ФЕСТИВАЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В БИШКЕКЕ: Дать знание — дать будущее
- 24.05.2013
- 0
Бишкекчане и гости столицы Кыргызстана стали свидетелями яркого, необычного и довольно зрелищного праздника, который состоялся в минувшие выходные в Бишкеке. Впервые Международный образовательный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» организовал 18-19 мая в Бишкеке Фестиваль образования, который прошел под девизом «Дать знание – дать будущее!». Партнерами фонда в организации праздника выступили: Министерство образования и науки КР и подведомственные ему центры детского творчества, Министерство культуры, информации и туризма КР, Агентство профессионально-технического образования при Министерстве молодежи и труда КР, Мэрия столицы и др.
О целях и задачах фестиваля, а также о том, были ли они достигнуты в ходе проведения этого мероприятия, газете «Кутбилим» рассказала Исполнительный директор МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» Жибек КОЙЧУКУЛОВА.
— Какую главную цель преследовал Фестиваль образования?
— Основная цель фестиваля – привлечь внимание общественности, родителей, детей и молодежи к вопросу важности образования. Мы хотели донести до них мысль, что образованием детей необходимо заниматься с самого раннего возраста. Причем, речь идет не только о школьном образовании, на фестивале были представлены четыре категории образования: дошкольное, школьное, среднее профессиональное и внешкольное.
Цель фестиваля, помочь родителям и детям понять, что образование должно быть разносторонним: эстетическим, музыкальным, спортивным и др. Все это очень важно для гармоничного развития личности, личности современной, креативной, с хорошим кругозором, имеющей хорошее образование.
— Почему так важно заниматься образованием детей с самого раннего детства?
— Следует отметить, что по данным Министества образования КР, дошкольным образованием охвачены 14% детей республики. И даже эта небольшая цифра складывается в основном за счет крупных городов Кыргызстана. Хотя, именно в раннем возрасте, дошкольном возрасте дети быстрее усваивают новую информацию, легче учат иностранные языки. Именно в этом возрасте формируется ценностное отношение к окружающему миру. Система дошкольного образования также не может охватить всех детей. Существующие государственные детские сады обеспечивают уход и подготовку к школе всего для 14% детей за счет государственного бюджета, при этом родители оплачивают только 50% за питание. Остальные 86% детей не получают дошкольного образования. Это значит, что придя в школу, они не умеют читать, писать, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, и это отражается на их успеваемости.
В настоящее время Министерство образования и науки КР активно реализует 240-часовую программу предшкольной подготовки для детей не посещающих детские сады, но этого недостаточно. 4-х месячная подготовка в рамках этой программы — это срочные меры, которые сейчас не охватывают всех детей. Поэтому фонд совместно с Министерством образования и науки продвигает идею обязательной предшкольной годовой подготовки за счет государства для всех детей в возрасте от 6 до 7 лет, а это около 100 тысяч кыргызстанцев.
Многие страны за счет государства готовят детей в школы. Например, в Австрии предшкольная годовая подготовка осуществляется за счет государства, и если родители не водят каждый день детей на 3 часовые занятия, для них предусматривается штраф. Основная цель этой программы – подготовка к школе, а также изучение немецкого языка, так как в школе обучение ведется на немецком. Для многонациональной страны, как наша изучение кыргызского языка в рамках предшкольной подготовки было бы тоже актуально.
Если обучение проводится интересно, в игровой форме, если методика преподавания хорошая и продуманная – то ребенку будет интересно и легко усваивать учебный материал. Вообще до 6-7 лет ребенок воспринимает и запоминает очень многое, поэтому этот период очень благоприятен для обучения.
Нам в Кыргызстане важно реформировать систему дошкольного образования, внедрять новые формы и подходы, такие как семейные детские сады, ведомственные, корпоративные садики, пришкольные сады и мн. др. Нужно в срочном порядке поддерживать и развивать государственно- частное партнерство в сфере образования, чтобы бизнес был заинтересован вкладывать деньги и работать в этой сфере. Нужно учитывать, что в этой сфере работают в большинстве своем женщины, поэтому огромной поддержкой было бы льготное налогообложение для бизнеса, работающего именно в дошкольном образовании.
— Вы сказали, что фестиваль включал и остальные категории образования?
— Да, территория фестиваля была поделена на 8 интерактивных площадок — «классов», на которых в течение двух дней проходили познавательные выставки, мастер-классы, викторины, конкурсы и концерты. Всей семьей можно было посетить классы: «Образование для всех», «Профессиональный форум», «Книжный развал», Лаборатория Билимбека», «Сказочный мир», «Спортивный класс» и «Концертно-театральный класс».
