ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ в классах с русским языком обучения в средних школах

  • 15.08.2023
  • 0
ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ в классах с русским языком обучения в средних школах

Актуальность

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук и она не только среда обитания человека, источник питания, но и материальная основа для научного и технологического развития (все материалы и вещества происходят из природы). Следовательно, условия жизни государства и каждого в нем, социально-экономическая ситуация, научно-техническое развитие, экологическая и естественная грамотность связаны со знанием физики.

Важным источником знаний о Вселенной является предмет астрономии. Возможности предмета астрономии для формирования у учащихся знаний о научном мире больше, чем у других естественных наук. При обучении астрономических знаний в 11-м классе используются учебная программа и соответствующий календарно-тематический план «Физика и астрономия для 11-го класса». В рамках этой программы сначала преподаются материалы, связанные с физикой. В конце курса по явлениям световой физики (оптики) мы перейдем к свойствам небесных светил. В частности, к главе «Практические основы астрономии», которая начинается с темы «Звездное небо» и «Созвездия».  Для этого предлагается использовать   учебное пособие «Астрономия» для учащихся 11 классов.

Основные нормативные документы

Согласно Базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики на 2023-2024 учебный год, предмет физика будет преподаваться как и в предыдущие годы по 2 часа в неделю в 7, 8 и 9 классах, а в 10 классе ‒ по 3 часа. В 11 классе интегрированный предмет « физика и астрономия» преподаются по 3 часа в неделю.

Основные учебно-нормативные документы, используемые при преподавании физики и астрономии:

Предметные стандарты преподавания физики и астрономии     в школах Кыргызской Республики (2022) и учебные программы в соответствии с ними;

Учебно-методические комплексы, разработанные в соответствии с данными документами.

В 7, 8, 9, 10 и 11 классах   школ  используются предыдущие учебники.

Особенности преподавания физики и астрономии

  1. Мотивация школьников к учебе. Изучение физики кажется более сложным, поскольку требует математических знаний, логического и аналитического мышления. Следовательно, мы не можем мотивировать и заинтересовать ученика или обратить его внимание к предмету, не убедив его в необходимости изучать его.

Современные технологии, которые мотивируют учащихся изучать физику:

Исследовательская деятельность создание творческих и исследовательских заданий. Суть этой технологии состоит в том, чтобы позволить школьникам исследовать и открывать новые знания. В этих случаях мотивом учебной деятельности является способность учащихся использовать полученные знания для решения какой-либо практической задачи.

Проектная деятельность. Учащиеся работают в парах или группах самостоятельно. Эта технология реализована совместно с проблемными методами исследования.

Информационно-коммуникативная технология – использование в обучении мультимедийных проекторов, видеороликов, созданных с помощью информационных технологий, интересных картинок, графики, формул, анимации, экспериментальных устройств, повышает эффективность, информативность, наглядность обучения.

Использование этих технологий эффективно и в преподавании астрономии.

Помимо вышеперечисленного, в обучении  физики и астрономии использование следующих технологий соответствует возрастным характеристикам учеников:

Гипертекстовая технология ‒ это технология преобразования текста из линейной формы в иерархическую. Здесь ученик привыкает понимать и описывать информацию через изображения и диаграммы.

Брифинг технология ‒ краткая пресс-конференция по одному из вопросов программного материала. Главное отличие в том, что вам не нужно участвовать в презентации, т.е. вам нужно быстро и точно отвечать на вопросы «журналистов». Развивает память, подвижность и ловкость.

  1. Реализация принципов обучения. По принципу истоpизма наряду со сведениями о достижениях в области физики и астрономии на занятиях размещаются сведения о древних знаниях кыргызов о свойствах материи из эпоса «Манас». Сведения о культурном наследии кыргызов повысит интерес и энтузиазм школьников к уроку.
  2. Широкое использование цифровых технологий и готовность к дистанционному обучению. В настоящее время в большинстве школ страны нет или недостаточно возможностей для демонстрации самого явления, проведения экспериментов, астрономических наблюдений в преподавании физики и астрономии. В этом контексте представление «виртуальной реальности» (мира, созданного с помощью технических средств и наблюдаемого человеческими органами чувств (зрением, слухом, кожей и др.) с помощью цифровых технологий, является очень актуальным.
  3. Обеспечение соответствия дидактическим требованиям к уроку в процессе онлайн- и офлайн- обучения, усиление связи обучения с практикой. Среди основных дидактических требований реализация доступного объяснения явлений учащимся с помощью учебных материалов и практических заданий требует от учителя физики проведения учебного эксперимента на соответствующем уровне и оснащения кабинетов физики школьными руководителями.
  4. STEM-образование в процессе обучения. STEM-образование можно успешно внедрить в процесс обучения физике, ведь предмет физики тесно связан с техникой, инженерией, математикой. Поэтому в процессе обучения физике акцент делается на ее практическом применении (технологиях), изобретении новых приложений научных знаний на благо человечества (инженерия), их точности, надежности (математика) и на интеграцию единиц знаний по смежным или другим предметам.

Однако результаты национального тестирования показывают, что уровень образования молодежи по предметам STEM (физика, химия, биология, математика, информатика) низкие. За все годы тестирования учащиеся, сдавшие ОРТ по этим предметам, составляли самую малую долю из всех учеников, сдавших общереспубликанское тестирование, и набранный ими средний балл был низким. Результаты этих тестов сформировали общее впечатление, что «учащиеся по республике более способны к гуманитарным предметам». Это также основная причина нехватки специалистов в области STEM в стране.

  1. Подготовка школьников к оцениванию PISA. Поскольку в оценке PISA участвуют 15-летние школьники (7-8-9-классы) предмет физики играют важную роль в подготовке учащихся к экзамену PISA. С помощью этого предмета учащиеся понимают, что такое природные объекты и как они связаны. В 7-8-9 — классах обучается первый цикл основного курса физики, в нем учащиеся могут познакомиться с механическими, тепловыми, электрическими и магнитными явлениями, а также понять межпредметные связи естественнонаучных предметов.
  2. Организация кружков и других внеклассных мероприятий. Физико-технические кружки играют немалую роль в формировании интереса школьников к физике и  STEМ-образовании. В связи с этим рекомендуется сотрудничество с  Национальной детской инженерной академией «Алтын-Туюн» (НДИТА) и ее филиалами на местах, а также использовать лучшие программы, отобранные в конкурсе «Лучшие образовательные программы научно-технического творчества школьников», организованном Кыргызской академией образования и НДИТА.
  3. Повышение патриотических чувств школьников. Активно привлекать школьников социально значимым событиям в производственной сфере Кыргызстана широко используя    демонстрации учащимся слайдов и видеороликов,  отражающие  роль физики в развитии легкой и тяжелой промышленности, энергетики и сельского хозяйства.

Вопросы для обсуждения:

Обсуждение обновленного Государственного образовательного стандарта общего образования в Кыргызской Республике.

Актуальность и особенности преподавания физики и астрономии.

Широкое использование цифровых технологий и постоянная готовность к дистанционному обучению.

Пути решения проблемы оснащения школьных кабинетов физики необходимым инвентарем.

Обязательная организация кружков по физике и инженерии (технологии) в каждой школе.

Сочетание STEM-образования с подготовкой  учителей к оцениванию тестов  PISA.

Рассмотреть и порекомендовать включить физику в список предметов для обязательного государственного экзамена или национального тестирования.

Привлечь учащихся к самостоятельным исследованиям, проектной работе, участию в научных конференциях, круглых столах, клубах, олимпиадах.

Адекватное объяснение важности физических и астрономических знаний в поддержании экологической безопасности планеты.

Организация внеклассных занятий, правильное использование рабочих тетрадей.

Р. Чыныбаев,
кандидат педагогических наук, доцент,  заведующий  лабораторией естественно-научного и математического образования Кыргызской академии образования.
Тел.: (0700) 692 858, (0312) 622 370.
e-mail: chynybaevrysaly1961@ gmail.com.
Б. Мурзаибраимова,
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории естественно-научного и математического образования Кыргызской академии образования. Тел.: (0777) 555 870.
e-mail:  [email protected].
Т. Базаркулов,
научный сотрудник лаборатории естественно-научного и математического образования Кыргызской академии образования. Тел.: (0703) 269 066, (0312) 622 370.
e-mail: [email protected]

 

Поделиться

Комментарии