АНТОНИМЫ
- 21.04.2023
- 0
Чолпон Джоробаева,
учитель русского языка и литературы,
директор детского сада “Алтын Уя-Көң”
села Көң, Кадамжайского района
Предмет: Русского языка
Класс: 6 класс
Тема урока: Антонимы
Цели урока:
образовательная: сформировать понятие об антонимах; показать роль антонимов в речи как средство выразительности; уметь находить в словаре.
развивающая: развивать знания об антонимах.
воспитательная: прививать любовь к русскому языку; УНТ.
Тип урока: Урок изучение нового материала
Вид урока: Урок-сказка
Оборудование: Плакаты с пословицами, четверостишьями; учебник; рисунки; интерактивная доска.
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие учителя: Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами отправимся чудесное королевство слов, и не простых слов, а разных между собой по значению, эти слова называются антонимами.
А для этого мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.
Слушайте внимательно, героини нашей удивительной сказки Аня и Яна отправляются в «Страну антонимов».
Долго ли, коротко ли шли девочки, но пришли они наконец в «Страну антонимов» их встретили два человека. один высокий и худой, другой маленький и толстый. Первого звали — Грустила, а второго Весельчак.
-А почему они разные? — удивились девочки.
-А все нашей стране разные. Вы скоро убедитесь в этом, сказала Грустила.
-За то у нас очень интересно! Весело сказал Весельчак.
Грустила и Весельчак открывают ворота и объясняют, Ане и Яне, о чем идет речь. Вы находитесь в «Стране антонимов».
Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположными значениями.
Например, посмотри вокруг себя. Слева большое дерево, а справа маленькое. Вот видишь, чтобы увидеть второе дерево, ты повернула голову совсем в другую, противоположную сторону, так и со словами, если хотим узнать антоним к слову, сказав одно слово, и мы вспоминаем его противоположное значение. Я сейчас тоже говорил антонимами, справа — слева, большое — маленькое.
— Я все поняла, как интересно, — сказала Яна
— Ребята теперь вам понятно, почему девочек встретили два непохожих человека?
— Да, высокий худой, другой — маленький толстый.
— Молодцы!
— Ребята, вам нравится сказка?
— Давайте будем внимательно следить за ходом сказки. Может девочкам понадобится ваша помощь?
-Тем временем девочки уже спешили первому городу под названием «Пословицы».
Жители этого города, как вы догадались пословицы. У входа написаны «Ученье – свет, а не ученье — тьма». Далее девочки познакомились еще с двумя жителями города: «Труд всегда дает, а лень только берет», «Кто хочет много знать, тому надо мало спать». Многому научили эти пословицы девочек.
— Ребята, как вы думаете, чему учат эти пословицы?
— Найдите антонимы в пословицах, запишите и запомните их.
— Ну а теперь вернемся к сказке. Пока мы с вами говорили и писали, девочки прибыли в следующий город Стихотворений. Здесь их встретили веселые Четверостишья. Они вдруг стали прыгать танцевать, увидев гостей первым подошла Четверостишье:
— Под крымское солнце,
На черное море.
Ребята приехали
с Белого моря.
Второе Четверостишье:
Приехали белые
С Белого моря.
Уехали черные
С Черного моря.
— Угадайте, какие слова в них антонимы
Девочки правильно ответили, черный — белый
— Продолжим путешествие с нашими героинями. Пока вы отвечали, девочки оказались в сказочном лесу. Но страшный был лес — в нем рядом и весна, и осень. Желтый лист и зеленая травушка. Кругом одни цветы отцветают, другие зацветают. Тишина и песни. В таком лесу и грустно и весело.
— Ребята, что увидели девочки в лесу? В ответе используйте антонимы.
— А теперь вернемся к Ане и Яне. Долго ходили они по стране антонимов. Много узнали о жителях этой чудесной страны. Но пришло время возвращаться домой. По дороге домой они спрашивают друг у друга. Ну как тебе путешествие? Спрашивает Яна.
— Было очень интересно теперь я знаю, что корень ученья горек, а плод сладок.
— Молодец Яна ты уже говоришь пословицами, но любишь брать, люби и отдавать.
— Найди антонимы в пословицах:
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Мир строит, война разрушает.
Иди вперед, оглядывайся назад.
Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Все антонимы нашла Яна правильно.
-Назовите антонимы, и вы ребята.
Пока девочки говорили об антонимах не заметили, как они вернулись к родной школе, и решили девочки зайти в школьную библиотеку. И вот они держат в руках словарь антонимов, книгу, которая стала для них самой дорогой.
Вот и сказке конец,
А кто слушал молодец!
Подведение итогов урока.
— Ребята вам понравилась сказка? В этой удивительной сказке мы с вами познакомились антонимами.
— Какие слова называются антонимами?
-Какие части речи могут быть антонимами?
Например:
Черный — белый.
Лень — труд.
Брать — отдавать.
Домашнее задание.
Комментарии