НЕПРИГЛЯДНЫЕ ИСТОРИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ

  • 21.12.2022
  • 0

Да, недавно нешуточная борьба разгорелась за кресло директора Национального исторического музея (НИМ). При этом борьбу ведут люди, далекие от исторической науки и музейного дела. Видимо, их подогревает мысль о возможности незаконного обогащения за счет некоторых музейных экспонатов, в особенности, археологических. Ведь не зря в последнее время они штампуют копии ценных археологических артефактов, включая и изготовленные из золота. Иногда эти копии сделаны неквалифицированно, являются жалкими подобиями оригиналов, но их цены зашкаливают пределы разумного. Они, таким образом, опустошают еще и казну страны?!

НЕПРИГЛЯДНЫЕ ИСТОРИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ

 

Деньги… из ноги Будды

 

Например, по заказу музея была изготовлена реконструкция скульптуры Будды с городища Красная Речка. На самом деле, во время раскопок были найдены только ноги в скрещенном виде, но на которые «водрузили» реконструкцию тела сидящего Будды целиком. Скульптуру сделали с нарушениями буддийских изобразительных канонов, поэтому она имеет несколько претенциозно комичный вид. Реконструкция сделана из глины на камышовой (или соломенной) основе, но ее стоимость была оценена в 870 000 сомов!!! И сейчас она, уже трескаясь, разрушается?!

Невольно возникает вопрос, а сколько же стоят копии золотых и бронзовых художественных предметов, которых они «отштамповали» немало, при этом без опознавательных знаков, что это копии? А как теперь отличить, где оригиналы, а где копии?

Необходимо отметить, что все эти археологические артефакты являются материалами Института истории, археологии и этнологии НАН КР, добытые трудом археологов. Но ни один директор, начиная с А.Исраиловой, не соизволил пригласить сотрудников института для консультаций при организации выставок и других мероприятий, связанных с археологическими экспонатами. Штампуют копии как свои личные кухонные предметы, при этом представляя, в каких странах они побывают за счет государства с выставками этих копий. Видимо, отсюда такая жестокая борьба за кресло директора, с применением всех способов, отметая элементарные этические нормы поведения!

НЕПРИГЛЯДНЫЕ ИСТОРИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ

 

Полная безответственность

Выложили видео, с обгоревшими экспонатами из подвала, сброшенными туда после пожара 2016 г. Ведь сильно пострадал от пожара этнографический материал: кийизы, ширдаки, тушкийизы, одежда и мн. другое конца XIX — начала XX вв., что руководство музея всеми силами старается скрыть. И мумию они захоронили с целью сокрытия обгоревших, видимо, наиболее ценных материалов. Посмотрите видео, где захоранивают мумию. Носилки большого размера, покрытые тканью, несут, пошатываясь, 12-14 человек и полностью скидывают в яму. А ведь мумия — это остатки из костей и кожи небольшой женщины, высохшей за более чем полторы тысячи лет и весившей, возможно 5-6 кг. Это преступление века для Кыргызстана, совершенное тогда министром культуры Т.Казаковым и руководством музея!

Однако, К.Алмакучуков решил акцентировать внимание не столько на пострадавших вещах, а на археологических, выложив письма бывших к тому времени и.о. директора Г.Абдыкалыковой и Ж.Бакашовой. Видимо, таким образом, он хотел подключить Институт истории, археологии и этнологии НАН КР к своей борьбе. В видео показано, а в письмах говорится о ящике с человеческими костями, находящимися в затапливаемом подвале.

Думаю, необходимо дать разъяснения по этим письмам.

НЕПРИГЛЯДНЫЕ ИСТОРИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ

 

Археология без помещения

 

В свое время, когда академия наук располагалась в здании, где позже разместился исторический музей, а ныне Минкультуры, в подвальных помещениях были хранилища археологических находок. После переезда АН в новое здание, какая-то часть материалов оставалась там, так как хранилища продолжали считаться академическими и там, в основном, распоряжался и обитал археолог Д.Ф.Винник.

