ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для школ с русским языком обучения

  • 18.08.2023
  • 0
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для школ с русским языком обучения

С 2023-2024 учебного года содержание школьного общего образования будет реализовано на основе нового Государственного образовательного [1], а по физической культуре – новых предметных стандартов, разработанных для начальной, основной и старшей их ступеней [2-4]. В этой связи, учителю физической культуры важно знать и ориентироваться в особенностях тех идей, которые заложены в вышеуказанных документах, и организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить достижение максимально возможного образовательно-воспитательного результата.

К числу идей, имеющих особое значение, относятся: 1) реализация компетентностного подхода, нацеленного на формирование ключевых и предметных компетентностей; 2) использование критериального оценивания в оценке образовательных достижений учащихся по физической культуре; 3) ориентация в содержании и методах физического воспитания на достижение признаков, которыми характеризуется модель выпускника каждой ступени школьного образования.

Характеризуя каждую из них отмечаем следующее:

Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры означает формирование у обучающихся ключевых и предметных компетентностей. Разновидностями ключевых компетентностей являются информационная, социально-коммуникативная компетентности и компетентности самопознания и разрешения проблем. Предметные компетентности характеризуются показателями физической подготовленности, которые должны достигаться за счет освоения базовых видов двигательной умений и навыков, предусмотренных учебной программой, и состоянием здоровья обучающихся. Исходя из этого учитель физической культуры определяет цель, задачи, отбирает средства и методы физического воспитания и проведения соответствующих уроков.

При определении цели, средств и методов физического воспитания необходимо опираться на тот учебный материал, который указан в обязательной (48 часов) и рекомендован в вариативной (20 часов) частях учебных программ [5-7]. При этом, учитывается, что они должны соответствовать требованиям принципа всестороннего и гармоничного развития личности, нацелены на освоение знаний, умений и двигательных навыков, формирующих в конечном счете соответствующие компетенции, и обеспечивать оздоровительную направленность проводимых уроков физической культуры. Исходя вышеуказанного важно делать упор на использование тех средств физического воспитания, которые имеют прикладное значение. Определенную часть средств физического воспитания учитель физической культуры вправе сформировать по своему усмотрению в пределах вариативной части учебных программ (20 часов). Такое решение базируется на региональные культурно-спортивные традиции, на наличие соответствующей материально-технической базы, должно основываться на учете интересов учащихся и требует согласования с руководством школы и местного органа управления образованием.

Методы физического воспитания подбираются с учетом возрастных и половых особенностей обучающихся и должны быть адекватны преследуемой цели, решаемым образовательным, оздоровительным и воспитательным задачам и дифференцируются с учетом требований формирования ключевых и предметных компетентностей. В этой связи, важное значение имеет нижеприводимые условия.

Формирование информационной компетентности осуществляется лучше, если будут приняты меры, направленные на обеспечение готовности и способности обучающегося самостоятельно искать специальную информацию, ее анализировать, обрабатывать и отбирать в целях осознанного их применения в своей деятельности. Социально-коммуникативная компетентность формируется благодаря мерам, обеспечивающим готовность обучающихся соотносить свои устремления с интересами других учащихся, умения отстаивать свою точку зрения, признавая при этом разнообразие позиций других учащихся и уважительного отношения к ним. В этом плане значимость приобретают вопросы организации, особенно, обеспечение объективного судейства состязательной деятельности, имеющей место при проведении эстафет, соревнований по видам спорта. Строгое соблюдение установленных правил поведения, обучения основам взаимодействия в группе и команде, в том числе и с соперниками, должны быть предметом постоянного контроля учителя. И, наконец, формирование компетентности самопознания и разрешения проблем осуществляется лучше, если будут приняты меры, нацеленные на воспитание способности к познанию своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и индивидуальных особенностей, своих отношений с другими учащимися. В своей основе такие меры должны способствовать изменению поведения учащегося, обнаруживать определенные проблемы и противоречия в информации, учебной и жизненной ситуациях и, главное, научить занимающихся планировать свои действия самостоятельно и их решать, в том числе и во взаимодействии с другими учащимися.

Основанием для определения уровней сформированности ключевых компетентностей являются степень самостоятельности обучающегося и сложность использования тех или иных видов двигательной деятельности при их решении. В этой связи, важно исходить из того, что существуют три уровня их сформированности: 1) репродуктивный, означающий умение обучающегося следовать заданному алгоритму выполнения действия; 2) продуктивный, означающий способность обучающегося осуществлять простую по составу деятельность, применять усвоенный алгоритм деятельности в новой ситуации и 3) креативный, означающий способность обучающегося осуществлять сложносоставную деятельность с элементами самостоятельного конструирования и обоснования. Эффективность учебно-воспитательного процесса считается высокой, если у значительного количества занимающихся ключевые компетентности проявляются на продуктивном, особенно на творческом уровнях.

