ТАТАРО-КЫРГЫЗСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ и в НАЧАЛЕ ХХ вв.

  • 05.02.2020
  • 0
ТАТАРО-КЫРГЫЗСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ и в НАЧАЛЕ ХХ вв.

(по материалам видеомоста «Бишкек-Казань: Айтматовские встречи»)

В статье я поставила цель: изучение этнокультурных взаимоотношений татар и кыргызов во второй половине XIX – начале XX века, роль татар, татарской культуры в становлении и развитии кыргызской национальной литературы, образования, печати, а также формирование кыргызской интеллигенции.

ТАТАРО-КЫРГЫЗСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ и в НАЧАЛЕ ХХ вв.

Татар можно встретить по всему миру. Роль татар в просвещении, экономическом, культурном развитии народов Средней Азии очень велика. Два тюркоязычных народа – татары и кыргызы имеют богатое историческое прошлое. Еще в эпосе «Манас» упоминается о средневековом государстве поволжских татар – Волжской Булгарии.

В ХI в. выдающийся средне-азиатский ученый-филолог Махмуд Кашгари в своем «Дивану лугатат-тюрк» («Собрание тюркских наречий») упоминает татар в числе двадцати самых крупных, известных ему тюркских племен Центральной Азии.

На  территорию современной Киргизии волжские татары стали прибывать в середине ХIХ в., хотя первые переселения татар в Среднюю Азию происходили в ХVII-ХVIII вв. Приглашенные татарские религиозные деятели сыграли важную роль в просвещении киргизов путем укрепления среди них ислама.

Например, мулла Мухтурулла Баширов, направленный из Казани, часто ходил по аулам вокруг Иссык-Куля, обучая население намазу и основам ислама. В 1855 г. построил мечеть в Караколе и совершал там намаз.

Старейшая мечеть в Караколе, построенная в XIX веке, татарским народом, который переехал в этот регион во время восстания Российской империи. Эта необычная мечеть имела необычную историю: Советский Союз фактически переименовал ее в местный кинотеатр в середине 20-го века!

Его архитектурные детали — зеленая крыша, синий купол, профилированные стрельчатые арки над окнами и пилястры делают его достойным посещения, чтобы увидеть огромную вариацию в том, как различные этнические группы Каракола построили свои культовые места. (адрес: ул. Джамансариева, на пересечении с ул. Токтогула, часы работы: ежедневно, с 09:00 до 18:00)

В работе по исследованию участие татар в деле просвещения нашего народа, которую провели учащиеся 7 «В» класса Загировы Ринат и Ришат, отмечается, что первые новометодные школы в Киргизии открылись на рубеже ХIХ – ХХ вв. По данным канцелярии туркменского генерал-губернатора к 1909 г. в Пишпекском уезде насчитывалось 14 мектебе, в Пржевальском уезде – 11, на юге Киргизии – 165.

ТАТАРО-КЫРГЫЗСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ и в НАЧАЛЕ ХХ вв.

Учредителями и первыми учителями в них были татары, а позднее и кыргызы, окончившие медресе в Казани и Уфе. Программы для них были выработаны на мусульманских съездах 1905 -1906 гг., проходивших в Нижнем Новгороде. В школах наряду с религиозным, дети получали и светское образование.

Книги для кыргызских школ печатались в Центральном восточном издательстве Казани, а также в Уфе, Оренбурге и других городах.

Ч.Т.Айтматов, выражая глубокую признательность за неоценимый вклад в развитие духовной культуры Киргизии татарских ученых и исследователей-татар, писал, что «на формирование современных национальных культур Средней Азии оказала огромное воздействие, в частности на нас, кыргызскую литературу, литература татарского народа, татарская художественная и просветительская мысль» (Айтматов Ч.Т. У нас общий путь // Советская Татария. 1972, 13 сентября.)

Говоря о нашем великом писателе, хотим сказать и о его дедушке по материнской линии Абдувалиеве Хамзе Хасановиче. По национальности был татарином. Он был успешным купцом, предпринимателем. Его детство и юность прошли в Татарстане в селе Мачкара.

В 1887 г. Хамза Хасанович переехал в город Каракол. У него было 8 детей.  Они жили в огромном, красивом доме в 2 этажа с фруктовым садом на 8 гектар.

