ОБРАЗОВАНИЕ – ПРАВОЕ КРЫЛО ГОСУДАРСТВА

  • 29.12.2021
  • 0
ОБРАЗОВАНИЕ – ПРАВОЕ КРЫЛО ГОСУДАРСТВА

Начинаются подведения итогов первого полугодия 2021-2022 учебного года. На этот и последующие годы возлагаются надежды в плане улучшения качества образования не только для повышения уровня планки в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2025, но и в кардинальных переменах в сфере образования начиная с дошкольного, школьного и высшего образования.

Образование в Кыргызстане небезнадёжно. Об этом можно с уверенностью сказать, полагаясь на рейтинг среди стран СНГ, по качеству системы образования, в котором Россия заняла 36-е место, Кыргызстан 55-е, Казахстан 62-е, Азербайджан 69-е и Туркменистан 86-е, передает ia-centr.ru со ссылкой на Ranking.kz.

Индекс качества системы образования оценивал государственную систему образования, готовность студентов учиться в вузах, финансирование университетов, количество высших образовательных учреждений в различные мировые рейтинги.

Индекс возможностей оценивал уровень грамотности взрослых, выпускные курсы, показатели начальной и средней школы, долю государственных расходов на образование от ВВП и множество других параметров.

Лучшими странами в сфере образования были названы Великобритания, США и Австралия. Замкнула рейтинг с наихудшими показателями Ботсвана.

Тем не менее, статистика ряда проблем в стране упрямо упирается именно в область образования. В чём же дело?

Очень интересный обзорный анализ провёл интеллектуальный фонд KG Analitics, основываясь на статистические данные национальных, международных, государственных документов, учитывая результаты обсуждений с экспертами, специалистами и лицами, заинтересованными в улучшении качества школьного образования в Кыргызстане.

Ключевыми моментами обзора являются: ДЕМОГРАФИЯ, БЕДНОСТЬ, ЭКОНОМИКА.

ОБРАЗОВАНИЕ – ПРАВОЕ КРЫЛО ГОСУДАРСТВА

«Несмотря на определенные достижения в системе школьного образования (рост охвата детей школьным образованием, рост количества детских садов и школ, рост расходов на образование, рост зарплат учителей, улучшение ситуации с обеспечением школ учебниками, компьютерами, интернетом и другие), качество школьного образования остается на низком уровне.

Качество – ключевой вопрос

В Кыргызстане 1 миллион 350 тысяч учащихся школ, то есть практически каждый пятый житель нашей страны – школьник. Около 6% детей школьного возраста не посещают школу в связи с ограниченными возможностями по здоровью и тяжелыми материальными условиями, многие из которых дети трудовых мигрантов.

Согласно международным и национальным системам оценки учебных достижений школьников в среднем 60% учащихся школ не достигают базового четвертого уровня функциональной грамотности по чтению, математике и естественным наукам. Это означает, что школьники могут читать, писать, считать, но не способны понимать смысла прочитанного и не могут применить свои знания в жизни.

Так, например, наиболее сложными задачами для учащихся в тестах на читательскую грамотность были задания на привязку текста к реальной̆ жизни, использование информации для решения практических задач и вывод заключения. Учащимся было трудно, отвечая на открытые вопросы, самостоятельно формулировать мысли, приводить доказательства и примеры, делать заключения. Самые низкие результаты у учащихся школ по естественным наукам – физике, химии, географии и биологии. 15-летние школьники Кыргызстана отстают примерно на 4,5 класса от сверстников, живущих в странах ОЭСР.

ОБРАЗОВАНИЕ – ПРАВОЕ КРЫЛО ГОСУДАРСТВА

По результатам прохождения международной оценки достижений учащихся школ (PISA) в 2009 году Кыргызстан оказался на 65 месте из 65 стран, набрав 314 баллов. Кыргызстан планирует участвовать в PISA в 2025 году.

Согласно Программе развития образования Кыргызской Республики (утверждена Кабинетом Министров КР в мае 2021 года) к 2040 году, Кыргызстан в PISA должен подняться на 15 пунктов. Таким образом, это означает поднятие Кыргызстана с 65 места в 2019 году на 50 место к 2040 году. В 2009 году 50 место в PISA занял Таиланд (421 балл) (тогда Кыргызстан занял 65 место, получив 314 баллов). В 2018 году 50 места занял Кипр (424 балла) (в 2018 году Кыргызстан не принимал участие в PISA). Соответственно, полагаем, что целью Кыргызстана является достижение 420 баллов.

ОБРАЗОВАНИЕ – ПРАВОЕ КРЫЛО ГОСУДАРСТВА

Интересен пример Эстонии, занявшей в 2009 году 13 место (501 балл), а в 2018 году 5 место (523 балла).

Качество обучения в сельских школах значительно отстает от качества обучения в городах. Согласно Национальной оценке образовательных достижений учащихся в 2017 году в сельских школах около 70% учащихся 4 классов не достигли базового уровня знаний, в Бишкеке таких учащихся 43%.

На отставание детей в школах напрямую влияет низкий охват детей дошкольным образованием. Так, только 22,2% детей в возрасте от трех до пяти лет посещают детские сады».

 

Учебная нагрузка

Авторы исследования считают высокой учебную нагрузку учащихся в Кыргызстане. Так, в среднем ученик в Кыргызстане учится 1060 часов в год, в то время как в Эстонии 820, в Финляндии 808, в России 803 часа в год. Очевидно, что высокая учебная нагрузка не гарантирует высокие результаты обучения. В международных рейтингах Кыргызстан занимает последнее место, в то время как все вышеперечисленные страны отнесены к странам со значительно лучшим качеством школьного образования.

Как отмечают исследователи, в советское время в школах Кыргызстана изучалось 17 учебных предметов, а сегодня 25, что значительно превышает общепринятые стандарты. В среднем в мире количество изучаемых предметов варьируется от 8 до 15. Число и содержание изучаемых дисциплин в школах Кыргызстана требует сокращения и пересмотра для более глубокого их изучения.

Но у МОиН на этот счет свои аргументы, который утверждает, что количество изучаемых школьных предметов в Кыргызстане не превышает 16, и сокращать дальше некуда.

Согласно Базисному учебному плану, который готовится на основе Государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики, на 2021-2022 учебный год в школах страны изучаются только 22 предмета (в целом с 1 по 11 классы). При этом всю «линейку» предметов учащиеся не изучают с 1 по 11 классы: часть предметов изучается с 1 по 4 классы, часть предметов начинается в 5 или 7-8 классах и т.д. Таким образом, максимально возможное количество предметов, изучаемое одновременно учащимися одной параллели, не превышает 16 предметов.

В частности:

— с 1 по 4 классы учащиеся изучают 8 предметов;

— с 5 по 9 классы — 16 предметов;

— с 10 по 11 классы учащиеся изучают 15 предметов.

Если в среднем считать сумму всех часов в 1-11 классах и делить их на количество параллелей, то средняя часовая нагрузка на кыргызстанского школьника составляет 922 часа, что, учитывая билингвальность нашего государства (наличие двух основных языков – государственного и официального языков), не является сверхвысокой нагрузкой.

Также необходимо учесть, что в Кыргызстане уделяется внимание и изучению родных языков для узбекского, таджикского и дунганского населения. При этом добавляется не только узбекский и таджикский языки, но и изучение литературы братских народов.

В вышеназванном документе отмечаются проблемы, связанные с нехваткой и качеством учебников. «Многие из них не соответствуют требованию развития компетенций у учеников, как того требует Государственный стандарт школьного образования».

Учреждение «Жаўы китеп» при МОиН, создано для улучшения обеспеченности учащихся учебниками, аккумулирования арендных средств, для устойчивого финансирования своевременного издания новых учебников.

«В первую очередь, обучающийся должен иметь все основные учебники. Без этого не может быть и речи о качественном образовании! – тезис из Программы министра образования и науки Б.Купешева. – Главная цель – за три года достичь 100% обеспечения основными учебниками всех школьников: в 2022 – 60%, 2023 – 80%, 2024 – 100%».

Так же KG Analitics приводит факты недостаточной оплаты труда педагогам и как следствие, нехватки высококвалифицированных педагогических кадров.

Это является первопричиной, почему молодые специалисты, обучившись на учителя, не идут работать в школу. А нехватка учителей в регионах наполняется “малограмотными” учителями, отсюда и мнение «Качество системы школьного образования не может быть выше качества работающих в ней учителей».

Помимо заработной платы, на качество работы влияют условия, в которых работает учитель. Есть нехватка часовой нагрузки в сельской местности, так как местные учителя-пенсионеры не торопятся освобождать место молодым кадрам, и им приходится заниматься другой деятельностью.

Инфраструктура школ желает лучшего. В основном в городах и сёлах действуют школы советской постройки, к некоторым из них сделаны пристройки. Многие здания требуют капитального, но обходятся косметическим ремонтом. Средства, выделенные государством, директора школ считают мизерными, и не покрывающими расходов.

Но, самое страшное происходит в городских школах, где в классах за одной партой приходится сидеть втроем, а в самом классе вместо положенных 25-30, сидят по 45-50 учеников! Из-за перезагруженности классов, некоторые школы работают в три смены. Отвечает ли это требованиям возрастной психологии? В таких школах работают учителя в две, а то и в три смены, чтобы получать соответствующую зарплату. Не в ущерб ли здоровью? Не повлияет ли на работоспособность, даже успешного учителя, такая нагрузка?

Системные изменения

Авторы исследования, в свою очередь, предлагают системные изменения для повышения качества школьного образования, а именно — переход к системе адресного финансирования — ваучерной системе, основанной на принципе подушевого финансирования (необходимость внедрения которой также отмечена в Послании Садыра Жапарова народу Кыргызстана от 5 мая 2021 года).

Ваучерная система (или система финансирования, в которой «деньги следуют за учеником») основана на закреплении за каждым учащимся школы именного (электронного) сертификата, подтверждающего следование за учеником бюджетных средств, в рамках которых ученик вправе получить гарантированный государством объем образовательных услуг.

Школьные ваучеры появились не только в Великобритании, но и Чили, а позднее в США, Колумбии и ряде других стран. Основными задачами образовательных ваучеров являются:

— расширение возможностей для потребительского выбора;

— развитие рыночных отношений в системе образования;

— повышение качества образовательных услуг;

— обеспечение прозрачности финансовых потоков в образовательной сфере.

Поскольку семьи могут выбирать, в какую школу отдать ребенка (и свой ваучер), а финансирование школ напрямую зависит при такой схеме от числа учащихся, школы вынуждены конкурировать за учеников, предлагая более качественные и разнообразные услуги. Кроме того, ваучеры позволяют осуществлять адресную поддержку наименее обеспеченных слоев населения, способствуя, тем самым, выполнению принципа социальной справедливости в обществе.

Второе предложение касается подготовки, повышения квалификации и профессионального развития учителей.

«Исходя из тезиса, доказанного многочисленными кейсами из разных стран мира: качество школьного образования зависит от качества работающих в ней учителей и качества преподавания. Эти решения не требуют увеличения финансирования, а направлены на эффективное распределение уже имеющихся средств и, возможно, приведут к экономии бюджетных средств.

Самое главное, предлагаемые решения имеют прямое воздействие на рост качества школьного образования:

  • пересмотреть системы подготовки будущих учителей;
  • предоставить право учителям повышать свою квалификацию в различных образовательных организациях;
  • предоставить право лицам, имеющим высшее образование, получать второе высшее педагогическое образование.

Как известно, в настоящее время в рамках инвентаризации законов проходят обсуждения действующих положений и нормативов всей сис-темы образования. Значит, надо бы обратить внимание на эти и другие моменты, взвесить, как следует, прежде чем делать выводы.

Айнура АСАНАЛИЕВА, «Кут Билим»

 

 

Поделиться

Комментарии