РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

  • 15.09.2022
  • 0

Человеческая цивилизация на протяжении веков, в самые трудные для страны времена всегда связывала свои надежды на будущее с образованием. Вот и Кыргызстан сегодня связывает свои надежды на улучшение качества жизни граждан с образованием и  поэтому она находится под пристальным вниманием общества. Какие же проблемы этой сферы сегодня в эпицентре общественного внимания? О смене директорского корпуса образовательных организаций

В сфере образования сегодня идут революционные преобразования. В обществе по этому поводу идет широкая дискуссия. На текущий момент, больше всего копья ломаются вокруг проблемы ротации и смены директорского корпуса образовательных организаций. Смена директоров идет не только в столице, но и во всей республике. Одни поддерживают этот процесс, другие категорически против. Равнодушных нет, что есть тоже хорошо. Справедливости ради надо отметить, что все предыдущие годы попытки реформаторов-министров, сменить директоров  терпели фиаско. Более того, попытки снять директора, порой заканчивались тем, что «уходил» сам глава ведомства. Новому  министру удалось сдвинуть дело с мертвой точки.

Процесс, со скрипом, но пошел. Каковы будут результаты и последствия — это другой вопрос. Ведь образование такой процесс, где результаты можно будет увидеть через многие годы. Поэтому остается надеяться, что вопреки всему и вся, они окажутся результативными. Более того, хочется верить, что реформаторы достигнут таки своих целей и образование станет действительно качественным, отвечающим современным требованиям. По крайней мере таким видится система отечественного образования недалекого будущего в их заявлениях и программных документах.

Представляется, что на качественные изменения в системе образования надеются и родители, и правительство, и весь народ Кыргызстана. Потому что о некачественном образовании не говорит только ленивый. Ведь считается, что в вопросах образования все сведущи, все о проблемах образования всё знают  и, конечно же, знают пути их решения.  Отчасти может так оно и есть. Ведь все были детьми, все учились, наконец, у многих есть дети и внуки которые учатся и таким образом все они, не понаслышке, знают о состоянии образования и проблемах этой сферы. Поэтому, несмотря на обрушившуюся на головы реформаторов критику, многие понимают, что без перемен, без новшеств в управлении образованием, качественные сдвиги в этой сфере не произойдут.

Это тот случай, когда нужны действия по принципу «кто не работает –тот не ошибается». Ошибки неизбежны. Но бездействие было еще большей ошибкой. Поэтому команда реформаторов во главе с молодым министром нуждается в поддержке. Конечно, критика нужна. Куда без нее.  Но критика не  огульная, а конструктивная. Ведь, если послушать некоторых критиков, смена директоров сродни армагедону в сфере образования.  На самом деле, многие из них были  колесиками и винтиками той самой неповоротливой, зачастую консервативной, пронизанной мздоимством и протекционизмом системы, которая и привела к нынешнему положению сферу образования. Думается, решение сменить весь директорский корпус  в системе образования  пришло не спонтанно, а на основе анализа ситуации, изучения фактов и имеющейся информации по этому вопросу. Дело сделано. Теперь дело за малым – нужно, чтобы расчеты на кадровое обновление оказались верны,и, собственно, чтобы кадры не подвели…

Ничего личного, только бизнес

Ни для кого не секрет, что образование в последние годы сильно коммерциализировалось. Это – бизнес, и довольно прибыльный, на ходу улавливающий  веяния времени и рынка. Еще недавно, чуть ли не в каждом вузе открывались юридические и экономические факультеты. Порой доходило до курьезов, потому как филиалы доморощенных вузов открывались даже в райцентрах на базе профтехучилищ. Даже шутка появилась «Кинь шапку — в юриста/экономиста  попадешь». Сегодня  спрос на них упал. Зато появился спрос на медицинских работников. Как грибы после дождя начали появляться медицинские направления в образовательных организациях всех уровней.

