Система образования Монголии: достижения, особенности, процессы
- 25.03.2024
- 0
Председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров одобрил соглашение между Кабинетом министров Кыргызской Республики и правительством Монголии о сотрудничестве в области образования. Соответствующие постановление было подписано 14 марта 2024 года.
В соответствии со статьями 2 и 3 указанного Соглашения, стороны содействуют обмену опытом в области образования, обмену информацией, касающейся организации системы образования в двух государствах и другой информацией, а также поддерживают сотрудничество между образовательными учреждениями, содействуют научному сотрудничеству, мобильности учеников, студентов, преподавателей, сотрудников образования, академического персонала, научных сотрудников, экспертов и специалистов в рамках совместных проектов.
В связи с этим, а также учитывая, что в настоящее время в нашей стране начались процессы модернизации системы образования было бы целесообразным узнать, что представляет собой система образования Монголии, какие идут в ней процессы, какие у нее особенности и что мы могли бы взять на вооружение и в каких аспектах наладить с ними сотрудничество.
О текущих процессах в системе образования
В наши дни в Монголии идет системная и планомерная работа по преодолению традиционных для местной системы образования проблем, среди которых: недостаточная доступность дошкольных учреждений и низкий уровень качества образования. Правительство Монголии активно развивает инфраструктуру дошкольных учреждений, чтобы сделать их доступными для большего числа детей. А для повышения качества образовательных услуг реализуются программы обучения и тренинги для педагогов.
В среднеспециальных учреждениях ведется работа по увеличению перечня специальностей. До недавнего времени их ограниченный выбор был настоящей проблемой, которая отталкивала многих молодых людей от поступления в колледжи и училища. Также в сузах улучшается и материальная база, что позволяет получать студентам больше практических навыков.
В вузах ведется работа по увеличению финансирования и внедрению льготных программ для малоимущих студентов. Не секрет, что высшее образование в Монголии – удовольствие недешевое. Это часто становится для молодежи непреодолимым барьером для получения высшего образования. Вместе с тем, каждый год тысячи местных студентов выезжают на учебу по обмену в такие страны, как: Китай, Южная Корея, США и Россия.
В целом, образование в Монголии сегодня рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становится главной ценностью общества. Также можно сказать, что современная образовательная политика Монголии связана с так называемым «азиатским поворотом» в образовании: получением финансовой помощи для системы образования от азиатских стран и США.
Экскурс в историю и основы образовательной политики
С начала 1990-х гг. в системе образования Монголии произошли радикальные изменения, которые были связаны с переходом страны к рыночной экономике и последовавшим за этим разрывом интеграционных связей со странами прежнего социалистического лагеря и появлением новых партнеров (США, Япония, Германия, Китай и др.). Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), идеологией которой является неолиберализм, а образование рассматривается как коммерческая услуга. Как результат, в последующий период страна перешла с советской системы обучения (доступность и бесплатность, государственная монополия) на западные стандарты; ввели англосакскую модель образования, включающую три уровня: бакалавриат, магистратуру и докторантуру; отменили государственную монополию на образование, появились частные вузы; количественно и качественно изменилась сеть высших учебных заведений страны и т.д. На все явления, происходящие в высшей школе страны, существенным образом повлияли всеобщие процессы интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации.
Правовые основы современной системы образования сформулированы во втором разделе Конституции Монголии «Права и свободы человека». В ст. 16, п.8 закреплено право каждого человека на образование, однако бесплатность обучения гарантирована лишь на уровне общего (базового) образования.
Важные положения, определившие приоритеты в образовательной сфере, сформулированы в законе «Об образовании», принятом в 1991 г. В Законе указано, что «образование будет развиваться в качестве ведущей отрасли, оно будет находиться под контролем государства и общественности… В Монголии образование должно быть гуманистическим, демократическим, непрерывным, доступным для всех и опираться на национальные и культурно-цивилизованные ценности человечества, на передовые наследие традиции и науку».
Согласно закону «Об образовании», право учреждения учебных заведений предоставлено не только государству, но и органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, а также иностранным организациям и фондам. В результате, в Монголии появилось множество многоукладных в отношении собственности организаций и учреждений образования.
Структура системы образования
Структура системы образования Монголии состоит из следующих ступеней: 1-6 классы – начальное образование; 7-10 классы – базовое образование; 11-12-е классы — полное среднее образование. Профессионально-техническое образование доступно учащимся после 10-го или 12-го классов. В вузы принимаются молодые люди, имеющие аттестат о среднем образовании, на основе конкурсных экзаменов. Высшее образование состоит из следующих ступеней: бакалавриат (4-6 лет), магистратура (1-2 лет); после окончания которого можно поступить в докторантуру.
В таблице 1 представлена структура системы образования в Монголии.
Таблица 1. Система образования в Монголии
Возраст, лет | Срок обучения | Ступени образования | |
25-27 | 3-4 года | Докторантура | |
23-24 | 1-2 года | Высшее образование – магистратура | |
18-22 | 4-6 лет | Высшее образование – бакалавриат | |
16-17 | 2 года | Полное среднее образование 11-12 кл. | Профессиональное техническое образование |
12-15 | 4 года | Базовое образование 7-10 кл. | |
6-11 | 5 лет | Начальное образование 1-6 кл. | |
0-5 | Дошкольное образование |
Дошкольное образование
В текущем учебном году в детских садах зарегистрированы 302 тысячи детей. При этом в столице страны Улан-Баторе в младших дошкольных группах обучается более 71 тысячи детей. Между тем, ситуация с детскими садами в современной Монголии непростая. Из-за недостаточного финансирования в государственных дошкольных учреждениях не хватает мест и они переполнены. В то же время многочисленные частные детсады субсидируются государством. Они редко бывают переполнены, хотя условия там лучше. Особняком стоят детские сады для детей животноводов. Они работают по принципу интернатов.
Школьное образование
В среднюю школу монгольские дети идут с шестилетнего возраста, а программа обучения рассчитана на 12 лет.
На данный момент в Монголии насчитывается около 900 общеобразовательных школ. Из них более полутора сотен – частные, в которых за немалую плату учатся не более 8% всех школьников. И если в платных учреждениях классы редко насчитывают более 20 учащихся, то в государственных школах они чаще всего переполнены и раздуты до 50 учащихся. Это не может не сказываться на качестве образования.
В сложившейся ситуации дети из обеспеченных семей имеют преимущество. У них больше шансов получить качественное общее образование и поступить в престижный вуз, часто зарубежный. С таким бэкграундом молодым людям проще сделать успешную карьеру, например, в политике и стать представителем монгольской элиты. Таким образом замедляется процесс социальной мобильности и усиливается преемственность в той же политике.
Борьбу с неравенством в образовании осложняет монгольское законодательство. Согласно ему, все общеобразовательные учреждения финансируются из госбюджета. При этом частные школы являются субъектами предпринимательства. Кроме того, они регулярно получают средства от меценатов из числа богатых родителей или выпускников. Это увеличивает пропасть между частным и государственным образованием.
Высшее образование
В настоящее время в Монголии функционируют 15 государственных и 90 негосударственных вузов, 5 филиалов зарубежных учебных заведений, а в 2009-2010 уч. гг. было 146 университетов, из них 42 государственных. Снижение числа государственных вузов обусловлено увеличением конкурентоспособности частного сектора. Доля негосударственных вузов постоянно растет, и государство поощряет такие вузы. Примером является присвоение в 2012 г. университетского статуса двум частным вузам – институту Улан-Батор и Монгольскому национальному институту, которые стали называться Университетом Улан-Батор и Монгольским национальным университетом.
Изменения монгольской системы образования вызвали ряд проблем, связанных с качеством образования, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда и рынке профессионального образования, массовизации высшего образования, коммерциализации образовательной услуги, снижение роли государства и т.д.
В сфере высшего образования наблюдается постепенный переход от представлений об образовании как о благе, получаемом за счет государства, к представлению об образовании как предмете экономических отношений.
О цифровизации
В Монголии в рамках реформы образования продолжает проводиться оцифровка школьных учебников. Оцифровка учебников проводится венгерской компанией MOZAIK в сотрудничестве с Министерством образования и науки Монголии. Платформа MOZAIK имеет огромную базу контента и информации и представляет собой современную, эффективную систему образования. Платформа MOZAIK уже была внедрена в 46 странах на 40 языках. Сорок первым языком должен стать монгольский.
Платформа будет внедряться среди учащихся 6–12 классов постепенно. На первом этапе все учебники средних и старших классов переведут на монгольский язык. После чего свыше 36 тысяч учителей со всей Монголии обучат использованию платформы. Некоторые из них поедут в Венгрию, где их научат оцифровывать учебники и обучать следующих педагогов. При достижении всех необходимых соглашений с Министерством образования и науки Монголии электронные учебники можно будет полностью внедрить в монгольские школы в течение шести месяцев.
Ожидается, что оцифровка учебников позволит учителям донести до школьников информацию о наследии Монголии, обычаях, культуре, лишь загрузив в платформу необходимые материалы в соответствии с образовательными стандартами. Результаты цифровой трансформации монгольских учебников будут видны через три-четыре года.
Обзор подготовил Сейитжан Апышев
Комментарии