БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ?

  • 24.05.2023
  • 0

Эволюция исследовательского потенциала в высших учебных заведениях Кыргызской Республики

 

От редакции: Необходимость реформирования ощущается все острее. Здесь очень важно осмыслить реальное состояние академической науки и возможности ее интеграции с высшим образованием. Министерство образования и науки намерено осуществлять последовательные шаги в этом направлении. Мы полагаем, что статья Дуйшона ШАМАТОВА (Назарбаев университет, г. Астана) и Руслана ДЖАЛИЛА (Академия ОБСЕ, г. Бишкек) будет полезна всем, кто интересуется вопросами обновления вузовской науки.

 

Аннотация

В статье рассматривается эволюция и современное состояние исследовательского потенциала в высших учебных заведениях Кыргызстана. В статье представлены результаты качественного исследования, проведенного в двух университетах страны. Используя эмпирические данные, полученные во время интервью, а также анализируя научную литературу, официальные документы, национальные статистические данные и различные национальные и международные доклады, в этой статье описывается процесс развития исследовательского потенциала в вузах Кыргызстана. Полученные данные свидетельствуют о том, что, хотя за последние 30 лет университеты проводили ряд реформ и изменений, направленных на развитие исследовательского потенциала, в целом его уровень в высших учебных заведениях страны остается низким.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ?

Введение

В данной статье рассматривается эволюция и современное состояние исследовательского потенциала в высших учебных заведениях (вузах) Кыргызстана. Исторически, как и в других бывших советских республиках, прерогатива организации исследований была делегирована Академии наук. С момента обретения независимости в 1991 году в стране были проведены отдельные реформы, направленные на развитие исследовательского потенциала в вузах. Одной из таких реформ была реструктуризация учебной системы в целом и создание ученых советов при вузах для координации исследовательской деятельности. Еще одним изменением стало введение ученой степени PhD в отдельных вузах с целью привлечения передовых исследований в университеты. Обе эти реформы можно охарактеризовать как усилия по реорганизации советской научно-исследовательской традиции, и превращению университетов в более ориентированных на исследования. Тем не менее, результаты нашего исследования показывают, что исследовательский потенциал в вузах Кыргызстана остается относительно малоразвитым.

Образовательный сектор Кыргызстана традиционно характеризовался высокой централизацией и контролировался Министерством образования и науки (МОН). В то же время государство всегда оставалось открытым для участия в различных образовательных проектах национальных и международных агентств, и сектор высшего образования стал очень разнообразным благодаря присутствию множества международных и академических учреждений и программ (Merrill, 2011). Хейнеман (2010) отмечает, что изменения в республиках Центральной Азии носили схожий характер и могут быть охарактеризованы как усилия по: (а) реструктуризации высшего образования советского образца, (б) децентрализации высшего образования, (в) диверсификации образования, (г) принятию новых структур в учебных программах и (д) внедрению рыночных механизмов.

Важным изменением стало расширение сектора высшего образования в течение относительно короткого периода времени (DeYoung, 2011; Heymeman & DeYoung, 2006; Merril, 2020). В Кыргызстане наблюдался значительный рост числа высших учебных заведений, а также числа студентов. По данным МОН Кыргызской Республики (МОН, 2021 г.), на момент обретения независимости в стране насчитывалось всего девять высших учебных заведений, а в 2020 году их насчитывалось уже 73, из которых 33 – государственные и 40 – частные. В 2021 году более 180 000 студентов обучались в вузах, из них 16% финансировались государством, остальные – на договорной основе. В вузах работало более 12 000 научных сотрудников, из которых 6,2% имели ученую степень доктора наук и 26,8% кандидата наук. Около 5 процентов (4,9%) профессорско-преподавательского состава являлись профессорами, а 17,8% – доцентами (Omurov et al, 2020).

В то время в столице республики г. Бишкеке насчитывалось 30 государственных и частных университетов, в том числе ряд учреждений, основанных международными агентствами. По данным DeYoung (2011), стремительный рост числа вузов и студентов происходило в условиях снижения государственного финансирования и падения качества высшего образования. Высшее образование в постсоветской Центральной Азии стало доступным для большей части общества по относительно низкой цене и с небольшими усилиями (DeYoung, 2011).

Одной из наиболее заметных реформ стала структурная реорганизация системы высшего образования и переход от пятилетнего диплома советского образца к двухуровневой структуре степеней с программами бакалавриата и магистратуры на основе международной модели. Эта двухуровневая структура степеней была введена Постановлением Правительства No 496 от 23 августа 2011 года. Данное изменение было частью инициативы по приведению содержания и структуры высшего образования в соответствие с Болонским процессом (Merrill, 2011).

По данным Merrill (2011), многие реформы в высшем образовании в Кыргызстане были связаны с усилиями по интеграции в Болонский процесс. В отчете об итогах программы Erasmus+ (2019) в качестве ключевых аспектов деятельности программы в стране предпринимаются усилия по разработке учебных программ, модернизации методов обучения, интернационализации и программы обмена студентами и преподавателями. В то же время вузы Кыргызстана принимают участие в европейских программах академического обмена, таких как Erasmus+ или Jean Monnet, что позволяет кыргызским ученым совершать исследовательские визиты в европейские университеты и участвовать в совместных исследовательских проектах (Бедельбаева, 2014).

Тем не менее, Кыргызская Республика не полностью перешла на трехуровневую систему степеней, и ученые степени кандидата наук и доктора наук, предоставляемые в рамках аспирантуры советского стиля не были полностью заменены системой PhD. В докладе о вузах в Кыргызстане (Omurov et al, 2020) отмечается, что была попытка внедрения системы PhD путем апробации в некоторых университетах. В 2019 году были внесены изменения в Закон «Об образовании», к которым была добавлена квалификаци PhD и постановлением Правительства No 601 введены правила для программ и степеней PhD. Однако соискатели все еще могут получить традиционные ученые степени кандидата наук и доктора наук, которые присуждаются Высшей аттестационной комиссией (ВАК) после защиты диссертации.

До последнего времени программа получения ученой степени кандидата или доктора наук, как правило, не предлагала соискателям прохождения специального курса по методам проведения исследовательской работы (Merrill, 2011). По идее, соискатели должны приобретать исследовательские компетенции самостоятельно или при поддержке своих научных руководителей.

В соответствии с отдельными официальными положениями, такими как «‎Стратегия развития образования Кыргызской Республики на 2012-2020 годы»‎ (МОН, 2012 г.), высшие учебные заведения обязаны организовывать научно-исследовательскую деятельность и публиковать результаты научных исследований. В другом документе («‎Концепции развития образования на 2021-2030 годы»‎. МОН, 2021 г.), говорится, что вузы обязаны развивать научные знания и культуру посредством исследований и творческой работы (Концепция развития образования, 2021 г.).

Институциональные положения многих вузов также подчеркивают важность научно-исследовательской деятельности и подготовку научных кадров. Тем не менее, высоко централизованная и жестко контролируемая структура высшего образования и исследований, унаследованная от СССР, предоставила ограниченную институциональную автономию высшим учебным заведениям (Kataeva & DeYoung, 2018). В этом контексте существует мало эмпирических данных о том, как вузы развивают свой исследовательский потенциал. Целью настоящего исследования является изучение эволюции и современного состояния исследовательского потенциала в вузах Кыргызстана на примере двух университетов.

 

Методология исследования

Данное исследование основано на примере двух крупных вузов, имеющих особый государственный статус. Один из университетов находится в столице в г. Бишкеке, а другой – в областном центре.

Университет А находится в г. Бишкеке, и является одним из старейших и крупнейших учреждений высшего образования в Кыргызской Республике. Университет Б расположен в областном центре, и также является одним из крупнейших вузов Кыргызской Республики.  В настоящее время оба этих университетов предлагают программы бакалавриата и магистратуры. Кроме того, они предлагают PhD программы.

В исследовании приняли участие в общей сложности 12 участников: один представитель Министерства образования и науки, один член Высшей аттестационной комиссии, два руководителя и три преподавателя из каждого университета. Очные интервью проводились в 2019–2021 годах на кыргызском и русском языках. Интервью служили основным инструментом сбора данных, в то время как документальный анализ предоставлял дополнительную информацию. Ключевые программные документы, использованные для этого исследования, приведены в справочном списке.

 

Институциональная иерархия и необходимость оптимизации управления

Кыргызская Республика унаследовала советскую систему научно-исследовательского производства, которая отдает приоритет определенному набору учреждений, ответственных за проведение исследований. Академия наук Кыргызской Республики является главным научно-исследовательским учреждением страны, которое было создано в 1943 году и с тех пор находится на вершине национальной исследовательской иерархии. Она курирует сеть научно-исследовательских учреждений и институтов, которые «реализуют государственную политику в области науки» (Устав Академии наук, статья 4). Деятельность Академии наук финансируется правительством. Исторически сложилось так, что Академия наук практически не вступала в прямое сотрудничество с вузами, хотя большинство ее членов являются опытными учеными, которые иногда занимают руководящие административные должности или преподают курсы в вузах.

