ЕВГЕНИЯ СТРОКОВА: В КЫРГЫЗСТАНЕ ГЛАВЕНСТВУЕТ КУЛЬТ ДИПЛОМА, НО НЕ КУЛЬТ ОБРАЗОВАНИЯ

  • 09.10.2015
  • 0
ЕВГЕНИЯ СТРОКОВА:  В КЫРГЫЗСТАНЕ ГЛАВЕНСТВУЕТ КУЛЬТ ДИПЛОМА, НО НЕ КУЛЬТ ОБРАЗОВАНИЯ

В этом году исполнилось 50 лет замечательному педагогу, Отличнику народного образования, члену партии СДПК Евгении СТРОКОВОЙ.  Ее юбилей ознаменовался тем, что она стала депутатом Жогорку Кенеша КР. Долгие годы Е.Строкова проработала учителем в бишкекских школах №№ 73, 25, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, воспитателем-методистом в детских садах столицы, директором  Центра образования  Октябрьского района Бишкека. Ее педагогическая и активная общественная деятельность были оценены по заслугам. Так, Евгения Строкова награждена рядом почетных грамот от Управления образования Бишкека, Министерства образования и науки, Грамотой за активное участие в деятельности Социал-демократической партии Кыргызстана, преданности её программе и идеям, специальным нагрудным значок «Герой апрельской народной революции». Теперь, в новом качестве депутата Жогорку Кенеша Евгения Строкова намерена внести свой вклад в развитие сферы образования страны.

— В новом качестве депутата Жогорку Кенеша страны, какие проблемы сферы образования Вы бы хотели решить?

— Хотелось бы в первую очередь сказать, что я не сама решилась пойти в депутаты, это доверие ко мне со стороны нашей партии СДПК. Конечно, каждый человек хочет проявить себя и внести свой вклад в развитие своей страны, в развитие той отрасли, где он работает. И это доверие партии нужно оправдать, с другой стороны я была очень рада, что на меня возлагают определенные надежды, а с другой стороны – это большая ответственность. В партии СДПК я уже очень давно и знаю, что такое ответственность.

Как человек много лет проработавший в сфере образования я хочу внести вклад именно в развитие этой отрасли, и я не буду конечно, вмешиваться в другие сферы, к примеру, здравоохранения, или экономики. Так сложилось, что  существующие у нас различные комитеты по образованию, в основном все инпектирующие. Поэтому, проверяющих у нас более чем достаточно. Нам нужны комитеты не инспектирующие, а поддерживающие и развивающие образование. Именно с таким настроем я и иду в парламент.

Проблем в сфере образования, конечно, очень много, есть проблемы и реальные и надуманные. Одна из них — необходимость пересмотра системы оценки знаний учеников. Я считаю, что здесь нужна  мотивация детей, которые идут в школы. Нужна мотивация их не только оценками, но и знаниями. Например, когда он приходит из школы домой родители его в первую очередь, спрашивают какую оценку он получил, а почему они не спрашивают какие именно знания он получил? Мне нравится например, что шестилеткам не ставят оценки, это ориентирует их на получение знаний, но не оценок. Для меня как учителя, урок – это прежде всего поле для творчества, и когда ребенок отвечает, не нужно сразу ставить оценку, нужно дать возможность ответить и другим ученикам, и тогда путем поиска они смогут найти правильный ответ и сами оценить свои знания, свои ошибки на примерах других ребят. Конечно, идеальной системы оценки знаний у нас пока еще нет, но нужно к этому стремиться. Есть много объективных причин, когда оценки не совсем реально отражают знания ученика. Например, мы считаем, что Пушкин – гений, а ведь у него была двойка по математике и поэтому важно, чтобы каждый ребенок мог раскрыться именно в той области, где у него есть способности. Кстати, в России есть экспериментальные школы, где оценок не ставят, чтобы учащиеся ориентировались не на получение оценок, а на получение знаний. Другими словами, в системе оценивания знаний учеников необходимо вводить что-то гибкое, но не загонять все это в какие-то нормы. Ребятам нужна мотивация знаниями, например, в университетах студенты уже знают кем они будут и уже более осознанно стремятся к знаниям. Не все заканчивают вузы с красными дипломами, но не все «краснодипломники» становятся отличными специалистами, может быть даже лучше их работают те, кто получил синие дипломы. Так что все это требует пересмотра.

