Н.А.НЕКРАСОВ «ШКОЛЬНИК»

  • 04.04.2023
  • 0
Н.А.НЕКРАСОВ «ШКОЛЬНИК»

Гульжамал Мамбеталиева,

учитель русского языка и литературы

СОШ № 41 им. Т.Кубатбекова,

Сузакского района Джалал-Абадской области

Предмет: Литературное чтение

Класс: 8 класс

Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»

Цели урока: а) познакомить учащихся со стихотворением-напутствием «Школьник» Н.А. Некрасова

б) рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове, пополнять словарный  запас, развивать память, речь

в) воспитывать стремление к получению знаний, формирование гордости на примере жизни М.Ломоносова

Оборудование урока: портреты Н.А. Некрасова, И.В. Ломоносова иллюстрация к тексту стихотворения, карточки, картинки

Ход урока:

1.Организационный момент. Класс делим на 2 группы

1) Молния

2) Пламя

А сейчас проверь дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Садитесь, поудобнее!

Начнём скорей урок!

  1. Опрос домашнего задания.

а) По одному ученику из каждой группы рассказывают от своего лица о детстве Н. А Некрасова.

По карте показывают город Ярославль.

Ответы по карточкам с тестовыми заданиями.

в) Отгадывание вопросов по изученным темам и составление из начальных букв фамилию поэта

Н — кем приходится Арина Родионовна Пушкину (няня)

Е — автор стихотворения « Белая берёза»   (Есенин)

К — как звали мужа Татьяны из «Муму»? (Капитон)

Р — семь цветов над речкой после дождя  (радуга)

А — как звали сына Тараса, предавшего Родину (Андрий)

С — назовите отчество Тургенева, Пушкина  (Сергеевич)

О — как звали старшего сына Тараса? (Остап)

В — великая русская река в России  (Волга)

Новая тема урока:

а) Попробуйте догадаться, как называется стихотворение Н. А. Некрасова, над которым мы будем сегодня работать?  Внимательно посмотрите на буквы и составьте из них название произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться

Молния:             К И Н Ь Л О К Ш  (школьник)

   Пламя:                Ш О К И Н Л К Ь (школьник)

б) Чтение стихотворения учителем, стихотворение было написано  в 1856 году

в) Рассказ учителем об архангельском мужике М. В. Ломоносове. Показ его портрета, и по карте показать город Архангельск на севере России. В центре произведение — оборванный и босой крестьянский сын, который идёт пешком в соседнее село, чтобы сесть за парту. Поэт однажды встретил на дорого его, вспомнил М. В. Ломоносова, который желая учиться, пешком пришёл учиться в Москву. Плохо жил, бедствовал, и всё же учился. Прочитал много книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки и стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.

г) Самостоятельное чтение стих учениками

д) Словарная работа

Словарных — знаменитых, хороших

Разумен – понимающий, умный

Поприще — сфера, область, мир

Не бездарна – талантлива, способна

Найти синоним к слову дорога (путь)

Подобрать к слову путь прилагательные

Напутствие – слова пожелания

е) Выразительное чтение учеников и анализ

Легко ли будет мальчику добиться своей цели? Почему?

Какие у вас сейчас условия для учебы?

Две группы составляют синквейн

Молния: Некрасов

Пламя: Ломоносов

Синквейн

Имя существительное – Некрасов, Ломоносов

Имя прилагательное — великий, выдающийся, знаменитый, умный

Глагол — пишет, сочиняет, думает, изучает, находит, учится

Предложение: Некрасов написал поэму. Он открыл первый университет.

Синоним – поэт, учёный

Закрепление урока:

Как человек узнал, что мальчик идёт учиться?

Кто помог мальчику собраться на учёбу?

Обратите внимание на пятую строфу

Кого имел в виду автор?

Как вам кажется, как сложится жизнь этого мальчика? (ему будет нелегко)

Главная мысль произведения – это строки:

Не бездарно та природа,

Не погиб ещё тот край.

Что выводит из народа,

Столько славных, то и знай.

Чтение пословиц об ученье

  1. Поурочный балл
  2. Домашнее задание: выразительно прочитать стихотворение и выучить наизусть две последние строфы.

Н.А.НЕКРАСОВ "ШКОЛЬНИК" Н.А.НЕКРАСОВ "ШКОЛЬНИК"

Поделиться

Комментарии