О проблемах с питанием и других издержках профессии учителя

  • 27.08.2024
  • 0

О проблемах с питанием и других издержках профессии учителя

Во время встречи министра образования с педагогами, проходившей в рамках августовской конференции, одна из учителей, поднимая вопрос о питании для учеников, отметила, что государству стоит уделять внимание и педагогам и предложила министерству рассмотреть вопрос открытия буфетов в школах для учителей.

Надо заметить, что вопрос о питании педагогов поднимается впервые и возможно, учитывая большую загруженность учителей, а также отсутствие в некоторых школах буфетов, проблема действительно заслуживает внимания.

Редакция решила выяснить насколько эта проблема актуальна в других странах и как она решается. Отметим, что вопрос касается только государственных школ. В частных образовательных организациях вопросы питания педагогов могут оговариваться в контрактах.

                Сразу скажем, что поиски ответов на этот вопрос на просторах интернета не дали сколь-нибудь ясного ответа, поскольку поисковая система выдавала только проблемы организации питания учащихся, но не педагогов.

Вместе с тем, наши учителя были не первыми, кто поднял этот вопрос.  Так, в начале прошлого года, в Беларуси, учителя  ряда школ выразили недовольство тем,  что им запретили покупать еду в столовых, где питаются ученики. Причина в том, что цены на блюда субсидируемые, и они установлены именно для детей.

Обращение педагогов вызвало, общественный резонанс. Минобраз Беларуси и местные органы власти вначале отказывались комментировать ситуацию, а позднее глава министерства анонсировал принятие поправки в Кодекс об образовании, устанавливающей все условия для такого питания.

Уже в феврале 2023 года депутаты белорусского парламента в двух чтениях приняли изменения в Кодекс об образовании, благодаря которым учителя и воспитатели могут питаться в столовых.  По сообщению пресс-службы парламента «Кодекс Республики Беларусь об образовании дополняется статьей 54-1 «Создание условий для организации питания педагогических и иных работников учреждений образования», предусматривающей право работников государственных учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования питаться в объектах общественного питания по месту их работы и наделение Правительства компетенцией на установление порядка организации такого питания».

Спустя некоторое время, правительство Беларуси утвердило порядок организации питания педагогических и других работников учреждений образования, соответствующее постановление Совмина №356 от 31 мая 2023 года официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале.

Согласно документу, педагогические и другие работники детских садов, школ (кроме училищ олимпийского резерва), специальных детских садов, спецшкол и специальных школ-интернатов, а также центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специальных учебно-воспитательных учреждений, которые финансируются из республиканского или местных бюджетов, могут платно питаться в столовых своих организаций один раз в день, но не в обязательном порядке, а по желанию. «Плата за питание будет взиматься в размере 100% от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного ученика старшей группы», — говорится в постановлении.

Таким образом, пример Беларуси, пожалуй, можно считать исключением, нежели общепринятой практикой.  Однако, в указанном случае, речь идет лишь об организации работы школьных буфетов, где учителя могли бы за свой счет, естественно, пообедать либо перекусить. На самом деле, если в деревенской или городской школе нет по близости пунктов общественного питания, то организация в школе буфета для учителей представляется необходимым.  Речи об организации питания педагогов бесплатно, в данном случае не идет.

Вместе с тем, поскольку проблема организации питания педагогов была поднята, то значит она имеет место быть, пусть не повсеместно, но тем не менее. Об этом свидетельствуют и проведенный нами опрос местных педагогов. Так, по мнению учителя столичной школы Гульнары (по просьбе респондента мы не будем называть номер школы и фамилию), бесплатное питание для учителей было бы неплохим бонусом, но всё-таки еда за свой счёт у педагогов – это норма. «Конечно, бывают дни, когда из-за большой нагрузки нет времени сходить пообедать в ближайшей столовой или кафе, поэтому, если есть место, где можно перекусить, то это удобно. Школьный буфет в таких случаях выручает.»

— Работа учителя не заканчивается с окончанием уроков в школе. Дома приходится готовиться к завтрашним урокам, писать порой совсем никому не нужные отчеты, проверять тетради. Плюс к этому нескончаемые домашние работы: готовка, стирка, уборка и много еще чего. Поэтому, если бы организовали учителям питание было бы хорошо, но это будет наверное сегодня неисполнимо. Может в перспективе, когда у государства будут такие возможности. — говорит Анара К., сельская учительница.

На самом деле, решать проблему сегодня и незамедлительно вряд ли получится, если учесть, что в рамках модернизации системы образования Кыргызстана, сегодня первостепенными являются вопросы издания учебников, строительства школ, обучения и переобучения педагогов. И всё же, представляется, вопрос с организацией здорового питания педагогов, требует внимания, если принять во внимание последние исследования ученых. Так, согласно исследованию доктора медицинских наук Е.А.Гревцовой, профессию учителя впору включать в список вредных для здоровья специальностей, наряду с шахтерами и сотрудниками химических производств. Об этом свидетельствует неутешительная статистика, которую ученая приводит в своей научной работе:

-Учителя проводят на ногах 79 процентов рабочего времени;

-Разговаривать приходится в среднем 3,5‒4 часа в день — громко или очень громко;

-Номинально рабочий день учителя длится 6‒7 часов, но его фактическая продолжительность — 10‒12 часов;

-У 80 процентов учителей гиповитаминоз, так как зарплата и рабочий график не позволяют обеспечить полноценное питание;

2/3 учителей испытывают постоянный стресс. Самый высокий уровень стресса — у директоров и завучей, выше среднего — у преподавателей точных наук, лингвистических дисциплин и учителей начальных классов;

-В среднем педагогический коллектив на 85 процентов состоит из женщин, а это значит, что помимо рабочей нагрузки на учителей ложится еще и бытовая — домашние дела и родительские обязанности. Неудивительно, что у педагогов не хватает ресурсов на элементарную заботу о себе и своем здоровье;

-50 процентов учителей спят меньше шести часов в сутки при восьмичасовой норме;

-Только 14 процентов учителей делают утреннюю гимнастику;

-Каждый пятый педагог ест только два раза в сутки, каждый второй — три, хотя правильным считается четырех- или пятиразовое питание;

-80 процентов учителей не могут позволить себе ежегодный отдых в санатории или на море — а именно такой отпуск полноценно восстанавливает здоровье.

Закономерный итог: только 12 процентов учителей-женщин и 26 процентов учителей-мужчин в российских школах считают себя здоровыми. Остальные жалуются на головные боли, першение в горле, бессонницу, изжогу, плохой аппетит, боли в желудке или области сердца.

К издержкам профессии ученый относит профессиональные заболевания, распространенные среди педагогов. Это:

-Психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении;

-Заболевания голосообразующего аппарата: ларингит, фарингит;

-Утомление глаз, снижение остроты зрения, близорукость, синдром сухого глаза;

-Хроническую венозную недостаточность;

-Остеохондроз;

-Синдром хронической усталости;

-Вирусные и простудные заболевания.

Болезни органов дыхания составляют 26 процентов всех заболеваний учителей, болезни органов кровообращения — 18 процентов, болезни органов пищеварения — 15 процентов, болезни нервной системы и органов чувств — 12 процентов, инфекционные и паразитарные заболевания — 12 процентов.

У педагогов со стажем менее пяти лет чаще всего отмечают ОРВИ, нейроциркуляторную дистонию, подъемы артериального давления; у педагогов со стажем 10‒15 лет диагностируют гипертонию, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, стенокардию, неврозы.

К развитию заболеваний приводят повышенные нагрузки на опорно-двигательный аппарат, органы зрения, слуха и речи. К факторам риска относят также ненормированный рабочий день, постоянное эмоциональное напряжение и многозадачность.

Данные, приведенные ученым, конечно, удручающие и требуют  пристального внимания к проблеме здорового питания учителей…

 

Сейитжан Апышев

«Кут Билим»

 

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии