КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ – КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

  • 08.04.2022
  • 0

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ – КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

Сайфудинов Бекмамат,

к.э.н., и. о. доцента

кафедры Теории и практики бухучета

Факультета экономики и финансов

БГУ имени К. Карасаева

 

 

 

В недавно созданном, ОАО «Национальная холдинговая компания «Наследие кочевников»» — со стопроцентным участием государства в уставном капитале, было объявлено, что в компанию приглашены молодые кадры и менеджеры, которые учились и работали за рубежом, с оговоркой о том, что их имена еще не озвучены.

Получается, что мы импортируем не только товары и услуги, но также и высококвалифицированных кадров, с той только разницей, что это не отражается в платежном балансе страны.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ – КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Напрашивается вопрос: зачем тогда нам иметь более 50 высших учебных заведений, 40 из которых являются государственными, а остальные частными. При этом ежегодно выпускаем 35 тыс. человек, из которых 30,3 тыс. чел. выпускаются из государственных образовательных структур и 4,7 тыс. человек из частных вузов. Самое интересное в последние периоды, мы ежегодно принимаем в вузы республики более 60 тыс. новых студентов, около 7 тысяч из них становятся студентами частных вузов. Все это происходит путем использования десятки тысяч профессорско-преподавательского состава (ППС), а расходы составляют почти четверть государственного бюджета республики!!! (более 40 миллиардов сомов в 2021 году). [1]

Печальнее всего является то, что все это получается «холостым выстрелом». Ибо, кроме самого выпускника, никого не интересует вопрос: Где они и что с ними? Да, есть ситуации, в котором некоторые вузы ведут статистику – «Кто, где трудоустроились». В конечном счете все это отражается на ситуации образовательного процесса республики, эффективность которой равна к нулю (рис. 1.). [1]

 

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ – КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Рисунок 1. Численность студентов образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования. (чел. на 10 000 населения)

Аналогичная ситуация вырисовывается также в образовательных организациях среднего профессионального образования, в которых ежегодно выпускаются порядка 25 тыс. человек рабочих специальностей. Здесь также, остается без ответно, вопрос: «Где и как они трудоустроились и каково их роль в социально-экономическом развитии страны?»

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ – КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Ситуация не является спонтанным. Ибо, к такой ситуации предшествовали определенные исторические социально-экономические события в республике. Из источников истории образования Кыргызской Республики, нам известно, что в 1958 году в 8 вузах обучались 15847 студентов, а в 1974/75 учебном году в 9 высших учебных заведениях Кыргызстана обучались по дневной форме – 49080 студентов, 29613 – по вечерней и 3990 – по заочной форме обучения. Но, уже в 2002/2003 учебном году численность вузов было увеличено до 46 единиц, общим объемом обучающихся 199000 человек, а в 2005/2006 учебном году вышеизложенная цифра достигла до 49 вузов, общей численностью обучающихся до 218300 человек!!! [2]

Все эти события сопровождались нормативно-правовыми изменениями, точнее обновлением и принятием новой редакции Закона Кыргызской Республики «Об образовании» в 1992, 2003, 2007 гг., а также последующим трехкратным обновлением Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), в котором было расширено академическая свобода вузов республики. Это осуществились в последствии принятия первого и второго поколения ГОСВПО, которые были в основном ориентированы на информационно-знаниевую модель, высшего профессионального образования и которая не оправдала себя. Вследствие чего было принято третья модель ГОСВПО, которая была ориентирована на конечный результат – на компетентность выпускников. [2]

Но, следует признать, что вместе с академической свободой, вузам также было предоставлена финансово-экономическая свобода, согласно принципа самофинансирования и самоокупаемости.

С точки зрения академической обоснованности, следует признать, что это был правильный выбор. Но, процесс не достиг своей цели. Ибо, история показала, что одним только констатированием академической, финансово-экономической свободы, а также формированием ГОС ВПО в соответствии международными образовательными стандартами, невозможно достичь достаточной компетентности выпускников вузов страны. Более того, именно данный аспект выступает как первопричина импортизации кадров в республику.

