ЦИФРОВИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

  • 23.05.2022
  • 0

Апышев С. Д., Маматисаев Т.А.

Национальный институт стратегических исследований КР

 Образование одна из основополагающих сфер человеческой жизни, которая при этом отличается известной долей консервативности. Тем не менее, вызовы цифровизации не могли не затронуть и эту область. Данному вопросу и посвящено исследование. Рассмотрено влияние цифровизации на современное школьное образование и проанализирован наработанный опыт, достигнутые результаты.

Можно с определенной долей уверенности сказать, что понятие цифрового обучения отсутствовало в Кыргызской Республике до начала пандемии в 2020 году. COVID-19 вынудил пересмотреть методы и формы обучения в образовательных организациях нашей страны. Результатом последнего стало накопление определенного опыта по организации учебного процесса в удаленном формате. Однако, в ходе исследования, нами было выявлено, что до сих пор в Кыргызской Республике отсутствует понимание «цифрового образования», как на уровне нормативной базы, так и на уровне непосредственных исполнителей (педагогов). Результат опроса, который был проведен в рамках нашего исследования показал, что со стороны Министерства образования и науки КР не существует четкого понимания как интегрировать цифровые инструменты в процесс обучения школьников.

 

ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЦИФРОВИЗАЦИЯ» И «ОБРАЗОВАНИЕ»

 

Прежде чем говорить о цифровизации образования, представляется целесообразным дать определение этим понятиям.

Итак, обзор литературы показал, что в мире еще не существует четкой трактовки термина «цифровое образование». Для целей нашего исследования, представляется целесообразным разделение данного словосочетания на две отдельные части – «цифровизация» и «образование» с особым акцентом на первое.

Определение термина «образование» не требует глубокого изучения или толкования. Этот термин довольно понятен и прост. Согласно определению из толкового словаря Ожегова и Шведова (1997): «Образование – это получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение».

С общепринятым определением термина «цифровизация» дело обстоит несколько иначе, так как оно появилось совсем недавно, вместе со стремительным развитием научно- технического прогресса. Проанализировав имеющиеся концептуальные определения можно сделать вывод, что «цифровизация» — это внедрение цифрового информационного потока в тот или иной сектор жизнедеятельности общества. Согласно имеющимся источникам, концепт «цифровизации» впервые был использован в сфере бизнеса для описания необратимых трансформационных процессов, которые происходят в индустрии, в связи с масштабным распространением цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности людей. Один из первых основателей концепта, бельгийский бизнес аналитик Де Клерк (2017) выдвинул следующее определение: «Цифровизация — это использование цифровых технологий и данных для создания дохода, улучшения бизнеса, трансформирование и замена бизнес-процессов и создания цифровой среды для бизнеса, где цифровая информация будет лежать в основе всего».

В своем научном труде по оценке проектов внедрения цифровых технологий в управление закупками и поставками, ученные Срай и Лорентз (78-98, 2019) дают следующее определение концепта цифровизации: «Цифровизация определяется как реструктурирование областей социальной жизни вокруг цифровых коммуникаций и медиа инфраструктуры. Проще говоря, цифровизацию можно определить, как использование цифровых технологий».

В своем исследовании по цифровизации муниципалитетов, Рингенсон (2018) определяет цифровизацию как: «реструктуризацию социальной жизни вокруг цифровых коммуникаций и медиа инфраструктуры».

Так, изучив имеющиеся определения слов «цифровизация» и «образование» можно вывести следующее определение концепта «цифровое образование»:

«Цифровое образование — это использование цифровой инфраструктуры для передачи систематизированных знаний и навыков».

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Образование — одна из приоритетных стратегических сфер, определяющих развитие Кыргызской Республики. Устойчивое развитие страны зависит, прежде всего, от качества человеческих ресурсов, что, в свою очередь, настоятельно требует создания в стране современной системы образования. В современном мире, последнее уже не может быть внедрено без использования современных цифровых инструментов.

В 2015 году на Генеральной Ассамблее ООН были определены Цели устойчивого развития до 2030 года, где четвертая цель заключается в предоставлении качественного образования и гарантий возможности получения образования на протяжении всей жизни каждого человека. В данном документе отмечено, что мир будущего – это мир всеобщей грамотности, мир, в котором каждому предоставляется одинаковая возможность развивать свои способности, каждый имеет одинаковые возможности получить достаточное и доступное образование.

