ЕЩЕ РАЗ О ЗНАЧИМОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ

  • 16.04.2016
  • 0

Географическая наука, которая входит в число идеологоопределяющих, наравне с историей и языком, переживает в Кыргызстане период спада, застоя и невостребованности. 

Как видим, современные реалии определяют особую востребованность науки в современном обществе и порождают потребность в повышении интеллектуального подхода в трудовой деятельности. Между тем даже самая благожелательная оценка уровня науки в суверенном Кыргызстане, по крайней мере, ближайших перспектив  ее развития, обнаружит ее кризисное положение вследствие отсутствия достаточных финансовых возможностей, хотя это и по-разному сказывается на разных ее отраслях.
В условиях функционирования рыночных отношений определились отдельные отрасли науки, достаточно адаптированные к новым условиям, скажем, экономика, право, медицина, политология, которые достигли определенных успехов как в количестве, так и в качестве исследований. Вместе с тем в силу ряда причин (отсутствие государственной поддержки, затратность фундаментальных исследований или недостаточная востребованность прикладных разработок, низкая заработная плата, отсутствие карьерной перспективы) очевидна стагнация целых отраслей науки, в частности, и науки географической.

       Географическая наука, которая входит в число идеологоопределяющих, наравне с историей и языком, переживает в Кыргызстане период спада, застоя и невостребованности. Почему-то считается, что для повышения идеологического и патриотического сознания граждан достаточно изучение истории государства, а география для той же цели представляется излишней. В связи с этим существенно снижена активность в изучении ее теоретических и методологических основ в образовательных заведениях. Сокращаются часы, отводимые на географию в средних школах, и грантовые места для студентов-географов в вузах. Нет никаких стимулов для изучения географии в школах (предмет географии обычно не преподается в вузах, при поступлении в вузы ни одна специальность не требует дополнительного теста по географии). У тех, кто и в таких условиях избрал своей специальностью географию, затем мало перспектив на рынке труда.

Таким образом, «равнодушное» отношение к школьной географии, непонимание или нежелание понимания ее значимости в общеобразовательном и воспитательном процессе не обеспечивает полноценного формирования географической культуры, первичных социально-экономических, политических и экологических представлений у учащихся.

Поэтому в стране резко снизился уровень географического образования и географической культуры людей. Незнание географии демонстрируют не только школьники, студенты, но и чиновники различного государственного ранга. Появляются такие неправильные («негеографические») названия отдельных учреждений, как, например, «Ошская городская территориальная больница», «Ноокатская районная территориальная больница» и др. А также считаем неправильным название нижней административной единицы в республике «аильным округом», поскольку территориальная единица «округ», как правило, обозначает сравнительно большую территорию. К тому же неправильно его перевод на кыргызский язык – «айыл аймагы». Слово «аймак» переводится как «регион», который имеет разномасштабную и административно «не оформленную» территорию.

Сегодня, когда учащается число природно-климатических и социально-политических потрясений в мире, роль и значимость географической науки очевидны. Вряд ли надо доказывать ее роль в изучении и решении таких международных проблем современности, как обострение вопросов мировой демографической, энергетической, сырьевой и продовольственной безопасности, преодоление отсталости развивающихся стран и др. Повышается уровень опасностей социального и политического характера: гражданские войны, межнациональная рознь, религиозный экстремизм, международный терроризм. Без учета географических аспектов вышеназванных и других проблем никак нельзя изучить их причин возникновения и факторов распространения, возможностей решения или преодоления.

И здесь, несомненно, еще раз подчеркнем наиболее важные задачи географии в обучении и воспитании подрастающего поколения:

-повышение познавательного интереса людей, развитие логического мышления и кругозора, формирование правильного мировоззрения, умения находить причинно-следственные связи естественных и общественных явлений;

-пробуждение чувства национального самосознания, воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, к ее природным и культурным богатствам и ценностям;

-воспитание толерантности, уважения к представителям других национальностей, к их религии и традициям.

Нет сомнения в том, что эти три аспекта являются идеологообразующим стержнем в государственной политике. Принимая во внимание социальный заказ общества на географические знания, географическому образованию необходимо уделять самое пристальное внимание. Необходимо менять традиционные подходы к изучению географии, модернизировать содержание и методику ее обучения в сузах и ввести предмет «География Кыргызстана» как обязательный компонент в учебной программе вузах страны.

 

Абдурашит Низамиев,

декан факультета международных отношений ОшГУ,

доктор географических наук, профессор

 

 

Поделиться

Комментарии