ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  • 05.02.2021
  • 0
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Образовательное учреждение:  Школа комплекс  «Давха»

 Учитель:  Даутова Галия Мирасовна

Предмет: русский язык 2 класс

Тема :  Имя прилагательное как часть речи

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели:

Образовательная: ознакомить детей с именем прилагательным как частью речи, его признаками, ролью в русском языке, развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;

Воспитательная: воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, формирование чувства прекрасного, пробудить интерес к урокам русского языка;

Развивающая: развитие речи учащихся, логического мышления, орфографической зоркости, самоконтроль, мышление.

Методы и приёмы: беседа (приём постановки вопросов), обсуждение ответов, формулирование выводов из беседы; метод иллюстраций — приём показа, обсуждение увиденного, проблемно- исследовательский метод, метод самостоятельной работы.

Формы работ — устная, письменная; индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Оборудование:  мультимедийный  проектор, интерактивная доска,  сигнальные картинки к рефлексии (тучка, солнышко),  учебник по русскому языку 2 класс «Дрофа», 2005 год  2 часть Рамзаева, презентация  к уроку Power Point (21 слайд), кластер ,электронная физкультминутка, алгоритм самооценивания  (лимонное дерево), лимоны,  для игры: рисунок снежинки, коробка,  яблоко.

Интеграция на уроке:  ОБЖ,  окружающий мир.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель. — Девочки! Давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок русского языка?
( Интересным, чтобы узнали что-то новое.  ) (слайд – 1)

Учитель. На столах у вас лежат листочки на которых изображено дерево. Это ваше Дерево успеха, по нему вы будете себя оценивать ,  за каждый правильный ответ будете рисовать лимон.

  1. 2. Минутка чистописания. (слайд – 2)

Учитель.  Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму. Пальчиковая гимнастика.

Наши руки сжались тесно

Что такое интересно

В руки мы бинокль возьмем

А потом их развернем

1 2 3 4 5  будем с легкостью писать!
         

Учитель. Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, спинки держим ровно. Запишите число, классная работа. (слайд – 3)

Учитель. Какую букву сегодня будем писать?
(на доске слова: ласточка, лимон, колыбель, жёлтый)
Учитель.  Какая буква встретилась  во всех словах?

— Буква   «эль»  звук  (л)
-Дайте характеристику этому звуку ( согл., непарн., звонкий-сонорный, парн. (лꞌ)  (л)  Вспомним, как пишется заглавная и строчная буква «л».

  1. Постановка цели и задач урока. (слайд – 4)

Учитель:  а  теперь прочитайте слова, которые записаны на доске.
Какое слово лишнее?
(жёлтый)
Учитель.  Почему? Докажите. (Это не имя существительное)  Остальные слова имена существительные. Они обозначают предметы. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?

Учитель.   Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится?  Это нам предстоит узнать.   Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – с именем прилагательным. Это и будет тема нашего урока.  Цель нашего урока. Узнать как можно больше об имени прилагательном.  Что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.

— Сегодня мы с вами проведем урок – исследования. Исследователь- это кто? Исследователями называют людей, которые занимаются различными научными исследованиями, и в результате получают новые знания. По ходу исследования мы будем составлять кластер- определение имени прилагательного.

На доске прикрепляется ключевое слово – имя прилагательное.( кластер)

 4 Работа по теме урока.

а)  Что  такое имя прилагательное?

Учитель. Вернемся к нашим словам.   Подберите к слову  жёлтый  подходящее по смыслу существительное. (слайд – 5)

Ученики.   Лимон  жёлтый.

-Что вы знаете о лимоне? (ответы детей)

      Лимон – это цитрусовый  фрукт длиной от шести до девяти сантиметров.  Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. Растут лимоны на небольших, высотой 3—7 м вечнозеленых  деревьях  с колючими ветками. Цветки лимона — ярко-белые. Деревья, на которых растут лимоны, живут около 40 лет, цветут весной и созревают до лета. Родина лимона Индия, Китай.  О  полезных свойствах  лимона известно давно. Лимон содержит  витамины В, С, А, эфирное масло. Именно поэтому чай с лимоном отлично утоляет жажду, повышает работоспособность, а также иммунитет организма Помимо того, что он обладает целебными свойствами и употребляется при простуде, чай с лимоном очень вкусен.  Особенно полезно пить такой чай во время эпидемии гриппа. А ещё например, когда болит горло, то надо прополоскать его разбавленным лимонным соком.

 Учитель. Вы теперь догадались, что за каждый правильный ответ будете рисовать на вашем дереве успеха – лимон. Мы теперь знаем , что лимоны очень полезны. (слайд – 6)

Сегодня будем работать в парах. Как нужно работать в парах?

-Задайте вопрос. Вопрос задаём от им. сущ. к  имени прилаг.    Лимон ( какой?)  жёлтый.

— Какой признак предмета обозначает слово «жёлтый»   ( Указывает на  цвет.)

-Давайте проведем исследование,  у вас на столе лежит лимон, исследуем его.

-Давайте  посмотрим,  какую форму имеет лимон? (дети работает в парах: одна ученица называет предмет с вопросом,  другая отвечает)

-Лимон ( какой?)  овальный.  (слайд – 7)

— Какой признак предмета указывает на  слово «овальный» ? (указывает на форму)

Давайте определим вкус  лимона. Попробуйте лимон.

-лимон ( какой?)  кислый  (указывает на вкус)

— давайте  узнаем,  имеет ли лимон запах?

— лимон (какой?)  ароматный.