Основанием для определения уровня сформированности предметных компетентностей являются степень овладения обучающимися двигательными действиями, предусмотренными учебной программой, результаты выполнения системы упражнений по развитию основных физических качеств, совокупность которых определяет соответствие уровня физической подготовленности, а также признаки, характеризующие общее благополучное состояние здоровья занимающихся. В конечном счете предметные компетентности позволяют судить насколько качественно освоены базовые виды физических упражнений, соответствует ли показатели общей физической подготовленности специально установленным нормам и требованиям, и какими признаками характеризуются физическое, эмоциональное (психологическое) и социальное здоровья занимающихся. Эти обстоятельства требуют, чтобы учитель физической культуры проводил системную и нацеленную работу.

Использование критериального оценивания в оценке образовательных достижений учащихся по физической культуре означает, что демонстрируемые обучающимся результаты должны быть оценены путем использования указанных в учебной программе критериев и индикаторов. О степени сформированности ключевых компетентностей судят по признакам репродуктивного, продуктивного и творческого уровней их проявления, а предметных компетентностей – по степени выполнения норм и требований физической подготовленности, оцениваемых специальными тестами, а также обобщенными критериями физического, эмоцинального (психологического) и социального здоровья обучающихся. Они разработаны по годам обучения в школе, с учетом пола занимающихся и содержатся в учебной программе предмета. Заметим, что в оценке предметных компетентностей доминирует нормативное оценивание с использованием четырехбалльной системы отметок. Однако, нормативное оценивание не используется в работе с обучающимися 1-2 классов и в случаях, когда отдельные занимающиеся имеют временные проблемы со здоровьем, что должно быть подкреплено медицинской справкой.

Образовательные достижения занимающихся оцениваются диагностическим, формативным и суммативным их видами. Диагностическое оценивание позволяет оценить прогресс занимающихся (показатели начального уровня сопоставляются с достигнутым результатом) и используется для внесения корректив в учебный процесс. Формативное оценивание позволяет определить индивидуальный прогресс (темп освоения двигательных навыков, развития физических качеств) и используется в целях индивидуализации занятий. Суммативное оценивание используется для определения степени достижений занимающихся и складывается из текущего, промежуточного и итогового оцениваний. Текущее оценивание индивидуальной подготовленности, как правило, осуществляется на основе установленных учителем физической культуры (или самим учеником) норм и требований подготовленности; промежуточное оценивание – на основании норм и требований, указанных в учебной программе и итоговое оценивание – в соответствии с календарным планом (четверть, полугодие и учебный год), утверждаемым руководством школы.

Учителю физической культуры необходимо обеспечить оздоровительную направленность проводимых уроков и спортивно-массовых мероприятий, т.е. принимать меры, обеспечивающие физическое, эмоциональное (психологическое) и социальное здоровье обучающихся. В этих целях, необходимо следующее.

В качестве индикатора физического здоровья рекомендуем использовать индекс массы тела (ИМТ), т.е. соотношение массы к росту тела, величину которого можно посчитать при помощи калькулятора, размещенного в Google. Для оценки рекомендуется, если ИМТ ниже 18.5, то вес тела считается ниже нормального, 18.5-25 – нормальным, 25-30 – избыточным, 30-35 – ожирением 1 степени, 35-40 – ожирением 2 степени и выше 40 – ожирением 3 степени. На основе периодического определения ИМТ решается проблема индивидуализации физической нагрузки. Кроме вышеуказанного, о физическом здоровье можно судить по состоянию осанки (особенно в начальной школе), нет ли дефектов в телосложении (особенно в основной и старшей школе), правильно ли походка и уверенны ли движения. Определенную информацию дают состояние и чистота кожи, наличие улыбки на лице и отсутствие заболеваний (по данным медицинского освидетельствования). В этих целях учителю физической культуры рекомендуется поддержать связь с медицинским персоналом медпункта.

Обобщенными критериями эмоционального (психологического) здоровья являются показатели самоощущения, социального отношения между учениками, насколько занимающиеся умеют управлять эмоциями, преодолевать возникающие трудности. Для этого учитель физической культуры осуществляет регулярное наблюдение, предметом которого является отношение ученика к спортивному оборудованию и инвентарю, даваемым заданиям, к другим учащимся и какие при этом проявляет эмоции. Важно наблюдать как справляется с трудностями, особенно во время ведения состязательной деятельности. Дополнительную информацию можно получить, предлагая занимающимся вести дневник, в котором описываются показатели самоощущения. Совместные обсуждения динамики самооценки позволяют внести аргументированные изменения.

