ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ в классах с русским языком обучения в средних школах

  • 15.08.2023
  • 0
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ в классах с русским языком обучения в средних школах

Предметы естественно-научного цикла продолжают курс начальной школы «Я и мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Естествознание также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено истории познания природы человеком, раскрытию разных способов исследований, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира и жизни человека.

Естественно-научная образовательная область направлена на формирование естественно-научного мировоззрения, набора исследовательских компетентностей (распознавание и постановка научных вопросов, научное объяснение явлений, использование научных доказательств), понимание единства и многообразия свойств неживой и живой природы, представлений о закономерностях, происходящих в организмах, природных сообществах, окружающей среде, формированию способностей к объяснению связей и зависимостей в экосистемах, закладыванию основ  экологического мышления.

Предмет «Естествознание» является интегрированным. Интегративный подход понимается, в основном, как реализация межпредметных связей и способствует повороту от фрагментарного к целостному, что позволяет видеть в ситуации не только объекты, но и систему их взаимосвязей. Поэтому в данном предмете осуществляется интеграция знаний и навыков, полученных обучающимися в начальной школе, а также в ходе наблюдения за природными объектами на основе естественнонаучных подходов и концептов устойчивого развития, направленных на формирование у учащихся понимания многообразия природы, ценностей и принципов сбалансированного развития общества и природы, формирования у них основ системного мышления, развития экологического сознания и «зеленых навыков».

Переход к новому Государственному образовательному стандарту школьного общего образования

Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики (далее – Госстандарт), который был утвержден Постановлением Кабинета министров КР от 22.07.2022 №393. В данный Госстандарт впервые включены ряд понятий, необходимых для образования для устойчивого развития, ключевыми для которого являются “зеленые навыки”.

В Госстандарте в качестве основных условий и вызовов для образования Кыргызстана в XXI веке указаны «Вызовы окружающей среды»; «Необходимость перехода к ресурсосберегающим (энерго-, водно- и др.) технологиям», а также «Культурное многообразие страны, региона, мира» – что требует адекватных ответов на вызовы.

Одним из ответов на указанные вызовы является формирование зеленых навыков. В Госстандарте дано следующее определение: «зеленые навыки – знания, ценности и установки, необходимые для овладения экологически безопасными способами жизни, развития и поддержки устойчивого и ресурсоэффективноого общества, выявления, предупреждения и решения экологических проблем».

Этот подход раскрывается в целях и задачах образования и ожидаемых результатах обучения.

Целью образования провозглашено «обеспечение качественного образования для приобретения обучающимися знаний и компетентностей, необходимых для содействия устойчивому развитию и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

Среди задач указано: «обеспечение понимания обучающимися вопросов современных экологических проблем, изменения климата, ответственного потребления, бережного отношения к природе и зеленой экономике».

Зеленые навыки должны реализовываться во всех образовательных областях, но особое значение здесь имеет естественно-научная образовательная область, которая «направлена на формирование исследовательской компетентности (распознавание и постановка научных вопросов, научное объяснение явлений, использование научных доказательств), понимание единства и многообразия свойств неживой и живой природы, представлений о закономерностях, происходящих в организме, природных сообществах, окружающей среде, помогают следовать принципам устойчивого развития, реализовать ресурсосберегающее поведение, осознавать необходимость действий для снижения рисков, связанных с изменением климата и других угроз, для необходимости построения зеленой экономики, а также дает возможность применения интегративного подхода для разработки новых технологических решений и обеспечения благосостояния людей».

Переход к новому предметному стандарту по естествознанию

В августе 2022 г.  на коллегии Министерства образования и науки Кыргызской Республики был утвержден предметный стандарт по естествознанию для школ.

В 2023-2024 уч. году на предмет «Естествознание» в 5-ом классе выделено 2  в неделю, что  позволит создать у учащихся крепкий базис для изучения предметов естественнонаучной области, а учитывая интегративный характер самого предмета – позволит выработать естественнонаучную картину мира и показать взаимосвязь человека, природы и техногенной среды (преобразованного человеком пространства). Именно такой целостный/интегрированный подход заложен в задания PISA.

Целью предмета “Естествознание” заявлено: формирование у обучающихся основ естественно-научной картины мира, овладение ими базовыми «зелеными навыками» и методами познания изменяющегося природного и техногенного мира, использование их на практике, развитие интереса к естественно-научному знанию.