— теперь  посмотрим,  есть ли сок у лимона?  Есть.

-Значит  лимон( какой?)  сочный.

-ЛИМОН (КАКОЙ?) ПОЛЕЗНЫЙ.

-ЛИМОН (КАКОЙ?) ЛЕЧЕБНЫЙ.

ОСОБЕННО  ЗИМОЙ, КОГДА МНОГИЕ ЛЮДИ БОЛЕЮТ, ПРОСТО НЕОБХОДИМО УПОТРЕБЛЯТЬ ЛИМОН.

-Все слова которые мы с вами подобрали к существительному лимон, обозначают признак предмета. Это слова, обозначающие цвет, форму, запах, размер и другие свойства какого-либо предмета.     Знаете ли вы как, по другому называются эти слова? (Имя прилагательное)

Так что же обозначает имя прилагательное? (Ответы детей)

 Отметьте на Дереве успеха свою работу.

(Кластер. )  На доске – первый лучик — «обозначает признаки предмета»

б )   На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Учитель.    А сейчас поиграем в игру «Отгадай предмет»

(слайд – 8)

У меня есть волшебная коробочка.  Сейчас я попрошу … подойти ко мне. Попробуй описать то, то ты увидела в коробочке, используя только  слова, называющие признаки предмета .Выходит  ученица и называет следующие признаки предмета (спе­лое, крас­ное, слад­кое, круглое, хруст­кое, с ко­жи­цей глад­кою.) На какие вопросы отвечают данные прилагательные? – Какое? Это яблоко.

Игра  «Какая я?»

Выходит ученица, одевает маску и спрашивает: «Какая я?»   Остальные  называют следующие признаки предмета (холодная, узорчатая и.т.д.) На какие вопросы отвечают данные прилагательные? – Какая? Это снежинка.

А если бы девочки… не использовали  бы слова называющие признак предмета мы  смогли бы объяснить, что находится в коробочке (нет) верно, не смогли бы. Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

Вы заметили, что во­про­сы мы  ста­ви­ли от слов-на­зва­ний пред­ме­тов, и они были раз­ны­ми: какое? какой? какая? От чего это за­ви­сит? Это за­ви­сит от слова, обо­зна­ча­ю­ще­го сам пред­мет.

Учитель. Теперь ответьте : на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Ученик.  Прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

На доске – второй лучик — «отвечает на вопросы какой? какая? какое?» ( кластер)

Дерево успеха не забываем. 

Учитель. Кто догадался,   какой линией мы будем подчеркивать прилагательные?

Дети. Волнистой линией.

На доске – третий лучик – «подчёркивается волнистой линией» (кластер)

в )  Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным. (слайд – 9)

Учитель. Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи употребляется имя прилагательное?

Ученики.– С именами существительными.

Учитель    «У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них ,
Ни запаха, ни вкуса.
Но если прилагательные  к ним приложить,
Им веселее станет жить!»

Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь.

4-й лучик – «связано с именем существительным» (кластер)

Пора отдохнуть—- физминутка (слайд – 10-18)

г )  Значение прилагательных в речи. (слайд – 19)

Учитель.  Ребята, какое время года сейчас?

Дети.  Зима.

Учитель.  А сейчас, девочки, прочитайте, пожалуйста, текст, записанный на доске: (предлагается текст без имен прилагательных)

Зима

Пришла ……   зима. Трещат…..   морозы.  Дуют…..   ветры.  Всю землю укрыло…..  снегом.

Понравился текст? (Не очень)

Как украсить текст ? (Вставить прилагательное)

Учитель.  Скажите, а как вы можете описать зиму, какие прилагательные подберете?

Зима — снежная, холодная, морозная, суровая.

Морозы — суровые, трескучие, сильные.

Ветры — сильные, холодные.

Снег — пушистый, легкий, белый.

Учитель. Спишите текст, вставив подходящие по смыслу прилагательные.

(Прослушать текст 2-3 раза)

Учитель.   Сравните тексты. Какой вам больше нравится?

Теперь, когда вы вставили в текст прилагательные, мы смогли ярко представить картину зимней природы?

Учитель.  Так зачем нам нужны прилагательные?  Имя прилагательное украшает нашу речь, делает ее яркой и выразительной.

5-й лучик – «украшает нашу речь» (кластер)

Дерево успеха не забываем. 

5   Закрепление  знаний.

Учитель.   Да, действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Послушайте стихи  Афанасия Фет   (слайд – 20)

( Учитель читает.) У вас на партах есть напечатанные стихи. Возьмите их, прочитайте и найдите имена прилагательные и связанные с ними существительные, подчеркните их волнистой линией. (Работа в парах)

Афанасий Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Проверка задания.    Учитель. Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными,  задавая вопрос от имени существительного к имени прилагательному.  (Ответы детей)

6  Итог урока.

Учитель. Я предлагаю вам подумать и сказать, что нового для себя вы узнали в ходе нашего исследования?  При ответе можно воспользоваться нашим составленным кластером.  Понравился урок?

Оцените себя по  Дереву успеха.  Посчитайте свои  лимончики.

Как вы думаете. Какие оценки вы заработали и почему?

5 лимонов оценка 5 и т.д.

Молодцы !

На столах у вас лежат солнышки и  облачка.

Если на уроке, вам было легко работать,  и урок вам понравился, поднимаем солнышко.  Если нет облачко.

7  Домашняя работа  (слайд – 21)

Описать с помощью имен прилагательных свою маму.

 

 

 

Поделиться

Комментарии