12-летнее обучение: экскурс в историю передовых стран

  • 18.03.2024
  • 0

12-летнее обучение: экскурс в историю передовых стран

Финляндия

О «Финском чуде в образовании» заговорили после появления результатов первой международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA в 2000 году. По читательской грамотности Финляндия заняла тогда первое место среди 32 стран, участвовавших в исследовании, по математической грамотности – пятое (после Гонконга, Японии, Южной Кореи и Новой Зеландии) и по естественнонаучной грамотности – четвёртое место (после Южной Кореи, Японии и Гонконга).

Что же предшествовало появлению в мировом образовательном пространстве «финскому чуду»? Какие реформы сподвигли эту небольшую северную страну к прорывным сдвигам в образовании?

Заглянем в историю этой страны. Итак, в 1972 году Финляндия перешла на 12-летнюю систему образования. Эта реформа была частью более масштабной реформы, направленной на модернизацию финской системы образования.

Целью реформ провозглашается следующее:

— Сделать образование более доступным для всех детей;

— улучшить качество образования;

— сократить отставание в образовании между мальчиками и девочками;

— подготовить учащихся к жизни в современном обществе.

В результате проведенных реформ уровень образования в Финляндии значительно повысился.  Финляндия стала одной из стран с самым высоким уровнем грамотности в мире. Разрыв в образовании между мальчиками и девочками был сокращен. Финская система образования стала одной из самых лучших в мире.

Таким образом, переход на 12-летнюю систему образования в Финляндии был успешным. Реформа помогла сделать образование более доступным и качественным, а также подготовить учащихся к жизни в современном обществе. Результаты PISA -2000 стали тому доказательством.

Обращает на себя внимание упор финской системы образования на качество педагогического состава. Это было одним из самых важных моментов реформ в системе образования Финляндии в 1970-х. Сейчас, чтобы преподавать в начальной школе, нужно иметь степень магистра в образовании, а в средней — магистра по преподаваемой дисциплине.

Согласно исследованиям, проводимым в Финляндии, конкурс на педагогические направления в вузах этой стране является одним из самых высоких. К примеру, последние годы в среднем на 900 мест в факультетах подготовки учителей начальных школ претендовали около 7000 абитуриентов. И это несмотря на относительно низкие зарплаты по сравнению с другими сферами. Например, учитель начальной школы получает на 22% меньше других специалистов, имеющих магистерскую степень, а учитель средней школы первой ступени – на 15% меньше. При этом многие учителя чувствуют удовлетворенность и преданность своей работе. По статистике только 10−15% учителей за свою карьеру меняют сферу деятельности. Существенным стимулом для учителей является высокий уровень доверия и уважения к учителям со стороны родителей.

Финские учителя руководствуются фразой «Либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». По этой причине выпускных школьных экзаменов в финских школах нет.

Финское общество традиционно высоко ценит профессию учителя. Именно поэтому статус учителя очень высок. Сейчас в Финляндии через систему тщательного подбора педагогических кадров и высокую заработную плату стараются привлечь в школу молодые, высокообразованные кадры.

Исследуя исторические и социологические корни «финского чуда», Ханну Симола из Университета Хельсинки отмечает, что в Финляндии систему всеобщего образования начали внедрять только в 1970-х годах и внедряли её, «быстро, систематично и даже по-тоталитарному». Также Х.Симола пишет, что одной из ключевых особенностей реформ в системе образования страны в 1970-х был отказ от разделения школ на «сильные» и «обычные» и внедрение одинаковых общеобразовательных школ.

Другой ученый П.Сальберг анализируя финский опыт предупреждает: несмотря на то, что Финляндия часто используется как образец успешных реформ в образовании, идеи и принципы, применяемые в Финляндии с 1970-х годов, не обязательно будет работать в других культурных или социальных контекстах.

США

 Система образования в США имеет давние традиции и устоявшиеся каноны, но, несмотря на это, признана самой демократичной. В США нет единой системы образования, государство не вправе устанавливать какие-либо правила по образованию или системе образования. Все вопросы, касающиеся образования регулируются на уровне штата. Децентрализация — самая характерная черта американской системы образования.

В США по закону все дети должны ходить в школу. Начальная, средняя и старшая школы бесплатны, если ребенок посещает государственную школу. В зависимости от штата, дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет. Как правило, каждая из ступеней американской школы имеет свое собственное здание и представляет из себя полностью обособленное учебное заведение.

В американской школе дети учатся 12 лет — с 5–6 до 17–18.

Система образования США имеет 4 классические уровня — это дошкольное, начальное, среднее и высшее образование.

Дошкольное образование: Preschool

Дошкольное образование, как и в большинстве стран, не является обязательным. Дети могут посещать ясли, детские сады, центры дошкольного образования, а так же дневные центры по присмотру за детьми.
Дошкольное образование длиться 2 года и предназначено для детей в возрасте от 4 до 6 лет. Во многих штатах по окончании учреждения дошкольного образования выдается сертификат, с указанием посещения, поведения и способностей ребенка. Данный сертификат могут потребовать при зачислении в начальную школу.

Школьное образование в Америке нацелено на воспитание в детях самодисциплины, ответственности, независимости мышления и лидерских качеств. Преподаватели помогают ребятам развивать аналитические способности, учат самостоятельно принимать решения, отстаивать свою точку зрения и применять полученные знания в реальной жизни. Дух свободы — одно из главных отличий американских учебных заведений.

Школьное образование в США делится на три уровня:

— начальное Elementary School (1-5 классы) – дети изучают основные обязательные предметы, занимаются спортом и творчеством.

— среднее: Middle School (6-8 классы) или Junior High School (7-9 классы) – помимо обязательных предметов появляются дисциплины по выбору.

— старшие классы: High School (9-12) или Senior High School (11-12) – сокращение числа обязательных предметов, максимальная свобода в выборе изучаемых дисциплин. Программа рассчитана на 4 года и длится с 9 по 12 класс. Старшую среднюю школу посещают учащиеся в возрасте от 14 до 18 лет. Школа предлагает базовые и профильные предметы. Многие ученики могут самостоятельно либо при помощи родителей и учителей выбирать необходимые предметы для будущей специальности.

Средняя школа (secondary school) является альтернативой старшей школе. Она охватывает 9–12 классы. Предлагает техническое и профессиональное обучение, например столярное дело и автомобильные технологии.

Американская система образования предоставляет ученикам практические знания, которые помогут в реальной жизни. Это выражается, в том числе в проведении уроков по здоровью, правильному питанию, половому воспитанию и других.

 

Обзор подготовил Сейитжан Апышев

Кут Билим

 

Поделиться

Комментарии