РЕФОРМА НАУКИ: ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ И ПУТИ

  • 02.10.2022
  • 0

РЕФОРМА НАУКИ: ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ И ПУТИ

 

Батыркул БАЕТОВ

Секретарь Совета по науке, инновациям и новым  технологиям при Председателе Кабинета Министров КР,

доктор экономических наук                                 

Заслуженный энергетик СНГ,

Заслуженный экономист КР

Первое заседание Совета по науке, инновациям и новым технологиям при Премьер-министре КР (далее – Совет) 2 декабря 2015 года отметило, что «научная деятельность в стране не удовлетворяет потребностей отраслей экономики, не вносит существенного вклада в устойчивое развитие государства». Упомянутый Совет во всех последующих решениях, причем в разных составах, неизменно подтверждает данное утверждение. Этот неоспоримый факт и является первопричиной проведения реформ в научной отрасли.

По истечении трех лет, а именно 7 июля 2019 года, Совет протокольно поручал Министерству образования и науки КР: «- провести анализ деятельности научных организаций, финансируемых за счет государственного бюджета, и внести в Правительство КР конкретные предложения по их реформированию/оптимизации; — принять исчерпывающие меры по повышению эффективности использования средств, выделяемых из государственного бюджета на науку, путем введения механизмов государственного заказа на выполнение научных исследований и децентрализации научной деятельности».

Обновленный состав Совета 28 декабря 2021 года в очередной раз признал «недостаточный вклад отечественной науки при решении актуальных вопросов социально-экономического развития страны. Основным критерием завершенности научных исследований впредь следует считать реальный их вклад в устойчивое развитие страны, а не многочисленные отчеты, публикации и конференции». При этом Министерству образования и науки вновь было поручено: « а) внести в Президиум Совета обоснованные предложения по кардинальной реформе  научной отрасли с целью обеспечения резкого повышения вклада науки в устойчивое развитие страны; б) повысить результативность научных исследований по государственному заказу путем введения в практику нормы обязательного наличия положительных решений коллегий государственных и соответствующих кеңешей муниципальных органов по утверждению решений их научно-технических советов относительно: а) инициирования и б) установления эффективности научно-исследовательских работ, имеющих статус государственного заказа; в) рассмотреть в приоритетном порядке заявки на участие работников государственных региональных университетов в конкурсах, проводимых ежегодно Министерством образования и науки КР за счет государственного бюджета, в целях децентрализации научной деятельности; з) инициировать в установленном порядке обоснованное повышение оплаты труда/должностных окладов работников государственных научных учреждений;».

Следует отметить, что из приведенных выше решений Совета на сегодняшний день в полной мере выполнен лишь пункт з), предусматривающий повышение заработной платы научным работникам, а остальные вопросы кардинального улучшении ситуации в отрасли, как говориться, и ныне там …

Из решений Совета также следует, что главным оценщиком состояния научной отрасли и одновременно инициатором действий в сторону оздоровления отрасли является Совет при главном исполнительном органе страны, соответственно основным исполнителем его протокольных решений представляется уполномоченный государственный орган в сфере науки в лице Министерства образования и науки КР.

Если учесть, что под научной деятельностью понимается высокоинтеллектуальный труд, который не может быть выполнен даже весьма высококвалифицированными иными специалистами, то этот труд должен быть соответственно весьма высокооплачиваемым и принести огромную пользу заказчикам. Данное утверждение является аксиомой, не требующей доказательств.

В прошлой жизни, т.е. при Союзе, так и было – государство создавало соответствующие научные учреждения и планомерно загружало их работой, преимущественно госзаказом… К примеру, конкретно о нашем институте — в далеком 1963 году был создан Кыргызский научно-исследовательский отдел энергетики, в 1972 году для него было построено новое 4-х этажное здание общей площадью 5428 кв.м, где были обеспечены полнокровной, высокооплачиваемой, престижной в обществе работой свыше 300 высококвалифицированных специалистов. В 1990 году этот институт был реорганизован в Среднеазиатский НИИ энергетики, а в 1992 году в связи с развалом Союза – в Кыргызский НИИ энергетики, далее в 1996 году – в Кыргызский научно-технический центр по энергетике «Энергия», а в 2016 году – в НИИ энергетики и экономики при Министерстве экономики КР, ныне НИИ энергетики и экономики при Министерстве энергетики КР, в котором работают всего лишь 19 человек (в основном пенсионеры и молодые специалисты) со средней заработной платой порядка 7 тыс.сомов в месяц!

История нашего института является типичной для всех академических и отраслевых государственных научных учреждений, функционирующих со времен Союза. Их состояние можно охарактеризовать следующим образом. Финансируются они со стороны государства по остаточному принципу, в основном на зарплату, аренду помещений и приобретения канцтоваров. При таком раскладе ни о каком развитии речи идти не может, а остепененные научные работники будут вынуждены активно подрабатывать в вузах, бизнесструктурах, собственных хозяйствах, различных международных проектах…

Говоря о целях реформирования науки, следует концентрировать внимание на полезности научной и научно-технической продукции в жизни общества. Действительно, коли общество тратит перманентно огромную сумму на подготовку и аттестацию научных кадров, на содержание их самих и их семей, то оно должно и получить некие дивиденды в виде полезной продукции. Как было иллюстрировано выше на примере СССР, самодостаточные государства вкладывают в науку до 4,5% ВВП и получают ощутимую пользу, так как в современных условиях затраты в науку приносят эффект в десятикратном (!) размере.

При этом в западных странах уделяется достаточное внимание на фундаментальные науки, тогда как восточный мир с его наиболее развитыми странами, как Япония, Китай, делают упор на более прагматические дела – открытий здесь немного, однако использование сделанных другими открытий и изобретений поставлен на поток…

За всю историю наша академия наук сделала лишь два открытия, хотя в Союзное время выполняла немало заказов государства по решению ряда стратегически важных хозяйственных, технических и гуманитарных задач.

После обретения суверенитета академия наук, как и отраслевая и вузовская наука, была рада тому, что не испустила дух – заказов практически не было, госбюджетное содержание оказалось недостаточным, зарплата сотрудников мизерной, престижа никакого, молодежи нет, перманентное сокращение штатов, энтузиазм старших угасает…

Начиная с 2018 года, отрасль взяла курс на выполнение государственного заказа (для начала на госбюджетные средства, распределяемые Министерством образования и науки КР на конкурсной основе) и на децентрализацию научной деятельности, т.е. перевод центра тяжести научных исследований на решения задач регионов страны, следуя мировой практике.

Отсюда вытекает мысль о том, что основной целью проведения нынешних реформ в отрасли наука является повышение эффективности научной деятельности в широком смысле, а именно каждый затраченный сом в науку должен принести ощутимую пользу в виде экономического, социального, гуманитарного или иного реального эффекта, а не ложиться на полки в виде никому ненужных отчетов…

В качестве третьего блока задач данной статьи были обозначены пути проведения реформ кыргызской науки.

Совет полагает, что в первую голову необходимо государственную отраслевую политику и средства, выделяемые на науку, сосредоточить в одних руках, а именно в системе уполномоченного государственного органа в лице Министерства образования и науки КР. Сегодняшняя разрозненность, когда академия наук тянет на себя одеяло как верховная элитная научная госструктура, аттестационный блок перебрался уровнем выше и оказался «при Президенте КР», а госорган, ведающий изобретениями, прибился к «при Кабмине КР», госфинансами же независимо ни от кого ведает Минфин КР… Вот такой разнобой получается, все они формально не подчиняются уполномоченному госоргану в сфере науки и друг другу тем более, иначе говоря, получили крыловскую «лебедь, щука и рак» или «у семи нянь дитя без глазу».

