Н.А.НЕКРАСОВ «ШКОЛЬНИК»
- 04.04.2023
- 0

Гульжамал Мамбеталиева,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 41 им. Т.Кубатбекова,
Сузакского района Джалал-Абадской области
Предмет: Литературное чтение
Класс: 8 класс
Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»
Цели урока: а) познакомить учащихся со стихотворением-напутствием «Школьник» Н.А. Некрасова
б) рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове, пополнять словарный запас, развивать память, речь
в) воспитывать стремление к получению знаний, формирование гордости на примере жизни М.Ломоносова
Оборудование урока: портреты Н.А. Некрасова, И.В. Ломоносова иллюстрация к тексту стихотворения, карточки, картинки
Ход урока:
1.Организационный момент. Класс делим на 2 группы
1) Молния
2) Пламя
А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Садитесь, поудобнее!
Начнём скорей урок!
- Опрос домашнего задания.
а) По одному ученику из каждой группы рассказывают от своего лица о детстве Н. А Некрасова.
По карте показывают город Ярославль.
Ответы по карточкам с тестовыми заданиями.
в) Отгадывание вопросов по изученным темам и составление из начальных букв фамилию поэта
Н — кем приходится Арина Родионовна Пушкину (няня)
Е — автор стихотворения « Белая берёза» (Есенин)
К — как звали мужа Татьяны из «Муму»? (Капитон)
Р — семь цветов над речкой после дождя (радуга)
А — как звали сына Тараса, предавшего Родину (Андрий)
С — назовите отчество Тургенева, Пушкина (Сергеевич)
О — как звали старшего сына Тараса? (Остап)
В — великая русская река в России (Волга)
Новая тема урока:
а) Попробуйте догадаться, как называется стихотворение Н. А. Некрасова, над которым мы будем сегодня работать? Внимательно посмотрите на буквы и составьте из них название произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться
Молния: К И Н Ь Л О К Ш (школьник)
Пламя: Ш О К И Н Л К Ь (школьник)
б) Чтение стихотворения учителем, стихотворение было написано в 1856 году
в) Рассказ учителем об архангельском мужике М. В. Ломоносове. Показ его портрета, и по карте показать город Архангельск на севере России. В центре произведение — оборванный и босой крестьянский сын, который идёт пешком в соседнее село, чтобы сесть за парту. Поэт однажды встретил на дорого его, вспомнил М. В. Ломоносова, который желая учиться, пешком пришёл учиться в Москву. Плохо жил, бедствовал, и всё же учился. Прочитал много книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки и стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.
г) Самостоятельное чтение стих учениками
д) Словарная работа
Словарных — знаменитых, хороших
Разумен – понимающий, умный
Поприще — сфера, область, мир
Не бездарна – талантлива, способна
Найти синоним к слову дорога (путь)
Подобрать к слову путь прилагательные
Напутствие – слова пожелания
е) Выразительное чтение учеников и анализ
Легко ли будет мальчику добиться своей цели? Почему?
Какие у вас сейчас условия для учебы?
Две группы составляют синквейн
Молния: Некрасов
Пламя: Ломоносов
Синквейн
Имя существительное – Некрасов, Ломоносов
Имя прилагательное — великий, выдающийся, знаменитый, умный
Глагол — пишет, сочиняет, думает, изучает, находит, учится
Предложение: Некрасов написал поэму. Он открыл первый университет.
Синоним – поэт, учёный
Закрепление урока:
Как человек узнал, что мальчик идёт учиться?
Кто помог мальчику собраться на учёбу?
Обратите внимание на пятую строфу
Кого имел в виду автор?
Как вам кажется, как сложится жизнь этого мальчика? (ему будет нелегко)
Главная мысль произведения – это строки:
Не бездарно та природа,
Не погиб ещё тот край.
Что выводит из народа,
Столько славных, то и знай.
Чтение пословиц об ученье
- Поурочный балл
- Домашнее задание: выразительно прочитать стихотворение и выучить наизусть две последние строфы.
Комментарии