ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ГОЛОСОМ. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОКАЛА.

  • 03.05.2023
  • 0
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ГОЛОСОМ.  ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОКАЛА.

Шамшиева Нурия,

магистрант КГУ им. И.Арабаева

факультета искусства и дизайна,

кафедра музыкальное образование

                                     Детский и подростковый вокал

            Музыка является одним из средств эстетического воспитания детей в дошкольной образовательной организации и при обучении средней школе. Сила эмоционального воздействия музыки на дошкольников и учащихся младших классов неоспорима. Музыкальные произведения, отобранные в соответствии с задачами и содержанием воспитательной работы, углубляют представления детей о многих сторонах действительности,  и содействуют воспитанию правильного отношения к ним. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует,  и осознаёт окружающий мир.

При правильной постановке работы, музыка вносит в жизнь ребёнка яркие радостные переживания, поднимающий тонус и способствует воспитанию жизнерадостности, развитию творческих способностей, фантазии. Коллективные занятия пением, музыкальными играми, прекрасно организуют детский коллектив, воспитывают полезные качества личности — умение работать в команде, коммуникативные навыки, взаимоподдержка и взаимопонимание.

Психологические особенности дошкольников и школьников таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего мира требуют, так называемого, «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством — слушание музыки, пение, ритмические движения под музыку и творческая импровизация (вокальная, инструментальная, ритмико-двигательная).

 Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями.  Воспитывая школьников, развивая их способности, обогащая духовно, нельзя ограничиться только пением и ритмикой. Песни, представленные в программе, скромны по своим музыкальным средствам — мелодия изложена в ограниченном диапазоне, с лёгкими интервальными ходами, фортепианное сопровождение, почти полностью ее, повторяя, имеет облегченную  фактуру. Поэтому необходим специальный раздел слушания музыки, позволяющий, с необходимыми пояснениями, знакомить детей с более разнообразными, более сложными произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это откроет перед детьми еще один путь обогащения их музыкального опыта.

Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у них эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом и заключается особая доступность пения для восприятия детьми истинно высоких понятий в музыке. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания.

По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений, усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Особое чувство радости вызывает во время коллективного пения. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, позитивно влияет на психофизическое состояние ребёнка. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма, память и ощущение гармонии.

У «грудошников» голосообразование осуществляется по типу грудного регистра. Такие дети могут интонировать звуки только в малой октаве. Но в целом для школьников начальных классов характерно фальцетное голосообразование. Дыхательные мышцы у них слабы, ёмкость лёгких мала, потому и сила голоса меньше, чем у взрослых ребят. Голоса мальчиков и девочек мало отличаются по характеру звучания. Детские голоса имеют высокое головное звучание, обладают особой серебристостью и легкостью, отличаются большой звонкостью и «полетностью». Такие свойства тембра, как серебристость и звонкость, придают детским голосам особую прелесть.

Гортань у детей расположена высоко. В толще голосовых складок у ребёнка до пяти лет вокальных мышц нет, их место занимает рыхлая соединительная ткань и железы, имеются только мышцы, сближающие голосовые складки. С этого времени начинается их постепенное развитие. К 11-12 годам вокальные мышцы заполняют голосовые складки, и они оказываются сформированными. До 9-10 лет у большинства детей при пении голосовые складки колеблются только своими эластичными краями, и полностью не смыкаются, голосообразование на всем диапазоне по фальцетному типу, голос стоит только из одного регистра — головного. Голосовые мышцы развиты недостаточно, диапазон голоса ограничен. В этом возрасте детские голоса имеют приблизительно одинаковый диапазон в пределах первой октавы. Крайние ноты диапазона, особенно до-второй октавы, дети берут с трудом. Приблизительно от 13-15 лет по мере развития вокальных мышц способ голосообразование начинает все больше обретать микстовый характер.

Голоса детей звучат с большей силой, обогащаются обертонами, увеличивается диапазон. Особенно крепнет звучание на среднем участке диапазона. У одних детей на нижних нотах появляются элементы грудного звучания, расширяется диапазон вниз, ниже до. У других детей диапазон растёт вверх. Таким образом, голоса детей приблизительно с 10 лет постепенно дифференцируются на два типа: высокие и низкие. Высокие голоса девочек называют сопрано, мальчиков — дискантами. К этому времени, к 11-12 годам, голосовые складки заметно увеличиваются, внутри них уже сформированные голосовые мышцы. Крепнут дыхательные мышцы, увеличивается ёмкость лёгких. Сила звука возрастает. Достаточно рельефно выявляются три регистра: грудной, смешанный и головной. Границы между регистрами у детей заметны резче, чем у взрослых.  Голосообразование у подростков 11-13 лет происходит в основном по типу смешанного регистра. Голоса мальчиков обычно бывают сильнее голосов девочек. После 12 лет детский организм вступает в период полового созревания, во время которого происходит его глубокая перестройка. В связи с этим возникают изменения и в голосовом аппарате. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого неба (у мальчиков) развивается подвижность мягкого неба, изменяется форма, ротовой и глоточной полости, увеличивается объём этих полостей. Происходит смена голоса мутация, переход детского голоса во взрослый. Мутация может быть ранней (с 11 лет) или запоздалой (позже 17 лет). Этот процесс у девочек протекает менее заметно и менее болезненно, чем у мальчиков.  В мутационном периоде условно различают три стадии: начальную, собственно мутационную и стадию завершения мутации:

  • По изменениям в звучании голоса;
  • По субъективным ощущениям поющих детей;
  • При помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).

Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот.

Голоса девочек становятся грубыми, обретают различные «трескучие» призвуки, отмечается резкая стёртость тембра и падение силы звука на среднем участке диапазона. Для третьей, завершающей стадии, характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мутация в среднем длится около 1,5 лет, продолжительность мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в тот период способствует развитии голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса, чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани надо заниматься пением. Однако, для поющих мутантов устанавливается строгий, щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующим никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намека на малейшую форсировку, а в отдельных случаях — силой звука ниже оптимальной, возможно средней силы; их пение ограничивается по времени; они должны часто отдыхать (через 3-5 мин), почти столько же, сколько пели. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного скипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить. Прекращают занятия и девочки на 1-2 месяце после появления первых менструаций. Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья — завершающая стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне голосов до тех пор, пока пение новым способом для них не станет естественным. Мальчика можно переводить на тесситуру мужского звучания тогда, когда его голос заполонит малую октаву, и обретёт ревность и устойчивость звучания в диапазоне ре малой октавы (D) и ре первой октавы. Нельзя форсировать формирование подростающего голоса, так же как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. У «крикунов» мутация наступает раньше, выражена более резко, и длится дольше. Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, продолжают еще формироваться; наряду  с общим возмужанием организма, идёт дальнейшее развитие взрослого голоса.

Вокальная работа со взрослыми и детьми опирается на одни и те же методические принципы. Учебные занятия следует начать с организации предварительных условий голосообразование — с установления правильного положения головы и корпуса. Довольно часто начинающие петь, в том числе и дети, при пении принимают неестественное положение: запрокидывают голову,  напрягают мышцы шеи и лица, поднимают плечи, горбятся и т.п. Неестественное положение корпуса создаёт такое же положение и органов голосового аппарата. Всякое ненужное сокращение мышц тела вызывает ответное излишнее напряжение мышц голосовых органов, отсюда педагогической задачей первых уроков является снятие напряжение с мышц тела и установление певческого положения головы и корпуса. Для этого необходимо добиться — чтобы он стоял прямо без напряжения, раздвинув назад плечи, слегка приподняв грудь и прогнув поясницу. Голова не должна быть опущенной вниз или запрокинутой назад. При пении сидя надо следить, чтобы спина оставалась выпрямленной, а поясница прогнутой. При этом не следует касаться спинки стула, так как опора на спинку стула приводит к изменению этого положения и стеснению диафрагмы. Так если вдох осуществляется при помощи движения брюшной стенки при покое грудной клетки, то и выдох будет происходить за счёт двоений диафрагмы и мышц живота. То же и при выходе, взятом в верхний отдел грудной клетки — выдох в этом случае будет осуществляться в основном мышцам этой области.

Следующей педагогической задачей является организация нужной атаки звука. Самое главное — надо добиться, чтобы атака была чёткой, чтобы поющий брал звук сразу, без «въездов» и призвуков, как бы «сверху». Воспитанию такой атаки могут помочь упражнения на стаккатто. Нужно учесть, что обычный зевок поражён не только с подъёмом мягкого нёба, но и со значительным расширением глотки, что может вызвать неестественное углубление и притеснением звука. Певческий зевок должен быть организован так, чтобы значительное сокращение мягкого нёба, которое необходимо для певческого голосообразования, не сочеталось с таким же расширением глотки. Соединением вдоха с зевком должен быть хорошо осознан учащимися. В начале обучения правильно организованные вдох и атака звука являются моментами первостепенной важности, так как они во многом определяют характер звучания. Следовательно, основной задачей начального этапа формирования вокальных навыков является применение такой методики, которая позволила бы как можно скорее создать у обучающегося регулировочный вокально-музыкальный образ. В начале обучения применяется и показ движений, необходимых для правильного голосообразования (движение дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, форма открытия рта, зевок).

                             Способ совершенствования голоса

В основе совершенствования вокальных качеств, всегда лежит развитие слуха, поэтому воспитание представлений о правильном творческом звучании голоса является предметом первой заботы педагога. Одновременно с воспитанием слуха педагог ведёт работу по улучшению деятельности голосового аппарата, вырабатывая необходимые вокальные навыки. Педагог должен использовать в живом общении с учеником и показ, и рассказ о том, что следует делать, и предлагать, если это упражнение или вокализ, петь на определённые звуки или их сочетания. В своём стремлении исправить недостатки ученика, привить нужные навыки он использует все возможности педагогического воздействия. Такое многообразие способов, имеющих целью найти более правильное звучание или верный путь преодоления того или иного недостатка, является вполне закономерным и правильным. Практика показывает, что педагоги по-разному относятся к использованию на практике этих разнообразных возможностей воспитания голоса, они своеобразно сочетаются у каждого воспитанника. Некоторые педагоги никогда не показывают, а лишь рассказывают, чего они хотят от ученика, и избегают подражания. Другие, «не вмешиваясь в вокал», не рассказывают, как верно строить звук, какие движения, приёмы делать, а лишь «распевают», тренируют голос, ориентируясь в основном на развитие слуха. Третьи не считают достаточно серьёзной проблемой подбор того музыкального материала, который следует давать ученику для правильного развития его голоса, их девиз: «Не столь важно, что петь, важно как петь!». Они думают, что учить пению, вырабатывать определённые установки в голосовом аппарате можно на любом музыкальном материале и какие произведения включать в репертуар — не имеет серьезного значения, лишь бы они были посильны. Между тем и подбор музыкального материала, и показ, и объяснение и обучение определённым движениям — все это важно в процессе обучения. Каждый из этих моментов имеет свою специфику, свои положительные стороны и предъявляет к педагогу особые требования.

                                       Значение музыкального материала

          Воспитание голоса через требования музыки является краеугольным камнем в методике каждого педагога. Педагогический материал,  на котором строится развитие голоса, выработка основных технических и затем исполнительских качеств певца включает в себя упражнения, вокализы, этюды и художественные произведения. В этом отношении вокальная педагогика ничем не отличается от других видов музыкального искусства. Воспитание голоса через требования музыки должно являться основным, потому что певческий голос в конечном итоге и предназначен для выражения музыки. Воспитывая голос через музыкальные задания, мы тем самым вызываем к жизни самое важное звено, необходимое в певческом искусстве, связь между музыкальным представлением и его вокальным воплощениям, между исполнительством и техникой. Музыкальный материал диктует исполнителю песен нужные приспособления, которыми достигается выразительное воплощение этой музыки. Здесь поиск нужных координаций, нужных приспособлений возникает как следствие музыкальных требований. Эти приспособления возникают интуитивно, и голосовой аппарат целиком вовлекается в задачу воплощения музыкального задания. Музыка воздействует на голосовой аппарат целостно, и в этом также одно из важнейших преимуществ такого пути развития голоса. Сознание здесь мало включается в детали работы голосового аппарата. Певец, добиваясь выразительного исполнения мелодии, не концентрирует законы сценического искусства в детском исполнительстве.

                                   Применение методик на практике

Музыка имеет свойство воспитывать эстетически, а так же и  лечить, не только детей и подростков, но и взрослых. Для развития ребенка необходимо поддерживать постоянство, то есть заниматься музыкой систематически. В своей практике я обучала детей вокалу, и соответственно все были разными, с разной подготовкой и желанием. Были дети, которые боялись микрофона, боялись издать громкий звук или же желание, дети с нарушенной дикцией. За год систематических занятий, каждый ребенок достиг определенного высокого уровня. В государственных школах ДШИ по расписанию ребенок должен посещать вокал два раза в неделю, и по одному разу сольфеджио, хор и общее фортепиано. Каждый из этих предметов работает сообща, поддерживает слух, и развитие ребенка. Практика показала, что учащийся,  который боится говорить громко, и боится как-то выразить свои желания, раскрывается в групповых занятиях, главное правильно собрать детей, важно чтобы каждому ребенку было комфортно в команде, каждый из них учится работать в группе, а в этом случае он учится петь в дуэте, в трио, в квартете.

С детьми, у которых были проблемы с дикцией — мы работали в игровой форме, пропевая разные упражнения, в виде распевок, и буквально за год ребенок разговаривал, четко проговаривая самые сложные слова, которые раньше ему не давались. Ребенок, который боялся микрофона, хотя имел отличные вокальные данные, раскрылся со временем. Он адаптировался, и научился контролировать себя.

Несмотря на столь юный возраст детей, необходимо обратить внимание на психологическое состояние ребенка. Для работы по вокалу с ребенком необходимо преподавателю в тесной связи работать с родителями. Работая с родителями, преподаватель оказывает поддержку в развитии творческих способностей детей через комментирование различных ситуаций, помогает наладить контакт между родителем и ребенком, направляет родителей и учащихся на понимание и выполнение заданий.

                                        Оценивание учащихся

Оценивание детей соответствует минимальным требованиям стандарта образования, что позволяет увидеть прогресс, динамику успеха ученика. Так же дает информацию ученику и учителю, сопровождается комментариями, и содержит механизмы, поощряющие самооценивание. Оценивание не карательно-поощряющую функцию (кнут и пряник), а поддерживающая и мотивирующая функция. При оценивании ценится самостоятельность умение работать сообща, применение навыков полученных знаний на практике, способность анализировать информацию и находить оптимальные решения. Оценивание, является частью обучения, и непосредственно связано с целями и результатами, при котором предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышая ответственность и вовлеченность всех участников процесса (учитель, ученик, родитель). Через оценивание можно наблюдать за непрерывным процессом прогресса учащегося.

Вывод: Для становления личности каждому ребенку дошкольного и школьного возраста важно получить музыкальное образование.

Музыка развивает, и формирует духовно-нравственные ценности ребенка. Формирование таких общечеловеческих ценностных качеств как,  порядочность, доброжелательность, духовное содержание, влияет на всю его дальнейшую жизнь.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ГОЛОСОМ.  ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОКАЛА.

 

Поделиться

Комментарии