РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА в классах с русским языком обучения в средних школах

  • 15.08.2023
  • 0
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА в классах с русским языком обучения в средних школах

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА в классах с русским языком обучения в средних школах

Актуальность

2023 год отмечен такими важнейшими событиями, связанными с русским языком и русской культурой, как Год русского языка в СНГ, 95-летие выдающегося писателя с мировым именем Чингиза Айтматова, а 2024 год ознаменован столетием государственной системы образования. Эти события являются главными ориентирами в формировании тематических рабочих программ, проектов, исследований по русскому языку и литературе как на уровне отдельно взятой школы, так и на уровне района, области, республики.

Анализ результатов национальных исследований НООДУ[1], ОРТ[2], «Алтын тамга»[3], а также наблюдения за речевой практикой школьников показывают, что многие из них недостаточно владеют навыками правильной и выразительной устной и письменной речи (в том числе применительно к разным ситуациям и условиям общения), не умеют точно выражать свои мысли, затрудняются в понимании визуальной и речевой информации.

В школьной практике овладение теоретическими знаниями чаще всего оказывается изолированным от умения применять их в различных жизненных речевых ситуациях. Однако передовой педагогический опыт и научные исследования[4] убеждают в том, что прочного и осознанного усвоения грамматики добиваются лишь те учителя, которые связывают обучение орфографии и пунктуации с развитием мышления и речи обучающихся в ситуации непрерывного взаимодействия и общения. Отрыв орфографии и пунктуации от задач развития речи в процессе обучения является одной из основных причин низкого уровня функциональной грамотности выпускников школы в условиях самостоятельного письма, говорения, чтения и понимания, которые подлежат оценке национальных и международных исследований (PISA, PIRLS).

Эффективные виды деятельности для развития ключевых и предметных компетентностей, функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Если воспитание ценностей, гражданской идентичности («Кыргыз жараны») на уроках русского языка и литературы в первую очередь формируются за счет подбора текстов, визуального материала соответствующей тематики, то функциональные навыки[5] – за счет современных педагогических технологий, включающих три основных вида деятельности на уроке: активная и интерактивная работа с текстами разных видов и жанров, компетентностно-ориентированные задания, организация проектно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное
время.

Восприятие текста – сложный психологический процесс, который во времени совпадает с его пониманием; осознанием смысла и внутренних связей в содержании текста. Глубина понимания зависит от жизненного, читательского и речевого опыта обучающихся; уровень понимания текста отражает уровень развития языковой личности. В связи с чем необходимо как на уроках русского языка, так и литературы увеличить количество упражнений на текстовой основе, направленных на формирование умений адекватного восприятия и интерпретации речевых произведений. При этом следует использовать не фронтальные методы работы, а групповые и индивидуальные. Приведем несколько рекомендаций.

Групповое обсуждение. Сформируйте малые группы любым способом (по желанию обучающихся, методом жеребьевки), предоставьте каждой группе отрывок из литературного произведения или статьи. Задайте им вопросы о содержании текста, персонажах, языковых особенностях и т. д. Затем попросите каждую группу представить свои выводы и ответы перед классом. Примером такого задания может служить задание 1 в первом параграфе национального учебника русского языка для 7 класса авторов Л.М. Бреусенко и Т.А.Матохиной.

Драматизация текста. Попросите учащихся создать небольшую сценку на основе текста, который они изучают. Для этого сформируйте малые группы и попросите обучающихся самостоятельно распределить роли и форму представления. Это может быть диалог между персонажами, рассказ о событии или интерпретация поэтического произведения. Дайте учащимся возможность проявить творческую смекалку, предварительно обсудив с ними критерии оценивания этой работы.

Картинки и иллюстрации. Предложите учащимся преобразовать сплошной текст в несполошной, визуализировав его основные моменты. Это поможет им лучше понять авторский замысел, обратить внимание на детали, причем не только содержательные, но и грамматические (особенности орфографии или пунктуации — в зависимости от темы изучения).

Ролевая игра. Попросите учащихся, объединенных в малые группы, разыграть сцену из разных частей текста, при этом придумав новый сюжет или альтернативное развитие событий. Это поможет им вникнуть в суть текста, а также развить свои навыки мимики, жестов и выразительности.

Создание своего текста. Попросите учащихся написать продолжение или альтернативную концовку текста, сосредоточившись на развитии сюжета или характерах персонажей. Потом предложите им прочитать свои тексты перед классом или обменяться ими в парах для обратной связи и дискуссий. Другой вариант: предложите написать комментарий к интернет-тексту. Например, в инстаграм-странице «KNIJKY.ru» (ссылка: https://www.instagram.com/knijky.ru/#) приводятся интересные афоризмы на различные темы. Выберите один из них, обсудите с учащимися и предложите к нему составить комментарий. При этом рассмотрите различные варианты построения комментария, обратите внимание на орфографию.

Все предложенные способы работы с текстом помогают вовлечь учащихся в активное изучение русского языка, развивают их критическое мышление, коммуникативные и творческие навыки, а также углубляют их понимание и анализ текстов.

Следующий вид эффективной деятельности – компетентностно-ориентированные задания (КОЗ). Они даются в виде описания жизненной ситуации, моделирующей реальную среду, в которой могут оказаться обучающиеся в жизни. Это универсальный инструмент развития речевых и поведенческих навыков, навыков критического мышления, креативности. Использование КОЗ на уроках русского, кыргызского и иностранного языков устанавливает межпредметные связи на уровне методов, содержания, развития мыслительных навыков, организации образовательного процесса в целом.

КОЗ схож с традиционным заданием, но имеет особую структуру, которая позволяет повысить мотивацию обучающихся к выполнению задания. Представим структуру КОЗ в таблице[6].

Характеристика заданияОбозначает проверяемую тему, цели и компетентности, которые формируются / развиваются в ходе выполнения задания
СтимулПогружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Он должен быть кратким (не более 3 предложений), не отвлекать учащегося от выполнения задания
Задачная формулировкаТочно указывает на деятельность учащихся, необходимую для выполнения задания, поэтому текст задания должен начинаться с глагола; в формулировке задания четко указано, что делать и как делать
ИсточникСодержит информацию, необходимую для успешного выполнения задания (отсылки к интернет- страницам, номера глав, список произведений / авторов, страницы текста в учебнике или другой литературе)
БланкПоясняет, что должно получиться в итоге: таблица, схема, бланк, сочинение, диаграмма и т. д. В соответствии с этим создается / объясняется бланк для выполнения задания, который отражает структуру предъявления учащимися результата своей деятельности
Инструмент проверки и критерии оценкиМожет быть 4 варианта в зависимости от вида КОЗ:

модельный (эталонный) ответ – перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа;

ключ – эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа;

аналитическая шкала – набор параметров / критериев с указанием баллов, которые можно получить за правильное выполнение;

наблюдения – способ детализации критериев оценки деятельности учащихся по выполнению задания (выполнение самостоятельное или при поддержке учителя, с использованием справочных печатных изданий или интернет-ресурсов; представление результатов работы в виде сплошного или несплошного текста и т. д.)

Трудности, возникающие при составлении задания — это определение стимула, поэтому многие задания получаются оторванными от реальности. Приведем несколько примеров, которые можно отнести к этому элементу структуры КОЗ.

  • Представьте, что вы редактор интернет-портала.., сотрудник (-ца) бизнес-организации.., волонтер организации «Спасем природу».., литературный критик.., персонаж (автор) художественного произведения, путешественник (-ца), педагог, ИТ-специалист, переговорщик (-ца) с инопланетянами, мигрантами, конфликтующими сторонами и т.д.
  • Вам нужно написать письмо, разместить пост или комментарий в социальной сети, создать плакат, объяснить иностранцу (-ке) значение выражения или правила, выступить на онлайн-конференции по определенной теме, сделать фотографию, видеообращение, организовать дискуссию, провести интервью и т. д.
  • Это может быть любой визуальный материал: видео, фотография, рисунок, иллюстрация к тексту, плакат и т.д., которые погружают обучающихся в тему.

Приведем пример КОЗ на уроке русского языка по теме «Междометные предложения и слова да, нет» из учебника для 8 класса[7].

Характеристика заданияУчащиеся демонстрируют понимание значения слов да / нет, навыки преобразования текста, знакомятся с достопримечательностями города Баткен
СтимулОпределите по фотографии город нашей страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Источник: https://www.ktrk.kg/ru/news/s/67612) Что вы о нем знаете?

Задачная формулировкаЗадание в упражнении из учебника

Прочитайте и определите слово, которое нужно вставить вместо пропуска, исходя из смысла диалога. Каково его значение? Представьте, что вы сценарист. Выпишите диалог из текста, следуя правилам сценария. Используйте для этого слова автор, прохожий.

ИсточникТекст в упражнении

На въезде в Баткен нас встречает памятник Эркиндик — кыргызская статуя Свободы.

— Это та статуя, которая когда-то стояла на центральной площади Бишкека? — спрашиваю прохожего — пожилого мужчину с бородой. Мужчина резко останавливается, поджимает губы, качает головой. Так, как если бы мы были давно знакомы, и я вдруг, ни с того ни с сего, сказала бы ему что-то обидное.

— Нет, это наша статуя! — отвечает обиженный мужчина. — Её скульптор, наш земляк- баткенец, сначала сделал статую для родного города, потом для Бишкека. Нашу поставили раньше, чем ту в Бишкеке!

— Ту, которая была в Бишкеке, давно убрали, — говорю я.

— Да знаю я, — машет рукой мужчина.

Д. Светличная. Профессия — судья

БланкВоспользуйтесь примером из предыдущего упражнения.

Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович. Как ревизор?

Городничий. Ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписаньем.

Аммос Федорович. Вот те на!

Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!

Аммос Федорович. Да, обстоятельство такое… необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром.

Н. Гоголь. Ревизор

Инструмент проверки и критерии оценкиКритерии оценки:

Правильно определено слово для вставки.

Соответствие выполненной работы правилам составления сценария.

Правильность оформления диалога.

Орфографическая точность

При разработке КОЗ:

  1. Для начала определите цели и формируемые ключевые и предметные компетентности.
  2. Ориентируйтесь на реальные коммуникативные ситуации. Включайте задания, которые требуют использования русского языка в реальных коммуникативных ситуациях. Например, задания, связанные с чтением и анализом аутентичных текстов, или задания, где ученики должны выполнять коммуникативные задачи, такие как объяснение чего-то или решение проблемы.
  3. Поддерживайте активное взаимодействие. Предлагайте задания, которые стимулируют активное взаимодействие между учениками. Например, работу в паре или групповые задания, где ученики должны обсуждать и обмениваться мнениями, аргументировать свою точку зрения и слушать других.
  4. Стимулируйте критическое мышление. Включайте задания, которые требуют анализа, оценки и синтеза информации. Позволяйте ученикам задавать вопросы, искать связи между идеями, делать выводы и выражать свое мнение на основе аргументов.
  5. Используйте разнообразные типы заданий. Варьируйте типы заданий, чтобы развивать разные языковые навыки учеников. Включайте задания на чтение, письмо, говорение и слушание, а также задания на грамматику, лексику и орфографию.
  6. Учитывайте индивидуальные различия. Дайте возможность выбора или адаптации заданий, чтобы учесть индивидуальные интересы и уровень подготовки учеников. Это поможет создать более мотивирующую и персонализированную обучающую среду.
  7. Обратите внимание на оценку: Разработайте критерии оценки.

Еще один вид деятельности – проектно-исследовательская работа на уроках русского языка и литературы. Представляет собой организованную деятельность, в рамках которой обучающиеся работают над проектом, связанным с изучением русского языка и литературы. Этот подход стимулирует их быть активными участниками учебного процесса, развивает творческие способности, коммуникативные навыки и способности к самостоятельной работе. Она также позволяет учащимся применять свои знания и умения в практических ситуациях и создавать значимые продукты, что способствует более глубокому усвоению материала. Остановимся на некоторых особенностях проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Тема проекта. Педагог предлагает несколько тем на выбор и согласовывает их с учащимися, при этом возможен вариант формулировки темы самими учащимися. Тема связана с литературой, языком, культурой или коммуникацией на русском языке. Например, это может быть исследование лингвистических особенностей русского языка, литературоведческих особенностей изучаемого художественного произведения, создание собственной книги или журнала презентация о посещении музея, театра и т.д. На этом этапе согласуются также критерии оценивания работы (на этапе подготовки проекта и этапе представления результатов).

Групповая работа. Необходимо, чтобы все члены группы несли персональную ответственность за выполнение проекта. Для этого нужно распределить между ними роли и утонить, что в результате ожидается от каждого члена группы. Полезно разработать правила взаимодействия и определить сроки/время выполнения задания. Группы могут быть предварительно сформированы педагогом или самими учащимися в процессе работы над проектом.

Исследование и анализ. Следует обсудить с группами используемые источники и способы работы с ними. Исследовательская деятельность предполагает использование различных источников, таких как разные учебники, интернет-информация, книги и интервью. Учащиеся таким образом учатся сравнивать информацию, оценивать её надежность, достоверность, отличать мнения от фактов, делать
выводы.

Создание продукта. В результате учащиеся создают конечный продукт. Это может быть презентацией, веб-сайтом, видеороликом, плакатом, эссе, пьесой или другим видом творческого проявления. Продукт должен отражать их исследования и показывать уровень освоения ключевых и предметных компетентностей.

Презентация и обратная связь. Представление проекта перед классом или другой аудиторией — отдельный этап работы. Его можно организовать в виде конференции, круглого стола, телепередачи, обычного отчета о проделанной работе. В любом случае необходимо проведение обсуждения и предоставление обратной связи от педагога и других участников мероприятия (учащихся, приглашенных экспертов, родителей и т.д.)

Рефлексия и самооценка. Учащиеся анализируют свою работу, оценивают свои достижения и навыки, выделяют сильные и слабые стороны своего участия в проекте. Они также размышляют о полученном опыте и о том, что они извлекли из проекта.

Рекомендуется использовать форматы, предложенные авторами национальных учебников по русскому языку и литературе. Приведем два примера.

При оценке проектов по русскому языку и литературе педагогу необходимо разработать критерии, которые будут учитывать степень освоения ключевых и предметных компетентностей, представленных в виде образовательных результатов по каждому классу в предметных стандартах. Обозначим общие направления.

  1. Содержание и знания. Оценка глубины и точности знаний, которые учащиеся продемонстрировали в проекте. Учащиеся должны проявить хорошее понимание темы, отвечая на вопросы и комментируя созданный продукт.
  2. Исследовательская работа. Оценка способности собирать и анализировать информацию из различных источников. Учащиеся показывают, что они могут находить и использовать актуальные и достоверные материалы для поддержки своих идей и утверждений.
  3. Продукты проекта. Оценка созданного продукта (презентации, видеоролика, эссе, постера, инсценировки и т.д.) с точки зрения его организации и структуры (логичность, последовательность), использования подходящих заголовков, подразделов и связующих слов для создания структурированного текста. Оценка оригинальности и эстетичности представленных
    продуктов.
  4. Коммуникативные навыки. Оценка способности ясно и кратко выражать свои мысли на русском языке. Это включает правильное использование грамматики, лексики и структуры речи, а также умение аргументировать свою точку зрения, обосновывать свои выводы и коммуницировать с аудиторией.
  5. Самостоятельность и усилия. Оценка степени самостоятельности и усилий, вложенных членами группы в выполнение проекта.

При оценке проектов важно учитывать, что каждый проект может иметь свои особенности и цели, и критерии оценки должны быть адаптированы под конкретные требования и задачи проекта.

Основные нормативные документы

  1. Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики, утвержденный постановлением Кабинета министров Кыргызской Республики от 22.07.2022 г. №393.
  2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  3. Предметный стандарт «Русская литература» для 5–11 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. – Б., 2023.
  4. Предметный стандарт «Русский язык» для 5–11 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. – Б., 2023.

Рекомендуемые учебные и методические ресурсы

Обучение русскому языку и литературе в 2023-2024 году осуществляется по утвержденным программам, учебникам и учебно-методическим комплексам в соответствии со списком, рекомендованным Министерством образования и науки Кыргызской Республики.

Рекомендуемые темы для обсуждения

В целях эффективности августовских совещаний учителям русского языка и литературы рекомендуется проводить семинары, круглые столы, презентации, публичные доклады о планировании, организациии образовательного процесса, результатах обучения и предлагаются следующие актуальные вопросы для обсуждения:

  1. Год русского языка в СНГ: методическая копилка педагога.
  2. Чингизу Айтматову — 95: исследовательские проекты педагогов.
  3. Отечественному образованию — 100 лет: проектные идеи.
  4. Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
  5. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы: проблемы и пути решения.
  6. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) как эффективный способ развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.
  7. Опыт работы с текстами в русле международного исследования PISA.
  8. Особенности практической речевой деятельности учащихся во всех её видах на уроках русского языка и литературы.
  9. Особенности работы с текстами, формирующими естественно-научную картину мира, на уроках русского языка.
  10. Реализация принципов инклюзии на уроках русского языка и литературы.
  11. Современные технологии оценивания на уроках русского языка и литературы.
  12. Обзор цифровых ресурсов по русскому языку и литературе: достоинства и недостатки.
  13. Использование цифровых ресурсов на уроках русского языка и литературы.
  14. Эффективные методы работы с учащимися при подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе.

Т. Матохина,
главный специалист отдела многоязычного
и инклюзивного образования КАО

[1] Результаты исследования НООДУ 2017 года (8 класс). — Бишкек, 2018. — С. 15. // Веб-сайт Центра оценки в образовании и методов обучения. URL: https://testing.kg/media/NSBA2017_8_Fin_Report.pdf

[2] Результаты Общереспубликанского тестирования и зачисления на грантовые и контрактные места вузов Кыргызской Республики в 2022 году: отчет Центра оценки в образовании и методов обучения. – Б.: 2022. – С. 21. // Веб-сайт Центра оценки в образовании и методов обучения. URL: https://testing.kg/media/ORT_Report_Final_ru.pdf

[3] Бенгард А. «Отличники ненастоящие. Почему выпускники не могут подтвердить свои знания» // ИА «24kg». — 15.05.2023. URL: https://24.kg/obschestvo/265447_otlichniki_nenastoyaschie_pochemu_ucheniki_nemogut_dokazat_svoi_znaniya_/

[4] Ксенофонтова А.Н. «Теоретические основы становления речевой деятельности школьников в образовательном процессе» // Библиотека диссертаций. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/teoreticheskie-osnovy-stanovlenija-rechevoj-dejatelnosti-shkolnikov-v.html

[5] Подробнее: Небогатикова Н. Г. «Суть и значение функциональных и специальных умений и навыков учащихся в образовательном процессе» // ИД «Первое сентября». https://urok.1sept.ru/articles/655802

[6] Подробнее: Захарова Н. М. Компетентностно ориентированные задания на уроках русской литературы: от проектирования до применения

 // Национальный образовательный портал Республики Беларусь. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19118

 https://adu.by/ru/glavnaya-stranitsa/1425-kompetentnostno-orientirovannye-zadaniya-na-urokakh-russkoj-literatury-ot-proektirovaniya-do-primeneniya.html

[7] Пример из учебника авторов Л. М. Бреусенко и Т. А. Матохиной, который в настоящее время подготовлен для экспертной оценки РНПЦ «Окуу китеби»

Поделиться

Комментарии