12-летняя модель школы: время модернизации назрело, медлить нельзя
- 27.03.2024
- 0
Или субъективный взгляд на 12-летнюю модель обучения школьного образования.
Распоряжение Кабинета Министров КР от 15 марта 2023 года «О модернизации структуры среднего общего образования», которым одобрен поэтапный переход на 12-летнее обучение в школах, вызвал широкий общественный резонанс. И это понятно, ведь практически все граждане так или иначе связаны с образованием. У кого — то дети учатся, у другого внуки, а кто – то трудится в этой сфере, одним словом решение кабмина не оставило никого равнодушным. Нашлись противники и сторонники модернизации. Министр образования, в своих интервью и выступлениях в социальных сетях и перед работниками средств массовой информации, самолично старается убедить общественность в необходимости модернизации структуры системы образования, приводя свои доводы в пользу принятого правительством решения и четкие контраргументы на аргументы противников нововведения.
Так, по словам министра образования Д.Кендирбаевой 11-летняя модель школьного образования является устарелой. Трансформация же системы образования направлена на обновление содержания школьного образования, совершенствование его структуры, направленной на подготовку конкурентоспособной молодежи, интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство.
С этим утверждением, пожалуй, трудно не согласиться и надо быть закостенелым скептиком или консерватором, чтобы утверждать обратное. Вместе с тем, мнение о том, что действующую систему образования не надо модернизировать и 11-летняя модель образования самая подходящая для нашей страны имеет место быть и её внушают населению вполне авторитетные специалисты в сфере образования. При этом их не смущает то, что за годы независимости, а это более чем 30 лет, система образования осталась почти неизменной, имеется в виду формы, методы, содержание обучения, в том числе и учебники, за редким исключением. Конечно, система образования неповоротливая, консервативная, слишком объемная, чтобы ее кардинально изменить. Не случайно, что несколько попыток реформирования образования потерпели фиаско. Причин на то было немало, это и отсутствие твердой политической воли, и отсутствие средств, и нехватка учебников и еще много чего. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Президент и правительство страны поддержали идею модернизации структуры образования. Необходимые средства на осуществление этой идеи есть. Проблема с учебниками решается. Таким образом можно утверждать, что созрели все условия для модернизации. Время пришло и упускать её нельзя. К такому выводу можно прийти, прочитав слова министра образования, растиражированные на страницах различных интернет-ресурсов о том, что переход на 12-летнюю модель образования будет осуществляться в рамках программы «Алтын Казык», в рамках которой планируется закупить 46 наименований учебников, разработанных по Кембриджской системе. Эту программу одобрил Президент страны. За последние несколько лет построены 216 школ, финансирование школьного питания увеличено до 1,4 млрд сомов в год.
На самом деле, эти аргументы свидетельствуют о том, что наступило подходящее время для того, чтобы модернизировать давно устаревшую систему образования. Обновить её. Ведь за 30 с лишним лет, поменялось все что могло поменяться. Сменилось поколение. И не одно. Трансформировалась экономика. Трансформировалась модель государственного устройства. Трансформировалась система общественных отношений. И еще много чего изменилось за три десятилетия. Остались почти неизменными школьные учебники, система обучения, преподавания, содержание образования и вся система образования. Все эти годы система образования катилась, образно говоря, по инерции, по накатанной еще в годы СССР, колее. Однако сила инерции не бесконечна. Она достигла своей точки. Всё, система образования стоит на месте. Свидетельство тому падение качества образования. Сегодня нужны новые учебники, новые подходы в обучении. Детей сегодня надо учить не зубрить формулы и правила, а учить применять знания и находить нужную информацию, как это практикуется во всем мире. Кстати, из 197 стран входящих в состав ООН, более чем в 150 странах реализуется программа 12-летнего образования. И это представляется, один из самых весомых аргументов. Мы должны равняться на развитые, преуспевающие страны, а не цепляться за старое, отжившее, за систему образования страны, давно канувшей в историю. Да, в свое время она была лучшей. Да, многие родители детей, вышли из той «шинели», особенно старшее поколение. Но на дворе 2024 год. Мир неузнаваемо изменился. Наши дети уже совсем другие. В два-три года они уже владеют смартфоном и не просто тычут в неё, а вполне сознательно выбирают нужные им функции и игры. Тем временем многие родители выросли на фильмах, где их герои описывая будущее, т.е. нынешнее время, еще были твердо уверены в том, что «кругом будет сплошное телевидение». Речь идет о герое культового в свое время фильма «Москва слеза не верит», а для нынешней молодежи общаться за тысячу километров и при этом видеть друг от друга, пользуясь ватсап или телеграмм или другими социальными сетями, вполне естественно и нет ничего необычного. А, телевидение — это вчерашний день и смотрят «зомбо-ящик» большей частью люди пожилого возраста. Роботы-полицейские это уже персонажи не фантастических фильмов, а вполне настоящие партнеры человека — полицейского.
Почему же противники модернизации, а в их числе есть немало педагогов, так цепко держатся за прошлое. Вероятно, что многие не хотят выйти из «зоны комфорта», из привычной колеи, просто нежелания обучаться чему-то новому, ведь большинство учителей, и это не секрет, люди пожилого возраста. Лишь последние год-два с повышением зарплаты началось омоложение педагогических кадров. Не случайно поэтому, по словам министра образования, в настоящее время прорабатывается вопрос о корректировке нагрузки учителей, получающих пенсию. Планируется учителям пенсионного возраста давать по девять часов. Пожалуй, это будет неплохое решение проблемы смены кадров, поскольку пенсионерам дается возможность продолжать обучать детей в меру своих сил, но главное делиться опытом со своими молодыми коллегами. Время покажет насколько это было правильным решением, но ясно одно, без прихода в школу молодых кадров, умеющих «быть на ты» с современными цифровыми технологиями говорить о модернизации не приходится.
Еще один, существенный и крайне важный аргумент в пользу модернизации: это то, что сельские дети и их городские сверстники будут уравнены в правах на получение образования, поскольку, как известно, дошкольное образование сельские дети зачастую не получают. По разным причинам, но большей частью потому, что их родители не могут оплатить их пребывание в детском саду просто из-за отсутствия средств. Ведь дошкольное образование у нас не является обязательным, а значит не является бесплатным. Более того, родители используют детей как рабочую силу либо заставляют ухаживать за младшими братьями и сестрами. А теперь пойдя с 6 лет в школу ребенок будет занят учебой. Одним словом, произойдет увеличение охвата детей шестилетнего возраста дошкольным образованием и нивелирование неравных стартовых возможностей детей, поступающих в первый класс. Это многого стоит, учитывая, что наблюдается демографический рост и пик рождаемости ожидается в ближайшие два-три года, а также тот факт, что Кыргызстан подписал международную Конвенцию о детях и взял тем самым на себя обязательство обеспечить им доступ к качественному образованию.
И все же модернизация не означает, что нужно полностью отбросить все что было раньше. Нет, скорее всего нужно оставить лучшее и избавиться от ненужного. Как говорится, порой новое — это хорошо забытое старое. Помнится, еще в советское время, после окончания старших классов выпускники получали права на вождение автомобилем, трактором, а также имели навыки швейного и поварского дела. Вот и в рамках объявленной модернизации предполагается, что старшеклассники смогут овладеть рабочими профессиями — повар, слесарь, электрик, швея и так далее.
«Есть твердая воля — и гора превратится в поле» — гласит китайская мудрость. В контексте настоящего времени требуется твердость в достижении целей модернизации образования. Работа предстоит трудная, так как предстоит разгрести горы накопившихся проблем в системе образования на всех его уровнях, чтобы выстроить новую систему образования, отвечающую новому времени и новым требованиям…Пришло время меняться и модернизироваться.
Сейитжан Апышев, отличник образования КР
Комментарии