ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ — ЗАЛОГ УСПЕХА

  • 29.04.2022
  • 0

                                                       PISA — 2025

В 2025 году пятнадцатилетние школьники Кыргызстана примут участие в международном исследовании PISA. Сегодня потенциальные участники этого авторитетного  исследования учатся в 5 классе. И у учителей страны есть возможность  перестроить  педагогическую практику, целью которой будет формирование функциональной грамотности, того самого умения «свершать дела».

Исследование образовательных достижений учащихся PISA проводится трехлетними циклами по трем основным направлениям: «читательская грамотность», «математическая грамотность» и «естественно-научная грамотность».

В каждом цикле основное уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По двум другим получается обобщенная характеристика грамотности учащихся в данной области.

Понимая актуальность поднимаемого вопроса и ответственность института повышения квалификации перед педагогами республики, в 2021 году РИПКиППР при МОН КР разработал и апробировал курс повышения квалификации «Формирование и оценивание компетенций читательской грамотности». Курс был разработан для учителей кыргызского\русского языка как родного. В течение учебного года обучились по программе данного курса более 250 учителей. При этом перед РИПК иППР при МОН КР стояла еще  одна задача-из прошедших курсы повышения квалификации учителей  отобрать  тренеров, которые в будущем будут обучать своих коллег по работе.

В чем актуальность данного курса повышения квалификации и какова его связь с функциональной грамотностью и международным исследование PISA?

Читательская грамотность — ключ ко всем видам функциональной грамотности. Еще в 19 веке Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Читать – это ещё ничего не значит: что читать, и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

Изучая результаты исследований PISA по читательской грамотности можно заметить, что за эти годы изменилось и понимание читательской грамотности. При оценке читательской грамотности в 2018 году акцент был сделан на способности находить, сравнивать, сопоставлять, и интегрировать информацию из нескольких источников. Использование текстов из нескольких источников ставит перед учениками задачи поиска информации в нескольких текстах. Ученики должны уметь интегрировать информацию из разных текстов для получения выводов, оценивать качество и достоверность источников.

 

Немного подробнее о структуре и содержании курса повышение квалификации «Формирование и оценивание компетенций читательской грамотности».

72 –часовой курс состоит из двух практико-ориентированных модулей. Лекции в данном курсе не предусмотрены.

Первый модуль — 24 часа.

Участники знакомятся с требованиями исследования, и выполняют задания на сайте https://www.oecd.org/pisa/test/  и https://fioco.ru-pisa,  работают с различными форматами текстов, которые применялись в исследовании, начиная с 2000 года:

-сплошными (описание процессов,   инструкции т.д.)

-несплошными (графики, таблицы, карты, афиши, гарантийные талоны»),

-интегрированными (сплошной и несплошной текст),

-составными (два и более текста разных авторов по одной теме).

На межмодульных встречах (12 часов)  участники делятся своим опытом, как они на практике смогли применить полученные знания.

Второй модуль — 24 часа.

Учителя работают с глобальными компетенциями, знакомятся с заданиями по математической и естественно-научной грамотности. Самое главное, на втором модуле, учителя работают с учебниками для 5х-7х классов по кыргызскому\русскому языку, и разрабатывают задания на поиск информации, извлечение интеграцию информации, оценку авторской позиции, оценку структуры и стиля текста, оценку качества и достоверности информации.

После межмодульных встреч, когда учителя показывают мастер-классы, делятся своими разработками заданий, учителя получают сертификаты государственного образца.

В ходе проведения курса перед разработчиками курса учителя поставили две задачи:

— показать, как работать с большими художественными текстами, чтобы формировать функциональную грамотность,

— что делать, если в учебниках нет заданий по формированию функциональной грамотности.

Чтобы ответить на второй вопрос, РИПКиППР при МОН КР подготовил тренинговый семинар (ТОТ) на тему «Формирование и оценивание компетенций читательской грамотности: направленность национальных учебников». Планируется встречи на регулярной основе с авторами учебников по кыргызскому языку для кыргызских школ, узбекскому языку для узбекских школ, кыргызскому языку для школ с русским, узбекским, таджикским языками обучения, русскому языку для школ с русским, кыргызским, узбекским, таджикским языками языками обучения.

Опыт участия в международном исследовании PISA   других стран позволил экспертам сделать следующий вывод ( из доклада Ковалевой Г.С., руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, международного эксперта по ФГ. Главные детерминанты (причины, условия) качества школьного образования:

-Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA)

— Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами  (по результатам ITL, PISA).

Только учитель, его профессионализм, и качество заданий, которые на уроке дает учитель, определяют, насколько успешны будут наши дети в быстро меняющемся мире.

А.Асаналиева » Кут Билим»

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии