ГОССТАНДАРТ — ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К БЛАГОПОЛУЧНОЙ ПРОФЕССИИ В МНОГООБРАЗНОМ МИРЕ
- 25.01.2018
- 0
Проведенные широкомасштабные исследования по оцениванию: Национальное оценивание образовательных достижений учащихся 4 и 8 классов (НООДУ-2007, 2009, 2014) и Программа международного оценивания образовательных достижений 15-летних учащихся (PISA-2006, 2009) показали крайне низкий уровень образования в стране. Результаты восьмиклассников в национальном исследовании НООДУ в 2009 г. показали, что 66,8% получили оценки «ниже базового уровня» по чтению, 70,9% –по математике и 89,2% — по естественно-научным предметам. Результаты международного исследования PISA вызвали еще большее разочарование — по навыкам чтения, математической и естественнонаучной грамотности 15-летние ученики КР в 2006 и в 2009 гг. оказались на последних местах. Средний балл по стране для Кыргызстана в 2009 году был -299 по чтению, 331- по математике и 330- в области естественных наук (при среднем балле исследования- 500).
Данные полученных исследований послужили платформой для Министерства образования и науки Кыргызской Республики, которое стремится построить эффективную образовательную стратегию государства, направленную на повышение уровня функциональной грамотности учащихся в Кыргызстане и осуществляет переход на наиболее эффективную модель образования, при которой основное внимание направлено на определение и описание системы ожидаемых результатов, сформулированных в виде базовых или ключевых компетенций. Это образование, ориентированное на результат. При таком образовании учебный процесс основан на попытках достижения определенных конкретных результатов, характеризующих результаты обучения конкретного ученика.
В этих целях, МОН КР поставило задачу перехода от образовательной области, основанной на аккумулировании знаний и умений через обучение, к формированию компетенций, т.е. на развитии введения стандартов нового поколения для образования, которые должны содействовать обеспечению и повышению качества образования.
Таким образом, разработка и необходимость внедрения образовательных стандартов нового поколения вызваны следующими причинами:
- у выпускников школы недостаточно сформированы ключевые и предметные компетентности, необходимые для социализации и в будущей практической жизни;
- теоретические сведения о науках изучаются изолированно и не используются для формирования практической деятельности, что не недостаточно обеспечивает функциональную грамотность учащихся;
- изучение предметов слабо погружено в социокультурный контекст их функционирования, что затрудняет использование знаний в ситуации повседневного и, впоследствии, профессионального общения.
Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики(Постановление Правительства № 403 от 21 июля 2014 года) четко определил, что целью образования является «готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире». В этом документе прописаны нормы и требования, определяющие обязательную структуру содержания предметных стандартов, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровневый подход к определению образовательных достижений учащихся.
Официальный статус образовательных стандартов определен в Законе об образовании. Образовательные стандарты (примечание: «образовательные стандарты», без ссылок на предметы) упоминаются в нескольких статьях данного закона.
В Кыргызской Республике устанавливаются государственные образовательные стандарты на все уровни основного образования, которые определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускника, формы документов, удостоверяющих освоение обучающимися определенных образовательных программ. Обучение в начальной общей и основной общей школах является обязательным для всех граждан Кыргызской Республики, а в государственных и муниципальных учебных заведениях — бесплатным.
Педагоги обязаны обеспечивать усвоение учащимися образовательных программ на уровне не ниже требований государственных образовательных стандартов.
Это значит, что каждое положение образовательных стандартов должно определять минимальную компетенцию, которую должен достичь каждый ученик по окончанию определённого класса – минимальное требование для каждого ученика независимо от типа образовательного учреждения.
Государственный стандарт определяет три «уровня» базовых компетентностей, отражающих результат обучения(первый уровень — репродуктивный, второй уровень — продуктивный, а третий уровень — креативный).Основанием для определения уровней сформированности компетентностей является степень самостоятельности учащегося и сложность использованных видов деятельности при решении задачи.
Государственный стандарт является документом не только о достижениях ученика по окончанию определенного класса, но он также определяет вклады и процессы школьного обучения (образовательные ресурсы в общеобразовательных учреждениях, квалификация учителей). Другими словами, образовательные стандарты написаны в формате «вклад-процесс-результат».
Данный акцент на вопросы минимальных стандартов является достаточно хорошим для обеспечения качества образования. Это гарантирует следующее: более слабые ученики не будут оставаться в стороне. Данные минимальные стандарты понятны для каждого образовательного учреждения, каждого учителя и ученика.
Что же дает стандарт ребенку, учителю, школе?
Первое. Стандарт впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения, то есть воплощает в жизнь идею личностно ориентированного образования. При этом формирование содержания школьного образования происходит на основе разделения на инвариантный — государственный и вариативный — школьный компонент и предметы по выбору:
а) государственный компонент образует базовую часть учебного плана и обеспечивает единое школьное образовательное пространство на территории Кыргызской Республики и обеспечивает всем учащимся на всех стадиях обучения доступ к сбалансированному учебному плану.
б) в стандарте впервые вводится компонент образовательной организации (школьный), на который отводится от 5 до 10% учебного времени. По своей сути «школьный» компонент есть синоним «ученического» компонента, ибо он представляет собой суммативное множество ученических интересов;
в) одной из важнейших задач старшей школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения (элективный компонент), на который отводится 5% учебного времени. Гибкое использование времени вариативного компонента основывается на потребностях учащихся и родителей, приоритетах развития и возможностей каждой конкретной школы и местных органов образования.
В настоящее время, разработанные в рамках проекта «Поддержка реформ в секторе образования», финансируемого Всемирным Банком, 16 предметных стандартов по шести образовательным областям для 5-9 классов, утверждены приказом МОН КР от 08.10.2015г. №1247/1.
Табл. 1. Предметные стандарты, разработанные в рамках проекта «Поддержка реформ в секторе образования»
Предметные стандарты были разработаны с перспективой развития компетенций,отказа от энциклопедизма знаний, практически невозможных достичь при скорости увеличения информации, и переходу к личностно-деятельностному подходу, к фокусированию на результаты обучения. Образование, ориентированное на результат, должно дать ответ на вопрос: что нового учащиеся умеют делать к концу своего обучения? За объект обучения принимается не содержание образования, что являлось характерным для традиционной образовательной системы, а результаты обучения в виде приобретённых базовых и предметных компетенцийучащихсякак цели образования.
Модель развития предметного стандарта, основанного на компетенции, требует корреляции всех компонентов, направленных на интеграцию парадигмы «преподавание – обучение – оценивание».
Предметные компетентности являются целями, определяющими смысл и назначение предмета; описывают способности учащихся как действия широкого спектра; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов. При определении предметных компетентностей разработчики опирались на концептуальные положения и основные функции образовательной области и особенности его освоения в условиях школы, а также на направления деятельности учителя, которые исходят из всего сказанного.
Для достижения ожидаемых результатов стандарта в учебном процессе учителю необходимо учитывать полный цикл деятельности, включающий следующие этапы: целеполагание, планирования, организация, реализации целей, анализ результатов.
Надо взять во внимание, что образовательные результаты-продукт совместной деятельности ученика и учителя!
Ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует формированию его общеучебных умений.
Мира МЫКЫЕВА, специалист по разработке предметных стандартов проекта Всемирного Банка «Поддержка реформ в секторе образования»
Комментарии