В 1986 г. из одного хранилища АН, без объяснения причин, были вывезены археологические материалы периода средневековья в те же подвальные хранилища под историческим музеем. Причины такого действия до сих пор не ясны. Но инициатива исходила от В.М.Плоских, В.П.Мокрынина и Д.Ф.Винника. После этого помещение хранилища АН более 10 лет пустовало. Во второй половине 90-х гг. его передали архиву АН и отдел археологии лишился помещения.

В 1992 г. исторический музей переехал в здание бывшего музея В.И.Ленина, но подвалы старого здания оставались быть хранилищами археологических фондов музея и материалов АН.

С начала 2000-х гг. руководство музея стало обращаться в Институт с просьбой освободить подвальные помещения старого здания от археологических материалов АН, но нам некуда было их перевозить.

Позднее, когда директором музея стала А.Исраилова, она неоднократно письменно обращалась к нам с просьбой освободить эти подвалы, писало и Минкультуры, занявшее часть здания, а также Дж.Ташибекова, директор Дома дружбы, расположившееся в другой части здания.

В течении 10 лет от нас требовали освобождения подвальных помещений музея от наших материалов! В 2011 г. нам удалось получить в академическом здании одно освободившееся подвальное помещение, куда мы и решили вывезти свои материалы. Во второй половине ноября 2011 г. по договоренности с директором музея А.Исраиловой мы начали подготовку материалов к вывозу.

А.Исраилова, обрадовавшись такому положительному исходу вопроса, издала приказ по музею о создании рабочей группы под руководством бывшего директора музея, а в то время зав. отделом реставрации Б.А.Абаскановой, куда входили зав. археологическим фондом музея Ж.Токказиева, реставратор Т.Усубалиева, молодой сотрудник К.Акматов (ныне археолог КТУ «Манас») и несколько рабочих музея. (см. фото).

Материалы одного помещения упаковывали и готовили к вывозу всей этой большой группой сотрудников музея и Института истории (см. фото). Материалы из второго помещения, которые были сильно повреждены из-за неоднократного потопа воды и потому покрытых толстым слоем плесени и грязи, готовились к вывозу уже частью группы, т.к. от работы в холодных, сильно продуваемых и совершенно заплесневелых условиях, часть сотрудников музея стали избегать. Эти материалы приводились в порядок и готовились к вывозу в течение более трех месяцев: с ноября 2011 по конец февраля 2012 г. Сотрудники отдела археологии НАН КР (всего 3 человек) в течении 3 месяцев каждый день ходили в музей и вместе с сотрудниками музея приводили в порядок материалы, обедали с ними и общались.

 

Загубленные экспонаты

 

НЕПРИГЛЯДНЫЕ ИСТОРИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ

Археологи еще в полевых условиях нумеруют и упаковывают находки, а в хранилищах помещают в специальные деревянные лотки и распределяют по коллекциям. В таком виде они и были вывезены в 1986 г. из АН. А в хранилищах музея мы получили материалы сильно перемешанные, без упаковок и номеров, без указания объектов и годов раскопок, покрытые толстым слоем плесени и грязи из-за неоднократных потопов. Фактически этот материал уже был беспаспортным и непригодным для научных исследований и это был исключительно керамический материал во фрагментах. Таким образом был полностью загублен труд целого поколения археологов 50-70 гг. Тем не менее, нами была отобрана часть материалов, которая поддавалась очистке от плесени и другой грязи и подготовлена к вывозу.

