамедлительно, — отметила министр.

Для справки: Стандарт безопасности будет описывать четыре основных элемента безопасной среды: физическую, экологическую, психологическую и информационную. Стандарт позволит оценить состояние школ по этим параметрам, а также улучшить образовательную среду, чтобы она соответствовала установленным нормам. Суммируя сказанное, можно определить, что безопасная школьная среда – это среда, ориентированная на потребности ученика и обеспечивающая полноту безопасности и минимизацию всех видов рисков.

Далее, участники пресс-тура посетили детский сад №15 «Белочка» в селе Милянфан. Как рассказала заведующая детским садом Дочера Машанло, садик посещают 211 детей. В садике 20 окон заменены на пластиковые, в 2018 году планируется заменить остальные окна. Детский сад участвует в проекте Минобразования КР «Дошкольное образование в КР» финансируемого Всемирным Банком. В раках проекта запланировано открытие к 2017-2018 учебному году открытие по всей республике 100 дошкольных организаций кратковременного пребывания  — 3–х часовые. Вновь создаваемые дошкольные организации располагаются в наиболее отдаленных районах республики с наименьшим количеством или полным отсутствием детских садов и охватят порядка 10 000 детей в возрасте от 3-5 лет.

Заведующий Иссык-Атинским районным отделом образования Болот ИМАНАЛИЕВ отметил, что благодаря программе «Балалык» в 7 айыл окмоту открыли дошкольные группы, пустующие помещения перепрофилировали и отремонтировали в садики дневного пребывания дошколят. В 2018 году планируется открытие 3 садиков – в Сын-Ташском айыл окмоту,Кен-Булунском и Люксенбургском. В Иссык-Атинском районе в рамках проекта Минобразования «Балалык», финансируемого Всемирным Банком, введены в эксплуатацию 3 новых садика, оснащенные современной мебелью, с отремонтированными детскими санузлами, отвечающим современным требованиям  и учитывающими возрастные особенности и др.

Напомним, что программа «Балалык» МинобразованияКР, реализуемый при технической поддержке Всемирного Банка, предусматривает охват детей с 3 до 6 лет.

Участники пресс-тура также посетили школу имени Кудряшова в городе Орловка. Как рассказал директор школы Павел ПОПОВ, данная школа является пилотной  в проекте Минобразования КР Всемирной продовольственной программы ООН ВПП ООН «Оптимизация школьного питания в школе. Это одна из 330 пилотных школ в Кыргызстане, в которых Минобразования КР и ВВП ООН помогает внедрить модели улучшенного питания. Ежемесячный родительский вклад на питание составляет 100 сом, Родители делают дополнительный вклад продуктами питания (Мука, яйца). В то же время вклад на питание от мэрии города Орловка составляет 40 сомов в месяц на 1 ребенка. В результате этих общих усилий более 274 учеников начальных классов получают горячее питание пять дней в неделю, включая молочные каши, супы, вторые блюда, свежую выпечку из обогащенной муки и компот, кефир.

При организации горячего питания большую помощь оказывают Минобразования КР, ВПП ООН, родители младшеклассников и мэрия города. При выделяемых государством  7 сомах, 2 сома на питание добавляет мэрия города Орловка, 4 сома – родители. Таким образом, на питание каждого ребенка уходит 13 сомов.

По словам Начальника Управления дошкольного, внешкольного и школьного образования Марата УСЕНАЛИЕВА, данный проект направлен на разработку устойчивых и затратно-эффективных моделей школьного питания, которые при внедрении в школах обеспечат младшеклассников качественным горячим питанием в рамках выделяемых государством средств.

«Одна из главных целей Минобразования КР обеспечить начальные классы горячим и разноообразным питанием, в школах должно быть свое пришкольное хозяйство для организации здорового питания в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил. В разных семьях – разные социальные условия. Не все дети утром успевают позавтракать, а в школе они получат сбалансированное, полноценное йодированное питание.

С 2013 года в проект по оптимизации школьного питания вовлечены 1146 школ во всех регионах страны – в этих школах при поддержке местных властей проведены ремонтные работы, школьные столовые оснащены современным оборудованием, а персонал обучен вопросам организации школьного питания, включая тренинги для школьных поваров. Для школ разработаны и утверждены 150 рецептов школьных блюд, из которых школы формируют свое меню с участием родителей. Некоторые школы активно развивают пришкольные хозяйства – сады, огороды, фермы, продукция которых используется для улучшения школьного питания», — отметил Марат Усеналиев.

Еще одна пилотная школа по оптимизации школьного питания школа-лицей №1 имени Ишенбая Абдразакова в городе Чолпон-Ата. В школе обучаются 1300 учащихся. Чолпон-Атинская школа одна из активных участников проекта по оптимизации горячего питания. В школе проведен капитальный ремонт столовой  на 250 тысяч сомов, она обеспечена современным оборудованием: печами, плитами, тестомесильными машинами, овощерезками, водонагревателями и др. Закуплена посуда на 100 тысяч сомов.

Повара Чолпон-Атинской школы имени И.Абдразакова прошли обучение по приготовлению улучшенных питательных блюд с использованием качественных ингредиентов. В свою очередь школьная администрация и местные айыл окмоту обучились на тренингах по управлению программой школьного питания.

Завершился пресс-тур посещением Нового детского сада в городе Чолпон-Ата «Билим Булагы», который был построен на 43 млн. сомов за счет средств Мэрии города Чолпон-Ата и Фонда Иссык-Куль. В садике пребывают 120 детей, комнаты оснащены современными мебелью, кроватками, партами в соответствии с требованиями Санэпидастанции. Есть современные детские санузлы и др. Минобразования оказывает помощь детскому саду в плане повышения квалификации педагогов, заработной платы, обеспечением методическими и дидактическими материалами.

Марат УСЕНАЛИЕВ: «Данные ВОЗ показывают, что около 50% факторов, влияющих на формирование здоровья – это социальные условия»

Марат Усеналиев рассказал подробнее газете «Кутбилим» о проекте «Безопасная школа».

— Минобразования КР ставит перед собой амбициозную цель – повысить безопасность образовательной среды в школах. Под безопасностью учебной среды понимается безопасность во всем, что происходит в школе. Безопасность должна формироваться и выражаться во всех действиях, которые происходят в школе.

Безопасная школьная среда включает в себя несколько аспектов. В частности, это физическая безопасность (безопасные здания, в том числе в чрезвычайных ситуациях, учебное оборудование и т.д.),

Далее, мы говорим об экологической безопасности, как в понимаете, это чистые воздух, вода, санитарные условия, здоровая еда, качественное освещение, правильное соотношение температуры, вентиляции, энергоэффективность, озеленение и т.д.

Безопасная психологическая среда  — недискриминационная, толерантная среда, ненасильственное, неконфликтное поведение. Такой подход закреплен в проекте Комплексного Стандарта безопасности образовательной среды и порядке его применения, разрабатываемого под эгидой Министерства образования и науки в партнерстве со всеми профильными государственными органами, представителями общественных советов и других экспертов гражданского общества.

Проект Министерства образования проектом Европейского Союза «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызской Республике», реализуемого экологическим движением БИОМ и Фондом имени Конрада Аденауэра,  выполняет несколько очень важных для всей системы образования задач.

Во-первых, он позволяет модернизировать образовательную среду ряда школ Кыргызстана и улучшить для детей условия обучения.

В-третьих, разработка вышеназванного стандарта позволяет объединить усилия всех государственных органов и проектов, имеющих отношение к вопросам безопасности. Это Минздрав, МЧС, Национальный институт стратегических исследований, Гослесхозяйство, международных партнеров по развитию: EU, ВПП ООН,  ЮНИСЕФ, АБР,  WB, ОБСЕ  и др. Благодаря совместной работе уже были выявлены, например, пробелы и противоречия в нормативной базе, которая определяет отдельные параметры образовательной среды. Сейчас идет работа над их анализом, а принятие стандарта позволит сделать реальные шаги к улучшению ситуации.

Эта работа ведется в рамках принятого в Кыргызстане курса на устойчивое развитие. В программе «Таза коом» отмечено, что ее цель – «дать возможность каждому человеку и каждой организации в нашей стране добиваться большего».

В этом и других стратегических документах страны и сектора образования подчеркивается, что именно получение качественного образования закладывает основу для улучшения условий жизни людей и обеспечения устойчивого развития государства и общества, то есть, говоря словами программы, дает возможность «добиваться большего».

Другим условием устойчивого развития является здоровье подрастающего поколения, так как фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте.

Поэтому перед государством и обществом остро стоит вопрос создания условий, которые позволят учащимся получить качественное образование и при этом сохранить здоровье.  Дети проводят в школах каждый день по 5-7 часов, и от того, будут ли они чувствовать себя в безопасности – физической, экологической, психологической, информационной – зависит их комфорт и качество обучения.  Создав во всех организациях образования современную и безопасную образовательную среду, мы обеспечиваем возможность каждому ребенку получить качественное образование вне зависимости от того, где он живет, каков социально-экономический уровень его семьи, имеет или нет он особые возможности здоровья.

Как мы все знаем, в Кыргызстане к сожалению, далеко не во всех организациях образования создана среда, отвечающая этим характеристикам.

И это приводит, например, к проблемам со здоровьем: так, согласно статистике, к окончанию обучения более половины детей имеют какое-либо хроническое заболевание. И хотя мы все часто жалуемся на нашу медицину, данные Всемирной организации здравоохранения показывают, что около 50% факторов, влияющих на формирование здоровья – это социальные факторы, около 20% —  экологические факторы, столько же – антропогенные факторы и только 10% — проблемы медицинского обслуживания.

Если переложить эти данные на систему образования, то мы получим проблемы, связанные со школьной инфраструктурой (большая часть школьных зданий была построена в прошлом веке и характеризуется тепловым, световым и шумовым дискомфортом), отсутствием во многих школах устойчивого доступа к безопасной питьевой воде и условиям санитарии, проблемы, связанные с  организацией учебного процесса (низкая двигательная активность на уроках и переменах, укороченное время прогулок, чрезмерные зрительные нагрузки, нарушения режима питания, и т.д.).

Понимание необходимости обеспечения физической безопасности детей, как в обычное время, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций, привело к принятию Правительством Кыргызской Республики программы «Безопасные школы и дошкольные образовательные организации в Кыргызской Республике на 2015-2024 годы». Но само ее название говорит, что ее реализация займет годы, а дети приходят в школу здесь и сейчас, и она должна быть комфортной и безопасной.

Беспокойство вызывает экологическая обстановка в организациях для детей: школах, детских садах, и т.д. Негативное влияние на здоровье, прежде всего, связано с использованием экологически небезопасных товаров – игрушек, посуды, материалов для ремонта помещений (линолеумы, краски, потолочные плитки и т.д.), пищевых продуктов и т.д. Такая ситуация является следствием того, что менеджеры по закупкам не имеют представления об экологических характеристиках товаров, и делают выбор без учета связанных с этим рисков.

Также большинство школ не имеет эффективных механизмов обеспечения психологической безопасности учеников. Школьная среда, как ни печально это признавать, является для некоторых учеников сильнейшим стрессогеном, что, в свою очередь, приводит к негативным последствиям. Факторами стресса могут являться и взаимоотношения между учениками и учителями, и взаимоотношения между самими детьми.

Поэтому Министерство несколько лет назад ввело в школах должность социальных педагогов, чтобы помочь семьям и детям в трудной жизненной ситуации. Не сомневаюсь, что со временем мы сможем возродить и службу психологической поддержки в школах. А пока необходимо разрабатывать материалы для педагогов по вопросам формирования безопасной образовательной среды   и практикам ненасильственного поведения в школах, постоянно работать с учащимися, родителями, педагогическим коллективом, органами исполнительной власти, милицией, общественными организациями в решении проблем обеспечения безопасности (в том числе психологической) образовательного учреждения, ее защиты от внутренних и внешних угроз. Поэтому так же будет продолжаться проект «Школа без насилия», который реализуется при поддержке ЮНИСЕФ. В течение нескольких лет он апробировался в 38 пилотных школах республики, а сейчас распространяется более широко в Кыргызстане.  Можно  еще отметить их опыт в организации достойного уровня санитарии и гигиены и не менее важны усилия ВПП ООН, по продвижению здорового качественного питания в наших школах.

Современная школьная среда должна стимулировать социальное взаимодействие как между детьми, так и между детьми и взрослыми, поддерживать обучение и давать возможность учителям использовать новые технологии на уроках и вне их.

Думается, уже из всего названного выше перечня качеств среды видно, какие сложные и многообразные проблемы нужно решить, чтобы обеспечить детям возможность учиться и жить в безопасной и комфортной среде.

Но мы считаем, что результат стоит всех уже затраченных усилий, и тех, что еще предстоит приложить и министерству, и нашим партнерам из Европейского союза и непосредственным исполнителям проекта. Потому что среда, в которой обучаются учащиеся, будет способствовать их развитию, знакомить с идеями устойчивого развития и формировать навыки жизни в устойчивом обществе.

Именно эти навыки, полученные в школе, должны позволить выпускникам стать успешными и принять активное участие в построении такого общества и государства, контуры которых обрисованы в программных документах страны.

Поэтому, важно,  добиться безопасной образовательной среды в школах и придать этому устойчивость через разработку Комплексного стандарта безопасности школ, его пилотирование в конкретных школах.

Айнура КАНИМЕТОВА «Кут Билим»

Поделиться

Комментарии