АНТОНИМЫ

  • 21.04.2023
  • 0

Чолпон Джоробаева,

учитель русского языка и литературы,

директор детского сада “Алтын Уя-Көң”

села Көң, Кадамжайского района

Предмет: Русского языка

Класс: 6 класс

Тема урока: Антонимы

 

Цели урока:

образовательная: сформировать понятие об антонимах; показать роль антонимов в речи как средство выразительности; уметь находить в словаре.

развивающая: развивать знания об антонимах.

воспитательная: прививать любовь к русскому языку; УНТ.

Тип урока: Урок изучение нового материала

Вид урока: Урок-сказка

Оборудование: Плакаты с пословицами, четверостишьями; учебник; рисунки; интерактивная доска.

Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие учителя: Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с вами отправимся чудесное королевство слов, и не простых слов, а разных между собой по значению, эти слова называются антонимами.

А для этого мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.

Слушайте внимательно, героини нашей удивительной сказки Аня и Яна отправляются в «Страну антонимов».

Долго ли, коротко ли шли девочки, но пришли они наконец в «Страну антонимов» их встретили два человека. один высокий и худой, другой маленький и толстый. Первого звали — Грустила, а второго Весельчак.

-А почему они разные? — удивились девочки.

-А все нашей стране разные. Вы скоро убедитесь в этом, сказала Грустила.

-За то у нас очень интересно! Весело сказал Весельчак.

Грустила и Весельчак открывают ворота и объясняют, Ане и Яне, о чем идет речь. Вы находитесь в «Стране антонимов».

Антонимыслова одной и той же части речи с противоположными значениями.

Например, посмотри вокруг себя. Слева большое дерево, а справа маленькое. Вот видишь, чтобы увидеть второе дерево, ты повернула голову совсем в другую, противоположную сторону, так и со словами, если хотим узнать антоним к слову, сказав одно слово, и мы вспоминаем его противоположное значение. Я сейчас тоже говорил антонимами, справа слева, большое — маленькое.

— Я все поняла, как интересно, — сказала Яна

— Ребята теперь вам понятно, почему девочек встретили два непохожих человека?

— Да, высокий худой, другой — маленький толстый.

— Молодцы!

— Ребята, вам нравится сказка?

— Давайте будем внимательно следить за ходом сказки. Может девочкам понадобится ваша помощь?

-Тем временем девочки уже спешили первому городу под названием «Пословицы».

Жители этого города, как вы догадались пословицы. У входа написаны «Ученье – свет, а не ученье — тьма». Далее девочки познакомились еще с двумя жителями города: «Труд всегда дает, а лень только берет», «Кто хочет много знать, тому надо мало спать». Многому научили эти пословицы девочек.

— Ребята, как вы думаете, чему учат эти пословицы?

— Найдите антонимы в пословицах, запишите и запомните их.

— Ну а теперь вернемся к сказке. Пока мы с вами говорили и писали, девочки прибыли в следующий город Стихотворений. Здесь их встретили веселые Четверостишья. Они вдруг стали прыгать танцевать, увидев гостей первым подошла Четверостишье:

— Под крымское солнце,

На черное море.

Ребята приехали

с Белого моря.

Второе Четверостишье:

Приехали белые

С Белого моря.

Уехали черные

С Черного моря.

— Угадайте, какие слова в них антонимы

Девочки правильно ответили, черный — белый

— Продолжим путешествие с нашими героинями. Пока вы отвечали, девочки оказались в сказочном лесу. Но страшный был лес — в нем рядом и весна, и осень. Желтый лист и зеленая травушка. Кругом одни цветы отцветают, другие зацветают. Тишина и песни. В таком лесу и грустно и весело.

— Ребята, что увидели девочки в лесу? В ответе используйте антонимы.

— А теперь вернемся к Ане и Яне. Долго ходили они по стране антонимов. Много узнали о жителях этой чудесной страны. Но пришло время возвращаться домой. По дороге домой они спрашивают друг у друга. Ну как тебе путешествие? Спрашивает Яна.

— Было очень интересно теперь я знаю, что корень ученья горек, а плод сладок.

— Молодец Яна ты уже говоришь пословицами, но любишь брать, люби и отдавать.

— Найди антонимы в пословицах:

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Мир строит, война разрушает.

Иди вперед, оглядывайся назад.

Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Все антонимы нашла Яна правильно.

-Назовите антонимы, и вы ребята.

Пока девочки говорили об антонимах не заметили, как они вернулись к родной школе, и решили девочки зайти в школьную библиотеку. И вот они держат в руках словарь антонимов, книгу, которая стала для них самой дорогой.

Вот и сказке конец,

   А кто слушал молодец!

Подведение итогов урока.

— Ребята вам понравилась сказка? В этой удивительной сказке мы с вами познакомились антонимами.

— Какие слова называются антонимами?

-Какие части речи могут быть антонимами?

Например:

Черный белый.

Леньтруд.

Братьотдавать.

Домашнее задание.

 

Поделиться

Комментарии