Кроме того, в стандарте появляются понятия «зеленая экономика»,  Образование для устойчивого развития (ОУР), Устойчивое развитие, Цели устойчивого развития.

Выдержки из предметного стандарта по естествознанию

Естественно-научная грамотность – это способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественно-научное мышление – представляет собой обобщенное  и опосредованное отражение природных явлений, которое формируется и развивается на основе диалектической связи структурных компонентов физических, химических и биологических знаний, характеризующихся преобразованием предметной реальности во всевозможные модели (образную, знаковую, логическую и др.).

«Зеленые навыки»  («green skills»)  – это знания, ценности и установки, необходимые для овладения экологически безопасными способами жизни, развития и  поддержки устойчивого и ресурсоэффективного общества, выявления, решения и предупреждения экологических проблем, всего того, что мы используем, чтобы сделать мир вокруг нас более экологичным, энергоэффективным, безопасным и  являются решающим фактором в реализации успеха и скорости глобального «зеленого перехода» к «зеленой экономике», для выживания человечества.

«Зеленая экономика» – это низкоуглеродная, ресурсоэффективная и социаль но инклюзивная экономика. В зеленой экономике рост занятости и доходов об условлен государственными и частными инвестициями в такую экономическую деятельность, инфраструктуру и активы, которые позволяют сократить выбросы углерода и загрязнение, повысить эффективность использования энергии и ресурсов и предотвратить утрату биоразнообразия и экосистемных услуг.

Впервые появляется в стандарте понятие «мировоззрение» – т.е. «система человеческих  знаний,   ценностей, идеалов,  принципов, взглядов о мире и о месте человека в мире, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира». Компонентами мировоззрения должны быть убеждения в значимости зеленых навыков и устойчивого развития.

В стандарте по естествознанию отмечено, что концептуальные основы предмета – это:

— естественно-научные знания – знания о природе, рациональном природопользовании и разумном, не разрушительном преобразовании окружающей человека среды;

— изучая тела, состав, строение и свойства веществ, природные явления, естествознание может объяснить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращений на биологические системы;

— раскрывая механизмы физических и биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, способствует решению задачи наиболее естественного и безболезненного вхождения промышленного производства в природные циклы;

— позволяет рассматривать проблемы устойчивого развития, изменения климата и предупреждения его негативных последствий, ответственного потребления, бережного отношения к природе через развитие «зеленых» навыков для «зеленой экономики»;

— используя простые методики анализа состояния объектов окружающей среды или веществ, естествознание формирует навыки принятия решений, о предотвращении поступления вредных веществ, очистке этих объектов, способах защиты, жизни в экосистеме и т.д., что позволяет ввести в предмет социально-экологические проекты.

В предмет «Естествознание» включены знания и навыки, обеспечивающие на базовом уровне знакомство с биологией, физикой, химией и географией, а также экологией, астрономией, элементами культуры здоровья и ОБЖ, что помогает понять системное устройство природы, его взаимодействие с обществом и место человека в природе.

Благодаря этому, содержательные линии и компетентности предмета «Естествознание» выстраивают предмет на основе ключевых идей каждой из указанных наук, формирующих естественно-научную картину мира и показывающих взаимосвязь человека, природы и техногенной среды (преобразованного – человеком пространства).

Организация предмета «Естествознания» предполагает развертывание следующих содержательных линий:

  1. Система миропознания: методы и формы научного познания, естественно-научная картина мира.
  2. Физические системы: тело, вещество, энергия — взаимодействие и превращение.
  3. Космические системы: Вселенная, Солнечная система, планета Земля.
  4. Живые системы: организмы, среда, экосистемы.
  5. Техно- и антропосистемы: технология, природные ресурсы, здоровье человека и безопасность жизни.

Содержательные линии сохраняются на всем протяжении изучения предметов естественно-научной области, трансформируясь в зависимости от объектов изучения физики, химии, биологии, географии.

Предметные компетентности “Естествознания” являются  базовыми также для  PISA:

Распознавание и постановка научных вопросов

Научное объяснение явлений

Использование научных доказательств

Соответственно, в ожидаемых образовательных результатах закреплены конкретные требования к уровню достижений учащихся.

Например:

Система:5.1.1.1. Описывает естественнонаучную материалистическую картину мира, строит простые
миропознания методы и формы научного познания, естественнонаучная картина  мира.

 

модели природных и техногенных объектов/про цессов, описывает методы их изучения. 5.1.1.2.Применяет лабораторное оборудование для проведения простейших опытов/измерений, определяет некоторые свойства природных объектов (воздуха, воды, почвы и др.), анализирует и кратко характеризует результаты опыта.

5.1.2.3 Использует современные нформационно-коммуникационные технологии  при решении учебных задач, в том числе для поиска и переработки научной и научно-популярной информации по естествознанию.

Рекомендации для учителей естествознания, работающих в 5-х классах

Усвоение школьниками учебных материалов происходит на основе их активной учебно-познавательной деятельности. Активность школьников зависит от правильной организации учебного процесса.

Большинство учителей стремятся добиться от учащихся по естествознанию репродуктивного получение знаний, умений и навыков, что делает уроки скучными и неинтересными. Дети находятся в таком возрасте, что у них проявляется любознательность к окружающему миру. Задача учителя поддержать интерес ребенка к активной познавательной деятельности.

Важно разнообразить уроки, например, можно предлагать детям доступные им интересные  ситуационные задачи, метод кейс-стади, методы моделирования проблемных ситуаций и т.д.

Совершенно необходимо использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ поддерживают процесс познания, а также способствуют сотрудничеству учащихся и формированию коммуникативных умений. Современные гаджеты с выходом в Интернет дают возможность осуществить быстрый сбор и анализ дополнительных данных при решении учебных задач, а также увидеть различные природные явления, проводимые опыты и др.

Проводите с детьми учебное исследование. В процессе научного исследования учащиеся вовлечены в деятельность, которая воспроизводит работу ученых, т.е. как думают и что делают ученые при принятии решений, например, как формулируют вопросы и планируют ход исследования.

Применяйте моделирование. Это деятельность, в которой учащиеся строят представление (модель)  объекта, например, Солнечной системы или животной клетки.

Активно используйте коллективное обучение. При коллективном (групповом) обучении деятельность организуется так, что каждый учащийся берет на себя долю ответственности и вносит свой вклад в решение задачи. Работая с другими, учащиеся согласуют разные точки зрения и решения для достижения общей цели.

Для детей 5-го класса необходимо проведение экскурсий. Это любая обучающая деятельность за стенами школы. Она дает возможность учащимся получить опыт научного исследования и получения знаний в условиях повседневной жизни.

Игровые технологии и компьютерные симуляции стимулируют учащихся к изучению концепций и овладению умениями.

Практикуйте рассказы о науке. Истории (рассказы) о науке в повседневной жизни и об ученых могут пробудить интерес у учащихся и стимулировать их к разговору о науке. В качестве создателей или рассказчиков историй могут выступать как учителя, так и ученики.

Обсуждение этической и личностной позиции, особенно в отношении с природой. Научное познание не отделимо от формирования личностных качеств, — таких, как любознательность, креативность, объективность, честность, восприимчивость, настойчивость и ответственность, — и на это следует обращать внимание в процессе обучения. Учащиеся также могут обсуждать этические аспекты науки и технологий.

Проектно-исследовательская деятельность. Данная деятельность позволяет показать прикладной характер теоретических знаний и практических умений.

В 2023-2024 учебном году преподавание предмета «Естествознание» в 5-х классах осуществляется на основании программы. Рекомендуем распределение недельных часов осуществить по схеме таблица 1).

Предмет
КлассЕстествознание
1-ое полугодие2-ое полугодие
522

Предлагаемые вопросы для обсуждения учителями естествознания:

Как сформировать «зеленые навыки» на уроках естествознания;

Как сформировать функциональную грамотность на уроках естествознания;

Обсуждение нового предметного стандарта по естествознанию;

Ключевое и предметные компетенции школьников, формируемые в результате изучения предмета «Естествознание»

Выбор учебного материала и разработка его в дидактическом направлении;

Выбор методов и средств обучения;

Организация своей деятельности и деятельности учащихся для сохранения культурного наследия – эпоса «Манас»;

Овладение компьютерными технологиями и правильное использование новых программ и мессенджеров для формирования естественнонаучной грамотности;

Естественно-научная грамотность как компонент функциональной грамотности в международном исследовании PISA–2025;

Как организовать взаимосв

Предметы естественно-научного цикла продолжают курс начальной школы «Я и мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Естествознание также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено истории познания природы человеком, раскрытию разных способов исследований, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира и жизни человека.

