МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДИРЕКТОРОВ И МЕТОДИСТОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДОО) КР 2019–2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

  • 17.08.2019
  • 0
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДИРЕКТОРОВ И МЕТОДИСТОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДОО) КР 2019–2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

В 2019 году августовские совещания в Кыргызстане проходят по общей теме:

«Стратегия развития образовательного пространства в сфере дошкольного образования в Кыргызстане»
Согласно «Стратегии развития образования в КР на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства КР от 3 марта 2012 года №201, в Республике очевидна реализация достижений успешной практики и поиска новых решений устойчивого развития в системе дошкольного образования. Продолжает осуществляться реализация основных положений «Международной Конвенции о правах ребенка» (Постановление ЖК КР от 12 января 1994 года №1402), Закона «О дошкольном образовании» (от 29 июня 2009 года №198), Госстандарта «Дошкольное образование и уход за детьми» (Утверждено постановлением Правительства КР от 23 октября 2012 года №742), «Руководства по раннему развитию детей от рождения до 3 лет (Базовые стандарты)», (Утвержденного и рекомендованного к изданию Ученым Советом КАО (Протокол №9 от 28.10 2016 года и Приказами МЗ КР и МОиН КР) и других документов.
Обновляется система дошкольного образования. В настоящее время в Кыргызстане расширяется сеть Государственных, муниципальных, ведомственных ДОО и сеть вариативных моделей детских садов. Доступность, качество дошкольного образования и подготовка детей, не посещающих ДОО, к школе осуществляется в различных моделях ДОО, а также в процессе предшкольной подготовки при начальной школе по Программе «Наристе» – 480 часов. При поддержке общественных организаций (ОО «Ыйраим»), МОФ Р.И. Отунбаевой, ГСМ в Республике успешно развивается сеть «Материнских школ», обеспечивающих развитие и подготовку детей к школе. Значительно возросла потребность педагогов ДОО в ПК и переподготовке педагогических работников.
При этом, большая работа проводится в Респулике по комплектованию групп через электронную очередь, что снижает очередность и регулирует количество детей в группах с учетом требований стандартов.
Воспитатели имеют возможность осуществлять педагогический процесс по Базисным программам, Программе «Наристе», Парциальным программам «Растем вместе», «Безопасность дошкольников при ЧС» и дополнительным программам «Балалык», «Золотой ключик» и др.
Дошкольные программы основаны на психолого-педагогических исследованиях ученых в области дошкольного воспитания и начального образования Кыргызской Республики, стран СНГ и стран дальнего зарубежья, ППО педагогов Кыргызстана и других стран. Данные документы направлены на реализацию основных направлений в развитии дошкольников: физического, когнитивного, социального и эстетического.
При их реализации достигается пошаговое решение глобальных задач по доступности и качеству дошкольного образования; этно-культурного содержания, технологий и инновационных методов дошкольного образования в КР, социально-культурных преобразований, от которых напрямую зависит, насколько новое поколение будет успешно развиваться сохраняя лучшие традиции своего народа.
В дошкольных программах, программах ПК педагогов ДОО учитываются культурно-национальные, региональные, климатогеографические, экономические условия Кыргызской Республики, имеющие важное значение в воспитании, обучении и развитии дошкольников, рассматриваются инновационные направления в развитии дошкольников: физического, когнитивного, социально-эмоционального и эстетического.
Отрабатываются методы осуществления мониторинга усвоения программ воспитания, обучения и развития детей, начиная с дошкольного возраста.
При этом необходимо ориентироваться на индикаторы развития детей, представленные в Госстандарте «ДО и уход за детьми» (Утвержденном постановлением Правительства КР от 23 октября 2012 года №742), Руководстве по раннему развитию детей от рождения до 3х лет (Базовые стандарты развития), Утвержденном и рекомендованным к изданию Ученым Советом КАО (Протокол №9 от 28.10 2016 года и Приказами МЗ КР и МОиН КР).
Отмечается компетентностный подход в современных условиях к вопросам воспитания, обучения и развития у детей дошкольного возраста начальных представлений об этикете, нравственности и культуре кыргызского и других народов, проживающих в Республике».
В целях улучшения ДО и особенно регионализации дошкольного образования в КР на курсах ПК, семинарах педагогам и руководителям ДОО преподаются способы использования компьютерных технологий в процессе обучения детей. ИКТ рассматривает возможности деятельности педагогов на компетентностной основе.
Тема:
«Компетентностный подход с использованием компьютерных технологий к вопросам воспитания, обучения и развития у детей дошкольного возраста начальных представлений об этикете, нравственности и культуре в современных условиях».
Цель:
Развитие образовательной системы ДО КР в контексте целей устойчивого развития и компетентностного подхода.
Формирование общих, профессиональных и личностных компетентностей директоров и педагогов ДОО, работающих в условиях государственных, муниципальных и вариативных моделях ДОО по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников в современных условиях.
Использование компьютерных технологий в целях рационализации, регионализации и компетентностного подхода в ДО.
Форма организации:
Проведение работы секций специалистов:
1) государственных и муниципальных ДОО
2) вариативных ДОО (частных детских садов, Материнских школ», предшкольных классов) в форме «Круглого стола», включающего вводные и векторные презентации по вопросам реализации Стратегии развития ДО КР (2012-2020 г.), Нормативно-правого и Программного обеспечения.
Экспресс – освещение ППО участниками по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников в условиях современных ДОО.
Дискуссия по обозначенной теме.
Выставочный материал.

