КАКАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ?

  • 13.04.2021
  • 0
КАКАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ?

 

Камалова Фатима

Джалал-Абадская область, Сузакский район

СШ№ 4 им.Бурханалы Шамшиева

Класс: 3

Цели:Ожидаемые результаты:
1. Узнают о гласных в корне.

2. Научатся проверять безударную гласную в корне.

3. Воспитать любовь и интерес к русскому языку.

1. Ученики находят гласные в корне.

2. Ученики умеют находить родственные слова.

3. Ученики любят русский язык.

Предмет: Русский язык

Тема урока: Какая гласная в корне?

Тип урока: Объяснение нового материала

Метод урока: Комбинированный

Средства наглядности: Карточки, рисунки, ватман, маркер, проектор.

Ход урока: Этап урока

Орг.момент: время 2 мин.

Деятельность учителя:

Звонко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1. Здравствуйте, ребята!

Ребята, я хочу, чтобы сегодня вы необычно приветствовали друг друга. *Слайд 1*

Ученики поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

— желаю *соприкасаются большими пальцами*;

-успеха *указательными*;

-большого *средними*;

-во всём *безымянными*;

-и везде *мизинцами*;

-Здравствуй! *прикосновение всей ладонью*.

-Садитесь и приготовились к уроку.

-Какое ваше настроение?

-Вы готовы к уроку?

-Тогда начинаем урок.

Деятельность ученика: — Здравствуйте!

-Несмотря на погоду наше настроение отличное. Ученики улыбаются друг другу и здороваются.

-Мы готовы!

-Да, начинаем урок!

  1. Актуализация: время: 3 мин. Деятельность учителя: — Ребята, наша сегодняшняя новая тема, написано на доске. Давайте, прежде чем начать новую тему, вспомним прошлую тему о корне. *Слайд 2*

В русском языке есть слова близкие по смыслу, скажите эти слова какие?

Какие слова называются корнем?

Приведите примеры.

Минутка чистописания: на экране появляются буквы — а, н, о, р, и, ш, е, х, я.

Назовите гласные буквы?

Какая буква лишняя? Почему?

Запишите только гласные буквы.

а, о, и, е, я. *Слайд 3*

Игра: Будь внимателен.

Найдите лишнее слово и зачеркните его, а в остальных выделите корень и поставьте ударение.

  1. Белка, беленький, белеть.
  2. 2. Водный, вода, водить.
  3. Корень, корневой, коржи. *Слайд 6*

Деятельность ученика: Ученики пишут в своих тетрадях число и новую тему. Ребята отвечают на вопросы учителя:

В русском языке есть родственные слова это слова близкие по смыслу.

-Общая часть родственных слов называется корнем слово.

Например: Гриб, грибок, грибной.

Ученики находят лишнюю букву, и пишут в тетрадях только гласные.

Играют в игру очень внимательно, находят лишнее слово.

1.Белка.       2.Водить.       3.Коржи.

  1. 3. Объяснение нового материала: время: 12 мин. Деятельность учителя:

Очень хорошо ребята. Вот и вспомнили о корне, а теперь перейдём к новой теме. Сегодня на уроке, мы с вами научимся проверять безударную гласную в корне. Я хочу вам рассказать историю о двух друзьях. Послушайте её. *Саша написал своему другу Денису записку: *Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем*. Денис прочитал записку и  пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

*- Мяч будет, — сказал товарищам Саша, Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол*.

-Ребята, почему так случилось?

-Какое правило не знал Саша?

-Как правильно записать это слово?

С  м…чом мяч с мячом.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением. *Слайд 4*.

Если бы Саша знал это правило, тогда бы он написал слово с безударным гласным правильно. Денис тоже прочитал бы слово правильно и принёс бы мяч. Например:

Гора — горный, бегут-бег, леса-лес.

Горный, бег, лес — это проверочные слова.*Слайд 5*.

-Посмотрите на доску, на доске висит плакат. На ней написаны слова, в которых пропущены безударные гласные. Вам нужно найти эти буквы и написать их.

Слова: Кр…чать, л…тать, в…ренье, х…дить, гр…чи, д…жди, ш…ры, ст…на.

— Очень хорошо, вы молодцы ребята. Все буквы отгадали правильно.

— Это какие гласные? Да, правильно — безударные гласные.

Физкультминутка: — Ребята, наверно вы уже устали, все дружно встали и выполняем  вместе физ. минутку.

-Поставьте руки перед грудью. Внимательно смотрите и слушайте слова. Когда назову слова с корнем – лет-, вы разведете руки в стороны, а если слова с корнем — лес-, то подтянетесь, поднимите руки вверх, изображая деревья.

Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет.

Деятельность ученика: Ученики внимательно слушают историю о друзьях, и отвечают на вопросы учителя. Ребята выходят к доске и находят в словах безударную гласную букву в корне. Выполняют физ. минутку.

  1. Интерактивные упражнения: время 20 мин. Деятельность учителя:

Работа по учебнику: Упр.1. Вспомните, что называется корнем слова. Спишите слова, выделите корень. Спишите, пишет, спешите, спешка.

Упр.2. Прочитайте текст по ролям.

Упр.3. Прочитайте стих. Подумайте, какую букву надо написать. Спишите.

Упр.4. Объясните устно по образцу. Образец: Бедняк, потому что бедный.

Упр.5. Вставьте нужную букву. Напишите проверочное слово. Подчеркните гласную в корне слова. *Слайд 7*.

Физкультминутка для глаз.

-Давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

-Внимательно следите глазами за предметами на экране.

* Перестроение фигур*

*Восьмёрка*

*Спираль*.  *Слайд 8*.

Деятельность ученика: Упр.1. Ученики пишут слова и находят корень.

Упр.2. Читают текст по ролям.

Упр.3. Вместо точек  вставляют букву и пишут на доске.

Упр.4. Читают по образцу слова и объясняют смысл слов с помощью проверочных слов.

Упр.5. Вставляют нужную букву в словах и пишут проверочные слова. Подчёркивают гласные в корне.

Выполняют физ. минутку для глаз.

  1. 5. Закрепление: время: 6 мин. Деятельность учителя: Закрепляем урок с помощью карточек. Сильные ученики готовятся по карточкам, которые я раздала.

Карточка №1: Найдите в словах корни.

Карточка №2: Подбери пару и выдели корень:

Буква            Гусыня

Ходить         Букварь

Зима             Поход

Гусь               Зимний.

Карточка №3: Найдите гласную в корне: Дети, детский, детвора.

Карточка №4: Найдите лишнее слово и выделите корень: Ветер-ветерок-вихрь-ветреный.

 Остальные работают парами. Придумывают и записывают слова с безударными гласными в корне.

1-ряд — слова с безударной гласной *А*

2-ряд — слова с безударной гласной  *Е*

3-ряд — слова с безударной гласной  *И*. *Слайд 9*.

Деятельность ученика: Ученики готовятся  по карточкам и отвечают на них, а ученики, которые работают парами, записывают придуманные слова на доске.

  1. Итог урока. Выставление оценок: время 2 мин. Деятельность учителя:

-Давайте подведём итог и расскажем, что нового мы сегодня узнали? Ответим на этот вопрос дружно и все вместе хором. На экране появляется вопрос с ответами, и дети хором читают:

-Что надо проверить?  Безударные гласные.

-Где надо проверять?  В корне.

-Как? Ударением.

И не забывайте наш стишок — помощник:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение. *Слайд 10*.

Молодцы!

-Вам понравился урок?

— У каждого из вас на парте лежат смайлики, поднимите те смайлики, которые выражают ваше настроение.

-За отличную работу на уроке, я хочу наградить вас  золотой медалью *Самый умный*. Остальные ученики, которые не получили медаль, постарайтесь получить на следующем уроке. 

Домашнее задание: выучить определение и выполнить письменно упражнение №7. *Слайд 11*

Деятельность ученика: Поднимают смайлики, которые выражают их настроение.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 

Поделиться

Комментарии