Третье помещение, где также хранились наши материалы, нам не открыли. К тому времени А.Исраилова и Н.Претеева, зав отделом археологии музея, видимо, уже разработали свой хитроумный план, чтобы не отдавать оставшуюся часть и закатили громкий скандал. И это после трех месяцев работы в хранилище по согласованию с директором и ее приказу! А. Исраилова с жуткими громкими криками, визгами и оскорблениями, предъявила нам претензии о незаконности наших действий! Вдруг она забыла о своих письмах с просьбой забрать материалы, заявлениях о том, что музей не является камерой хранения для материалов АН, о приказе по созданию рабочей группы. Такое базарное, нелогичное и беспринципное поведение А.Исраиловой объясняется только желанием оставить у себя материалы из третьего помещения, а там были и металлические артефакты, которые никаким образом не оформлены официально, а значит могут быть предметами торговли, чем они и занимались долгое время.

НЕПРИГЛЯДНЫЕ ИСТОРИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ

 

Нескончаемые скандалы и разруха

 

С тех пор клика А.Исраиловой льет лживые обвинения в адрес отдела археологии Института истории о том, что мы вывезли материалы музея, да еще в неизвестном направлении и не испросив разрешения у Министерства культуры!? При этом не задается вопросом, а откуда могут быть материалы музея, если музей никогда не организовывал исследовательских работ, раскопок тех или иных объектов. Ведь весь археологический материал экспозиций музея и его фондов является материалом отдела археологии Института истории НАН КР. Почему мы должны были испрашивать разрешения у министерства, если оно никаким образом не имело отношения к нашему материалу и только требовало освобождения подвальных помещений, находящихся под их апартаментами? Да, и у музея мы не должны были спрашивать разрешения. Но мы с ними согласовали и работали с рабочей группой, которую Исраилова и создала. АХЧ музея по ее приказу привел нам нескольких рабочих, а когда подготовили материалы к вывозу, он же помог нам найти портер (не фуры, как они пишут). Рабочие музея грузили материалы в машину, затем в АН они же и выгружали, и заносили в помещение. Стали бы сотрудники и рабочие музея работать на нас в такой пыли и грязи без приказа директора музея?

Через какое-то время, когда А.Исраилова стала раздувать этот скандал, комиссия в составе нескольких человек (главный хранитель музея, Н.Претеева, преподаватель КНУ О.Солтобаев и др.) приходили в отдел археологии и видели склад-помещение, куда были помещены привезенные материалы. После всего этого Исраилова и Претеева нагло заявляют, что мы самовольно вывезли музейные материалы, да еще в неизвестном направлении?!?

Исраилова и Претеева уже который год вводят в заблуждение Министерство культуры, Правительство КР и теперь уже весь народ, придумав свои мошеннические инсценировки, а чиновники, не анализируя эту информацию, верят их гнусным инсинуациям!

И что еще более удивляет, директора последних лет (2021-22 гг.) Г.Абдыкалыкова, Ж.Бакашова, К.Алмакучуков поднимают этот вопрос после 10 лет от тех событий, будучи не в курсе дела, также веря лживым заявлениям Исраиловой и Претеевой. А спросите у А.Исраиловой, почему же она сама в свое время не решила этот вопрос и не отдала нам этот ящик с костями? Почему 10 лет назад Исраилова с громким на всю площадь скандалом, воспротивилась нашему вывозу, а теперь использует всех, чтобы избавиться от ставшего ненужным им материала? И все, как марионетки, исполняют ее желания, тем самым становясь участниками ее мошеннических действий и гнусной лжи. Задайте вопрос Н.Претеевой, которая, не стесняясь громко заявляет, что она археолог уже с 50-летним стажем, организовала ли она когда-либо экспедиции, и какие объекты она исследовала, написала ли она хоть одну, пусть не большую, научную статью по археологии? Или хотя бы за 50 лет работы в музее, сколько коллекций она описала и привела в порядок, что является ее прямой служебной обязанностью. Ведь коллекции, которые были сданы в музей еще старшими нашими коллегами (не те, которые хранились в подвалах как наши материалы, а те, которые были сданы в музей для экспозиций и др.), до сих пор лежат не обработанные в течении 60-70 лет! А ведь все сотрудники музея считаются ведущими и даже главными научными сотрудниками и получают за это заработную плату!? В АН ведущими и главными научными сотрудниками могут считаться только доктора и кандидаты наук, внесшие большой вклад в науку.

