Начальник Управления бюджетной политики и финансового анализа Мухтар БАЙМУРЗАЕВ: «При обсуждении нормативного финансирования имеет место поверхностное понимание вопроса»

  • 22.04.2013
  • 0
Начальник Управления бюджетной политики и финансового анализа Мухтар БАЙМУРЗАЕВ: «При обсуждении нормативного финансирования имеет место поверхностное понимание вопроса»

Начальник Управления бюджетной политики и финансового анализа Мухтар БАЙМУРЗАЕВ: "При обсуждении нормативного финансирования имеет место поверхностное понимание вопроса"

— Основной целью подушевого финансирования является обеспечение равного и справедливого доступа к бюджетным ресурсам при финансировании образования в расчете на одного ученика. Другими словами стоимость обучения одного ученика как в городе Баткен так и в городе Бишкек должна быть основана на единых подходах т.е. на стандарте бюджетного финансирования. Задачами подушевого финансирования является создание условий административной и финансовой автономии школ, систематизация платности и бесплатности услуг в системе школьного образования.

— Подушевое финансирование – это означает переход от финансирования школ к финансированию образовательной услуги?

— Один из плюсов подушевого финансирования — это то, что финансирование образования в данных условиях основано на количестве учеников и на стандарте бюджетного финансирования т.е. мы переходим от финансирования образовательной организации, к финансированию образовательной услуги в расчете на одного ученика. Создаются условия конкурентной среды между школами в борьбе за ученика через улучшение уровня предоставления государственной услуги, тем самым повышается как охват образованием, так и в перспективе повышение качества образования.

Формализуются родительские платежи, для которых были открыты учетные счета в системе казначейства. Теперь средства, получаемые от родителей легализованы посредством применения единого утвержденного прейскуранта цен на предоставление дополнительных образовательных услуг на добровольной и платной основе, которые предоставляются сверх базисного учебного плана на основе договора с родителем.

Начинается работа по оптимизации организационной структуры школьного образования, надлежащий учет и контроль средств, экономия и сокращение расходов. Потому как теперь средства, полученные от проведения мероприятий внутришкольной оптимизации, могут быть направлены как на стимулирование персонала школы в пределах 70%, так и на развитие школы в пределах 30%.

— Какие недостатки мешают внедрению этой модели?

— Наряду с положительными сторонами, существуют также и негативные проявления, такие как: отсутствие со стороны ОМСУ заинтересованности в оптимизации сети школ, так как их содержание преимущественно является обязательствами республиканского бюджета и Министерства финансов (Категориальный грант на заработную плату, питание детей 1-4 классов, текущий ремонт) несмотря на то, что они находятся в муниципальной собственности.

Многовекторное бюджетное финансирование школы (отдельными потоками идет бюджет по Стандарту бюджетного финансирования, средства на питание детей, текущий ремонт, на повышение заработной платы)

Еще один минус — недостаточная квалификация работников айыл окмоту для начисления заработной платы учителям по новой системе оплаты труда.

И как всем известно, МОиН не управляет бюджетными средствами школьного образования, но несет ответственность за своевременность и полноту выплат по заработной плате учителей.

— Почему внедрение нормативного финансирования вызывает неоднозначную реакцию отдельных депутатов, общественности?

— В последнее время в обществе активно обсуждается данный вопрос, однако при обсуждении подушевого финансирования имеет место односторонность, а зачастую также поверхностное понимание сути вопроса. Подушевое финансирование, как правило, ассоциируют с вопросами заработной платы, изменениями в учебном плане, закрытием малокомплектных школ. Данный вопрос стал особо актуален, когда в школах города Бишкек и Ош с прошлого года было начато внедрение подушевого финансирования. Необходимо отметить, что школы города Бишкек финансируются полностью из местного бюджета.

В городе Бишкек со ссылкой на внедрение подушевого финансирования финансовые органы согласно решению Бишкекского горкенеша сняли все надбавки и доплаты учителям за работу в учебно-воспитательных комплексах и других статусных школах, сократили дополнительные ставки по кружковой и лекционной работе. Однако при этом не предусмотрели полностью фонд заработной платы по стандарту финансирования на 1 ученика в год. В результате школы пострадали дважды и учителя города Бишкек реально не почувствовали обещанного повышения заработной платы. Так как во-первых было проведено сокращение часов базисного учебного плана в рамках самостоятельной реформы по оптимизации учебного плана, что привело к снижению нагрузки на учителя и потерям в заработной плате, затем отмена вышеназванных надбавок и доплат, что опять отразилось на заработной плате учителя. В таких условиях недовольство учителей ряда школ города Бишкек является обоснованным, однако не следует это связывать с подушевым финансированием.

В настоящее время, многие смешивают вопросы подушевого финансирования с мероприятиями по оптимизации сети школ. Оптимизация школ проводится совместно Министерством образования и науки, Министерством финансов и органами местного самоуправления. Потому как принятие решений относительно открытия и закрытия школ является в первую очередь прерогативой органов местного самоуправления. Таким образом, заявления о том, что подушевое финансирование приведет к закрытию малокомплектных школ, являются не обоснованными.

К слову, о совершенствовании модели подушевого финансирования, необходимо отметить, что министерством принимается ряд мер по устранению существующих недостатков в модели подушевого финансирования. Так, Министерством образования и науки КР в соответствии с рекомендациями комитета по делам образования, науки, культуры и спорта Жогорку Кенеша КР, инициирован проект постановления о переводе школ на республиканский бюджет, с администрированием через региональные подразделения Министерства образования и науки КР. Таким образом, министерство намерено продолжать реформы финансирования школьного образования с использованием справедливого и прозрачного механизма централизованного распределения бюджета по регионам на основе стандарта бюджетного финансирования.

Айнура Каниметова

Поделиться

Комментарии