Обобщенными критериями социального здоровья являются поведение занимающегося, его социальная активность, характер взаимодействия в группе (в команде), проявление ответственности за поступки и осознание значения регулярных занятий физической культурой. Основным методом оценки является также наблюдение. Оно осуществляется за характером поведения, за тем насколько ученик активен на уроках физической культуры и в процессе игровой и состязательной деятельности, как взаимодействует в группе, не отличается ли индивидуализмом и эгоизмом, может ли брать на себя ответственность при возникающих ситуациях и насколько вошло в привычку регулярное выполнение физических упражнений. На основе таких сведений учитель физической культуры вносит коррективы в процесс физического воспитания, оказывает содействие формированию социального здоровья обучающихся, а также информирует родителей (законных представителей) для принятия совместных мер.

Относительно ориентирации содержания и методов физического воспитания на достижение признаков, характеризующих модель выпускника каждой ступени школьного образования, отмечаем, что эта идея является новой и учителю физической культуры необходимо иметь виду следующее. Во-первых, государственным образовательным стандартом школьного образования в качестве таковых для начальной школы установлено 10, основной и старшей школы – по 12 модельных признаков. Это означает, что одной из миссией общеобразовательной школы является обеспечение соответствия образовательных достижений выпускников различных ступеней общеобразовательной школы установленным модельным признакам. Во-вторых, часть модельных признаков, установленных для выпускников школ, формируется также ресурсами уроков физической культуры. К их числу относятся необходимость сформировать навыки мотивированной учебной деятельности, соблюдения требований личной гигиены, здорового образа жизни, надлежащего социального поведения, культуры, этики и бесконфликтного решения возникающих проблем.

Наряду с вышеуказанным, отмечаем, что модельными признаками выпускников основной школы предусмотрен достаточно сложный вид подготовленности. Речь идет о том, что выпускник основной школы должен быть подготовлен по одному из видов спорта. Если исходить из нормативно-правового значения данного требования, то речь должна идти о необходимости выполнить обучающимся норм и требований спортивного разряда, официально установленных Единой спортивной классификацией Кыргызской Республики.

В принципе, указанного результата можно достичь, но для этого необходимо задействовать ресурсы внеклассной и внешкольной форм физкультурно-спортивной работы и организовать дополнительную систему тренировочных занятий. В международной практике уроки физической культуры со спортивной направленностью широко распространены в Великобритании (упор делают на активные и в техническом отношении сложные виды спорта), в Германии и Италии (футбол), в США (баскетбол), где недельной объем работы составлят до 4-х уроков в неделю. В Японии, наоборот, акцент делают на здоровье и на личностное развитие обучающегося. В этой связи, учитель физической культуры регулярно следит за состоянием здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся и в случае обнаружения проблем составляет индивидуальную программу питания и занятий физическими упражнениями. В советской и постсоветской практике ставку делают на разносторонне развитие и на обеспечение готовности занимающихся к труду и обороне Родины. Что касается объема учебной нагрузки, то за исключением отдельных стран (Казахстан, частично Россия), то его показатели ограничиваются 2-х часовыми уроками в неделю. Кыргызстану свойствено такие же черты.

В этой связи, рекомендуем делать ставку на внеклассные и внешкольные формы работы, имея виду, что основные положения современной теории и методики физического воспитания требуют обеспечить комплексный характер проводимой работы и задача учителя физической культуры состоит в обеспечении гармоничного развития личности, сочетающего в себе физическое совершенство, моральную чистоту, духовное богатство, а также готовности занимающихся к труду и обороне Родины.

Таким образом, можно заключить, что новое поколение нормативно-правовых актов школьного образования характеризуются необходимостью реализовать ряд новых идей в целом, и по физической культуре, в частности, и требует от учителя физической культуры проявлять должную ответственность и творческий подход к работе.

Рекомендуемая литература:

  1. Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики. Утвержден постановлением Кабинета министров Кыргызской Республики от 22 июля 2022 года №393. [Электронный ресурс] https://online.toktom.kg/NewsTopic/6697.
  2. Предметный стандарт «Физическая культура» для 1-4 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики. https://kao.kg/
  3. Предметный стандарт «Физическая культура» для 5-9 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики. https://kao.kg/
  4. Предметный стандарт «Физическая культура» для 10-11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики. https://kao.kg/
  5. Физическая культура. Учебная программа для учащихся 1-4 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики. https://kao.kg/
  6. Физическая культура. Учебная программа для учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики. https://kao.kg/
  7. Физическая культура. Учебная программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики. https://kao.kg.
Поделиться

Комментарии