Происходящие сегодня трансформации в сфере образования оказывают влияние на общество, политику, экономику и культуру и будут в свою очередь следствием грядущих экономических, технологических и социокультурных преобразований.

Согласно исследованию Всемирного экономического форума, цифровая трансформация, в ближайшие годы станет причиной исчезновения 75 миллионов рабочих мест. При этом возникнет 133 миллионов рабочих мест нового формата за счет перераспределения труда в системе “человек — машина.

Сейчас наступил важный момент для переосмысления всех изменений в обществе, в частности, через призму образования. Общество изменяется быстрее, чем ожидалось ранее, в частности, это касается темпов цифровой и технологической трансформации.

Процесс цифровизации образования является одним из мегатрендов современности, связанных с развитием информационного социума и модернизацией всех социальных институтов.

Как известно, цифровизация предполагает не просто внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества, но и изменения стереотипов мышления, методов работы.  Цифровые технологии-инструмент эффективной доставки информации и знаний до учащегося, создания учебных материалов и эффективного способа преподавания, а главное, средство построения новой образовательной среды.

Таким образом, цифровая трансформации заключается в том, чтобы эффективно и гибко применять цифровые технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу.

Между тем, вынужденный переход системы образования на всех ее уровнях в дистанционной цифровой формат в условиях противодействия эпидемии COVID-19 вызвал необходимость изучения проблем и достижений цифровизации обучения в стране.

 

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ: МОиН КР и ЦИФРОВИЗАЦИЯ

 

Согласно Конституции КР и Закону КР «Об образовании» в Кыргызской Республике обеспечена бесплатность школьного образования. Школьное образование является основным звеном системы образования и включает 3 ступени: начальное общее, основное общее, среднее общее. Согласно данным МОН КР в 2020-2021 учебном году функционировало 2288 школ, в которых обучалось 1316600 учеников. В школах работает 78500 учителей. Из них высшее образование имеют 85 %, среднее профессиональное — 9 %, среднее общее — 6 %. Таковы статистические данные. Что касается сложившейся сегодня ситуации в сфере образования, то нужно сказать следующее.

Пандемия основательно перетряхнула нашу жизнь и внесла свои жесткие коррективы во все сферы жизнедеятельности общества и государства. Наступает постковидная эпоха, так называемая новая реальность, которая вынуждает мир и прежде всего сферу образования переходить на цифровые технологии. Общеизвестно, что «прелести» удаленного формата обучения испытали, пожалуй, все родители планеты, особенно те, у которых есть дети школьного возраста. Если в развитых странах с этим делом обстояло дело немного проще, поскольку с обеспеченностью планшетами, ноутбуками и другими средствами дистанционного обучения не было, то в развивающихся и бедных странах «удаленка» давалась с трудом и не только из-за отсутствия технических средств, но и в случае с нашей страной, из-за отсутствия интернета в сельской глубинке, в отдаленных районах. Так, по данным Нацстаткома Кыргызстана, уровень бедности в сельской местности увеличился на 6,1 процентных пункта, а в городских поселениях — на 3,6 процента. За чертой бедности в 2020 году проживали 1 миллион 678 тысяч человек, из которых 73,7 процента являлись жителями сельских населенных пунктов[1]. Представляется, что сегодня эти цифры стали значительно больше, учитывая последствия пандемии.

Надо быть запредельным оптимистом чтобы полагать, что в бедной семье раскошелятся на планшет, когда нет средств на продукты. Но даже, если, затянув потуже пояса, все же приобретут для ребенка компьютер не факт, что родители знакомы с современными технологиями, чтобы полноценно помочь детям учить уроки. Тем не менее, необходимость дистанционного обучения заставили всех – и бюрократов — чиновников, и неповоротливых учителей, и консервативно настроенных родителей – срочно повернуться лицом к технологическому прогрессу.

Худо ли, бедно ли, но во время карантина, наша система образования пыталась не прерывать образовательный процесс, адаптируясь к новым условиям, обучаясь на ходу, перенимая как зарубежный опыт, так и апробируя свои наработки. Насколько хорошо это получилось – это другой вопрос.

Несмотря на все неудобства, привнесенные пандемией, образовательный процесс, в том числе работа по цифровизации школьного образования, ведется.

Так, согласно данным предоставленным Министерством образования и науки Кыргызской Республики (исх. 17-1/798 от 28.02.2022г) отмечается, что на сегодняшний день школы республики на 45% обеспечены компьютерами и 80% школ подключены к интернету.

Информационные системы, внедряемые министерством, работают для всех уровней образования. В части школьного образования разработаны следующие информационные системы (далее — ИС):

  • ИС «Умная школа». Система автоматизирует учебный процесс и все бумажные документы (дневники, журналы, календарные планы и т.д.) можно перевести в электронный формат. До сентября 2022 года система будет внедрена в 1000 школ. https://ds.edu.gov.kg;
  • ИС «Электронная запись в школу». Система автоматизирует процесс приема детей в 1 класс. На 2022-2023 учебный год все государственные и муниципальные школы будут принимать детей через эту систему. https://mektep.edu.gov.kg;
  • Электронная библиотека «Китеп». В системе размещены электронные варианты всех книг, которые входят в учебную нагрузку школьного образования с 1 по 11 класс на 3 языках. Кроме того, загружены книги для дополнительного образования. https://kitep.edu.gov.kg;
  • Образовательная платформа «ibilim». Система предназначена для учеников начальных классов с 1 по 4 классы. Тут можно найти высококачественные учебные материалы на 2 языках. https://ibilim.edu.gov.kg;
  • — Образовательная платформа «Оку». В образовательную платформу загружены более 6500 видеоуроков снятых во время пандемии. https://oku.edu.gov.kg.

 

В 2020 году была запущена Информационная система управления образованием (ИСУО) Система является основной базой системы образования страны. База данных состоит из следующих трех блоков:

  1. Учащихся всех уровней;
  2. Сотрудники образовательных организаций всех уровней;
  3. Образовательные организации всех уровней и всех форм собственности.

В настоящее время, в ИСУО образовательными организациями введены анкетные данные более 1 млн. 700 тысяч учащихся и 160 тысяч сотрудников образовательных организаций всех уровней и всех форм собственности. К концу 2022 года в ИСУО появится база данных со статистическими отчетами по образованию и на основе этих данных, будет разработан статистический сборник.

В 2022 году, в рамках модернизации ИСУО планируется следующее:

  • Разработка модуля планирования строительства образовательных организаций;
  • Разработка модуля карты школ, который будет показывать аварийное состояние образовательных организаций;
  • Добавление новых полей и отчетов, интеграция с базами других государственных органов и с другими информационными системами.

Отмечается также, что основная цель цифровизации системы образования это – перевод в цифровой формат образовательных услуг, автоматизация учебного процесса и автоматизация рабочих мест.

Как видно из информации МОиН КР определенная работа в этом направлении ведется, однако значительная часть мероприятий по его внедрению запланированы на текущий год. Как они справились с поставленными задачами будет видно после подведения итогов года.  Однако, уже сегодня в министерстве считают, что низкая оснащенность школ компьютерным оборудованием и не развитая сетевая инфраструктура препятствуют успешному внедрению информационных систем и образовательных платформ. И по этой причине ученики, учителя не могут полноценно использовать возможности информационных систем и технологий. Помимо этого, серьезным препятствием в развитии цифровизации школьного образования они считают недостаточную компетенцию работников образования в части владения цифровыми инструментариями.

 

О КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ В ОВЛАДЕНИИ ЦИФРОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

 

Педагог— ключевая фигура в образовательной структуре в рамках традиционной концепции обучения. В нынешней ситуации повышение компетенций педагогов в сфере использования цифровых инструментов в работе крайне необходимо для образовательного процесса. Для того, чтобы преподаватели говорили на «одном языке» с обучаемым, в контексте текущих изменений в будущем им необходимо постоянно повышать уровень своей цифровой компетентности. Цифровая компетентность — знания и навыки, необходимые для использования технологий в процессе создания и формализации новых знаний.

На сегодня в школах Кыргызстана работает примерно 79 тысяч педагогов. По данным Министерства образования и науки КР, в отдаленных районах не хватает учителей по таким предметам как информатика, физика, химия. Стоит отметить, что нехватка учителей наблюдается вот уже на протяжении двух десятков лет…

В ходе проведенного нами онлайн-анкетирования педагогов республики, мы попытались составить примерную картину уровня цифровой грамотности и подготовленности учителей вести уроки в цифровом формате.

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рисунок 1. Вопрос опросника №6. Обучались ли вы методам цифрового обучения по инициативе руководства школы/Министерства образования КР?

По результатам опроса предстала следующая картина: Почти половина, а точнее 45,2% опрошенных педагогов ответили [см. рисунок №1], что они не обучались методам цифрового обучения по инициативе руководства школы или МОиН КР, что свидетельствует о том, что уполномоченным институтам МОиН КР необходимо расширить охват учителей, проходящих подготовку по повышению своих навыков по работе с цифровыми инструментами.

Более того, 54,6% опрошенных учителей думают, что они на данный момент не обладают достаточной компетенцией для проведения уроков в цифровом формате. Нужно также отметить, что 10,5% респондентов ответили, что они и вовсе не владеют цифровыми техническими навыками.

Между тем, как известно, де-факто, почти целый учебный год учащиеся обучались на «удаленке», т.е. подразумевалось, что учителя обучают детей используя цифровые технологии.  Ясно, что мера была вынужденной и винить тогда было некого.  Однако, сегодня по прошествии двух лет, как мы фактически живем и работаем в условиях Чрезвычайной ситуации и до сих пор имеются случаи перехода на дистанционную форму обучения, отсутствие Концепции либо программы по обучению педагогов цифровым технологиям вызывает смешанные чувства. Кроме того, нет нормативного закрепления данной формы работы в законодательных актах.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рисунок 2. Вопрос опросника №8: Считаете ли вы свои компетенции достаточными для проведения уроков в цифровом формате?

Однако, как отмечалось на прошедшем 17 февраля 2022 года в НИСИ КР круглом столе на тему «Цифровизация школьного образования Кыргызской Республики: реальность и перспективы» выступлении представителя Республиканского института  повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при МОиН КР Курманбекова Ж.А., возможности Республиканского института  повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при МОиН КР довольно таки ограничены и для того, чтобы расширить охват они заключили меморандум о сотрудничестве с коллегами из Казахстана. Уточним, что речь здесь идет не о повышении квалификации учителей, а именно учителей по информатике и обучению навыков работы с цифровыми инструментариями.

На этом же мероприятии была презентована работа авторской Автоматизированной информационной системы управления Колледжа экономики, дизайна и информационных систем (КЭДИС), из которой было видно, что в данной образовательной организации управление, администрирование, учебный процесс автоматизирован и им есть с чем поделиться с другими общеобразовательными организациями. Представляется, что и на их базе было бы возможно организовывать курсы по автоматизации администрирования и организации учебного процесса.

 

ИНТЕРНЕТ, МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В качестве важнейших мероприятий в сфере цифровизации современных образовательных технологий в школе, как правило, подразумевается подсоединение школ к сети интернет, закупка и поставка в общеобразовательные организации компьютерного оборудования, разработка программного обеспечения, а также снабжение школ оборудованием и учебно-наглядными пособиями к ним. Так, согласно данным размещенным на официальном сайте МОиН КР[2] к интернету подключены 2127 школ. В приведенной ниже таблице показано количество школ, подключенных к интернету, в разрезе областей.

 

Область / ГородОбщее кол. школКыргызтелекомОставшийся от Макслинка (ОсОО Ай Спейс)Пере подключающейсяНет интернета (Установлены Илимбоксы)Есть интернет общее
1г. Бишкек102102000102
2г. Ош5746110057
3Чуйская область311157122311310
4Нарынская область1407825334136
5Таласская область112585130112
6Ошская область527376135142525
7Баткенская область2371992972235
8Иссык-Кульская область1931741612191
9Джалал-Абадская область468247180329459
Итого21471437569121202127
66,93%26,50%5,64%0,93%99,07%

 

Из 2147 общеобразовательных организаций 2127 подключены к интернету (99% от всего количества школ). Из них:

  • 1437 школ подключены через ОАО «Кыргызтелеком» с оптической линией связи;
  • 569 школ подключены через ОсОО «АйсСпейс» беспроводным интернетом. Кыргызтелеком должен завершить подключение этих школ кабельным интернетом до ноября 2021 года;
  • 121 школ подключены через разных провайдеров. На данный момент ведутся работы по подключению этих школ к интернету оптико-волоконным кабелем со стороны Телеком.
  • Остальные 20 школ, которые находятся в труднодоступных районах и из-за их расположенности отсутствуют технические возможности подключения их к оптической линии связи. В эти школы установлено оборудование (Илимбокс) для локальной передачи образовательных ресурсов через wi-fi. т.е. ученики смогут, используя свои устройства подключиться к Илимбокусу и получить доступ ко всем образовательным ресурсам министерства.

 

Результаты нашего опроса показали, что у 76,4% учителей дома имеются компьютеры с доступом к интернету [см. рисунок №3]. Однако нужно отметить, что у 23,6% опрошенных педагогов нет компьютера с доступом к всемирной сети, что является большим препятствием для цифровизации школьного образования на республиканском уровне. Проблемы с компьютерами наблюдаются в отдаленных регионах страны.ЦИФРОВИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рисунок 3. Вопрос №7: Есть ли у вас дома компьютер с доступов в интернет?

ПЕДАГОГИ ОБ ОПЫТЕ, РЕАЛИЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Опросы показали, что в школах республики не существует единой системы [программного обеспечения] для замещения традиционного метода преподавания. Отсутствует система приема и передачи домашних заданий и других раздаточных материалов в виде электронных книг и медиа файлов, о чем свидетельствует ответ респондентов, касаемо вопроса о платформах, которые они использовали во время дистанционного обучения в период пандемии 2019-2020 гг [см. рисунок №4]ЦИФРОВИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рисунок 4. Вопрос опросника №5: Как осуществлялся процесс дистанционного обучения во время карантина?

Образовательные онлайн платформы как «Гугл уроки», «Blackboard», «Canvas» уже являются незаменимой частью обучающего процесса во многих школах мира. Эти платформы интегрируют в себе функции приема-передачи домашних заданий, автоматизированную систему проверки на плагиат, систему тестирования учащихся, систему видео и текстовой коммуникации между учащимися и преподавателем. Результаты опроса показывают, что во время пандемии уроки в основном велись через мессенджер WhatsApp и платформу для видео звонков Zoom [см. рисунок №5]. Только 15,7% педагогов ответили, что использовали какую-то электронную систему приема-передачи учебных материалов. Последнее говорит о том, что цифровые инструменты обучения, которые соответствуют широко распространённым мировым стандартам в Кыргызской Республике отсутствуют.ЦИФРОВИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рисунок 5. Вопрос опросника №3: Какие формы/предметы цифровизации существуют в вашей школе?

Рисунок 6.  Вопрос опросника №1: Считаете ли вы, что цифровизация образовательной среды оказывает позитивное влияние на содержание и качество образования современных школьников?

 

В нашем исследовании мы также попытались узнать мнение самих педагогов, касаемо перспектив цифрового обучения в Кыргызской Республике. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день большинство учителей поддерживают переход на цифровой формат обучения, о чем свидетельствуют результаты наших опросов [см. рисунок №6]:ЦИФРОВИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Подавляющее большинство педагогов видят большие плюсы в использовании цифровых инструментов в непосредственной работе с учащимися [см. рисунки № 7, №8].ЦИФРОВИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рисунок 8. Вопрос опросника №4: Хотели бы вы, чтобы все учебные пособия хранились на электронном носителе/облачном хранилище?


ВЫВОДЫ

Цифровые технологии обеспечивают массу возможностей для улучшения образования, но их интеграция в учебный процесс далеко не проста. Обретенный за время пандемии опыт показывает, что использование в образовательном процессе цифровых технологий является необходимым, но не достаточным условием для повышения эффективности учебной работы.

Вместе с тем, с систематическим и целенаправленным внедрением цифровых технологий в процесс обучения связаны надежды педагогического сообщества ускорить овладение новыми знаниями, сделать образование более эффективным и доступным. Работа с цифровыми технологиями позволила приобретать новые, практически значимые знания и навыки, совершенствовать учебный процесс. В то же время важно обеспечить и сохранить лучшее из традиционной системы обучения, где диалог человека с человеком дает не только знания, но и формирует личность учащегося.