Он привлекал к садоводству местное население, привозил семена фруктовых деревьев из России, создавал рабочие места. Даже остановка общественного транспорта долгое время называлась «Абдувалиевский сад».

Хамза Хасанович выучил своих детей в местных русско-туземных учебных заведениях. Организовал начальную школу для кыргызских детей в своем дворе. Эта школа стала средней школой им. Ломоносова, потом им. Кирова, а затем общежитием пединститута.

Абдувалиев Хамза Хасанович потерял всё с приходом советской власти: дом, магазины, кожевенный завод, наземный и водный транспорт, в 1932 году Хамза умер в полной нищете.

Историческим фактом того, что представители татарского народа жили и работали на территории Кыргызстана и Бишкека является АУВК ШГ №6 г. Бишкек, в котором раньше проживали родственники Нагимы Хамзиевны (матери Ч.Т. Айтматова) – Чанышевы Хайдар, Вакас и Касымхан – княжеские сыновья.

Чанышевы — дворянский род, татарского происхождения, восходящий к первой половине XVII в. и записанный в VI части родовой книги Оренбургской губернии.

Чанышевы были осуждены по ст. №58 как члены Социал-Туранской партии. Много лет братья провели в лагерях, батрачили на строительстве железных дорог.

Примерно с середины XVIII века татары проживают на территории современного Кыргызстана. В Кыргызстане на сегодняшний день проживают около 50 тысяч татар и башкир. Лет 7-8 назад начали широко отмечать самый большой праздник «Сабантуй» во всех областях Кыргызстана.

Сабантуй — самый известный национальный праздник татар, который не имеет точной даты празднования, но, как правило, проводится в промежутке между последними числами мая и конца июня. Слово сабан на татарском языке означает – плуг, а слово туй – праздник, многие переводят это слово, например, на русский язык слишком упрощённо, а именно — праздник плуга.

Фактически же этот праздник получил своё название у татар от третьего значения этого слова, означающего весенне-полевые работы. Более точное наполнение смыслом перевода слова Сабантуй не ограничивается лишь двумя словами. Сабантуй — это праздник успешнего завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также — праздник плодородия и благополучия!

Прототипом Сабантуя специалисты считают древнее весеннее степное мероприятие под названием Джиен. На нем вожди и старейшины племен обсуждали различные политические и хозяйственные вопросы, например, раздел пастбищ для выпаса скота, а затем устраивали большие массовые угощения, увеселительные игры и, самое главное, спортивные состязания.

Благодаря постоянному стремлению к культурному сотрудничеству, представители татарского народа не только вливались в мировой культурный контекст путем заимствования традиций извне, но и активно влияли на молодые культуры, обогащали их, знакомя с новейшими достижениями восточной и европейской цивилизаций. Известна роль татар в просвещении, экономическом и культурном развитии народов Средней Азии. Особое место занимают татаро-кыргызские культурные связи.

Более высокий уровень развития татаро-кыргызкого культурного сотрудничества наступил с развитием в России капитализма и возникновением просветительского движения на территории Крыма, Поволжья и Средней Азии в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Татарские женщины славятся своей домашней выпечкой. Пословица «Хлеб − всему голова» относится к ним непосредственно. Женщины готовят национальные блюда, проявляя все свое кулинарное мастерство, пекут свежие учпучмаки, пироги, пармяш, готовят чак-чак и много других вкусностей. Как и кыргызы, татары и башкиры пьют кумыс, едят конину и готовят из нее казы, чучук.

Великий татарский поэт Габдулла Тукай в свое время сказал:

«Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, нанизаны мы на единую нить». Эти слова в полной мере можно отнести и к татаро-кыргызским отношениям. Поистине, многие нити объединяют наши народы, татарский и кыргызский, с их многовековой культурой, богатыми традициями.

И мы можем сделать выводы, что в конце ХIХ – начале ХХ вв. и даже в настоящее время наблюдается взаимовлияние и взаимопроникновение культур татарского и кыргызского народов. Следует отметить огромный вклад татарского народа в становление быта и просвещения кыргызского народа.

ТАТАРО-КЫРГЫЗСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ и в НАЧАЛЕ ХХ вв.

Асель Эркинбаева,  учитель английского языка школы-гимназии №63 им. Ч.Т. Айтматова, г. Бишкек

 

Поделиться

Комментарии