На фестивале образования действовала уникальная по содержанию и масштабам выставка-ярмарка образовательных услуг, как платных, так и бесплатных. Выставка различных детских и юношеских центров, школ, студий и клубов. всех профессиональных лицеев Бишкека, которые организовали «Город мастеров» .
Также горожане и гости столицы посетили выставку-продажу развивающих игр для детей, детской мебели и одежды. Здесь же проходила благотворительная ярмарка изделий, изготовленных воспитанниками детских домов, пенсионерами и людьми с ограниченными возможностями. Это мягкие игрушки, различные предметы быта, статуэтки и предметы из декора, глины и бронзы, а также мини-ковры, дорожки из войлока и др. Средства от продажи этих изделий будут направлены в специализированные детские учреждения.
— Судя по отзывам участников, фестиваль был масштабным?
— Двухдневный фестиваль образования был грандиозным по масштабам и количеству участников мероприятия. Одновременно он проходил на Центральной площади Ала-Тоо, Дубового парка, Государственного исторического музея, Кыргызского драматического театра имени Т. Абдумомунова, Национального центра для детей и юношества «Сейтек», Кинотетра «Ала-Тоо» и Государственного национального русского театра драмы имени Ч. Айтматова.
— Сколько всего человек приняли участие в мероприятии?
— Следует отметить, что фестиваль вызвал большой интерес не только у бишкекчан, но и гостей столицы, в мероприятии активное участие приняли также и жители новостроек Бишкека и отдельных областей республики.
К примеру, одна только выставка-ярмарка собрала около 20 тысяч участников. В целом, на двухдневном фестивале побывали более 50 тысяч человек.
— На фестивале также были и частные компании, имеющие отношение к образованию?
— На фестивале частные организации представляли свою продукцию: школьную мебель, детскую одежду музыкальные инструменты и многое другое.
— Фестиваль образования это не только выставки-ярмарки, но еще и …?
— Прошедший фестиваль образования помимо выставок-ярмарок включал в себя различные мастер-классы, открытые уроки, презентации, видео-показы, консультации специалистов, показательные выступления и многое другое.
Например, в «классе» «Образование для всех» проводились самые разнообразные мастер-классы: по игре на комузе, по историческому фехтованию, по ткацкому искусству, по изготовлению кукол из войлока и ткани, по игре на чопо-чоор, по керамике, по созданию анимационных изображений, оригами и мн.др.
В Спортивном классе были подвижные игры, мастер-классы по боксу, танцы на скале, с показательными выступлениями были велосипедисты, роллеры, скейбордисты, вольная борьба, дзюдо, таэквон-до и др.
В книжном классе проводилась ярмарка – продажа книг, обмен книгами, благотворительная акция по сбору книг и игрушке для детских садов и детдомов, встречи с писателями, литературное кафе.
На профессиональном форуме проводились консультации по здоровому питанию детей, специалистов по детскому здоровью, по вопросам образования детей младшего возраста, по вопросам детской психологии (леворукие или капризные дети) мастер-класс «Как работать с интерактивной доской» и многое другое.
— Учитывая грандиозность и масштабы проведенного «праздника образования», видимо, подготовка к ней была долгой?
— Активная подготовка к фестивалю велась в течение пяти месяцев. Команда молодых ребят нашего фонда сумела на высоком уровне организовать проведение фестиваля. Помимо наших партнеров – вышеназванных министерств, нам помогали столичные службы мэрии, сотрудники ГАИ обеспечивали порядок, во время мероприятия постоянно дежурила 1 машина скорой помощи. Словом, были предусмотрены все нюансы и возможные «форс-мажоры» во время проведения фестиваля.
Кроме этого, нам оказывали спонсорскую и информационную поддержку различные компании и средства массовой информации.
Но, мы уже видим воздействие фестиваля — во многие городские центры детского творчества, образовательные учреждения стали обращаться родители и записывать детей в кружки и секции, очень много звонков к нам в офис фонда с просьбой дать информацию о мастер-классах. К фестивалю фонд подготовил каталог всех образовательных учреждений города Бишкек, который мы бесплатно раздавали всем горожанам.
— Как часто планируется проводить подобные фестивали? Когда ожидать следующий?
— К нам приходят отклики участников, которые свидетельствуют о том, что фестиваль вызвал большой резонанс у бишкекчан и гостей столицы. Была даже просьба организовать подобный фестиваль одновременно во всех областных городах Кыргызстана, многие просят проводить несколько раз в год и более 2 дней. Однако у фонда пока нет таких ресурсов, поэтому, проведение такого масштабного республиканского фестиваля возможно, наверное, через несколько лет. А в целом, мы планируем проведение Фестиваля образования ежегодно в Бишкеке.
Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»
Комментарии