К большому сожалению, интриги, ложь и наветы, постоянные громкие скандалы, разборки с криками, оскорблениями, проклятиями – основная деятельность А.Исраиловой и ее клики в музее. Поведение их похуже чем на любом провинциальном базаре.

При ней случились пожары, в которых пропала большая часть коллекций этнографических материалов, которые тоже были добыты этнографами Института истории, закопан ценный экспонат мумии и мн. другие неподобающие действия. И даже тот ящик с костями, который фигурирует на их видео, нам неизвестно откуда он и как попал в подвальные помещения под площадью. Ведь наши хранилища располагались под старым зданием музея и из двух помещений, которые нам открыли для доступа, мы выбрали весь свой материал. Тогда про эти новые подвалы под площадью нам было даже неизвестно. Так откуда этот ящик с костями и как он попал в тот подвал? Где остальные материалы из третьего помещения? У нас не вызывает никакого сомнения тот факт, что этот ящик с костями умышленно смонтирован и помещен в заливаемый подвал с целью очернения Института истории НАН КР. Почему не акцентируется внимание на сгоревшей многочисленной этнографии и др. материалах? А К.Алмакучуков решил воспользоваться этим в своих целях, потому что он тоже грешен желанием обогатиться за счет памятников археологии. Но об этом в другой раз.

Вот такие мошеннические инсценировки постоянно происходят в музее. Они в таких делах мастера, к сожалению, не в позитивных, творческих, созидательных для пользы музея, в, конце концов, научных, за которые получают не малую заработную плату.

Совершенно не объяснимо, почему А.Исраилова продолжает работать в музее и Министерство культуры полностью закрывает глаза на ее преступную деятельность. Значит, заинтересовано поддерживает такие беспорядки?

 

А Минкультуры?

 

Получается, что в Министерстве нет понимания о важности музея, о ценнейшем значении музейных фондов, на приобретение которых были затрачены огромные государственные деньги, о его научно-просветительской деятельности, как о центре культуры и просвещения страны, если раз за разом назначает директорами людей, не имеющих ни к истории, ни к музейному делу отношения. Ведь музей-то ИСТОРИЧЕСКИЙ, и должен заниматься сбором, хранением, научной обработкой материалов, экспонированием и пропагандой истории страны! А поскольку там не профессиональное руководство, то абсолютно неадекватная Исраилова, то экономист, теперь библиотекарь, музей все больше разваливается, так как в нем уже давно не ведется ежедневная, рутинная, но главная музейная работа. Все они думают только о «менеджменте», но «менеджменте» в своем личном понимании. Новая экспозиция после реконструкции музея, все тексты и подписи к ним были сделаны с грубейшими ошибками, неверно, и до сих пор не могут быть полностью выправленными.

Прежде всего, необходимо наладить музейное дело, научную обработку имеющихся материалов, научный анализ при приобретении новых материалов, атмосферу культурного взаимоотношения в коллективе, начиная с директоров и зам. директоров и многое другое. И только потом можно зарабатывать деньги на музейных материалах. Музейный менеджмент должен быть частью, а основным и главным делом учреждения – музейное дело, постоянная работа с фондовыми материалами, их пополнение.

Давно пора избавить музей от этой скандальной воровской клики, а ГКНБ обратить внимание на то, какой огромный ущерб нанесен государству этим неадекватным руководством НИМ, почему около 500 экспонатов из основного фонда музея пропали, почему некоторые предметы вывозились ими даже в соседнюю республику для продажи? Эти факты неоднократно доводились до министерства, но, удивительно, никакой реакции?!

 

Кадича Ташбаева,

зав. отделом археологии ИИАЭ АН КР 

Поделиться

Комментарии