В нашей компактной стране в недавнем прошлом все правительственные функции наконец были объединены вокруг первого руководителя страны, а почему у нас в отрасли наука должно быть множество указывающих в разные стороны «перстов»? К тому же, отраслевое законодательство предусматривает наличие единого Национального фонда науки для того, чтобы уполномоченный госорган в сфере науки мог правильно расставить точки над i в единой государственной отраслевой политике, затем правильно распределять госсредства и главное проследить/обеспечить эффективность вложения каждого сома налогоплательщика, направленного на науку.

В этой связи весьма разумным и совершенно обоснованным представляется позиция Министерства образования и науки КР по передаче с баланса на баланс отдельных государственных научных учреждений академии наук в ведение крупных вузов страны, в том числе региональных вузов. Те научные исследования, которые финансируются преимущественно государством, естественно, остаются в системе академии наук, а те научные исследования, которые должны финансироваться со стороны муниципалитетов и частного сектора могут быть в вузах, где сосредоточено три четверти остепененных научных кадров страны. Разумеется, и те, и другие могут претендовать на финансирование со стороны государства и международных организаций в случаях, если выполнят соответствующие конкурсные условия.

Только при таком раскладе мы сможем учесть в своих дальнейщих шагах и решения Совета, и сложившиеся рыночные условия, позитивную мировую практику организации эффективной деятельности отрасли наука.

Сегодня в социальных сетях часто видим возмущения отдельных авторов от науки под общим лозунгом «Руки прочь от академии наук!». Такую бурю эмоций видим уж не первый раз! Люди не хотят потерять зону комфорта…

Академики получают пожизненную стипендию в 15000 сомов ежемесячно, член-корреспонденты же 7500 сомов. Не вдаваясь в подробности того, кто и как получил эти вожделенные звания, можно их понять, кому же хочется лишиться таких денег, поступающих на твой счет вне зависимости от твоей деятельности, лишь бы оставался живым…

Если эти крупные ученые являются действительно крупными специалистами, то пусть они берутся за ответственные участки стратегических отраслей (как в свое время академик С.П. Королев) и пусть получают немалые заработанные деньги, перечислят часть их в пенсионный фонд и обеспечат себе достойную старость. Как говориться, польза и обществу, и крупному ученому-специалисту.

Аргументы о возрождении вновь казахстанской академии наук совершенно несостоятельны, ибо новое государственное учреждение строится на принципиально новой основе с учетом современных реалий, в том числе рыночных отношений.

В тех статьях и обращениях к руководству страны я не смог увидеть веские аргументы, кроме лозунгов и софистики. С другой стороны, никто не покушается на академию наук, она остается государственным учреждением со своим законом, финансированием, имуществом, сужает лишь свои исследования, делая акцент на преимущественное государственное финансирование. При этом никто отнюдь не отменяет ее конституционное право координировать «направления в сфере фундаментальных и прикладных наук». В то же время, такая координация должна проводиться в русле той государственной отраслевой политики, которую разрабатывает и проводит уполномоченный государственный орган в сфере науки, т.е. Министерство образования и науки КР, так как вся ответственность за состояния отрасли возложена на него.

Таким образом, на основании вышеизложенного, а также материалов трех последних заседаний Совета, можно сделать вывод о том, что Министерство образования и науки КР сегодня инициирует реформы в сфере высшей школы и отечественной науки в совершенно правильном направлении. Если и в этот раз дадим «задний ход», то наука и далее будет бесполезным занятием узкого круга умных лиц, которые, не отходя от этой кормушки, всю свою кипучую энергию направят на другие весьма доходные виды деятельности, обеспечивая себе и высокий статус в обществе, и материальное благополучие, причем за счет государства.

Нам нужно, чтобы человек, наделенный аналитическим умом от природы и недюжинными специальными знаниями от общества, оказался полезным кыргызскому обществу, а не превратился в умелый, скользкий, паразитирующий элемент на теле общества.      

 

Поделиться

Комментарии