«Дружба через образование». Первая Кыргызско-Российская ярмарка инновационных решений в образовании
- 19.08.2024
- 0
На берегу лазурного Иссык-Куля начала свою работу первая Кыргызско-Российская ярмарка инновационных решений в сфере образования.
«Сегодня как никогда мы должны дружить и развивать отношения через образование»- сказала министр образования и науки Догдуркуль Кендирбаева в своей приветственной речи и выразила свою признательность российской делегации за то, что приняли приглашение принять участие в мероприятии.
«Россия всегда будет рядом с Кыргызстаном в сфере образования. Мы привезли сюда самое лучшее. Я надеюсь, что наши сегодняшние встречи перерастут в новые договоренности и решения»,- сказал в свою очередь Антон Рыбаков, заместитель начальника управления Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами.
По его словам, строительство девяти школ, о котором было принято решение на высшем уровне, несомненно будет реализовано.
«В самое ближайшее время будет дан старт строительству трех школ».-добавил он.
«Кыргызско-Российская Ярмарка прекрасная площадка для обмена опытом между образовательными организациями двух стран»-сказал Дмитрий Пышный, заместитель министра науки и высшего образования РФ.
Проведение кыргызско-российского образовательного саммита, в рамках августовских совещаний педагогических работников с приглашением педагогической и академической общественности России представляется весьма своевременным, отвечающим текущей повестке дня мероприятием. Новый формат позволит совместно обсудить актуальные проблемы современного образования, обменяться опытом в их решении и таким образом укрепить как традиционные, так и зарождающиеся связи в сфере образования.
«Его цель — формирование платформы для консолидации международного сотрудничества и взаимодействия по обеспечению непрерывного обучения, социальной ответственности, гражданского участия, многоязычного и культурного разнообразия в рамках устойчивого развития качества и доступа к образованию» — сказала министр образования Д.Кендирбаева.
Новый формат традиционных августовских совещаний проводится в целях повышения качества образования и реализации системной трансформации образования, обеспечения доступности и инклюзивности образования, а также профессиональной квалификации и компетентности педагогов на всех уровнях формального образования путем обмена опытом.
В современном обществе образование стало одной из самых ведущих сфер человеческой деятельности. По приблизительным подсчетам, в ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов педагогов. В последнее десятилетие изменяется отношение ко всем видам образования. И сегодня образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного государства является образованный человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.
Более того, система образования, очень тесно связанная с культурой, представляет собой ресурс нации, страны и государства.
Представляется, что культурно образовательное пространство стран-членов ЕАЭС, складывающееся на фоне исторически сложившихся глубоких межкультурных связей, в нынешних условиях, должно быть нацелено на гармоничное развитие сотрудничающих государств с учетом сохранения специфики национально-культурных особенностей. Ведь совершенно очевидно, что кризис современного общества — это кризис идентификации, поиска своего места в существующем мире.
В этом ключе уместно отметить, что и Кыргызстан, и Россия также испытывают на себе всеобщие тенденции глобализации, в том числе и в образовательной сфере, интегрируясь в глобальное образовательное пространство. В XXI веке экономический потенциал, как это видно на примере многих стран мира, зависит не столько от наличия или отсутствия природных ресурсов, сколько от уровня развития человеческого капитала. Он же определяется, в первую очередь, возможностью и доступностью получения качественного образования. По большей части именно стремлением к повышению качества образования продиктованы процессы модернизации системы образования в наших странах. Причем реформы затрагивают не только образовательную систему, но и социальную и экономическую сферы.
Сложившиеся за многие десятилетия тесные связи между образовательными системами Кыргызстана и России, уходящие в советский период, когда обе республики были частью единого государства имеют громадный потенциал для дальнейшего сотрудничества. Общая история, культурные ценности и знание русского языка создают благоприятную почву для взаимодействия. Об этом свидетельствует высокий спрос на российское образование в Кыргызстане. Этому способствует и то, что ежегодно Правительство Российской Федерации выделяет кыргызстанской молодежи квоты для бесплатного обучения в российских вузах. Так, на 2023/2024 учебный год она была увеличена до 1000 мест. Представляется, что спрос будет только расти и, соответственно, будут расти и квоты.
Более того, расширение и углубление сотрудничества в сфере образования отвечает интересам обеих стран: для Кыргызстана — это повышение качества образования, доступ к современным образовательным технологиям, расширение возможностей для трудоустройства выпускников. Для России укрепление позитивного имиджа России в Центральной Азии, расширение сферы влияния российского образования, привлечение иностранных студентов.
Кроме того, в немалой степени укреплению связей способствует функционирование в Кыргызской Республике русского языка как языка официального.
Ярким примером успешной интеграции образовательных систем двух стран является создание и функционирование Кыргызско-Российского Славянского университета, который в нынешнем году занял лидирующие позиции в Национальном рейтинге вузов КР. Примечательно, что в этом году КРСУ открывает новое направление обучения — билингвальное педагогическое образование. По словам декана гуманитарного факультета КРСУ Наргизы Баудиновой, кафедра будет готовить учителей биологии, математики, физики, русского языка и химии. Они будут обучаться в билингвальной среде, то есть учить их будут сразу на двух языках — русском и кыргызском.
Также, к примерам плодотворного сотрудничества в сфере образования и укрепления межкультурных связей можно отнести Соглашение о строительстве Россией 9 современных школ. В настоящее время в целях реализации Соглашения между Кабинетом Министров Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации об условиях строительства, создания и функционирования в Кыргызской Республике совместных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на русском языке определены все
9 земельных участков для строительства зданий и сооружений и их вводу в эксплуатацию, созданию
и функционированию совместных общеобразовательных организаций в Кыргызской Республике, осуществляющих обучение на русском языке. Дело остается за малым — после завершения юридических процедур построить эти школы, оборудовать и набрать учителей, которые будут «сеять разумное, вечное, доброе» на языке А.С. Пушкина и тем самым крепить дружественные узы между народами двух стран.
Ожидается, что каждая школа будет рассчитана на 1 224 ученических места, которые будут оснащены двумя спортивными залами и двумя бассейнами. Выпускники получат аттестаты российского и кыргызского образцов, преподавание планируется проводить в соответствии с государственными образовательными стандартами Кыргызстана и федеральными государственными образовательными стандартами России.
Расширяется гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом», в рамках которого в текущем учебном году в школы республики направлены более 100 педагогов из России. Кстати, в республиканском Конкурсе на лучшую методическую разработку урока русского языка, литературы или внеклассного мероприятия, объявленный медиацентром «Кут Билим» в партнерстве с Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» к 225 летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, российский педагог, работающая в Кыргызстане в рамках этого проекта Толмачева Алина Александровна (НОК «Школа Ломоносова», г. Бишкек) заняла призовое 2 место. Кстати, она за короткий срок пребывания в Кыргызстане, ранее работая в отдаленной сельской школе Джалал- Абадской области, сумела подготовить победителей республиканских олимпиад и тем самым завоевать любовь и доверие своих учащихся и их родителей, а также привлечь к себе внимание СМИ. Так, в одном из своих интервью она отмечала, что как в российских, так и в кыргызских школах существуют схожие вызовы, такие как необходимость адаптации к новым образовательным стандартам и эффективное интегрирование современных технологий, но при этом в обеих системах наблюдается недостаток акцента на практико-ориентированных методах обучения.
Образовательные системы Кыргызстана и России постоянно находятся в процессе изменений, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами. В последние годы обе страны предпринимают значительные усилия для модернизации своих образовательных систем, чтобы они соответствовали современным требованиям и вызовам. Между тем, в обеих странах прослеживаются общие тенденции и вызовы. Так, обе страны активно внедряют цифовые технологии в образовательный процесс, что открывает новые возможности для обучения, но также требует решения вопросов, связанных с цифровым неравенством и кибербезопасностью. Обе страны стремятся адаптировать образовательные программы к потребностям современного рынка труда, что требует постоянного мониторинга и обновления учебных планов.
Сейитжан Апышев
Комментарии