Почему воспитатели жестоко обращаются с детьми и как это остановить?

  • 09.12.2024
  • 0

Почему воспитатели жестоко обращаются с детьми  и как это остановить?

Видео в соцсетях, где в одном из детских садов в Сузакском районе воспитатели избивают детей вызвало широкий резонанс в обществе. В Министерстве образования КР сообщили, что для предотвращения насилия и обеспечения безопасности каждого ребёнка совместно с местными органами власти будет организовано видеонаблюдение. Также среди сотрудников будет организовано комплексное обучение по вопросам защиты жизни и здоровья детей и проведены разъяснительные мероприятия.

Достаточно ли будет этих мер для того, чтобы остановить жестокое обращение с детьми, учитывая , что  зачастую это противоправное   и даже преступное действие лиц, которые по долгу своей службы, должны следить чтобы подобные случаи не случались и вместе с родителями воспитывали здоровых, защищенных от всякого вида насилия детей? Вопрос скорее риторический, чем утвердительный. К сожалению, учитывая высокий уровень латентности подобного рода инцидентов,  можно допустить, что насилие совершается порой ежедневно, а может даже ежечасно, в масштабах страны, поскольку жесткое обращение с детьми подразумевает не только грубое избиение. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что жестокое обращение с детьми имеет место  быть повсеместно, но по ряду причин они носят  латентный характер.

Так, после указанного выше случая, трое родителей обратились с заявлением к акыйкатчы с просьбой защитить права их детей. Возраст пострадавших детей — два, три и четыре года. По информации родителей, у всех троих синяки и ссадины в разных частях тела. Причем, по их словам, наблюдалось это в течение  двух лет.  Воспитатели объясняли это тем, что дети подрались. А то, что воспитатели сами избивали его, они узнали лишь после того, как вышел в свет видеоролик, где их избивают.  Родители также сообщили, что за их счет в детском саду установили камеры видеонаблюдения. Но оказалось, что видео не записывается, поэтому руководство учреждения не смогло предоставить запись. Поэтому  установка видеонаблюдения в детских садах, мера необходимая, но, по всей видимости,  не самая эффективная. Под предлогом того, что  она не работает ее не дали родителям, хотя не исключено,  что она могла засвидетельствовать еще и другие случаи избиения детей и они хотели это скрыть…

По мнению представителей экспертного сообщества, одна из причин проблем насилия в отношении детей со стороны воспитателей кроется в их непрофессионализме, хотя точнее будет сказать в недостатке квалифицированных кадров. Представляется, что эта проблема будет решаться в ходе мероприятий, проводимых профильным министерством в процессе трансформации образования. Так, Министерством образования и науки Кыргызской Республики объявлен конкурс на замещение 506 вакантных должностей руководителей государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций. Остается надеяться, что через сито отбора пройдут самые достойные, понимающие важность детей дошкольного возраста в развитии и становлении развитой личности.

По мнению психологов, очень важно, чтобы в этот период рядом с детьми находились профессионалы, которые знают, что происходит с ребёнком, учитывают его возрастные особенности. Это, конечно, в идеале. В реальности немного все обстоит иначе. Никто не может гарантировать, что подобное не случится в будущем, но стремится, чтобы их не было все же нужно. Поэтому многих гложет вопрос: почему взрослые бьют детей? Психологи считают, что насилие в отношении ребёнка – это результат когда-то пережитой взрослым травмы, и что, согласно теории Джона Боулби о привязанности, если первые два года жизни у ребёнка с родителями произошло нарушение привязанности, то есть по какой-то причине мама не была рядом или не откликалась на его потребности, то в будущем это может обернуться тревожностью и недоверием.

Представим себе, говорят психологи,  маленького человека, который попал в ситуацию, в которой он не может сам себе помочь. Естественно, он реагирует на эту ситуацию, предположим, плачем – его поведение направлено на привлечение внимания матери, а она в этот момент делает ему строгое и сердитое замечание, говоря, что мальчики не плачут. То есть ему не дали прожить эту эмоцию, её загнали – хорошо, если просто сказали, а то ещё могли и шлёпнуть. Эмоция ушла вовнутрь и очень крепко засела в виде мысли, что её проявлять нельзя. А теперь представим себе, что этот мальчик стал взрослым человеком, который находится на детской площадке или же вообще работает в детском саду и вдруг рядом с ним начинает плакать малыш. Эта ситуация становится для взрослого триггером, и он считает, что это решается только криком, угрозой или ударом. То есть у взрослого внутри сработал его внутренний ребёнок: эта ситуация как триггер запустила тот механизм непонимания, отчаяния, негатива, который когда-то был заложен родителями этого взрослого человека.

Это объясняет, глубинную сущность произошедшего инцидента. Возможно, у воспитателя были проблемы  подобного характерав детском возрасте. Поэтому, при отборе кадров, и дошкольных организациях, несомненно, должно быть участие психологов. Они должны быть в штате каждого дошкольного учреждения. Ведь совершенно очевидно, что дети, которых избивала воспитатель, нуждаются в психологической помощи. В настоящее время, когда лицензирование детских садов отменено, необходимым требованием нужно сделать, пристуствие в штате детского сада психолога. Представляется, он нужен и детям, и воспитателям, и родителям.

Хотя, конечно, те родители, которые уделяют должное внимание своим детям и находятся с ними в контакте и консультируются у психолога, очень быстро увидят и поймут, что с их ребенком обращались жестоко, так как на это будет указывать  реакция  ребёнка: он может замкнуться в себе и стать очень тихим или может начать очень часто болеть.

Вообще, специалисты советуют родителям больше интересоваться и  разговаривать с воспитателями о том, как прошёл день ребёнка. При этом они предстерегают, что ни в коем случае нельзя, допускать, чтобы воспитатель отчитывал ребёнка при маме, а она поддерживала воспитателя, так как это очень травмирует ребёнка, и, что  это один из видов психологического насилия.

Сегодня, в рамках трансформации  образования отрывается много детских садов.  Совершенно очевидно, что только государственным органам, прежде всего, уполномоченным органам  в сфере образования будет крайне сложно бороться с этим с проблемами насилия в отношении детей. Вероятно, здесь понадобится помощь  правозащитных НПО и НКО, работающих над проблемами детей. Они  могли бы, к примеру,  помочь создавать инфраструктуру для обучения, повышения квалификации педагогов дошкольных организаций, рекомендовать методики, которые необходимо применять в детсадах, школах и колледжах, помогать выстраивать внутренние процессы , и, которые могли бы влиять на развитие  безопасной и здоровой среды в образовании.

Анализ мнений, высказанных экспертами, специалистами по указанному инциденту, и вообще по вопросам насилия в отношении детей, сводится к тому, что нельзя действовать исключительно кнутом: ограничениями, различными лишениями, наказаниями, административными методами. Важнее чётко обозначить, какие действия являются неприемлемыми и создать систему выявления неприемлемого поведения по отношению к ребёнку.

Сейитжан Апышев

Поделиться

Комментарии