PISA-2025: ПОДГОТОВКА ИДЕТ ПОЛНЫМ ХОДОМ
- 01.03.2024
- 0
В 2025 году Кыргызстан примет участие в международном исследовании PISA проводимом ОЭСР. PISA исследует качество образования по следующим направлениям: читательская, математическая, естественно — научная грамотность. Начиная с 2021 года, ведется подготовительная работа к исследованию. На сегодняшний день подготовлены тренеры, для проведения пилотного исследования осуществлена выборка 1200 школ, все тесты и другая необходимая информация по PISA переведены в цифровой формат и размещены на сайте. — об этом сообщила 26 февраля 2025 года на заседании профильного Комитета Жогорку Кенеша министр образования и науки КР Д.Кендирбаева.
PISA: что нужно знать о нём педагогам и не только им
Развитие международных организаций и институций и появление мировых сопоставительных исследований начинается с конца ХХ века. Эти исследования используют для оценки эффективности образовательных систем в разных странах для изменения и улучшения на основе полученных результатов самого образования. Проводят их более чем в ста странах разные международные организации. Одна из этих организаций Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) провела свое первое исследование PISA в 2000 году. PISA — Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment).
Кыргызстан участвовал в этом исследовании в 2006 и 2009 годах. Как известно, результаты оказались плачевными и в последующих исследованиях Кыргызстан не участвовал. Однако, падение качества образования, после этого стало видно уже не вооруженным взглядом и без международных исследований. Чтобы выправить ситуацию и понять где, в каких аспектах имеются проблемы и, куда нужно будет направить усилия было принято решение вновь принять участие в исследованиях PISA, которые пройдут в 2025 году. Чтобы понять важность этого исследования для развития качества образования в нашей стране, конечно же, необходимо извлечь уроки прошлого исследования, причины низких результатов и понять принцип работы самого инструментария, каковым является PISA.
Итак, в 2025 году в нашей стране пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA.
Каждые три года оно тестирует у школьников старше 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев) уровень знаний и умение практически их применять. PISA, разработанную в 1997 году, проводят с 2000 года, а трехлетний цикл сбился лишь однажды: исследование 2021 года из-за ковида сдвинулось на год.
Качество образования PISA изучает следующим основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная грамотность.
Давайте разберемся в сущности этих направлений. Итак:
Читательская грамотность: Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность: Способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Термин грамотность в данном случае подразумевает не степень усвоения учащимся знаний, предусмотренных школьной программой, а использования математических знаний в повседневной жизни.
Естественно — научная грамотность: Умение выявлять проблемы, которые можно решить с научной точки зрения в жизненных ситуациях, делать выводы на основе наблюдений.Эти выводы являются основной целью этого раздела-понять мир вокруг нас и развить способность понимать изменения, которые происходят в нем и уметь принимать решения.
В PISA-2025 этот компонент будет ведущим. Поэтому остановимся немного подробнее на модели естественно-научной грамотности исследования. Она следующая:
Контексты: Личные, местные (национальные) и глобальные проблемы, как современные, так и исторические, которые требуют понимания вопросов науки и технологий.
Компетенции: Способность научно объяснять явления, применять методы естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Отношение: Отношение, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов (там, где это нужно), осведомленностью о проблемах окружающей среды и осознанием важности их решения.
Знания: Понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Оно включает знание о природе и технологиях (знание содержания), о методах получения научных знаний, т.е. о процедурах, понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание).
Что такое все эти грамотности, почему так звучат названия изучаемых направлений? PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников четкого определения заученных правил и законов. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.
Исследование включает две части:
-тестирование по предметам- 2часа;
-анкетирование-около 30 минут.
В тестах PISA используются четыре метода тестирования:
-Тесты с одним ответом;
-Тесты с несколькими ответами;
-Вопросы с краткими или подробными ответами;
-Мнение ученика о решении конкретной проблемы.
Особенности новых заданий PISA-2025
Компьютерная модель (работа с рисунком): инструменты перетаскивания объектов, измерение и построение, симуляторы формул;
Представление данных (нелинейное): работа с данными в различных формах (графики, таблицы и т.д.)
Работа на рассуждение всегда-иногда-никогда,
пример или контрпример;
Электронные таблицы (аналоги): расчет, анализ данных.
Нужно отметить, что задания PISA нетривиальны: в их составлении принимают участие многие научные центры и передовые институты педагогики и образования всего мира.
PISA демонстрирует и то, как географически зависимо наше образование: традиционно исследование проводится широко — в столицах, городах, в сельской школе. Исследование пройдет во всей республике. Однако, для участия в исследовании сделают выборку только определенных школ по установленным ОЭСР методам. ОЭСР выберет учеников на основе данных по школам, которые предоставит Кыргызстан. О результатах выборки ОЭСР уведомит за 1 месяц до основного тестирования. При этом нужно отметить, что задания для основного исследования конфиденциальны и будут предоставлены учащимся и учителям только в день тестирования.
Тестирование будет проводиться на русском, кыргызском или узбекском языках.
Для оценки могут быть отобраны учащиеся образовательных организаций, независимо от формы собственности. Размер выборки для компьютерного тестирования 6300 учащихся, 150 образовательных организаций. Размер выборки в каждом учебном заведении — 25 учащихся.
О том, как идет подготовка к международному исследованию, хотя точнее будет сказать ознакомление участников исследования с особенностями данного инструментария по измерению качества образования, мы попросили рассказать участников предстоящего исследования. По словам Шамшидиновой Бактыгуль Сабыржановны, директора Национального центра оценки качества образования и информационных технологий при МОиН КР, особенность PISA -2025 в том, что проводится тестирование будет на компьютере т.к. одно из направлений исследования — выявить цифровые навыки учащихся. С учетом этого направления и требований других направлений предстоящего исследования НЦОКОиТ подготовил и свои PISA-ориентированные тесты, испытание которых планируется в начале марта текущего года. В ходе этих испытаний, где примут участие 500 школ, мы хотим научить детей работать с графиками, картами и т.д. Что же касается подготовки к международному исследованию, сейчас тесты PISA переводятся с английского языка на русский, кыргызский языки. Идет рекогносцировка тестов, их адаптация и верификация. С 15 апреля до 24 мая мы проведем пилотное тестирование, чтобы понять, как наши дети их понимают, но главное в этом пилоте – это научить организовать работу по проведению исследования.
Директор образовательной организации №65 города Бишкек Ольга Владимировна Солошенко отмечает, что активная подготовка к исследованию PISA-2025 идет уже третий год. За это время в школе были проведены обучающие семинары для учителей. Учителями сформирован банк заданий на формирование функциональной грамотности. Пересмотрены образовательные программы по всем предметам с целью активного внедрения в уроки и контрольные работы PISA-подобных заданий. Систематически проводятся срезы знаний учащихся с использованием тестов, разработанных НЦОКОиТ. Работа идёт в постоянном режиме. Надеемся на хороший результат.
Справочно: Ниже приводятся ссылки, где можно более подробно ознакомиться о PISA, пробных тестах и другой необходимой информацией.
- https://www.oecd.org/pisa/;
- https://pisa-framework.oecd.org/science-2025/
- https://edu.gov.kg/
- https://ncokoit.kg/
- https://fioco.ru/
- https://rikc.by/pisa/578-primery-zadanij-pisa.html
- https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Сейитжан Апышев
Кут Билим
Комментарии