ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН:ПИСАТЬ ИЛИ НЕ ПИСАТЬ?

  • 21.12.2020
  • 0

Наряду с нареканиями по поводу многочисленной писанины в школьной документации, не отстал от всеобщей полемики и план-конспект  урока. Мнения по написанию планов урока разделились и появился вопрос «а нужно ли писать план урока, если и так все знаешь наизусть, если не пользуешься им  в процессе урока, если одну и ту же тему пишешь из года в год, если одну и ту же тему по одному конспекту в параллельных классах преподносишь по-разному?»

Вопрос конечно интересный, но планирование урока никто не отменял, ведь это визитная карточка учителя, право на проведение урока и вообще скелет урока. А вот оживит ли этот скелет учитель, доведет ли урок до сознания детей, познакомятся ли дети с ожившим скелетом – это волшебство, мастерство учителя.

И тем не менее вопрос остается открытым. Добрая половина учителей старой закалки, привыкшая к требованиям советского образования, пишет конспекты не уставая, не пропуская ни одной нотки, но по устаревшим правилам, далеким от современного Государственного Стандарта. Они не приемлют написания в «табличной» форме. Так же эту форму конспектов считают очень нудной и трудоемкой (много писанины) и учителя постсоветского межвековья. Молодежь старается влиться в процесс развития образования и шагает в ногу со временем.

Коварное нашествие пандемии COVID-19 заставило встрепенуться все сферы социума, но особенно оно было заметно в сфере дошкольного, среднего и высшего образования. Цифровизация заняла позиции и обучение перешло в дистанционное обучение. За время учебы в онлайн режиме учителя успели выразить недовольство по загруженности деловыми бумагами и отчетностью. И возник вопрос: обязательно ли писать или можно, опытным, не писать плана-конспекта к уроку? Но как же тогда организовать учебный процесс?

Подготовка к уроку 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН:ПИСАТЬ ИЛИ НЕ ПИСАТЬ?

О, урок! Ты — солнце

           Ш. Амонашвили

Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) образовательного процесса. Провести хороший урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами, закономерностями и принципами образовательного процесса. Но как учесть при планировании    урока все необходимое, как не упустить самого главного?

Такую схему предложила передовой педагог из Города Гродно Оскирко Елена.

По поводу планов-конспектов по Стандарту многие опытные учителя считают, что детальное изложение материала, обозначение действий учителя и учащихся во время учебного процесса является лишней писаниной, которую вполне и в полном объёме мог удовлетворять план урока старого образца, то есть с чётко обозначенными целями, ходом урока и кратким описанием достижения целей.

Зачем нужен конспект урока?

Продумав содержание и методику проведения урока, учитель выполняет разработку конспекта урока. В нем фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно-функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока. На уроке же следует руководствоваться не конспектом, а развернутым планом.

Разрабатывая конспект, учитель выясняет:

— нужна ли на этом уроке проверка знаний умений и навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом;

— какова последовательность расположения этих звеньев обучения;

сколько времени следует отвести на каждый этап работы.

При написании конспекта учитель отбирает оптимальное сочетание приемов, методов, средств и организационных форм обучения.

Методы: словесные, наглядные, печатные или практические методы, репродуктивные или проблемно-поисковые.

Также используются самостоятельные виды деятельности или под руководством учителя.

Надо четко себе представлять слабые и сильные стороны методов и их сочетаний. Каждый метод лучше решает одни задачи и хуже другие, осложняет или упрощает восприятие нового. Поэтому речь может идти только о целесообразном их сочетании. Решение о методах и приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задач с учетом специфики класса и своего стиля работы.

Учитываются состояние учеников, их возможное настроение (например, в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности учебного кабинета, имеющееся время (для всех этапов урока, с учетом выполняемых учениками заданий).

В конспекте урока учитель прописывает формулировку вопросов для фронтального опроса, прописывает переход к началу изложения нового материала, записывает выводы, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с учебной презентацией, предусматривает демонстрацию/запись терминов и схем на экране или доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без использования конспекта) изложению материала на уроке.

Конспект включает: наименование темы урока, цель, задачи, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.

Правомерно ли вменять в обязанность учителя писать конспект урока

Правомерно ли вменять в обязанность учителя писать конспект урока

В данное время учителя задаются вопросом «Имеет ли право директор школы включить в текст должностной инструкции учителя обязанность иметь план-конспект каждого урока, в котором обязательно должны быть записаны цели и задачи?»

Прямого ответа на поставленный вопрос нет, так как в качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников, применяются квалификационные характеристики.

В соответствии с разделом «Должностные обязанности» квалификационной характеристики по должности «учитель» в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчётной документации:

— разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;

— осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН:ПИСАТЬ ИЛИ НЕ ПИСАТЬ?

А между тем

В целях сокращения отчётности учителей при выполнении соответствующих должностных обязанностей, разрабатывается перечень обязательной документации для руководителей образовательных организаций и учителей, в котором есть календарный план урока. Но форма и содержание составления поурочного плана урока обязательно стандартной быть не может, это рабочий инструмент учителя и должен соответствовать методике  преподавания, опыту, фантазии.

«Не нужно загружать учителя дополнительной работой. Учитель должен иметь три документа: рабочую программу, классный журнал и дневник. А планирование урока – это индивидуальная настольная работа каждого учителя. Форма и содержание написания поурочного плана требует творческого подхода», — такого мнения придерживается Алмаз Токтомаметов президент КАО.

Айнура Асаналиева,
«Кут Билим»

 

Поделиться

Комментарии