Исследование показало, что учительство в значительном своем большинстве за цифровизацию образования, за системное и последовательное его внедрение в общеобразовательный процесс. Они готовы учиться, овладевать необходимыми компетенциями, знаниями по работе с цифровыми инструментами. Это означает, что на образовательном рынке есть спрос на изучение и овладение цифровыми технологиями и это лишь еще раз подтверждает мировые тренды в этом вопросе. И спрос этот должен быть удовлетворен. Поэтому государственным органам ответственным за проведение образовательной политики государства необходимо в кратчайшей перспективе разработать Программы по цифровизации образовательной среды, разработать нормативные акты, регулирующие процессы внедрения цифровизации, обучения и переобучения педагогов цифровым компетенциям. При этом важно иметь ввиду, что нужно внедрять испытанные и опробованные цифровые технологии, исключив из практики те программы и инструментарии, которые были использованы как вынужденная мера в период пандемии. Ведь как показал опрос педагогов в ходе исследования более 90 процентов учителей проводили обучение используя мессенджер для обмена сообщениям WhatsApp и платформу для видео звонков Zoom [см. таблицу №5]. Даже далеко не продвинутому пользователю смартфона понятно, что обучение через эти инструментарии затруднительно, сложно и говорить о качестве обучения не приходится.

Между тем, и это доказывает общемировая практика, цифровизация школ, несомненно, станет позитивным шагом с точки зрения развития отечественного школьного образования. Ее реализация разрешит ряд вызовов и проблем, с которыми школа сталкивается в течение десятилетия, в частности, это позволит школьникам от необходимости приобретения и ношения учебных материалов в школу в ежедневном режиме, что, в свою очередь, снизит материальные затраты родителей на обучение школьников. Данное обстоятельство в нынешнее время, когда мир погружается в экономический кризис на фоне событий в Украине и антиковидных мер, очень важно.  В целом же, представляется, что цифровизация школы позволит учителям и ученикам использовать современный образовательный контент, а также расширит их возможности для осуществления более креативного подхода к организации образовательного процесса.

Новые цифровые технологии, и это очевидно, значительно изменят профессиональную практику педагогов и зону ответственности в процессе обучения, но процесс получения образования для самих педагогических работников для подстройки к подобным изменениям не должен в значительной степени измениться.

Вместе с тем, несмотря на очевидную пользу реализации процесса цифровизации школьного образования, в ходе его внедрения могут появиться новые вызовы для образовательной системы, в частности, как свидетельствуют данные проведенного опроса, необходимость тотальной профессиональной переподготовки учителей, создание отечественной либо адаптация имеющихся автоматизированных систем проверки письменных работ школьников и формирования отчетности, посвященной проведению уроков в школе и т.д. В то же время, думается, цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников. Педагог, был и остается главной фигурой в образовательной структуре в рамках традиционной концепции обучения. Повышение компетенций педагогов в сфере использования цифровых инструментов в работе необходимо для образовательного процесса. Для того, чтобы преподаватели говорили на «одном языке» с обучаемым, в контексте текущих изменений в будущем им необходимо постоянно повышать уровень своей цифровой компетентности.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

  1. Результаты исследования показывают на острую необходимость в разработке государственной программы цифровизации школ. На данный момент, усилия по цифровизации школьного образования со стороны МОиН КР реализуются не согласованно, отсутствует единообразная дорожная карта, нет соответствующей цифровой инфраструктуры в связи с этим, требуется разработать нормативные акты, регулирующие процессы внедрения цифровизации, обучения и переобучения педагогов цифровым компетенциям;
  2. Цифровизация школьного образования повлечёт за собой необходимость модернизации содержания образовательных программ с учетом внедряемых цифровых технологий, так как сам концепт цифрового обучения в корне отличается от системы традиционного обучения. МОиН КР необходимо комплексно изучить международный опыт внедрения цифрового обучения (например, США) и привести все имеющиеся программы обучения и стандартные оперативные процедуры в соответствие;
  3. Считаем необходимым уполномоченным государственным органам по цифровизации изучить вопрос разработки отечественной либо адаптировать зарубежные аналоги цифровых обучающих платформ как Blackboard, Canvas, или Google Classroom. Такого рода платформы интегрируют в себе самые основные инструменты для цифрового обучения; прием-передача заданий, коммуникация учеников с педагогом, интерактивная презентация уроков, возможность хранения файлов на облачном пространстве (включая электронные книги);
  4. Разработать и реализовать программы по повышению цифровой грамотности учителей, в том числе на основе частно-государственного партнерства (заключение договоров с IT-кампаниями, иными стейкхолдерами).

 

 

Поделиться

Комментарии