Предлагаемые темы вводной и векторных презентаций:
1. Отбор и использование материалов по устойчивому развитию, этно-культурному аспекту, гендерному равенству, поликультурности в обучении, развитии и воспитании дошкольников.
2. Использование компьютерных технологий в целях рационализации, регионализации и компетентностного подхода в ДО
3. Активные и интерактивные формы организации занятий с целью физического, когнитивного, социального — эмоционального и эстетического развития ребенка.
4. Организация интерактивной личностно-ориентированной обучающей среды с применением ИКТ.
5. Организация игровой и учебной деятельности для детей разного дошкольного возраста.
6. Этно-культурный аспект в нравственном воспитании дошкольников.
7. Взаимодействие семьи, общественности и педагогов в вопросах воспитания дошкольников на примере работы «Материнских школ» в регионах Республики.
8. Проблемы реализации дошкольных программ в новых моделях ДОО с применением ИКТ.
9. Реализация Программы предшкольной подготовки «Наристе» – 480 часов при начальной школе.
Системный подход в развитии инклюзивного образования.
Методические рекомендации использования ИКТ в педагогическом процессе
Ведущие специалисты в направлении использования ИКТ в ДО Бузмакова Светлана Владимировна, Кривопалова Галина Александровна подчеркивают, что ключевыми направлениями процесса информатизации являются:
1. Организационные:
— модернизация методической службы;
— совершенствование материально-технической базы;
— создание определенной информационной среды.
2. Педагогические:
— повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
— внедрение ИКТ в образовательное пространство.
Что же такое ИКТ?
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в педагогическом процессе: формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Области применения ИКТ педагогами ДОО
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронной версии портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ получения и распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их нахождения. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы на сайте, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
Основным в работе педагога является ведение воспитательно-образовательного процесса.
3. Воспитательно — образовательнй процесс включает:
— организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
— организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,реализацию проектов,
— создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОО быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Выделяют два основных вида занятий с использованием ИКТ:
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной
теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, снимают напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста занимательностью.
Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, «бродилки».
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Сегодня некоторые детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
— методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОО;
— систематизация компьютерных развивающих программ;
— единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Принятие проекта резолюции
Материал к проекту резолюции:
В целях достижения Успешных практик и новых решений в системе дошкольного образования продолжать линию устойчивого развития ДО Республики. Согласно Стратегии развития дошкольного образования в КР на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства КР от 3 марта 2012 года №201, продолжать осуществлять реализацию основных положений «Международной Конвенции о правах ребенка» (Постановление ЖК от 12 Января 1994 года №1402), Закона «О дошкольном образовании» (г. Бишкек от 9 июня 2009 года №198), Руководства по раннему развитию детей от рождения до 3х лет (Базовые стандарты развития), Утвержденном и рекомендованным к изданию Ученым Советом КАО (Протокол №9 от 28.10.2016 года и Приказами МЗ КР и МОиН КР), Госстандарта «Дошкольное образование и уход за детьми» Утвержденном постановлением Правительства КР от 23 октября 2012 года №742) (с учетом того, что Рабочая группа МОН КР в настоящее время активно работает по обновлению содержания данного документа).
Поддерживать значительную активизацию процесса обновления и развития дошкольной образовательной системы – расширения сети Государственных, муниципальных и вариативных моделей ДОО на местах.
Для детей, не посещающих ДОО, продолжать расширять сеть «Материнских школ».
При начальных школах совершенствовать процесс предшкольной подготовки по программе «Наристе».
В целях обеспечения решения поставленных задач также необходимо качественное выполнение программ ДО: Базисной (общеразвивающей) программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, «Общеразвивающей программы подготовки детей 6 -7 лет к школе», Дополнительных программ «Балалык», «Золотой
ключик».
Содержание и инновационные методы дошкольного воспитания основывать на психолого-педагогических исследованиях ученых в области дошкольного воспитания и начального школьного образования Кыргызской Республики, стран СНГ и стран дальнего зарубежья, ППО педагогов КР и других стран.
Включать в процесс воспитания дошкольников культурно-национальные, региональные, климатогеографические, экономические условия Кыргызской Республики.
При этом необходимо осуществлять мониторинг усвоения программ воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Применять компьютерные технологии в целях рационализации, регионализации и цифроризации дошкольного образования.
Через ИКТ, включая открытые образовательные ресурсы, способствовать расширению осведомленности педагогов, родителей и представителей общественности в вопросах ДО в современных условиях bilm.akipress
Предложения:
МОиН КР, Социальным институтам общества способствовать сплочению совместного участия РИПК и ППР при МОН КР, КАО, Отделов Управления образованием на местах, Проектов и сообществ в процессе формирования компетентностей у директоров, методистов и педагогов ДОО по вопросам качественного воспитания, обучения и развития дошкольников.
Изыскивать возможность прохождения ПК в КР, ближнем и дальнем зарубежье педагогами ДОО, преподавателями кафедры ДНШО РИПК и ППР при МОН КР и специалистам КАО, которые непосредственно повышают квалификацию и обучают педагогов различных категорий ДО всей Республики .
В целях повышения компетентности педагогов регулярно организовывать курсы ПК, семинары по использованию компьютерных технологий в педагогической практике.