Естественно-научная образовательная область направлена на формирование естественно-научного мировоззрения, набора исследовательских компетентностей (распознавание и постановка научных вопросов, научное объяснение явлений, использование научных доказательств), понимание единства и многообразия свойств неживой и живой природы, представлений о закономерностях, происходящих в организмах, природных сообществах, окружающей среде, формированию способностей к объяснению связей и зависимостей в экосистемах, закладыванию основ  экологического мышления.

Предмет «Естествознание» является интегрированным. Интегративный подход понимается, в основном, как реализация межпредметных связей и способствует повороту от фрагментарного к целостному, что позволяет видеть в ситуации не только объекты, но и систему их взаимосвязей. Поэтому в данном предмете осуществляется интеграция знаний и навыков, полученных обучающимися в начальной школе, а также в ходе наблюдения за природными объектами на основе естественнонаучных подходов и концептов устойчивого развития, направленных на формирование у учащихся понимания многообразия природы, ценностей и принципов сбалансированного развития общества и природы, формирования у них основ системного мышления, развития экологического сознания и «зеленых навыков».

Переход к новому Государственному образовательному стандарту школьного общего образования

Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики (далее – Госстандарт), который был утвержден Постановлением Кабинета министров КР от 22.07.2022 №393. В данный Госстандарт впервые включены ряд понятий, необходимых для образования для устойчивого развития, ключевыми для которого являются “зеленые навыки”.

В Госстандарте в качестве основных условий и вызовов для образования Кыргызстана в XXI веке указаны «Вызовы окружающей среды»; «Необходимость перехода к ресурсосберегающим (энерго-, водно- и др.) технологиям», а также «Культурное многообразие страны, региона, мира» – что требует адекватных ответов на вызовы.

Одним из ответов на указанные вызовы является формирование зеленых навыков. В Госстандарте дано следующее определение: «зеленые навыки – знания, ценности и установки, необходимые для овладения экологически безопасными способами жизни, развития и поддержки устойчивого и ресурсоэффективноого общества, выявления, предупреждения и решения экологических проблем».

Этот подход раскрывается в целях и задачах образования и ожидаемых результатах обучения.

Целью образования провозглашено «обеспечение качественного образования для приобретения обучающимися знаний и компетентностей, необходимых для содействия устойчивому развитию и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

Среди задач указано: «обеспечение понимания обучающимися вопросов современных экологических проблем, изменения климата, ответственного потребления, бережного отношения к природе и зеленой экономике».

Зеленые навыки должны реализовываться во всех образовательных областях, но особое значение здесь имеет естественно-научная образовательная область, которая «направлена на формирование исследовательской компетентности (распознавание и постановка научных вопросов, научное объяснение явлений, использование научных доказательств), понимание единства и многообразия свойств неживой и живой природы, представлений о закономерностях, происходящих в организме, природных сообществах, окружающей среде, помогают следовать принципам устойчивого развития, реализовать ресурсосберегающее поведение, осознавать необходимость действий для снижения рисков, связанных с изменением климата и других угроз, для необходимости построения зеленой экономики, а также дает возможность применения интегративного подхода для разработки новых технологических решений и обеспечения благосостояния людей».

Переход к новому предметному стандарту по естествознанию

В августе 2022 г.  на коллегии Министерства образования и науки Кыргызской Республики был утвержден предметный стандарт по естествознанию для школ.

В 2023-2024 уч. году на предмет «Естествознание» в 5-ом классе выделено 2  в неделю, что  позволит создать у учащихся крепкий базис для изучения предметов естественнонаучной области, а учитывая интегративный характер самого предмета – позволит выработать естественнонаучную картину мира и показать взаимосвязь человека, природы и техногенной среды (преобразованного человеком пространства). Именно такой целостный/интегрированный подход заложен в задания PISA.

Целью предмета “Естествознание” заявлено: формирование у обучающихся основ естественно-научной картины мира, овладение ими базовыми «зелеными навыками» и методами познания изменяющегося природного и техногенного мира, использование их на практике, развитие интереса к естественно-научному знанию.

Кроме того, в стандарте появляются понятия «зеленая экономика»,  Образование для устойчивого развития (ОУР), Устойчивое развитие, Цели устойчивого развития.

Выдержки из предметного стандарта по естествознанию

Естественно-научная грамотность – это способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественно-научное мышление – представляет собой обобщенное  и опосредованное отражение природных явлений, которое формируется и развивается на основе диалектической связи структурных компонентов физических, химических и биологических знаний, характеризующихся преобразованием предметной реальности во всевозможные модели (образную, знаковую, логическую и др.).

«Зеленые навыки»  («green skills»)  – это знания, ценности и установки, необходимые для овладения экологически безопасными способами жизни, развития и  поддержки устойчивого и ресурсоэффективного общества, выявления, решения и предупреждения экологических проблем, всего того, что мы используем, чтобы сделать мир вокруг нас более экологичным, энергоэффективным, безопасным и  являются решающим фактором в реализации успеха и скорости глобального «зеленого перехода» к «зеленой экономике», для выживания человечества.

«Зеленая экономика» – это низкоуглеродная, ресурсоэффективная и социаль но инклюзивная экономика. В зеленой экономике рост занятости и доходов об условлен государственными и частными инвестициями в такую экономическую деятельность, инфраструктуру и активы, которые позволяют сократить выбросы углерода и загрязнение, повысить эффективность использования энергии и ресурсов и предотвратить утрату биоразнообразия и экосистемных услуг.

Впервые появляется в стандарте понятие «мировоззрение» – т.е. «система человеческих  знаний,   ценностей, идеалов,  принципов, взглядов о мире и о месте человека в мире, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира». Компонентами мировоззрения должны быть убеждения в значимости зеленых навыков и устойчивого развития.

В стандарте по естествознанию отмечено, что концептуальные основы предмета – это:

— естественно-научные знания – знания о природе, рациональном природопользовании и разумном, не разрушительном преобразовании окружающей человека среды;

— изучая тела, состав, строение и свойства веществ, природные явления, естествознание может объяснить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращений на биологические системы;

— раскрывая механизмы физических и биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, способствует решению задачи наиболее естественного и безболезненного вхождения промышленного производства в природные циклы;

— позволяет рассматривать проблемы устойчивого развития, изменения климата и предупреждения его негативных последствий, ответственного потребления, бережного отношения к природе через развитие «зеленых» навыков для «зеленой экономики»;

— используя простые методики анализа состояния объектов окружающей среды или веществ, естествознание формирует навыки принятия решений, о предотвращении поступления вредных веществ, очистке этих объектов, способах защиты, жизни в экосистеме и т.д., что позволяет ввести в предмет социально-экологические проекты.

В предмет «Естествознание» включены знания и навыки, обеспечивающие на базовом уровне знакомство с биологией, физикой, химией и географией, а также экологией, астрономией, элементами культуры здоровья и ОБЖ, что помогает понять системное устройство природы, его взаимодействие с обществом и место человека в природе.

Благодаря этому, содержательные линии и компетентности предмета «Естествознание» выстраивают предмет на основе ключевых идей каждой из указанных наук, формирующих естественно-научную картину мира и показывающих взаимосвязь человека, природы и техногенной среды (преобразованного – человеком пространства).

Организация предмета «Естествознания» предполагает развертывание следующих содержательных линий:

  1. Система миропознания: методы и формы научного познания, естественно-научная картина мира.
  2. Физические системы: тело, вещество, энергия — взаимодействие и превращение.
  3. Космические системы: Вселенная, Солнечная система, планета Земля.
  4. Живые системы: организмы, среда, экосистемы.
  5. Техно- и антропосистемы: технология, природные ресурсы, здоровье человека и безопасность жизни.

Содержательные линии сохраняются на всем протяжении изучения предметов естественно-научной области, трансформируясь в зависимости от объектов изучения физики, химии, биологии, географии.

Предметные компетентности “Естествознания” являются  базовыми также для  PISA:

Распознавание и постановка научных вопросов

Научное объяснение явлений

Использование научных доказательств

Соответственно, в ожидаемых образовательных результатах закреплены конкретные требования к уровню достижений учащихся.

Например:

Система:5.1.1.1. Описывает естественнонаучную материалистическую картину мира, строит простые
миропознания методы и формы научного познания, естественнонаучная картина  мира.

 

модели природных и техногенных объектов/про цессов, описывает методы их изучения. 5.1.1.2.Применяет лабораторное оборудование для проведения простейших опытов/измерений, определяет некоторые свойства природных объектов (воздуха, воды, почвы и др.), анализирует и кратко характеризует результаты опыта.

5.1.2.3 Использует современные нформационно-коммуникационные технологии  при решении учебных задач, в том числе для поиска и переработки научной и научно-популярной информации по естествознанию.

Рекомендации для учителей естествознания, работающих в 5-х классах

Усвоение школьниками учебных материалов происходит на основе их активной учебно-познавательной деятельности. Активность школьников зависит от правильной организации учебного процесса.

Большинство учителей стремятся добиться от учащихся по естествознанию репродуктивного получение знаний, умений и навыков, что делает уроки скучными и неинтересными. Дети находятся в таком возрасте, что у них проявляется любознательность к окружающему миру. Задача учителя поддержать интерес ребенка к активной познавательной деятельности.

Важно разнообразить уроки, например, можно предлагать детям доступные им интересные  ситуационные задачи, метод кейс-стади, методы моделирования проблемных ситуаций и т.д.

Совершенно необходимо использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ поддерживают процесс познания, а также способствуют сотрудничеству учащихся и формированию коммуникативных умений. Современные гаджеты с выходом в Интернет дают возможность осуществить быстрый сбор и анализ дополнительных данных при решении учебных задач, а также увидеть различные природные явления, проводимые опыты и др.

Проводите с детьми учебное исследование. В процессе научного исследования учащиеся вовлечены в деятельность, которая воспроизводит работу ученых, т.е. как думают и что делают ученые при принятии решений, например, как формулируют вопросы и планируют ход исследования.

Применяйте моделирование. Это деятельность, в которой учащиеся строят представление (модель)  объекта, например, Солнечной системы или животной клетки.

Активно используйте коллективное обучение. При коллективном (групповом) обучении деятельность организуется так, что каждый учащийся берет на себя долю ответственности и вносит свой вклад в решение задачи. Работая с другими, учащиеся согласуют разные точки зрения и решения для достижения общей цели.

Для детей 5-го класса необходимо проведение экскурсий. Это любая обучающая деятельность за стенами школы. Она дает возможность учащимся получить опыт научного исследования и получения знаний в условиях повседневной жизни.

Игровые технологии и компьютерные симуляции стимулируют учащихся к изучению концепций и овладению умениями.

Практикуйте рассказы о науке. Истории (рассказы) о науке в повседневной жизни и об ученых могут пробудить интерес у учащихся и стимулировать их к разговору о науке. В качестве создателей или рассказчиков историй могут выступать как учителя, так и ученики.

Обсуждение этической и личностной позиции, особенно в отношении с природой. Научное познание не отделимо от формирования личностных качеств, — таких, как любознательность, креативность, объективность, честность, восприимчивость, настойчивость и ответственность, — и на это следует обращать внимание в процессе обучения. Учащиеся также могут обсуждать этические аспекты науки и технологий.

Проектно-исследовательская деятельность. Данная деятельность позволяет показать прикладной характер теоретических знаний и практических умений.

В 2023-2024 учебном году преподавание предмета «Естествознание» в 5-х классах осуществляется на основании программы. Рекомендуем распределение недельных часов осуществить по схеме таблица 1).

Предмет
КлассЕстествознание
1-ое полугодие2-ое полугодие
522

Предлагаемые вопросы для обсуждения учителями естествознания:

Как сформировать «зеленые навыки» на уроках естествознания;

Как сформировать функциональную грамотность на уроках естествознания;

Обсуждение нового предметного стандарта по естествознанию;

Ключевое и предметные компетенции школьников, формируемые в результате изучения предмета «Естествознание»

Выбор учебного материала и разработка его в дидактическом направлении;

Выбор методов и средств обучения;

Организация своей деятельности и деятельности учащихся для сохранения культурного наследия – эпоса «Манас»;

Овладение компьютерными технологиями и правильное использование новых программ и мессенджеров для формирования естественнонаучной грамотности;

Естественно-научная грамотность как компонент функциональной грамотности в международном исследовании PISA–2025;

Как организовать взаимосвязь всех этих компонентов и довести их до определенной научной системы и ценностной ориентации.

А. Насырова,  старший научный сотрудник лаборатории естественно-научного и математического образования КАО. Тел.: (0701) 441 441,
e-mail: alphia.nasyrova@gmail.com

язь всех этих компонентов и довести их до определенной научной системы и ценностной ориентации.

А. Насырова,  старший научный сотрудник лаборатории естественно-научного и математического образования КАО. Тел.: (0701) 441 441,
e-mail: alphia.nasyrova@gmail.com

Поделиться

Комментарии