— Какие законопроекты в сфере образования вы бы хотели инициировать?

— Может быть не совсем законопроекты, а некоторые изменения и дополнения в законы. Например, в закон о статусных школах. Мы все знаем, что не всегда статусные школы соответствуют своему высокому статусу, они выигрывают по сравнению с обычными школами внешкольным образованием. Нужно дополнение в закон об уравнивании статусных и обычных школ по кружковой деятельности, ведь в обычных школах ставка внешкольного образования -1-1,5, а в статусных намного больше. С учетом того, что сегодня идет сокращение учебного плана, нужно это сокращение компенсировать. Нужно создать  равные условия для обычных школ и гимназий. И потом, как я уже говорила, статусность школ снизила свою планку с упрощением процедуры лицензирования. Если раньше для придания школе статуса гимназии или учебно-воспитательного комплекса необходимо было наличие экспериментальной площадки и многих других требований, сегодня это упростилось и поэтому многие статусные школы на самом деле таковыми не являются. Гимназии и УВК нам нужны не в таком большом количестве. Вспомните, в советское время все школы были средними образовательными, но некоторые из них с различными уклонами. Я думаю, что это был более правильный подход.

Еще одна большая и повсеместная проблема, с которой я столкнулась будучи директором центра образования – это прием в первый класс. Здесь должны быть определенные требования приема детей, например, в классе не больше, чем 30 человек. Я считаю, нужна электронная очередь, все кто хочет записаться в школу по своему микроучастку должны это сделать, к примеру, до конца мая. А те, кто приходит в августе – должны идти в другие школы, где есть свободные места, даже если он живет по данному микроучастку. Тем самым мы усилим и ответственность родителей, я думаю, что со стороны государства должны быть усилены требования и к ответственности самих родителей. Например, помните случай, когда после выпускного вечера на юге нашей республики погиб выпускник. За этот случай получили выговоры заместитель министра образования, другие ответственные работники образования. Но почему? Несчастье случилось во внешкольное время после выпускного вечера, куда же смотрели его родители? Разве это замминистра дала этому мальчику машину, и разве она должна и ночью следить за всеми нашими школьниками? Повторяю, что нужно усилить ответственность самих родителей за своих детей. Школа не должна отвечать за детей во внеучебное время. У нас привыкли так, что все плохое – это значит, виноват учитель, а все хорошее – значит заслуга родителей. Нужно менять такое отношение.

— Как, на Ваш взгляд,  можно повысить престиж и привлекательность профессии учителя?

— С началом этого учебного года повысили зарплату учителям. Как сказал наш президент Алмазбек Атамбаев, зарплата учителям будет повышаться постоянно и постепенно. Но только одним этим нельзя повысить статус учительской профессии. Нужно, чтобы в обществе уважали учителя. Для этого учитель должен постоянно заниматься самообразованием, повышением своей квалификации. Я не согласна с тем, что учитель должен быть аполитичен. Наоборот он должен быть в курсе всех последних событий, идти в ногу со своим государством, знать его интересы и проблемы. Педагог не любящий свою Родину, не сможет воспитать человека любящего свою Родину. Поэтому постоянное самообразование учителя повысит уважение к нему со стороны общества. Также если мы повысим требования родителей к своим детям, тогда повысится и статус учителя. В советское время учитель у нас пользовался заслуженным уважением. У нас все знают обязанности учителя, но забывают об его правах. А ведь стоит помнить, что учитель такой же человек, что он ходит в те же магазины что и все, имеет свои семьи. А у нас стоит повысить зарплату учителя как все сразу начинают попрекать его этим и требовать от учителя еще больше. И еще, педагог должен заниматься непосредственно своей профессией, а у нас где-то какие-то мероприятия, как учителями и врачами  закрывают все дыры. Другими словами, само общество и государство должно уважать учителя, а не делать из него дежурную палочку-выручалочку.