Другая организация в иерархии – Высшая аттестационная комиссия (ВAК) является правительственным органом, ответственным за надзор и присуждение ученых степеней. Это организация советского образца, на которую изначально была возложена миссия присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и присвоения ученых званий. Как правило, аспиранты и докторанты должны проводить исследования по программам аспирантуры и докторантуры, регулируемым ВАК. Как независимая организация, ВАК не сотрудничает с вузами в регулировании академических исследований, и у него нет миссии по улучшению исследовательского потенциала вузов. Политика ВАК направлена только на совершенствование процедур присвоения ученых степеней. По словам представителя ВАК, данная организация в последнее время выдвинула две крупные инициативы по развитию исследовательского потенциала аспирантов и докторантов. Одна из них – включение курса методологии исследования в качестве основного курса в образовательные программы для выпускников, а другая – требование, чтобы аспиранты опубликовали как минимум две научные статьи в журналах с ненулевым импакт-фактором (интервью с представителем ВАК).

Как отмечалось выше, Высшая аттестационная комиссия координирует присуждение ученых степеней доктора и кандидата наук. Он устанавливает правовые положения, процедуры и технические требования к диссертациям. Диссертационные советы ВАК преимущественно состоят из преподавателей университетов и базируются в университетах; тем не менее, советы следуют руководящим принципам и процедурам ВАК для надзора за аспирантами и докторантами. Институциональная иерархия исследований в Кыргызской Республике создала своеобразную ситуацию, при которой вузы невольно начали играть пассивную роль в развитии исследовательского потенциала.

Представитель ВАК отмечает, что качество университетского образования в Кыргызской Республике действительно снижается: «Многие вузы не уделяют серьезного внимания качеству научных исследований. Например, я считаю, что около 80% всех бакалаврских и магистерских диссертаций частично или полностью являются плагиатом». Представитель ВАК далее утверждает, что, поскольку качество университетского образования низкое, вузы не могут обеспечить качество академических исследований на высоком уровне. По его мнению, решение сохранить монополию ВАК на выдачу ученых степеней связано с отсутствием академической честности в вузах, хотя дискуссии о реструктуризации ВАК и делегировании функций присуждения ученых степеней вузам ведутся давно. Утверждалось, что это изменение может повысить исследовательский потенциал вузов, помогая им участвовать в передовых исследованиях. Однако эти предложения систематически отклонялись из-за опасений, что вузы могут быть не в состоянии обеспечить качество передовых исследовательских проектов выпускников.

Представитель МОН говорит, что университеты должны сначала эффективно преподавать курсы по проведению исследований и только потом ожидать, что обучающиеся будут выполнять качественные диссертации. При этом он считает, что ВАК не откажется легко от прав на присуждение дипломов о высшем образовании вузам. Он объяснил: «Это, в первую очередь, потому, что ученые старшего поколения, занимающие влиятельные должности, неохотно отказываются от системы, которая помогает им зарабатывать много денег на коррумпированной системе аспирантуры и присуждения степеней».

Вышеупомянутое наследие централизованной иерархии управления исследованиями в советском стиле препятствует развитию исследовательского потенциала в вузах. Сегодня отсутствуют эффективные стратегии как на правительственном (макро), так и на институциональном (мезо) уровнях, которые могли бы побудить вузы стать ориентированными на исследования.

Исследовательские стратегии вузов

Согласно таким положениям государственной политики как «Стратегия развития образования Кыргызской Республики на 2012-2020 годы» (МОН, 2012 г.) и «Положение об организации образования высшего и профессионального образования» (Указ о высшем образовании №53, 2004 г.), высшие учебные заведения обязаны организовывать научно-исследовательскую деятельность и выпускать результаты научных исследований. В последнем документе говорится, что одной из миссий высшего учебного заведения является «развитие и продвижение науки через исследовательскую деятельность» (стр. 1-2). В нем подчеркивается, что «обязательным для вузов является проведение фундаментальных и прикладных исследований, что обеспечивает основу для качественной подготовки студентов бакалавриата и магистратуры» (Статья V, 5.1, 2004). В то же время внутренние институциональные положения многих вузов делают упор на научные исследования и подготовку научно-исследовательских кадров. Например, в Стратегии развития одного из вузов говорится, что участие в исследованиях «приводит к [созданию] новых технологий, организации их производства, созданию инновационной экономики» (2011). В Стратегии далее провозглашается, что «цели исследований, проводимых учеными, работающими в университете, включают, во-первых, соответствие приоритетным направлениям исследований Кыргызской Республики и, во-вторых, вклад исследований, проводимых профессорско-преподавательским составом, исследователями университета, аспирантами и студентами в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие страны» (стр. 4-5). Аналогичным образом, институциональные документы других вузов Кыргызстана определяют общую политику поощрения исследований без описания конкретных измеримых целей или стратегий развития исследовательского потенциала.

Как правило, в вузах Кыргызстана есть проректор по научной работе и отдел исследований и инноваций, которые координируют и контролируют научные исследования. Они разрабатывают политику и стратегии, которые регулируют исследования и формируют культуру университетских исследований. На уровне кафедры существуют такие должности, как «заместитель декана по научной работе». Основной обязанностью этих администраторов является содействие развитию академических исследований, содействие распространению методов и технологий исследований и содействие контактам с международными исследовательскими сообществами. В частности, они определяют области, в которых должны проводиться исследовательские проекты, организуют публикацию исследовательских работ, координируют академические обменные визиты, организуют конференции, координируют дипломные работы студентов и аспирантов и управляют профессиональным развитием преподавательского состава. Проректор по научной работе в университете А прокомментировал, что его академическое подразделение отвечает за продвижение исследований в университете, надзор за исследовательской деятельностью и установление связей с международными исследовательскими сообществами. Его офис также направляет и контролирует исследовательские проекты, организует и координирует академические обменные визиты, исследовательские конференции и семинары, а также контролирует научные публикации академического персонала. Кроме того, в каждом университете есть «исследовательский совет» – представительный, коллегиальный, экспертный, консультативный и координационный орган, отвечающий за научно-исследовательскую и организационную деятельность.

 

Пример университета А

Институт фундаментальных наук при этом университете был создан в 1997 году с целью содействия возрождению науки в Кыргызской Республике. Институт подчеркивает важность внедрения современных механизмов повышения эффективности научных исследований, включая создание конкурентной научной среды и внедрение гибких материальных стимулов для исследователей.

Департамент исследований и инноваций был создан в 2017 году. Его основными задачами являются развитие инновационной деятельности в университете, обеспечение эффективного использования результатов научных исследований в интересах университета, его сотрудников, студентов и аспирантов, а также оказание консультационных и научно-технических услуг в инновационной сфере. Кроме того, кафедра проводит студенческие научные конкурсы и организует научные конференции и выставки. Он также играет активную роль в оказании помощи академическому персоналу в публикации их исследовательской работы.

В 2018 году сотрудники провели 13 научно-исследовательских проектов по приоритетным направлениям исследований Кыргызской Республики, и в этих проектах приняли участие около 150 сотрудников. Эта исследовательская деятельность финансируется правительством. Министерство иностранных дел выделило около 120 000 долларов США в 2018 году и 178 000 долларов США в 2020 году на исследовательскую деятельность.

Одной из важнейших инициатив по развитию исследовательского потенциала в университете стало введение открытого общеуниверситетского конкурса на получение исследовательских грантов. По словам декана кафедры исследований и инноваций, эти средства выделяются академикам университета через открытый конкурс на основе заслуг. Учрежденный руководством университета, конкурс на исследовательские гранты открыт для всех отделов, а его победители выбираются через строгий процесс назначенным комитетом, который состоит из академического и административного персонала. В интервью заведующий кафедрой психологии прокомментировал, что данный грантовый конкурс поддерживает развитие научно-исследовательской деятельности в университете. Представитель из Университета А добавил, что большинство преподавателей не могут проводить исследования из-за бюджетных ограничений. Он заявил: «Надо сказать, что исследователям приходится многое делать за свой счет. Например, ездить на исследования или даже ездить на конференции. К сожалению, у нас нет такого большого бюджета на поездки. Вместо этого исследователи должны сами оплачивать свои поездки. Многие коллеги делают это, потому что им приходится собирать данные для исследований. Некоторые все еще ищут средства и доноров».

В 2005 году университет учредил Совет молодых ученых (СМУ), программу, направленную на развитие и подготовку молодых ученых. СМУ предлагает поддержку начинающим исследователям в возрасте до 35 лет. Целью СМУ является развитие творческого исследовательского потенциала молодых ученых путем организации научно-исследовательских конференций, практикумов, семинаров и круглых столов по актуальным темам в образовании и науке. Проректор по научной работе координирует работу СМУ. Совет молодых ученых организует ежегодную конференцию для молодых исследователей из всех вузов Кыргызстана «Молодежь в науке» и публичные лекции ведущих ученых из местных и международных институтов. Эти лекции предназначены для всех молодых исследователей, включая преподавателей, студентов и аспирантов. Молодые исследователи также участвуют в ежегодном исследовательском конкурсе, который традиционно проводится в День науки в ноябре. Кроме того, СМУ проводит летнюю школу по методам исследования, на которую приглашает сильных исследователей в качестве лекторов. Эти летние школы помогают молодым ученым развивать свой исследовательский потенциал (Положение о СМУ, 2020).

 

Пример университета Б

Преподаватель Университета Б отметил, что в советское время это был педагогический институт, в основном занимающийся исследованиями в области образования. Вместе с тем он также отметил, что в настоящее время в университете принимается ряд мер по развитию исследовательского потенциала его преподавательского состава, таких, как введение конкурсов на получение исследовательских грантов и выплата премий ученым, которые публикуются в журналах, индексируемых Web of Science. Руководитель магистерских программ отметил: «За последние четыре года мы начали переходить из классического университета в исследовательский. Наша научно-исследовательская работа направлена на решение актуальных проблем нашего региона и страны в целом».

Как пояснил проректор по научной работе, ученый совет университета принял в феврале 2019 года «Концепцию развития исследовательского потенциала университета на 2019-2024 годы». Данная концепция описывает направления, стратегии и средства развития научных исследований в университете. Руководитель магистерских программ отметил, что на каждом факультете университета и научно-исследовательской школе развивается научно-исследовательский потенциал. Он пояснил, что существует 15 специальностей аспирантуры по различным областям знаний. Аспиранты базируются в этих школах, где они проводят исследования в соответствии со своими проектами и программами. В настоящее время в университете насчитывается около 300 аспирантов.

По словам проректора по научной работе, студенты развивают свой исследовательский потенциал с помощью различных видов деятельности, таких как участие в конференциях, написание курсовых и дипломных работ, а также посещение исследовательских семинаров, практикумов и круглых столов. Он отметил, что диссертации проверяются программным обеспечением для борьбы с плагиатом. Однако не все разделяют его оптимистичную оценку. Представитель МОН считает, что студенты всех государственных вузов недостаточно подготовлены для создания оригинальных исследовательских работ из-за отсутствия политики и процедур, регулирующих оригинальность письменных работ. Кроме того, студентов не учат эффективным методам исследования.

Тем не менее, МОН является важным источником финансирования исследовательских проектов различных университетов, в том числе Университета Б. Проректор по научной работе отметил, что в настоящее время министерство финансирует около 10 университетских научно-исследовательских проектов. Он сказал, что «правительство поощряет университеты решать текущие проблемы в регионе, а исследователей – участвовать в этих усилиях». Например, группа ученых в университете изучала управление водными ресурсами в регионе, анализируя структуры плотин и их риски (см. Jainakov, Kurbanaliev & Oskonbaev, 2019).

 

Публикации в вузах и исследовательский потенциал

Исторически сложилось так, что члены преподавательского состава вузов Кыргызстана не были обязаны публиковать статьи в международных рецензируемых научных журналах. Вместо этого ученые публиковались в местных журналах, которые не имели механизмов рецензирования или строгих критериев отбора статей.

С момента введения требования о международных рецензируемых публикациях для аспирантов и докторантов исследовательский потенциал ученых вузов улучшился, поскольку они получают ценные комментарии о своих результатах и методологии в ходе рецензирования. Преподаватель из Университета А отметил: «Мы узнаем, что публикация статьи в [журналах, индексируемых на] Scopus или [Web of Science] не является простой задачей. Каждый журнал имеет свои требования. В целом, статьи должны соответствовать структурным требованиям и критериям. Например, они должны иметь введение, обзор литературы, методологию, результаты, обсуждения, заключение и ссылки».

Правительство Кыргызстана попыталось улучшить качество кандидатских и докторских диссертаций, введя требование обязательного наличия международных публикаций. Эти требования включают публикацию семи статей, одна из которых должна быть в журнале, индексируемом Scopus, Web of Science или российской исследовательской базе данных.

МОН начал ранжировать университеты, кафедры и профессоров по всей стране, и одним из критериев является количество и качество научных публикаций. Под качеством статей понимается качество журналов, в которых они публикуются. Академик из университета B сказал: «Качество выражается оценкой, я считаю. Чем строже требования к публикации, тем выше балл для публикации». Как прокомментировал руководитель университета, «научные публикации не имели большой ценности до 2014 года, когда было введено понятие «библиометрия».

Согласно ежегодным отчетам об исследовательской деятельности, академики университета A опубликовали 992 научные статьи в 2019 году. Однако количество публикаций сократилось до 736 в 2020 году. Лишь небольшая часть всех публикаций появилась в рецензируемых журналах, индексируемых Scopus– и Web of Science (12 в 2019 году и 10 в 2020 году), в то время как остальная часть была опубликована в журналах, индексируемых российской исследовательской базой данных или местными журналами.

Преподаватель из университета A прокомментировал, что каждый академический сотрудник теперь обязан публиковать как минимум две исследовательские статьи в рецензируемых журналах. Проректор по научной работе сказал, что неуклонный рост научных публикаций свидетельствует об улучшении исследовательского потенциала сотрудников. Начальник отдела исследований и инноваций прокомментировал: «Профессорско-преподавательский состав опубликовал только 48 статей журналов, индексируемых Web of Science в 1985-2017 годах. Тем не менее, за три года между 2017 и 2020 годами их число значительно увеличилось – до 67 опубликованных статей. В прошлом такие статьи были в основном в фундаментальных науках, таких как физика, математика, биология, науки о Земле, география и т.д. Сейчас есть также публикации ученых в области гуманитарных наук, таких как историки, археологи и юристы».

Проректор университета Б по научной работе также рассказал об увеличении количества публикаций ППС университета в авторитетных международных журналах. По его словам, в 2009 году учеными университета было опубликовано около 800 статей, а количество публикаций в 2019 году выросло до 1250, из которых 500 были опубликованы в журналах, индексируемых Scopus и Web of Science. Он считает, что причиной такого роста стала выплата премий сотрудникам, которые публикуются в престижных журналах. Например, авторы статей, опубликованных в журналах Scopus и Web of Science, получают 10000 кыргызских сомов. Преподаватель университета B прокомментировал, что, хотя «публикация статей в авторитетном международном журнале затруднена, это также улучшает наши исследовательские компетенции». Другой преподаватель добавил: «Для меня было довольно трудным опытом написать статью для журнала, индексируемого Scopus. Я получил много отзывов от рецензентов, к которым я не привык. Я прочитал эти комментарии и попытался улучшить свою статью».

 

Внедрение системы PhD и повышение исследовательского потенциала

Кыргызская Республика очень медленно переходит на трехуровневую систему высшего образования. Международные программы PhD были опробованы в восьми университетах Кыргызской Республики в последние годы при содействии международных организаций (Bekboeva & Chynybaev, 2021). В 2020 году Президент Кыргызской Республики подписал поправки в статью 23 Закона «Об образовании», которые включили степень PhD в национальную систему образования. В настоящее время рассматривается вопрос о введении программ PhD по всей стране. Однако неясно, полностью ли они заменят советскую систему или обе системы будут работать параллельно, что вызывает дальнейшую путаницу.

Как заявил представитель МОН, исследовательский потенциал кыргызских вузов может быть усилен за счет внедрения международных программ PhD для замены двухуровневой системы высшего образования советского образца. Он заметил: «Это может помочь привести систему высшего образования Кыргызстана в соответствие с международными, в частности, западными, стандартами и практиками. Программы PhD с их новыми образовательными практиками, такими как требования к диссертационной работе, совместное руководство, поездки за границу без получения степени и международные публикации, рассматриваются как средство повышения качества [системы] и приведения ее в соответствие с западными стандартами и практикой, чтобы она могла реагировать на вызовы, связанные с глобальной экономикой и обществами знаний».

Тем не менее, опыт введения магистерских степеней в вузах показывает, что простая смена названий степеней не может решить существующие проблемы. Политики утверждают, что академические программы должны быть тесно связаны с «международными стандартами» и передовой практикой, которые существуют в других секторах высшего образования. Например, «Концепция образования на 2021-2030 годы» утверждает, что программы PhD должны быть тесно связаны с требованиями и процедурами Болонской системы как с точки зрения структуры программ, так и качества диссертаций.

Повторяющейся темой в интервью, которые мы проводили, было то, что исследовательские навыки не преподаются в образовательных программах бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Вузы не преподают новейшую теорию и практику исследований, а просто предлагают краткие мастер-классы, семинары и летние школы по методам исследования. Вот что сказал представитель МОН:

Когда я работал в вузе в 2019-2011 годах, я участвовал в международном проекте, направленном на совершенствование научных исследований в вузах Кыргызстана. В рамках этого проекта обеспечивалась подготовка преподавательского состава университетов. Впоследствии был организован ряд научно-исследовательских обучающих мероприятий, включая зимние и летние школы, с исследовательскими семинарами и практикумами, проводимыми сильными международными учеными. Они научили нас использовать методы исследования. Многие сотрудники университета научились проводить исследования на этих обучающих мероприятиях. Я также выиграл исследовательский грант и провел один семестр в европейском университете. Этот опыт помог мне научиться проводить эмпирические исследования и помог мне в выполнении полевых работ для моей диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

 

Представитель МОН отметил, что в вузах существует потребность в курсах по методологии исследований международного уровня. Он упомянул несколько частных кыргызских университетов, которые уже работают по международным стандартам, в том числе Американский университет в Центральной Азии (АУЦА), Университет Центральной Азии (УЦА) и Кыргызско-турецкий университет «Манас» (КТМУ). К сожалению, местные университеты столкнулись с трудностями в полномасштабном внедрении высококачественных курсов по методологии исследований, поскольку им не хватает сильного академического персонала, который мог бы разработать и преподавать такие курсы.

 

Заключение

В нашем исследовании эволюции исследовательского потенциала в вузах Кыргызстана были проанализированы кейсы двух университетов, которые находятся на переднем крае этих изменений. Несмотря на 30 лет, прошедших с момента обретения страной независимости, и многочисленные попытки привести систему вузов страны в соответствие с международными стандартами путем строгого следования Болонским принципам, эти усилия оказались недостаточными для содействия эффективному наращиванию исследовательского потенциала в вузах. Хотя верно, что два университета Кыргызской Республики инициировали ряд изменений и политики, направленных на развитие исследовательского потенциала, некоторые из этих изменений остались на бумаге практически без фактического осуществления.

Правительственное постановление, требующее от ученых публиковаться в авторитетных реферируемых журналах, индексируемых Web of Science и Scopus, привело к некоторому улучшению исследовательского потенциала в университетах, однако это оставалось ограниченным. (Кстати, важно напоминать, что есть опасность оказаться в ловушках лженаучных журналов, которые стремятся лишь бы выманить деньги у не очень осведомленных авторов). Кроме того, существует мало доказательств того, что исследовательская подготовка в вузах значительно изменилась или улучшилась за последние несколько лет, в то время как в программах бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по-прежнему отсутствуют исследовательские курсы, которые научили бы студентов методам академических исследований. Поскольку последние три десятилетия были очень насыщенны политическими событиями в Кыргызской Республике с многочисленными сменами правительства и частыми изменениями в МОН, не хватало последовательных и сплоченных усилий по развитию исследовательского потенциала в вузах. В связи с этим необходимо прежде всего готовить тех, кто бы мог обучать исследователей соответствующим методам.

 

Литература

Бедельбаева А. З. (2014). Реформа в системе высшего образования Кыргызстана в рамках Болонского процесса. http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/KNUBEDELBAEVAA.Z.2014-2.pdf.

Бекбоева Р., Чиныбаев М. (2021). Развитие докторантуры PhD в Кыргызской Республике (Развитие программы PhD в Кыргызстане). В МОЭС (2021. Состояние и перспективы обеспечения качества в Кыргызской Республике. Бишкек.

Закон Кыргызской Республики «Об образовании» (2003). Бишкек.

Закон Кыргызской Республики «О науке и основах государственной научно-технической политики» (1994, 15 апреля). Бишкек.

Закон Кыргызской Республики «О реформе организации научной системы» (2015). Бишкек.

Закон Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» (1999, 25 октября). Бишкек.

Закон Кыргызской Республики «Об Национальной академии наук». (2002, 28 июня). Бишкек.

МОН (2021). Информационный каталог вузов Кыргызской Республики на 2020-2021 годы. https://edu.gov.kg/ru/high-education/universities/. Бишкек.

МОН. (2012). Стратегия развития образования Кыргызской Республики на 2012-2020 годы. Бишкек.

Amsler, S. (2008). Higher education reform in post-Soviet Kyrgyzstan: The politics of neoliberal agendas in theory and practice. In J. E. Canaan & W. Shumar (Eds.), Structure and agency in the neoliberal university. Routledge.

Böttcher, F., & Thiel, F. (2018). Evaluating research-oriented teaching: A new instrument to assess university students’ research competences. Higher Education 75(1), 91-110.

Chankseliani, M. (2017). Charting the development of knowledge on Soviet and post-Soviet education through the pages of comparative and international education journals. Comparative Education, 53(2), 265-283.

DeYoung A. (2011). Lost in Transition: Redefining Students and Universities in the Contemporary Kyrgyz Republic. Information Age Publishing, Greenwich, CT.

DeYoung, A. (2008) Conceptualizing Paradoxes of post-Soviet Higher Education in Kyrgyzstan. Nationalities Papers, 36(4):641-657.

Erasmus+ (2019). The impact of Erasmus+ programmes on the higher education system in the Kyrgyz Republic in 2014-2018. https://erasmusplus.kg/wp-content/uploads/2020/01/Erasmus-Impact.pdf.

Heymeman, S. (2010). Education and development: A return to basic principles. In Development: 53(4), 518-521.

Jainakov, A., Kurbanaliev, A., & Oskonbaev, M. (2019). Large-scale modeling of dam break induced flows. Dam Engineering. doi:10.5772/intechopen.78648.

Jonbekova, D. (2018). Educational research in Central Asia: Methodological and ethical dilemmas in Kazakhstan, Kyrgyzstan, and Tajikistan. Compare: A Journal of Comparative and International Education, 50(3), 352-370. https://doi.org/10.1080/03057925.2018.1511371.

Kataeva, Z., & DeYoung, A. J. (2018). Faculty challenges and barriers for research and publication in Tajik higher education. European Education, 50(3), 249-265.

Kataeva, Z., & DeYoung, J. (2018). The changing status of the academic profession in contemporary Tajikistan. In I. Silova & S. Niyozov (Eds.), Globalization of the margins: Education and post-Soviet transformations in Central Asia. Vol. 2.

Kuzhabekova, A. (2019). Invisibilizing Eurasia: How north-south dichotomization marginalizes post-Soviet scholars in international research collaborations. Journal of Studies in International Education, 24(1), 113-130.

Kuzhabekova, A., & Temerbayeva, A. (2018). The role of conferences in doctoral student socialization. Studies in Graduate and Postdoctoral Education, 9(2), 181-196.

Mamytov, A., Shamatov, D., & Supataeva, E. (2017). Teacher education in Kyrgyzstan. In C. Wolhuter & K. Karras (Eds.), International handbook on teacher education (new edition).

Merrill, M. (2011). Kasha and quality in Kyrgyzstan: Donors, diversity, and dis-integration in higher education. European Education, 43(4), 5–25.

Merrill, M. C. (2020) Internationalization of Higher Education in Central Asia: Implications Beyond the Intended. In I. Silova and S. Niyozov, eds., Globalization on the margins: Education and post-socialist transformations in Central Asia. 2e (pp. 15-40) Information Age Publishing.

Niyozov, S., & Stephen, B. (2006). Challenges to education in Tajikistan: The need for research-based solutions. In J. Earnest & D. F. Treagust (Eds.), Education reform in societies in transition: International perspectives (pp. 211–231). Sense Publishers.

Oleksiyenko, A. (2014). On the shoulders of giants? Global science, resource asymmetries, and repositioning of research universities in China and Russia. Comparative Education.

Omurov, N., Asan uulu, T., Duishebaeva, G., Alynbekova, S., Berdikulova, G., & Rasulova, N. (2020). Information Catalogue of Higher Education Institutions (HEIs) of the Kyrgyz Republic for the academic year 2020-21. Bishkek: MOES.

Patton, M. Q. (2015). Qualitative evaluation and research methods. Thousand Oaks, CA: Sage. Shadymanova, J., & Amsler, S. (2018). Institutional strategies of higher education reform in post-Soviet Kyrgyzstan: Differentiating to survive between state and market. Palgrave Studies in Global Higher Education, 229-257.

Shamatov, D. (2005). Beginning teachers’ professional socialization in post-Soviet Kyrgyzstan: Challenges and coping strategies [unpublished doctoral thesis]. University of Toronto.

Shamatov, D., Schatz, E., & Niyozov, N. (2010). Publications for improving scholarship in Central Asia. American University in Central Asia Academic Review, 1(11), 172-179.

Smolentseva, A., Huisman, J., & Froumin, I. (2018). Transformation of higher education institutional landscape in post-Soviet countries: From the Soviet model to where? Palgrave Studies in Global Higher Education, 1-43. https://doi.org/10.1007/978-3-319-52980-6_1.

Stake, R. (1995). The art of case study research. Thousand Oaks, CA: Sage.

Yin, R. K. (2014). Case study research design and methods (5th ed.). Thousand Oaks, CA: Sage.

 

Иллюстрация из интернета:

https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/ATOMA_STROENIE.html

 

Поделиться

Комментарии