ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ — ЗАЛОГ УСПЕХА
- 29.04.2022
- 0
PISA — 2025
В 2025 году пятнадцатилетние школьники Кыргызстана примут участие в международном исследовании PISA. Сегодня потенциальные участники этого авторитетного исследования учатся в 5 классе. И у учителей страны есть возможность перестроить педагогическую практику, целью которой будет формирование функциональной грамотности, того самого умения «свершать дела».
Исследование образовательных достижений учащихся PISA проводится трехлетними циклами по трем основным направлениям: «читательская грамотность», «математическая грамотность» и «естественно-научная грамотность».
В каждом цикле основное уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По двум другим получается обобщенная характеристика грамотности учащихся в данной области.
Понимая актуальность поднимаемого вопроса и ответственность института повышения квалификации перед педагогами республики, в 2021 году РИПКиППР при МОН КР разработал и апробировал курс повышения квалификации «Формирование и оценивание компетенций читательской грамотности». Курс был разработан для учителей кыргызского\русского языка как родного. В течение учебного года обучились по программе данного курса более 250 учителей. При этом перед РИПК иППР при МОН КР стояла еще одна задача-из прошедших курсы повышения квалификации учителей отобрать тренеров, которые в будущем будут обучать своих коллег по работе.
В чем актуальность данного курса повышения квалификации и какова его связь с функциональной грамотностью и международным исследование PISA?
Читательская грамотность — ключ ко всем видам функциональной грамотности. Еще в 19 веке Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Читать – это ещё ничего не значит: что читать, и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
Изучая результаты исследований PISA по читательской грамотности можно заметить, что за эти годы изменилось и понимание читательской грамотности. При оценке читательской грамотности в 2018 году акцент был сделан на способности находить, сравнивать, сопоставлять, и интегрировать информацию из нескольких источников. Использование текстов из нескольких источников ставит перед учениками задачи поиска информации в нескольких текстах. Ученики должны уметь интегрировать информацию из разных текстов для получения выводов, оценивать качество и достоверность источников.
Немного подробнее о структуре и содержании курса повышение квалификации «Формирование и оценивание компетенций читательской грамотности».
72 –часовой курс состоит из двух практико-ориентированных модулей. Лекции в данном курсе не предусмотрены.
Первый модуль — 24 часа.
Участники знакомятся с требованиями исследования, и выполняют задания на сайте https://www.oecd.org/pisa/test/ и https://fioco.ru-pisa, работают с различными форматами текстов, которые применялись в исследовании, начиная с 2000 года:
-сплошными (описание процессов, инструкции т.д.)
-несплошными (графики, таблицы, карты, афиши, гарантийные талоны»),
-интегрированными (сплошной и несплошной текст),
-составными (два и более текста разных авторов по одной теме).
На межмодульных встречах (12 часов) участники делятся своим опытом, как они на практике смогли применить полученные знания.
Второй модуль — 24 часа.
Учителя работают с глобальными компетенциями, знакомятся с заданиями по математической и естественно-научной грамотности. Самое главное, на втором модуле, учителя работают с учебниками для 5х-7х классов по кыргызскому\русскому языку, и разрабатывают задания на поиск информации, извлечение интеграцию информации, оценку авторской позиции, оценку структуры и стиля текста, оценку качества и достоверности информации.
После межмодульных встреч, когда учителя показывают мастер-классы, делятся своими разработками заданий, учителя получают сертификаты государственного образца.
В ходе проведения курса перед разработчиками курса учителя поставили две задачи:
— показать, как работать с большими художественными текстами, чтобы формировать функциональную грамотность,
— что делать, если в учебниках нет заданий по формированию функциональной грамотности.
Чтобы ответить на второй вопрос, РИПКиППР при МОН КР подготовил тренинговый семинар (ТОТ) на тему «Формирование и оценивание компетенций читательской грамотности: направленность национальных учебников». Планируется встречи на регулярной основе с авторами учебников по кыргызскому языку для кыргызских школ, узбекскому языку для узбекских школ, кыргызскому языку для школ с русским, узбекским, таджикским языками обучения, русскому языку для школ с русским, кыргызским, узбекским, таджикским языками языками обучения.
Опыт участия в международном исследовании PISA других стран позволил экспертам сделать следующий вывод ( из доклада Ковалевой Г.С., руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, международного эксперта по ФГ. Главные детерминанты (причины, условия) качества школьного образования:
-Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA)
— Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA).
Только учитель, его профессионализм, и качество заданий, которые на уроке дает учитель, определяют, насколько успешны будут наши дети в быстро меняющемся мире.
А.Асаналиева » Кут Билим»
Комментарии