МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН

  • 05.02.2021
  • 0
МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН

Обычная школьная жизнь начинается и заканчивается звонком “первым” и “последним”. А в трудовых буднях, самым желанным является звонок на перемену, особенно большую. Внезапно оживают движением и смехом, беготней и мелкими пакостями коридоры. Едва добежав до кабинета или перекусив на ходу булочку, ребята опять, по сигналу, попадают в “чудесный мирок”, в который уводит их следующий по расписанию учитель. Но независимо от того отличник он или ударник, первый это урок или последний, все дети с нетерпением ждут переменку. Что в ней такого особенного?

Все интересное происходит именно в эти незначительные пять минут: и первая любовь, и выяснение отношений на предмет “ кто самый первый” или “сильный”, и списывание домашки, и обмен мнениями, и знакомство с новыми друзьями, и игры по интересам ( резинки, скакалки, классики, шашки, шахматы…).

МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН

Самым запоминающимся, многозначительным и любимым временем школьной жизни, все — от мала до велика, называют перемену. Родители вспоминают как они в детстве, во время отдыха между уроками поливали цветы в горшочках, пионеры следили за подшефными октябрятами, комсомольцы следили за общим порядком школы и за дружинами пионеров – воспитывали друг друга. Они тоже влюблялись и успевали передавать записочки, даже своим одноклассницам, через младших, более шустрых ребят. Бегать, спускаться по перилам было запрещено и не нужно было повторять дважды. Правила работали даже там, где никто не мог увидеть.

Что изменилось? Та же школа, те же кабинеты, те же учителя, те же 45 минут урока и та же любимая переменка. Придя в школу, невольно вспоминаешь песню Валерия Леонтьева “А все бегут, бегут…” и оказываешься невольным свидетелем неподавляемого шума-гама, беспричинной беготни младших, вызывающего хохота старшеклассников, нахальной толкотни и непрерывного похода в столовую, где можно не только покушать, но и прогулять нежеланный предмет. Так же можно увидеть столпотворение возле туалетов, кабинета следующего урока, мимо которого невозможно пройти. Прозвенит звонок на урок и взмыленные, перевозбужденные, все еще смеющиеся или обиженные ученики заходят в класс. Дети гиперактивны и воизбежание особых случаев, в коридорах всех школ поставлены камеры наблюдения. Для организации к уроку детей после перемены, учителям, иногда, требуется значительно больше времени.

Отношение ко всему изменила пандемия COVID-19. За все время дистанционного обучения, дети скучают не столько по урокам, сколько по “шумным пятиминуткам”. Всвязи со сложившейся ситуацией, в новом 2020-2021 учебном году были сделаны вынужденные изменения в системе обучения. Ведущий специалист управления школьного и внешкольного образования МОиН Айнура Кусейинова отметила, что для первоклассников введен временный регламент 20 минутного урока и перемены от 5 до 10 минут, а для горячего питания отведено 20 минут. Учащиеся старших классов, а именно 5-9-11-е классы учатся тоже по 20 минут и по 10 минут перемены. Это мера санитарно-эпидемиологической предосторожности. В классах дети рассаживаются в шахматном порядке, а в классах с большим количеством, делятся на подгруппы в две смены. Всё, вроде, продумано, но ведь есть перемена! Несмотря на запреты, дети есть дети, и они хотят выплеснуть энергию, эмоции в своем социальном окружении, в кругу сверстников. Многие даже не задумываются, для чего нужна перемена? Вопрос один – мнений много.

Для чего нужна перемена?

Спрашиваем у учащихся, для чего нужна перемена:

— чтобы приготовиться к другому уроку, успеть перейти в другой кабинет (Альбина);

— чтобы отдохнуть, сходить в уборную, в столовую (Болот);

— чтобы проветрить класс (Улан);

— встретиться с друзьями из параллельного класса (Юля);

— чтобы настроиться на другой предмет (Айлен);

— поиграть (Дима);

— успеть повторить, дописать или списать домашнее задание…

Родители ответили также:

— дети должны отдохнуть и приготовиться к следующему предмету (Ирина);

— позавтракать, побегать (Антон);

— делать влажную уборку после каждого урока…

Слово соцпедагога:

— После 45 минутного сидения за партой в “надышанном” классе, концентрация внимания учащихся начинает снижаться, им нужна физическая встряска, вот они и носятся по коридорам и это естественная потребность растущего организма. Надо с пониманием относиться к активности детей и постараться направить в правильное русло, чтобы было с пользой для ребенка. Например: поставить столы с шашками, шахматами, выставить стенды с альбомными листами и палитрой для любителей рисовать, сделать интересные эстафеты, можно придумать массу интересного, но перемена в 5-10 минут может включить в себя лишь переход из кабинета в кабинет. А в период пандемии невозможен тесный контакт между детьми, — поделилась мнением Їмїт Мамытканова ( СШ №3 с. Арал, Тогуз-Тороуский район).

Что такое перемена?

Перемена в школе – перерыв между уроками для отдыха и подготовки к новым занятиям. В российских школах перерыв длится не менее десяти минут и 30 минут после второго или третьего урока. Так же допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Такую паузу в учебном процессе следует проводить с максимальной пользой для здоровья и развития: на свежем воздухе или в подвижных играх. В американских школах время отдыха между уроками длится по 30 минут после каждых двух уроков, они предусматривают время ланча и кофе. Проведя анализ активности на уроках в ряде стран, специалисты высказали мнение, что американские и финские школьники страдают гиподинамией – нарушением двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения при ограничении двигательной активности, снижения силы сокращения мышц. В Финляндии, где отмечают высокий уровень образования, в 2010-2012 годах была протестирована и принята государственная программа “Финские школы в движении”, призванная помочь детям вести активный образ жизни в течение всего учебного дня. Программа активно прижилась в образовательных заведениях и каждый день “активаторы перемены” вовлекают детей в активные игры. Ожидалось, что это будет особенно полезно ученикам с седьмого по девятый класс, которые нуждались в чем-то более уместном для их возраста и они взяли ответственность на себя, приглашая высказывать идеи, а затем выделяя время и место, чтобы они делали то, что им действительно интересно и не надо ходить в различные секции после уроков.

В 1980-82х годах я училась в школе № 24 г.Бишкек. Помню как наша большая перемена длилась 30 минут. Ставилась музыка и мы танцевали, а кто не умел или стеснялся, тот просто слушал. А еще в те годы была популярной песня Валерия Леонтьева “Гиподинамия”. Значит наше государство еще тогда начало практиковать активный и подвижный эффект в процессе обучения. Я не знаю как долго эта “музыкальная перемена” продержалась в моей любимой школе, но сейчас о таком перерыве в 30 минут нигде не слышно.

В век информации и коммуникации дети больше зависают над компьютерами и телефонами, мало общаются с друзьями и практически ведут малоподвижный образ жизни. Может стоит рассмотреть время отдыха во время учебного процесса, и обязательно ли сидеть за партой, сложив руки, целых 45 минут?

 

Айнура АСАНАЛИЕВА,
«Кут Билим»

 

Поделиться

Комментарии