PISA-2025: ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- 15.08.2023
- 0
Актуальность
Государственный стандарт школьного общего образования диктует новые требования к учебному и образовательному процессу, а именно реализацию компетентностного подхода. Необходимость внесения изменений очевидны, в связи с условиями, которые предъявляет современное общество, где для успешной учебной и профессиональной деятельности необходимо не просто автоматическое выполнение заранее известных действий, а умение работать с информацией, критически оценивать источники, успешно взаимодействовать, не смотря на различия, выбирать шаги в новых условиях для нахождения выхода из проблемной ситуации.
Эта способность требует не только предметных знаний, но реализуется на метапредметном уровне, т.е. является совокупностью предметных и ключевых компетентностей. При коммуникации учащиеся решают актуальные для их жизнедеятельности коммуникативные задачи, что формирует способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, на основе социального собственного опыта. При работе с информацией необходим ее анализ и синтезирование, организация и оценка данных, а также выбор стратегии при решении проблемы. Таким образом, ключевые компетентности обладают «многофункциональностью и над предметностью».
Функциональная грамотность формируется на всех предметах через использование следующих подходов:
- формулирование заданий открытого типа с множеством вариантов решений,
— ситуации, связанные с реальной жизнью учащихся, преодоление которых отличается от учебных задач на уроке,
— решение проблем требует умений и навыков, полученных на других предметах: математических вычислений, знание законов физики, применение химических формул и т.д.
— проектное обучение для решения какой-либо проблемы с использованием разнообразных приемов и средств обучения, интеграции знаний и умений из различных областей науки, техники и технологии и получение реального практического результата.
Ключевые компетентности (информационная, социально-коммуникативная, самопознание и разрешение проблем) даны в Государственном стандарте по уровням: репродуктивный, продуктивный и креативный.
— На репродуктивном уровне учащиеся действуют по шаблону.
— На продуктивном уровне учащиеся работают самостоятельно в соответствии с задачей.
— На креативном уровне учащиеся самостоятельно планируют поиск информации, обосновывают использование источников, учитывают цель – роль-аудиторию в коммуникативной ситуации, умеют брать на себя ответственность за результат, демонстрируя лидерские качества.
Методические рекомендации раскрывают технологии обучения для формирования функциональной грамотности учащихся и реализации Государственного стандарта школьного общего образования.
Система основных нормативных документов
Содержание образования, организация учебного процесса, а также педагогическая деятельность учителя основана на следующих нормативных документах:
— Конституция Кыргызской Республики (от 05.05.2021 г.);
— Концепция развития гражданской идентичности Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021–2026 гг. (от 13.11.2020 г.);
— Закон Кыргызской Республики «Об образовании» (от 30.04.2003 г.);
— Концепция развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2030 гг., утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23.03.2012г. №201;
— Концепция воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики до 2020 года утверждена приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 22 июля 2014 года №545/1;
- Государственный образовательный стандарт школьного общего образования (Постановление Правительства Кыргызской Республики от 22.07.2022 г. №393);
- Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г.);
- Концепция развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике (Приложение 1 к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 19.07.2019 г. №360).
Методические подходы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В международном исследовании качества школьного образования, имеющем аббревиатуру PISA (Programme for international Student Assessment) – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. В исследовании каждые три года оценивается читательская, математическая и естественно-научная грамотность 15-летних учащихся многих стран с помощью этих специальных заданий. Суть в том, чтобы знания помогали отвечать на многие вопросы, с которыми встречаются в жизни, учить самостоятельно находить новую информацию, понимать, как устроен мир.
Читательская грамотность определяется как понимание, использование, оценивание, рефлексия и взаимодействие с текстом для достижения целей, развития знания и функционирования в обществе. Многие педагоги изучали понятие читательской грамотности и определяли педагогические условия для ее формирования; определяли формирование грамотности чтения, как «расширение собственного опыта с помощью текстов с опорой на навыки критического чтения, что означает использование информации для решения задач. Чтение происходит комплексно, т.е. формируется совместно с пониманием прочитанного, поэтому «познавательное чтение должно стать актуальным, нужным для ребенка». Чтение является «активным, целенаправленным и функциональным применением в различных ситуациях и для различных целей». Учащиеся начальной школы могут выполнять читательские действия на все уровни понимания текста, а именно «формулировать основную мысль, выделять ключевые слова, различать жанровые особенности текста». Таким образом, читательская грамотность может формироваться на всех ступенях школы, всех предметах.
Д. Орусбаева,
зав.отделом многоязычного и инклюзивного
образования КАО
А. Камчиева,
научный сотрудник лаборатории
естественно-научного и математического
образования КАО
Т. Базаркулов,
научный сотрудник лаборатории естественно-научного и математического образования КАО
Комментарии