Дело в том, что система платного контрактного обучения в вузах подразумевает тесную непосредственную привязку деятельности высшего учебного заведения к уровню контрактного поступления. При этом вознаграждение труда профессорско-преподавательского состава (ППС) также тесно привязана к уровню контрактных поступлений. Более того, наем работников тоже осуществляется с учетом данного аспекта, т. е. учитывается сколько студентов было привлечено к учебе, тем или иным преподавателем. Самое главное, в процессе обучения, преподаватель также должен придерживаться правил: «не утратить набранную численность обучающихся». Иначе, отчисление студента за неуспеваемость будет отражаться напрямую на уровне финансово-экономического состояния высшего учебного заведения, что непосредственно будет отражаться, также и на уровне заработной платы ППС. Более того, социальные вопросы, увеличение уровня заработной платы работников вузов, может быть осуществлено исключительно путем увеличения контрактной суммы за обучение, что не всегда является популярным, ибо это опять же непосредственно связана с платежеспособностью обучающегося. По сути создается ситуация «Не руби сук — на котором сидишь». И главное, все понимают и невольно воспринимают такую ситуацию. При этом следует признать, что нивелируется один из основных принципов высшей школы: «трудно досягаемость». Иными словами, двери вузов должны быть открыты не всем, а только достойным и способным стать компетентными.

Бесспорно, и то, что проблема является комплексным и охватывает всю систему образования республики, включая начальное и среднее образование. Вряд ли кто либо, будет оспаривать по поводу того, что ситуацию необходимо выправлять. Однако, возможно окажется спорным вопрос — как это все осуществить?

Существуют разные подходы.

По нашему глубокому убеждению, сначала следует уточнить первопричину всех проблем. Первопричиной всего является наша собственная пассионарность. [3]

Иными словами, к вопросу вузовского и средне-специального образования мы подходим чрезмерно иллюзорно. Мы не имеем полного представления сколько нам требуется специалистов с высшим и средне-специальным образованием. Тем более, мы не учитываем какие компетенции и специальности необходимы для нашей экономики, в данных конкретных социально-экономических условиях. В конечном счете, все это, обуславливают нашу нынешнюю социально-экономическую и политическую ситуацию.

Следует заметить, сегодня на уровне государственного управления активно продвигается процесс принятия нового единого Закона «Об образовании», вместо пяти ныне действующих. Необходимость такого подхода является вполне обоснованным, т. к. анализ действующего нормативно-правового обеспечения образования республики показывает, что многочисленные не системные изменения норм и нормативов, привели к тому, что законы не полностью регламентируют деятельность образовательных структур, имеют законодательные пробелы, содержат внутренние конфликты и противоречия, дублируют, а порой и излишни и не всегда отвечают принципам справедливости и партнерства.

Учитывая такую ситуацию, целесообразно в новом Законе Кыргызской Республики «Об образовании» или в подзаконных актах необходимо отразить нормы нижеследующего характера.

В целях закрепления принципа государственного подхода к системе высшего профессионального образования и достижения высокой компетентности выпускников вузов, необходимо:

— сформировать Единый государственный научно-образовательный фонд Кыргызской Республики (ЕГНОФ КР), который будет сформирован за счет всех контрактных поступлений вузов республики, включая также и валютные поступления. При этом распределение и выделение средств ЕГНОФ КР на соответствующий учебный период, полностью должен быть осуществлен МОН КР и покрывать все расходы вузов, согласно плана и программы развития вуза и не может быть изменен в течении учебного периода. Дефицит ЕГНОФ КР, должен быть покрыт за счет средств республиканского бюджета. Основным критерием эффективности их использования, должен выступать компетентность выпускников, которая является условием трудоустроенности.

При разработке и реализации крупных государственных инвестиционно-инновационных проектов обязательно должен быть включен раздел — профессионально-кадрового обеспечения проекта, в котором отражается расчет необходимых компетенций и численность требуемых специалистов и механизмы их обеспечения. В рамках реализации данного инвестицонного проекта, должен быть разработан срочный государственный заказ на подготовку специалистов по данным компетенциям.

Думается, опоненты которые имеют иное мнение могут сказать, что — “Все это противоречит к принципам самостоятельности вузов республики”. Более того, имеются мнения о том, что существующая ситуация образовательного процесса республики — оберегает молодежь от многих не желательных проступков, и обуславливает их занятость — в том числе и ППС.

Только вот вопрос: Нужна ли нам такая самостоятельность, которая обуславливает экономическую зависимость страны?

Очевидно, что вопрос является риторическим.

  1. Публикации НСК КР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stat.kg/ru/
  2. Колбаев Канат Байболдуевич: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук Модель институциональной системы оценки качества образования и методика ее реализации в системе высшего профессионального образования. Бишкек – 2017
  3. Гумилев Л. Н. Конец и начало. М.: Издательство АСТ, 2018 – 512 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии