РОЛЬ ТЕЛЕФОНА В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

  • 19.09.2022
  • 0

С началом нового учебного года министерством образования и науки издан приказ об ограниченном использовании смартфонов во время уроков. В нём есть рекомендации по использованию телефонов в школе. Однако, практика выполнения этого приказа оказывается незрелой. В большинстве школ республики прямо на входе собирают телефоны в специальные ячейки, ящики, коробки, и выдают по окончании занятий. В случаях возможного использования на определённых предметах раздают и опять собирают.

Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни всего человечества. Информация – двигатель изучения, понимания, восприятия. Соцальные сети, в свою очередь, используются как для познавательных, так и для позитивных и развлекательных целей. Когда дело доходит до социальных сетей, школы, как правило, занимают разные позиции. По общему мнению, они полезны, когда дело касается обмена информацией или организации школьных мероприятий. И в то же время, социальные сети являются причиной отсутствия внимания у учеников во время уроков.

Школа и смартфон

Роль смарфонов в жизни школы и учащихся разделилась на «до» и «после» пандемии «COVID-19». Если «до» — смартфоны были предметом самоуверенности, роскоши «у кого круче». Во время пандемии все  от мала до велика: учителя – ученики – родители, начали вникать в соцмедиа. Так зародились навыки видео-уроков, электронных дневников, поиск нужной информации. Но вместе с тем,  стала нарастать тенденция увлечения соцсетями, то есть ученики стали засиживаться в интернете.  Пройдясь по коридорам любой школы, можно увидеть детей всех возрастов, полностью погруженных в свои смартфоны. Просмотр новостной ленты, обмен фотографиями в Instagram стали частью их жизни.

Учителей, успешно ставших «цифровыми учителями» очень много. Примером этому бесконечные конкурсы молодых учителей. Их позиция звучит примерно так: «Мы живем в цифровом мире, и жизненно важно, чтобы образовательные учреждения адаптировались».

Социальные сети стали единственным источником общения, так как происходит быстрый темп жизни, родители обычно заняты работой и не могут посещать школьные собрания. Но это не значит, что они не должны быть в курсе событий или иметь возможность проверять своих детей время от времени. Так вот суть в том, что цифровизация заняла передовые позиции в сфере образования и уверенно идет в ногу со временем. И теперь нужно не вырывать из рук ребенка телефон, а приучить пользоваться им. Дети практически постоянно заходят в «Instagram», «Facebook», «Twitter», «Контакт» и, конечно, на многие другие сайты, о которых мы знаем чуть меньше. Если учитель хочет привнести в процесс обучения «целый мир», то должен рассмотреть возможность интеграции на уроках.
Школьник и «целый мир»

Смартфон –эффективный метод контроля собственной повседневной жизни. С его помощью можно оставаться на связи с близкими круглосуточно. Но что парадоксально — он может не только улучшить жизнь, а наоборот, навредить человеку, став причиной ограждения от близких и друзей.

Несобранность, чувство повышенной тревожности, беспомощность и иные негативные переживания – всему этому могут быть подвержены дети и подростки. А это ничто иное, как их неконтролируемое использование, злоупотребление, которое способно привести к ухудшению психического и физического состояния человека, а также негативно отразиться на его социальной жизни.

Зависимость от телефона включает в себя две группы опасностей:

  • Физические – это влияние гаджетов на растущий организм в плане недостаточной физической активности, рассредоточенности внимания и ухудшения памяти;
  • Социально-психологические – широкий спектр нежелательных контактов, социальных сетей с вредоносной основой является атакой на несформировавшуюся психику подростка.

Не секрет, что и сами родители выглядят достаточно весомым примером в глазах детей, когда бесконечно зависают в планшетах и компьютерах, а зачастую с телефоном даже за обеденным столом. Личный пример — убедительный аргумент для ребенка, которому родитель не сможет запретить засиживаться в интернете. Это момент, когда появляется бесконтрольность. В свою очередь, бесконтрольность захватила сознания детей до такой степени, что они начали играть на уроках, выкладывать в сеть своё внутреннее восприятие отношений между ровестниками, между учителями, снимать кадры для пранков и TikTok.

            -Моему сыну восемь лет. Он весь день не расстаётся с телефоном. Мы живём недалеко от школы, и я поставила условие, что он возьмёт телефон только когда придет домой, сделает уроки,  и покушает. Он всё это выполняет, но потом его как нет. Даже когда ложится спать забирает под одеяло и закрывается в своей комнате. В его возрасте я боялась оставаться одна не только в доме, но и в комнате, а он не боится. На что его учительница ответила, «Он не один, с ним весь мир», — говорит Ирина, мама ученика 2 класса, одной из школ города Кант.

Лишение подростка возможности использования гаджета без альтернативной замены – вызов. Подросток в любом случае сможет найти выход из ситуации и при необходимости воспользуется гаджетом друзей по школе. Как отозвались школьницы 9-11х классов бишкекских школ об ограничениях: «Это наши личные вещи, и никто не имеет права отнимать, запрещать пользоваться телефонами, где бы мы ни были, в школе или дома. Есть закон о хранении и праве пользования личным имуществом». Вот как!

В мире прогрессирующих технологий уже не целесообразно оглядываться назад, ныть что ребенок уткнулся в смартфон. Нужно как в «Кавказской пленнице» сказать: «Кто нам мешает, тот нам и поможет». То есть использовать социальные медиа в ракурсе полезного познавательного инструмента, а не отвлекающего фактора. Главное – обозначить гибкую грань между полезным и зависимостью.
Не стоит навязывать строптивому подростку какие-либо правила и открытые ограничения. Достаточно на опыте показать, что кроме смартфона и Интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь.

Сделать мобильный телефон полезным: ограничить время использования телефона, поставить блокировки вредоносных сайтов, на которых может содержаться неприемлемый контент, установить родительский контроль времени использования гаджета как во время обучения, так и в свободный от занятий период. Безопасность ребенка – неотъемлемый компонент счастливой жизни родителей.

-Проблемы, когда и как пользоваться телефонами детям школьного возраста, как таковой нет. Каждый ребенок носит телефон с собой на уроки, и пользуется им в необходимых случаях. Культура общества с детства прививает навыки и правила пользования телефонами: переключать на беззвучный режим в людном, общественном месте и на уроках. В то же время, ребенок может в любой момент получать информацию из интернета, по необходимости. Законом введены некоторые санкции, касательно “защиты личностных данных”, то есть граждане, в том числе и дети, не имеют права распространять, выкладывать в сеть фотографии и видео, с целью опорочить, высмеять или шантажировать другое лицо. Здесь законы имеют неопровержимую силу и это действенно упорядочивает отношения между людьми, — поделился Кайрат Биримкулов, журналист, город Люцерн, Швейцария.

-Наша классная руководительница собирает телефоны в пакет, запирает и выдает после уроков. Иногда бывают задания, когда нужно работать с интернетом, но мы говорим, что телефонов нет. Ходить за ними, разбирать и сдавать — отдельная волокита, — говорит Айлен, ученица 9 класса столичной школы.

-В нашей школе ношение и применение телефонов на уроке поставлено на должном уровне. Начиная с шестого по 11 классы, все ученики пользуются электронным дневником – это хорошо организует как школьников, так и родителей, обеспечивая им определенный контроль за ребенком. Во время уроков телефоны ставятся на беззвучный режим до окончания уроков. Начальная школа тоже пользуется телефонами, как и старшие, но чаще сдают классному руководителю. Старшеклассники пользуются интернетом для выполнения домашних заданий. Запрета на телефоны нет, но в целях ограждения то зависимости, родителям следует установить родительский контроль и временной режим использования смартфона, — сказала заместитель директора по воспитательной работе ШГ № 69 им. Т.Сатылганова, Айнура Маймулова.

— В Германии пользование смартфонами и гаджетами не является средством роскоши и особого внимания на это не уделяется. Телефон – обычный предмет для общения или получения информации. В школьной жизни он также является всего лишь средством необходимости для общения и познавательных целей. Зависимости среди молодежи практически нет. День школьника и студента расписан по минутам, это организует и время на развлекательные сайты ограничено.

-Жители новостроек близ города Бишкек больше всех волнуются за безопасность детей-школьников, учащихся во вторую смену. После уроков в осенне-зимний период, они выходят из школы практически в тёмное время суток, и маршрутки зачастую игнорируют их на трассах. В такие моменты школьники просто обязаны быть на связи с родителями, — сказала Ольга Николаева, домохозяйка.

Айнура Асаналиева «Кут Билим»

 

 

 

Поделиться

Комментарии