100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАРА-КЫРГЫЗСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ТУРИЗМ

  • 19.04.2024
  • 0

100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАРА-КЫРГЫЗСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ТУРИЗМ

Это единственное учебное заведение в Кыргызстане, которое, развиваясь эволюционно, прошло путь от техникума до университета. И в этом огромная заслуга бывшего ректора университета, доктора экономических наук, профессора Камчыбекова
Толобека Кадыралиевича.

14 октября 1924 года на II сессии ВЦИК СССР утвердили постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размежевании. В тот же день было принято постановление ВЦИК об образовании в составе РСФСР Кара — Кыргызской автономной области, которая 1 февраля 1926 года была  преобразована в Кыргызскую АССР, а затем 5 декабря 1936 года — в  Кыргызскую ССР. В молодой республике уделялось огромное внимание развитию образования. 1924 – 1930-е годы отличаются тем, что было создано много средних специальных учебных заведений нового для тех времён типа – техникумов.

В последующие годы создавались всё новые и новые техникумы. Один из таких средних специальных учебных заведений – Фрунзенский техникум советской торговли был создан в 1953 году (ныне НИУ Кыргызский экономический университет, имени Мусы Рыскулбекова).

Кафедра Туризм, гостеприимство и окружающая среда им. Ж.Т.Чубуровой готовит высококвалифицированных специалистов для туристской отрасли, которая считается одной из приоритетных отраслей экономики независимого Кыргызстана. Следует подчеркнуть, что кадры и их качество определяют будущее любого государства.

Благодаря созданию 100 лет назад Кара-Кыргызской автономной области появились многие учебные заведения, которые в настоящее время стали настоящими кузницами кадров для независимой республики.

Отечественные учёные-историки оценивают 1924 год как важнейшую веху в истории Кыргызстана. Есть те, кто говорят, что это были первые шаги на пути к развитию кыргызской государственности. Однако, большинство считают образование Кара-Кыргызской автономной области восстановлением кыргызской государственности в ХХ веке. Как отмечает общественный деятель, историк Алмаз Кулматов: «Говоря о кыргызском государстве, исторически, политически, юридически и морально неверно говорить, что мы только тогда (авт. в 1924 г.) стали государством. Лучше использовать определение «восстановление кыргызского государства в новую эпоху, в новом формате». И это правильно, потому что кыргызская государственность уходит своими корнями вглубь истории человечества – в VII-XIII века. Кыргызский каганат оставил значимый след в истории человечества. Период 840-924 гг. был назван советским учёным-академиком В.В.Бартольдом «Кыргызским Великодержавием».

Кыргызы – это народ, имеющий древнюю самобытную и уникальную культуру, которая формировалась под сильным воздействием кочевой жизни.

Будучи кочевниками, кыргызы жили в тесной гармонии с природой. Юрта, одежда, шырдаки, туш-кийиз, ала-киийз, курак, чий – во всём присутствовали мотивы природы, Вся домашняя утварь кочевого народа предназначалась для адаптации ко времени года и условиям места дислокации стойбища. Юрта легко разбирается и транспортируется, её можно утеплить зимой и сделать более прохладной в жаркую погоду. Обычаи, традиции, культура, организация быта и способы ведения хозяйства, национальная кухня, национальные игры, предметы национального прикладного искусства, устное народное творчество кыргызов представляют собой ресурсную основу для развития этнографического туризма в независимом Кыргызстане.

Кыргызский народ пронёс через века свои духовные и культурные ценности в почти неизменном виде. При этом, каждый из регионов Кыргызстана, обладая огромным этнографическим потенциалом, имеет свои особенности, позволяющие создать оригинальный этнографический турпродукт.

У кыргызов за многовековую историю сложилась богатая культура, включающая в себя множество разнообразных и интересных с точки зрения развития туризма традиций и обычаев, таких как укладывание новорожденного в «бешик» (колыбель), празднование первых самостоятельных шагов ребёнка «тушоо кесуу» и др.

Особой этнографической ценностью обладает национальная одежда, в которой, бесспорно, отражаются история, быт, условия проживания и социального деления общества и многие другие особенности кыргызов, как этнической группы. Некоторые черты национальной одежды кыргызов, свидетельствуют о его самобытности, сохранении в нем древних традиций. Так, по словам В.В.Радлова, специфически кыргызскими являлись верхняя войлочная одежда с рукавами (по Радлову – кебенек, у современных кыргызов – кементай), белые войлочные сапоги из козьего пуха, а также «белые войлочные шляпы (авт. калпаки), которые редко встречаются у казахов и благодаря которым кыргызам присвоено наименование «Ак-калпак».

В целях создания этнографических айилов (деревень или сёл) в туризме современного Кыргызстана используются юрты – жилища кочевых кыргызов.

Юрты сегодня широко используются кыргызами — скотоводами для проживания в горных условиях в местах выпаса скота в летний период – джайлоо,  которое стало основой для развития туризма с одноимённым названием.

Джайлоо-туризм является одним из новых видов туризма, который зародился в Кыргызстане в последнем десятилетии прошлого века. Он получил своё название от кыргызского слова «жайлоо», которое в переводе на русский язык означает «высокогорное летнее пастбище». Джайлоо-туризм в Кыргызстане представляет собой временное проживание туристов на высокогорных пастбищах в примитивных условиях без каких-либо благ цивилизации. Кыргызы смогли сохранить, передавая из поколения в поколение, из уст в уста свою самобытную древнюю культуру, обычаи и традиции, национальные игры и обряды, устное народное творчество. Здесь следует особо отметить, что создание Кара-Кыргызской автономной области сто лет назад сыграло ключевую роль в объединении южных и северных кыргызов, которые сообща смогли сохранить и пронести свою древнюю культуру через последнее столетие.

Данный процесс был настолько сложным, что некоторые историки характеризуют его как «ожесточенную борьбу за восстановление кыргызской государственности в ХХ веке». Сто лет назад в рамках СССР была решена судьба многих этносов. Не все народности тогда смогли добиться своей хотя-бы относительной независимости. Сегодня есть многочисленные этносы, которые остались, как и прежде, зависимыми и функционируют как часть больших государств.

Были в нашей истории люди, имена которых мы не вправе забывать. Они неоднократно поднимали идеи национального самосознания и активно выступали за воссоздание кыргызской государственности. Сегодня правомерно говорить о 100-летии кыргызской государственности в составе СССР. Как отметил кыргызский учёный-историк Жумагул Байдилдеев: «Если бы не наши отцы-основатели и не создание Кара-Кыргызской автономии, то мы бы стали как Каракалпакстан. Благодаря стойкости наших отцов-основателей мы добились государственности в союзной системе». Для кыргызской интеллигенции того периода были характерны передовые идеи. Писатель и историк Арслан Капай сказал: «Кыргызы за короткий период от идеи создания феодального государства в 1916 году пришли до идеи создания республики».

О стойкости кыргызской интеллигенции 1920-х годов свидетельствуют следующие слова кандидата исторических наук Аиды Кубатовой: «Именно потому, что они сумели продемонстрировать свои лидирующие позиции среди других наций, умели их отстаивать и бороться за них, мы сегодня имеем свое государство».

Передовая интеллигенция 20-х годов прошлого века неоднократно обращалась в Москву. Высока историческая ценность докладной записки в Центральный исполнительный комитет, в которой говорилось: «Кыргызы – древний народ, имеют собственную культуру, свой язык, территорию и полностью доказали принципы существования государства. Если не обращать внимания на кыргызов, то существует опасность исчезновения народа с богатой культурой и историей в Центральной Азии». Благодаря созданию Кара-Кыргызской автономной области в 2024 году в течение последних ста лет сформировался огромный культурно-исторический потенциал – часть туристско-рекреационного потенциала республики.

Важнейшей составляющей культурно-исторического потенциала является историко-культурное наследие кыргызов, которое сохранилось благодаря усилиям многих наших политиков, которые стояли «у руля правления» в 1920-х годах и рисковали не только своей свободой, но и своими жизнями ради нашей сегодняшней независимости.

Празднование столетия образования Кара-Кыргызской автономной области является данью  памяти тех, кто пожертвовал своей жизнью ради независимого Кыргызстана. О праздновании данной знаменательной даты было объявлено в год  90-летия Абсамата Масалиева. Тогда Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров сказал: «Дорогие соотечественники, в следующем году мы будем отмечать 100-летие образования Кара-Кыргызской автономной области, ускорившей процесс объединения нашего народа в единую нацию. Мы должны знать, что возрождение кыргызской государственности, ее становление было непростым делом на протяжении всей нашей истории».

Сегодня мы живём в независимом Кыргызстане благодаря кропотливому труду и бесстрашному подвигу таких сынов кыргызского народа, как Ю.Абдрахманов, А.Сыдыков, И.Арабаев, И.Айдарбеков и другие. Этими и многими другими  представителями кыргызской элиты 1920-х
годов мы сегодня восхищаемся и гордимся.

М.Д.Кочкорбаева, к.э.н., доцент кафедры Туризм, гостеприимство и окружающая среда НИУ КЭУ

100-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАРА-КЫРГЫЗСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ТУРИЗМ

Поделиться

Комментарии