Литература:
1. Конвенция о правах ребенка. Бишкек, 1995.
2. Закон «О дошкольном образовании». Бишкек, 2009.
3. Стратегия развития образования в КР на 2012-2020 годы. Бишкек, 2013.
4. Государственный стандарт «Дошкольное образование и уход за детьми». Бишкек, 2012.
5. Руководство к Госстандарту «ДО и уход за детьми». Бишкек, 2013.
6. Усенко Л.В, Сейдекулова К.С. Базисная (Общеразвивающая) программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Бишкек, 2014.
7. Усенко Л.В, Сейдекулова К.С. Общеразвивающая (базисная) программа подготовки детей 6-7лет к школе (кыр. русс. яз.) Бишкек, 2014.
8. Алиева Т.Э., Бектемирова А.Т. Развитие интереса к эпосу «Манас» и его 7 заветам. Бишкек, 2012.
9. Усенко Л.В. Материнская школа. (Книга для взрослых). Бишкек, 2002.
10. Усенко Л.В, Масликова Н.А. Программа «Растем вместе», Бишкек, 2009. Масликова Н.А., Усенко Л.В. «Руководство по раннему развитию детей от рождения до 3х лет (Базовые стандарты)», Бишкек, 2017 год.
11. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
12. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., №5.
13. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
14. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000 г., №11.
15. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

Усенко Л.В.,
зав. кафедрой ДНШО РИПК и ППР
при МОН КР, к.п.н., доцент
Эксперты:
Султаналиева Г.Э.,
методист ДОО №2
Моб.тел: 0709544910
Темирова С.О.,
методист ДОО №131 Моб.тел: 0555912517
Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при МОН КР. Кафедра дошкольного и начального школьного образования,
тел.: (0555) 715-204.

Поделиться

Комментарии