В России работает моя коллега, которая  рассказывает, что для того, чтобы устроиться учителем, например в Уссурийске, нужно выстоять очередь – вот насколько  там высок статус учителя.

Также учителю нужно помогать не только повышением зарплаты, но и строительством ведомственного жилья, социальной защитой.

И теперь, будучи депутатом, я буду решать проблемы образования в общей связке, с учетом интересов учеников, учителей — практиков, родителей.

Я очень рада, что в свое время выбрала профессию учителя, наверное, мой выбор определила любовь к детям и я стала педагогом по своему призванию. Учитель — это благодарная профессия, такое удовлетворение получаешь от своей работы, когда видишь своих благодарных учеников, их благодарных родителей. И я не понимаю тех учителей, которые ведут свой урок сидя, какой это может быть урок, когда учитель ведет его сидя?

— Уже несколько лет поднимается вопрос о возврате арендной платы родителей за школьные учебники. Раньше за книги мы платили ежегодно, по-моему по 160 сомов. Как Вы думаете, нужно ли вернуть арендную плату за учебники, чтобы как-то решить проблему с их нехваткой в школах?

-Тогда нам нужно будет признать, что в нашей стране образование платное. Я благодарна нашему президенту, что он обратил внимание на проблемы образования, сегодня строятся новые школы, детские сады, улучшается инфраструктура. Но такие проблемы как недостаток учебников у нас существуют. Наверное, какое-то время стоит вернуть арендную плату за учебники. В России например, родители сами покупают своим детям учебники, а школа выдает учебники только тем, кто не смог их сам купить. Для развития нашего библиотечного фонда, вероятно, какое-то время стоит ввести арендную плату для выравнивания ситуации. Но здесь нужен тщательно  продуманный подход, продуманная сумма оплаты, дифференцированный подход  и скидки для малоимущих родителей и т.д.

— Аналогично, отдельные депутаты предлагают признать, что образование в нашей стране платное  и узаконить родительские взносы в школах, чтобы родители платили определенную фиксированную сумму, а не постоянно сдавали  деньги на бесконечные нужды школ. Это считает, депутат Дастан Бекешев,  искоренит поборы в школах. Что вы думаете по этому поводу?

— Ясно одно, что без родительских денег школы сегодня просто не выживут. Высшие учебные заведения в этом плане находятся в более выгодной позиции за счет контрактных средств студентов. Но если узаконивать родительские взносы, то, прежде всего, нужно опять же все тщательно взвесить и учесть интересы всех сторон.

— Много говорится о необходимости своей национальной педагогики, но как ее сохранить в свете глобализации и неизбежной интеграции в мировое образовательное пространство?

— Конечно, у каждого государства должна быть своя национальная педагогика. В свете глобализации мы можем брать что-то лучшее из опыта других стран, но должны свято хранить наши национальные корни, ведь у нас есть своя история, знаменитые предки, свои традиции, которыми мы гордимся. Например, я считаю что взять что-то лучшее в образовании США нельзя – хотя у них есть хорошие учреждения образования, но у них нет своих национальных корней, своего национального ядра.

Другое дело, что необходимо менять наш подход к образованию – в обществе нашем ориентированы не на те ценности. Когда я была в Турции мне понравилось что там повсеместно насаждается культ образования, у нас же в Кыргызстане  главенствует культ диплома, но не культ образования.

И здесь возвращаясь к тому, что из себя должен представлять сегодня современный читатель, я хочу вспомнить слова известного грузинского педагога Шалвы Александровича Амонашвили, который сказал, что «Хороший учитель – это тот учитель, который может провести хороший урок, даже если у него есть только мел и доска.  И поэтому новейшие технологии, которые важны во всем мире —  Интернет, интерактивная доска и многое другое, конечно необходимы для учителя. Однако, прежде всего, он должен быть человечным с исконно человеческими ценностями, честностью, порядочностью, справедливостью и т.д. Ведь не зря говорят – каков директор школы – таковы его учителя, каков учитель – таковы и его ученики.

Айнура КАНИМЕТОВА,  «Кутбилим»

Поделиться

Комментарии