Здесь бизнесмены от образования попали в точку. Экспорт образования в нашей стране сегодня связан именно с медицинским образованием. Несколько десятков тысяч  студентов из-за рубежа пополняют не только кошельки бизнесменов от образования, но и в виде налогов и отчислений в бюджет государства. Честь им и хвала. Есть спрос — должно быть и предложение. Единственно, предлагаемые образовательные услуги должны быть качественными. Первый звонок или вернее, претензия заказчиков и потребителей услуг уже были. Пакистан включил некоторые медицинские учебные заведения в списки нежелательных для обучения своих студентов. Разборы и улаживание этой ситуации идут до сих пор. Стороны скорее всего придут к компромиссному решению. В конечном итоге, требования заказчика образовательных услуг и потребителей должны быть  услышаны и устранены, если, конечно, они хотят и далее развивать этот сегмент отечественного рынка и не терять его доходность. Такова природа бизнеса.

Бесплатно нельзя платить

Проблема сбора денег с учеников на самые неотложные нужды школы начавшись в начале 90-х, когда  школы действительно не смогли бы выжить без помощи средств родителей учеников, с течением времени обратилась в неискоренимую традицию. Неоднократные попытки отменить их терпели фиаско, как и попытки легитимизировать их. Очередная попытка легализировать родительские взносы вновь породила бурные дискуссии в обществе. Общество как и всегда разделилось на два лагеря. Одни за узаконивание, но упорядоченный и дифференцированный сбор денег на неотложные нужды школы, другие — за  полную отмену всяких сборов.

Первые – считают, что в нынешних условиях школа без помощи родителей не выживет, так как выделяемых государством средств хватает только на зарплату учителей и немного на самые неотложные нужды. По мнению же их оппонентов, в положениях Основного Закона страны  черным по белому написано, что образование в стране бесплатное и поэтому любые сборы незаконны. Истина, как водится,  где-то посередине. Найти «золотую середину», и тем самым поставить точку в этом вопросе — задача непростая, но необходимая. Ведь на самом деле де-факто мы видим одно, а де-юре совсем другое. Де-факто, существуют частные школы. В них вопрос оплаты не стоит. Родители детей в этих школах понимают, что качественное образование бесплатным априори быть не может.

Понятно также, что в этих школах не все могут обучаться. Все зависит от достатка и возможностей родительского кошелька. Есть также государственные, большей частью,  столичные школы, где дают хорошие знания, но и сборы с родителей тоже немалые. Здесь также обучаются чада обеспеченных горожан. Они также понимают, что качество образования зависит от инвестиций вкладываемых в обучение и воспитание своих детей. И это понимают не только они. Именно на это делается расчет и руководителей всех остальных государственных общеобразовательных организаций, ратующих за необходимость родительских взносов/сборов. Причем школ не только столичных.

К сожалению, в проигрыше от такой позиции остаются одаренные дети несостоятельных родителей. Их большинство. Следовательно, ставя точку  в вопросе платности-бесплатности образования, необходимо учитывать  интересы именно этой категории — наших талантливых граждан школьного возраста…Сразу встает вопрос — каким образом? В принципе путей много, было бы желание и, что немаловажно, внимание и поддержка общества, государства, бизнеса. Представляется, что в рамках частно-государственного партнерства можно было бы стимулировать  крупный бизнес взять под опеку одаренных детей из малобеспеченных семей, рекомендовать частным образовательным организациям выделить квоты для указанной категории детей. Редкие, но все же преценденты такого рода поддержки есть. Так, перед началом нынешнего учебного года компания «Альянс Алтын», занимающаяся разработкой золоторудного месторождения «Джеруй», к 1 сентябрю подарила школьную форму 150 учащимся четырех средних школ Таласского района, которые пойдут в 1-й класс. Хорошее начинание, но если сделать поддержку малообеспеченных детей не разовой акцией, а системной, узаконенной мерой, за которую государство предоставляет бизнесу определенные льготы, было бы конечно лучше, и проблемы «добровольных» взносов и сборов не так сильно раздражали бы общественность…
 Сейитжан Апышев

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии